Издательский центр РОССАЗИЯ                контакты          написать нам           (383) 223-27-55


Мысли на каждый день

Мысль есть первопричина и венец всего творения. Мысли правят миром, следовательно, правят кармою.

Рерих Е.И. Письмо от 24.09.1935
"Мочь помочь - счастье"



Неслучайно-случайная
статья для Вас:

Актуально


Подписаться

Музей:         
                   
                   
Книги:         

 
 
 

СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д. Спириной на вопросы присутствующих на «квадратном столе» СибРО 27 февраля 2000 г.

Автор: Спирина Наталия Дмитриевна

Журнал: № 5-6 (253-254), Май-Июнь, 2015
Другие части статьи:ХРАМ НЕБА


Теги статьи:  ответы Н.Д. Спириной


Н.Д. Спирина у Храма Молений об урожае. 1940­-е гг.


Н.Д. Спирина на верхней террасе Алтаря Неба. 1940­-е гг.


Алтарь Неба


Н.Д. Спирина. 1940­-е гг.

Уважаемая Наталия Дмитриевна, расскажите, пожалуйста, об истории написания двух сонетов — «По дороге к Алтарю Неба» и «Алтарь Неба». Кто подразумевается под «Сыном Неба» в сонете «Алтарь Неба»? Не в этом ли храме есть изображение знака Триединства, как на Знамени Мира?

В 1940-е годы я была проездом в Пекине, жила там около недели, не больше. Там под городом есть совершенно изумительное сооружение Древнего Китая — Храм Неба [имеется в виду Храм Небесного Свода] и рядом с ним Алтарь Неба. Это было сооружено ещё в какие-то древние времена, когда были императоры. Император назывался Сыном Неба, считалось, что он был небесного происхождения. Эти сооружения — необыкновенной красоты. Храм Неба вам надо когда-нибудь увидеть, его не опишешь. Алтарь Неба — из белого мрамора, обрамлён красивым узором. В молитвенные дни или ритуальные периоды Сын Неба, то есть император Китая, прибывал в Храм Неба, восходил на этот Алтарь, становился на колени и молился перед своим Небесным Отцом. Раз он Сын Неба, значит, его Отец — Господь. Алтарь предназначался для того, чтобы Сын молился Отцу. Когда я там была, императоров уже не было и туда можно было восходить и ходить по этому Алтарю. И я, находясь под сильным впечатлением, увидев, как всё это красиво, написала два сонета. Представила, как Сын Неба необычайно торжественно приезжает и возносит молитвы перед своим Небесным Отцом. Вот такой экскурс в прошлое. Нам, приезжим, можно было пригласить гида, который водил нас по Пекину, — там очень много исторических мест, дивный летний дворец. И нам рассказывали эти легенды, на основании их я написала эти два сонета.

Это, наверное, пример того, как поэтический дар обладает способностью проникнуть в, казалось бы, незнакомую культуру, но, может быть, в прошлом Вы там были, потому что и атмо­сфера, и состояние переданы с поразительной силой...

Да, впечатление было очень большое. Я думаю, что мы, наверное, все перебывали в больших странах, и в Китае, может быть, мы воплощались. У меня есть стихотворение о Конфуции, он тоже мне так близок! В своё время он тоже жил под Пекином. Пекин — очень древняя столица Китая. Возможно, что мы и китайский период прошли, где-то воплощались в Китае. Потому что всё, о чём я писала, мне было очень близко.

Я желаю всем побывать в Пекине, именно в старом городе. Столько красот откроется! Летний дворец — это тоже чудо, а Храм находится под Пекином. Туда идёт транспорт, и там всегда есть наёмные гиды, которых можно взять на целый день, и он целый день будет вас возить по Пекину, всё вам рассказывать, правда, это было на английском языке, но, наверное, они и русский знают тоже.

Нужно было пройти территорию большого парка, в несколько километров, засаженного дивными деревьями, а Храм Неба — внутри этого огромного парка. Там очень красивые хвойные деревья — сосны, ели. Они стоят и благоухают. Идёшь по дороге — там ворота, надо в них войти и пройти около километра, пока дойдёшь до этих дивных сооружений. Туда нельзя въезжать на машине, а надо идти пешком, — так было тогда, в 1940-х годах. Идёшь и смотришь в это время на Храм Неба и уже настраиваешься на молитвенно-восторженный лад. Потому что он редкой красоты. Крыша синего цвета, это особый синий цвет, который по-английски называется рeking-blue — пекинский синий, он имеет какой-то необыкновенно красивый оттенок. Это не просто вульгарный синий цвет, а рeking-blue. И вот идёшь и смотришь на эту крышу, а потом вдруг видишь этот Алтарь. Солнце там очень яркое, там всё-таки южнее, чем у нас. И этот Алтарь до боли в глазах сверкает белым мрамором. И синее небо, и синяя крыша Храма, а внутри Храма — разноцветные колонны, изображения и небольшой алтарь, как и полагается в буддийских храмах. В общем, я всем вам желаю там побывать. Ведь в Китай, наверное, есть туристические путёвки.

Все, кто знаком с китайской и древнекитайской поэзией, могут подтвердить, что в Ваших сонетах поразительно передаётся это мироощущение.

Мне очень близка китайская поэзия, видимо, я была там. Вот такое впечатление было от этого сооружения необычайной красоты.


ПО ДОРОГЕ К АЛТАРЮ НЕБА

Сонет

Ведёт ко храму тихая дорога,
Вокруг неё старинных кедров ряд;
В торжественном безмолвии стоят
Они бессменной стражей у порога.

Кадильницей небесного чертога
Суровый их игольчатый наряд
Целебный, благовонный аромат
Струит веками благостно и строго.

По этому прекрасному пути
Из года в год, призывам гонга внемля,
Шли шествия, моленья вознести
Благому Небу за народ и землю.

И этой вдохновенною мольбой
Соединялись Небеса с Землёй.

АЛТАРЬ НЕБА

Сонет

Чудеснейшим из сказочных цветов
Под синим небом древнего Китая,
Сияющею белизной сверкая,
Расцвёл причудливый цветок Богов.

На изумрудной зелени лугов
Гимн в мраморе поёт, не умолкая,
О красоте заоблачного Края
На протяжении пяти веков.

Здесь Неба сын пред голубым Отцом,
Представ один в великом дерзновенье,
Молился за народ, страну и дом,
За урожай, за мир своих владений.

И Небу в дар на мраморный Алтарь
В благоговеньи простирался Царь.

1940-­е гг.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Собеседования. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы