Мысли на каждый день

Принимается слово хор как созвучие голосов, но может быть хор энергий, хор сердец, хор огней.

Мир Огненный, ч.2, 205

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Имена, вошедшие в историю эволюции человечества
ЯСНОВИДЯЩИЙ МЫСЛИТЕЛЬ ЯКОБ БЁМЕ. Часть II

Автор: Стройнова Юлия  

Другие части статьи: ЯСНОВИДЯЩИЙ МЫСЛИТЕЛЬ ЯКОБ БЁМЕ

Теги статьи:  Якоб Бёме

Якоб Бёме

В этой части статьи речь пойдёт об Учении первого немецкого философа Якоба Бёме.

Е.И. Рерих писала: «Все великие Учителя называются Спасителями Мира, ибо снова и снова Они указывают нам Путь Света, но помочь и охранить нас Они могут лишь поскольку мы сами принимаем Заботы Их о нас»1.

Свой первый философский труд под названием «Утренняя заря в восхождении...» Бёме написал в 1612 году. Это было итогом Откровения, посетившего его в 1600 году. «И запало мне в сердце написать об этом в памятном послании, хотя тяжело принудить писать своего внешнего человека. Я должен был обращаться с великой тайной как ребёнок, ходящий в школу. Внутри я видел это лежащим
в большой глубине. Ибо я глядел словно насквозь в хаос, но описание увиденного было для меня непосильным. Это жило во мне двенадцать лет как в растении и открывалось время от времени... И я вынес это наружу, и это разразилось, как ливень... Вот как это было со мной. Я записал то, что возможно было вынести наружу»2.

Затем последовало шестилетнее молчание, потому что магистрат и старший пастор Гёрлица, обвинив философа в ереси и конфисковав его рукопись, запретили ему впредь браться за перо. Но рукопись не канула в Лету, к тому времени она была уже несколько раз скопирована и продолжала своё хождение между друзьями Бёме. Он же, согласившись с требованиями властей, как честный человек, держал своё слово. Но начало Тридцатилетней войны всё меняет, Бёме возобновляет свои труды и пишет книгу за книгой. Ему отпущено только шесть лет жизни. «Я беру Небо в свидетели, что делаю лишь то, что должен делать, ибо Дух побуждает меня к этому, ибо я полностью пленён им и не могу от него защититься; таков я буду и впредь, что бы мне ни пришлось в связи с этим пережить»3.

За это время появляются рукописи «Описание трёх принципов божественной сущности», «О троякой жизни человека», «Сорок вопросов о душе», «Шесть теософских моментов», труд «Mysterium Magnum», насчитывающий почти 900 печатных страниц, книга «Путь ко Христу», вызвавшая гонения на её автора, а также многочисленные малые теологические трактаты, переписка с друзьями и единомышленниками и многое другое. Все работы, за исключением одной («Путь ко Христу»), первоначально распространялись только в списках, и почитатели Бёме до сих пор изумляются тому, что его наследие дошло до наших дней в полном объёме.

Ещё один вопрос мучает исследователей до сих пор — как простой сапожник, получивший только начальное образование, смог оставить после себя такое наследие. Для нас, изучающих Учение Живой Этики, ответ прост — Бёме не был обычным человеком в житейском понимании, он был посланцем Великого Братства.

«Я никогда не помышлял о том, чтобы что-либо узнать о божественной тайне, — пишет он другу, — я ещё менее того понимал, как это можно искать или найти... Я искал лишь сердца Иисуса Христа с тем, чтобы укрыться в нём от нападок дьявола, и настойчиво просил Бога о его Святом Духе и милости... В моём усердном поиске я претерпевал жестокие нападения, но скорее готов был расстаться с жизнью, чем отказаться от него. И были мне раскрыты врата, так что я в течение четверти часа увидел и узнал больше, чем если бы провёл многие годы в высшей школе, я был поражён и недоумевал, что со мной произошло, но в сердце своём хвалил Бога. Ибо я увидел и узнал сущность всех существ, основание всякой бездны: то есть рождение Святой Троицы, происхождение и изначальное состояние мира»4. «Я могу рассказать вам о том, что за свет открывается тому, кто узрит центр природы. Но никакое собственное разумение не позволит достичь этого»5. «В этом свете мой дух тотчас стал проницать всё и во всех тварях, а также в травах и растениях познал Бога, каков Он и кто Он и в чём воля Его. В этом свете возросло и окрепло моё желание описать сущность Бога»6.

В Учении это состояние называется ясновидением. Е.И. Рерих писала: «...пробуждение чувствознания... есть следствие тысячелетних накоплений, непрестанных духовных устремлений и самоотверженных жизней; следствие, отложенное в виде тончайших энергий в "чаше"»7. «...Лишь в случае богочеловека или Архата, при объединении разума с духовным сознанием можно применить термины — яснознание, ясновидение и яснослышание»8.

Природу вдохновения Якоба Бёме кратко можно выразить словами Апостола Павла: «И уже не я живу, но живёт во мне Христос».

В связи с этим вспоминаются слова замечательной подвижницы духа Терезы Авильской, которая жила в Испании в XVI веке. Вступив на путь Великого Служения, она говорила: «Жизнь моя кончилась, началась жизнь Бога во мне».

В книге «Зов» есть такие слова: «Единый судья ваш дух — в нём Бог»9.

И Якоба Бёме по жизни ведёт Святой Дух, и всё подчинено ему. «Я хочу дружески предупредить читателя уже во введении о большой тайне: если он не понимает описанных вещей, но очень хотел бы понять, пусть просит Бога о Его Святом Духе, чтобы просветил его. А без такого просвещения нельзя понять эту тайну, ибо в душе человека есть крепкий замок, который следует открыть; сделать это не может ни один человек, а только Святой Дух»10.

«Я пишу ради того, чтобы человек познал самого себя, познал, что он из себя представляет, что представляют собой Бог, небо, ангелы, дьявол и ад, а также гнев Божий и адский огонь, ибо мне дозволено проникнуть столь глубоко в писании об изначальном»11.

Перейдём к конкретным положениям Учения Бёме и попробуем сопоставить их с Учением Живой Этики. Е.И. Рерих писала: «Все Великие Учителя приходили, чтобы ускорить эволюцию человека. Сравните их Заветы и увидите, насколько они тождественны»12.

Человечество всегда искало ответ на вопрос — что есть Бог? Бёме предлагает мыслить о Нём не иначе, как «в качестве самого глубинного основания всех вещей, и всё же помнить, что Он не может быть определён до конца, даже если мы охватим взглядом всё сотворённое Им»13. «Глубину Бога не может измерить никакая тварь»14.

Когда же его спросили, каким образом он исследует эту глубину, Бёме сослался на слова Апостола Павла: «Дух исследует все вещи, равно и глубины Божества».

В письме Е.И. Рерих читаем: «...величественно представление древних о Боге, этом Непостижимом Начале всех вещей, этом Вселенском Законе, истинном Справедливом Начале, дающем каждой искре, исшедшей из Него, все свойства Свои...»15

А вот слова Якоба Бёме: «...Он от вечности и до вечности пребывает так неизменным, Он ещё никогда не изменился в своём существе и во всю вечность никогда не изменится. Он ни от чего не произошёл и не родился, но в вечности сам есть всё; и всё, что ни есть, произошло из силы Его, от Него исходящей»16. «...Если кто хочет говорить о Боге, о том, что есть Бог, то должен прилежно размыслить о силах в природе, и обо всём творении, о небе и земле, равно о звёздах и стихиях, и о тварях, которые произошли из них, также и о святых ангелах, о дьяволах и людях, о небе и аде»17. «...Он всемогущий, всепремудрый, всезнающий, всевидящий, всеслышащий, всеобоняющий, всеосязающий, всевкушающий Бог, в себе самом кроткий, приветный, любовный, милосердный и радостный, да, сама радость»18.

Е.И. Рерих писала: «Бог Махатм, Бог Космический, вернее, сам Космос, ибо не говорится ли, что Он Вездесущ, Всепроникающ, Всеведущ, и также всё в нём движется и дышит и имеет бытие»19.

Краеугольным понятием Учения Живой Этики является понятие сердца, ему посвящена целая книга, и наступающая Эпоха названа Эпохой Сердца. «Солнце есть Сердце Системы, также сердце человека есть солнце организма. Много солнц-сердец, и Вселенная представляет систему сердец, потому культ Света есть культ Сердца»20. «Сердцу Космоса равно сердце Архата. Огню солнца равно сердце Архата»21.

Якоб Бёме пишет: «...как Бог есть всё, и как всё от Него проистекает и исходит; Бог есть сердце...»22

«Полная глубина между Землёй и звёздами подобна сердцу человека... И Солнце — царь в сердце глубины, оно светит и действует в глубине таким образом, что создаёт жизнь, подобно тому, как сердце живёт в теле, так и Солнце и шесть планет образуют чувства и разум в глубине, а всё вместе становится как живой дух»23.

В Евангелии сказано, что человек создан по образу и подобию Божию. Бёме пишет об этом: «...человек создан по подобию и из силы Бога в Его троичности. Посмотри на твоего внутреннего человека, и ты увидишь это светло и ясно... ...В сердце твоём, в жилах и мозге пребывает твой дух; всякая сила, какая движется в твоём сердце, в жилах и мозге и в которой жизнь твоя, она знаменует Бога-Отца... Ибо как Отец рождает Сына из своей силы, и Сын светит во всём Отце, так и сила твоего сердца, твоих жил и мозга порождает свет, который светит во всех твоих силах, во всём твоём теле»24. «Человек — это малый мир в большом и имеет в себе все качества большого мира...»25

Об этом же — фраза из письма Е.И. Рерих: «Говоря о Лицах Троицы в философском смысле, раз Макрокосм и микрокосм едины, то каждый человек представляет собою не только первое, второе или третье лицо троицы, но, именно, он заключает в себе всю троицу...»26

Извечным вопросом для человека был поиск смысла жизни, своего предназначения, и Бёме уделяет этому немало страниц в своих рукописях: «От материнской утробы и в течение всей жизни своей человек не может найти для себя ничего более полезного и необходимого, чем понимание того, что он собой представляет: (1) что он есть, (2) из чего и от кого, (3) для чего он создан, (4) в чём его служение. (...)

При таком серьёзном рассмотрении человек изначально находится там же (1), где и другие создания,— всё происходит от Бога. И при рассмотрении всех тварей он найдёт (2), что он — самое благородное из всех созданий. И из этого он сможет понять (3), как Бог настроен по отношению к нему, ибо он сделал его господином над всеми тварями этого мира... Да, Бог дал ему самое высокое познание, так что он может заглянуть в сердце вещей и узнать, каковы их сущность, их силы и их качества... Сверх того, Бог дал ему разум и высшую чувствительность, чтобы он мог познать Бога как своего Творца: что Он, кто Он, каков Он и где находится... В этом высоком постижении заключается божественная мудрость, которая не имеет ни начала, ни конца, и в ней познаётся божественная любовь к человеку, и что Бог — его Творец, и чего Он ожидает от него в его делах и в прекращении дел. И полезно человеку допытываться до основания всех вещей, ибо в этом он познает и самого себя...»27 «И ни один человек не может оправдаться в своём невежестве, ибо воля Бога записана в нашем сердце»28.

Е.И. Рерих писала: «Самым великим заветом древности было — "Познай самого себя". Этот завет таким и остался. Человек, умеющий смотреть внутрь, познает и внешнее. А устремление ввысь укажет ему и верный путь»29. «Распознавание заповедуется всеми В[еликими] Учителями, и, конечно, оно должно начаться прежде всего с самого себя»30.

«Космос отражается в зрачке каждого глаза, и Бог почиет в каждом сердце»31, — сказано в книге «Зов».

Подытожим сказанное словами Е.И. Рерих: «...пока человек не поймёт всего величия своего происхождения, что он есть бессмертная частица Божественного Я, вечно меняющая свои формы, и не осознает ответственности своей, и что нет никого, кто мог бы простить ему его грехи или воздать по заслугам, и что лишь сам он есть создатель причин и следствий, сеятель и жнец всего сотворённого им, до тех пор человек будет породителем и насадителем того безумия преступности и развращённости, которое грозит планете нашей страшной гибелью»32.

Живая Этика говорит: «...без сердца мы шелуха погибшая»33. Об этом же пишет Бёме: «...всякое мудрование и искание воли Божией без обращения сердца — пустая вещь»34.

Все учения придавали большое значение молитве, которая является связью с Высшим Миром, приобщением к потоку благодати. Бёме пишет: «Нужны не длинные слова, но только верующая и готовая к покаянию душа, которая сознательно вручает себя милосердию Божию»35.

Также он предупреждает о неизбежности борьбы со своим низшим «я». «Хотящий прямо молиться должен отвратиться от всех тварей и предстать чисто с волею своею и умом пред Богом; в нём должна быть такая же решимость, какую имел бедный мытарь и блудный сын. И хотя плотский смысл говорить будет: нет! ты не будешь услышан, грехи твои слишком велики! Или: ещё не время, подожди немного, сделай прежде то и то, будет на то ещё время! Или: что ты молишься? ты не можешь с твоим желанием достичь Бога, потому что в тебе нет силы! Но ты не давай себя в обман; сила находится во внутреннем основании, в вожделении воли, и действует с Богом. Пребудь только в тишине и держися Господа, и сила наконец проникнет в тебя так, что ты почувствуешь её в сердце твоём и возблагодаришь Господа»36.

В книге «Аум» читаем: «Существует мнение, что молитва есть нечто отличное от обихода: между тем она есть основа жизни. Без связи с Высшим Миром немыслимо человечество — оно будет хуже зверей!»37

Теперь приведём слова Бёме об этом: «...человек должен непрестанно себе напоминать звание и состояние, в которое Бог его поставил, и все дела свои, начало, середину и конец оных, поручать Богу и творить с Богом. Подобно как сук у дерева силою корня пускает свои ветви и приносит плоды, так и он во всех своих начинаниях должен черпать силу Божественного источника и за всё благодарить Творца»38.

Всем нам известны слова из Евангелия: «И что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, когда в твоём глазу бревно». И Елена Ивановна Рерих часто писала, что «надо распинать себя, себя и только себя». В книге Бёме «Путь ко Христу» читаем: «Замечай только за своими словами и приметь, как твои уста тайно клевещут на другого и ты сеешь зло в кругу твоём, часто без всякой причины говоришь о другом худо, радуешься несчастью ближнего и ещё пособляешь оному; что всё есть когти дьявола, образ змея, которого ты в себе носишь»39.

Для Бёме речение Апостола Павла «Буква убивает, а Дух животворит» было не пустым звуком, а прочувствовано на собственном опыте, он прекрасно понимал, что церковь в большей степени была подчинена букве, и принадлежал к числу немногих, кто в то время был способен поставить этот диагноз и предложить необходимое лечение. «...Ведь ныне осталось то, что христианством только титулуется. Сердце же более жестоко, чем некогда у язычников»40.

Обращаясь к священникам, Бёме пишет: «Ваше проповедничество совершенно напрасно, ибо Хрис­тос посредством вашего слова не доходит до слушателей. Для того чтобы это произошло, вам нужно очистить ваши порочные рты от издёвок; потому что в хуле действует сатана. Христос же действует в чистой душе...»41

«...Христос не обитает в спорах, но Он пришёл к нам в благодати. И если мы приемлем Его подоба­юще, то и Он приемлет нас и тогда нет никакой нужды в спорах и мнениях, но Он хочет от нас единственно того, чтобы мы пребывали в Нём, и Он хочет пребывать в нас, а также чтобы мы любили себя в Нём, как Он любит нас в Себе...»42

Мы познакомились только с малой крупицей Великой Истины, принесённой Якобом Бёме человечеству. Каждый может приобщиться к этому источнику, его труды издаются до сих пор.

Как писала Е.И. Рерих, «высочайшие Духи, принявшие на Себя всю заботу за эволюцию человечества, непрестанно воплощались на Земле в тех или иных великих Обликах. (...) Для Земли всё должно быть совершено земным путём, в земных условиях»43.

Сейчас через великую семью Рерихов нам дано Учение Живой Этики, в котором говорится: «Признательность есть одно из самых реальных по последствиям понятий»44. «Когда Указываю на благотворность признательности, не Хочу сказать, что в ней кто-то нуждается, но она сама по себе содержит химизм благодати»45.

Так пошлём нашу признательность Великому Посвящённому — ясновидящему мыслителю Якобу Бёме.


* Окончание. Начало в № 12, 2014.

1 Письма Елены Рерих. Т. 2. Рига, 1940. С. 212 (8.06.1936).

2 Вер Г. Якоб Бёме, сам свидетельствующий о себе и своей жизни. Челябинск, 1998. С. 84.

3 Там же. С. 83.

4 Там же. С. 79.

5 Там же. С. 77.

6 Там же.

7 Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. С. 210 (6.05.1934).

8 Там же. С. 201 (5.05.1934).

9 Листы Сада Мории. Зов. 10 марта 1922 г.

10 Вер Г. Якоб Бёме... С. 97.

11 Там же. С. 106.

12 Письма Елены Рерих. 1932 – 1955. Новосибирск, 1993. С. 410 (7.05.1939).

13 Вер Г. Якоб Бёме... С. 132.

14 Там же. С. 115.

15 Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 310 (12.09.1934).

16 Бёме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. М., 1990. С. 41.

17 Там же. С. 25.

18 Там же. С. 41.

19 Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 311 (12.09.1934).

20 Сердце. 62.

21 Иерархия. 3.

22 Бёме Я. Аврора... С. 26.

23 Вер Г. Якоб Бёме... С. 115.

24 Бёме Я. Аврора... С. 47 – 48.

25 Вер Г. Якоб Бёме... С. 144.

26 Письма Елены Рерих. Т. 2. С. 316 (28.05.1937).

27 Вер Г. Якоб Бёме... С. 142 – 143.

28 Там же. С. 143.

29 Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М., 2006. С. 327 (1.02.1939).

30 Там же. Т. 7. М., 2007. С. 380 (24.01.1947).

31 Листы Сада Мории. Зов. 12 марта 1922 г.

32 Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 317 – 318 (12.09.1934).

33 Сердце. 389.

34 Вер Г. Якоб Бёме... С. 163.

35 Там же. С. 161.

36 Бёме Я. Christosophia, или Путь ко Христу. СПб., 1994. С. 52.

37 Аум. 42.

38 Бёме Я. Christosophia... С. 47.

39 Там же. С. 44.

40 Вер Г. Якоб Бёме... С. 173.

41 Там же. С. 169.

42 Там же. С. 168 – 169.

43 Письма Елены Рерих. Т. 2. С. 100 (28.12.1935).

44 Сердце. 95

45 Мир Огненный. I. 396.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Имена, вошедшие в историю эволюции человечества