Сердце – самый независимый орган, можно дать ему свободу к добру, и оно поспешит наполниться психической энергией. Братство, 290 |
Сейчас многие Рериховские общества вместо привычной формы правления (председатель, секретарь и т.д.) приходят к форме Совета, в котором сотрудники принимают решения коллегиально, на равных. У каждого своя дуга сознания. Каждый по отдельности пока не может достичь синтеза, а все вместе могут быстрее прийти к правильному пониманию.
Народная мудрость уже давно это поняла: «Один ум хорошо, а два лучше». Это формула как раз того, о чём мы говорим. В народной мудрости это давным-давно выкристаллизовалось. Тот же Совет — у каждого своя дуга, а когда они все вместе объединяются, может получиться круг. К чему мы стремимся? К синтезу, а он может быть образован из этих дуг и дать очень большие результаты. Община — это историческая необходимость. Раньше мы об общине не говорили, в последний год только начали так конкретно мыслить.
Путь нащупан — значит, надо только идти по нему, уже многое осознано. Большие затруднения бывают у тех, кто когда-то были председателями или руководителями, словом, единоличниками, против которых Совет и восстаёт. Какую борьбу придётся вынести с самим собой — просто не на жизнь, а на смерть, — только чтобы примириться с тем, что он больше не председатель, больше не указывает, не диктует, не направляет, а такой же равноправный член. Это уже привычка — быть руководителем, председателем, человек вошёл в эту роль и выйти из неё уже довольно трудно. Ведь ценность человека никуда не делась, а погоня за званиями — это стандартное мышление. Как сказано в книге «Зов», «Мои дети, придут к вам, и напишут вам, и явят вам, и унизят вас, и вознесут вас, но для вас мелькнут эти дорожные знаки, и обувь ваша очистится в снегах гор» (9 ноября 1921 г.).
Соломон — царь, властитель древнего мира, — знал, что «и это пройдёт» и что в следующий раз он может вовсе не быть царём. Сказано: в одном воплощении король, а в другом тот же самый дух — сапожник. Он может в разных воплощениях проходить разные испытания, разные опыты, потому что, как сказано, «лишь для совершенствования духа мы здесь» (Сердце, 400), то есть на земле. Значит, в одном случае надо усовершенствоваться в качестве сапожника, а в другом — в качестве короля, это тоже непросто. Мудрые относятся к этому как к естественной смене опыта и труда. Если человек всё время будет рождаться королём, то он будет весьма однобоким и не поймёт других. Чтобы понять других, ему надо всё самому испытать. «Сытый голодного не разумеет», как говорится, значит, надо поголодать, тогда поймём. Соломон говорил: «Всё суета сует и томление духа». Какое высокое сознание!
При любых взаимодействиях большую роль играет интуиция.
Как часто мы вспоминаем наше первое впечатление от человека. Часто оказывалось, что оно было верным — первое мгновенное впечатление, реакция, когда видишь кого-то в первый раз. Потом начинаешь с ним входить в контакт, беседовать, и это стирается. Но настаёт момент, когда вспоминаешь, какая всё-таки была первая реакция. Это, я думаю, каждый из вас замечает при встрече с новыми людьми или обстоятельствами, — то, что возникает первично, мгновенно.
Если у одного сотрудника в Совете больше развито чувствознание, может ли он настаивать на своём решении тех или иных вопросов?
Это зависит от членов Совета, примут ли они его чуткость или решат по-другому. Обычно Совет формируется из людей с гармоничным мышлением, гармоничных между собой, а иначе это не Совет. И поэтому, я думаю, всё-таки все будут чувствовать более-менее одинаково. В Совет не может попасть человек с диаметрально противоположным мышлением, Советы складываются естественно.
При общей работе шлифуется характер, приходится свои острые углы отшлифовывать, чтобы они не кололись. Потому что в Совете колоть друг друга никак нельзя. Это будет не Совет, а банка скорпионов. Это великая школа общины. Не теряя индивидуальности, мы шлифуем острые углы нашей личности, приучаем её считаться с другими, ведь многие просто этого не умели, а потому им приходится учиться. Это только на благо и на пользу, тогда легче жить. Потом, в конце концов, люди осознают преимущество общины.
Когда объединяются и делятся друг с другом, происходит обогащение. Учителя хотят быть сотрудниками, а у нас некоторые желают быть учителями или председателями и учат нас. А Они хотят быть не учителями, а сотрудниками.