Зло может быть искореняемо лишь добром. … Добро может вытеснить зло, тем пресекая его существование. Добро есть самое действенное, бодрое, неисчерпаемое, непобедимое начало. Мир Огненный, ч.1, § 592 |
Наталия Дмитриевна Спирина. 4 мая 2002 г.
|
Мы не знаем, которое семя взойдёт,
И на почву какую зерно упадёт,
И когда эти всходы дадут урожай...
Но на эти труды целой жизни не жаль.
Н.Д. Спирина
Поздним вечером 10 декабря 2004 года горестные телефонные звонки прорезали пространство Новосибирска и целого ряда других городов страны, оповещая о том, что в 22 часа 17 минут земной план покинула Наталия Дмитриевна Спирина. Это было десять лет назад.
С каждым годом многие из тех, кто знал Наталию Дмитриевну, — и непосредственно работающие в СибРО, и сотрудники из других городов — всё больше понимают, что возможность, дарованная судьбой, — общение с нею, тем более работа под её руководством — это только аванс, который надо оправдывать всей последующей жизнью. И пусть пока не во всех обстоятельствах удаётся поступать так, как одобрила бы Наталия Дмитриевна, мы вспоминаем её наставления и советы, собираем силы и идём дальше, зная, что никогда не будем оставлены и подсказка и Помощь обязательно придут, если делаем не во имя своё...
Как через джунгли мы идём к Тебе,
В переплетенье зарослей врубаясь;
И нет такого, кто бы шёл во тьме,
Не спотыкаясь и не ошибаясь.
Но поредеют заросли лиан,
Развеются обманные туманы,
И будет зрим заветный звёздный Храм
И Остров Белый в синем океане!
Н.Д. Спирина
О Наталии Дмитриевне можно говорить бесконечно, вспоминая её высказывания, реакции на события, оценки конкретных ситуаций, поступков и т.д. Описывая встречи с нею, которые запечатлела память, каждый пропускает виденное и слышанное через призму своего сознания, неизбежно накладывая своё личное восприятие, по-другому и не может быть. Но наряду с воспоминаниями людей, знавших её, есть возможность непосредственно ощутить сказанное ею. Совсем недавно вышел 5-й том полного собрания трудов Н.Д. Спириной, который так и называется — «Собеседования» (1991 – 1995 гг.). Читая некоторые её ответы на вопросы, задававшиеся рериховцами больше 20 лет назад, возникает чувство, что Наталия Дмитриевна обращается к каждому из нас, говорит это для нашего сегодня — времени, до предела насыщенного антагонизмами. Наш руководитель прямо указывала: «Все люди сейчас поделились на людей доброй воли и людей злой воли, независимо ни от национальности, ни от вероисповедания».
Она старалась пробудить чувство ответственности за свои мысли и действия в каждом, но особенно в тех, кто принял Учение как основу для своего духовного продвижения. Подчёркивая степень воздействия огненных энергий, идущих на землю, с которыми, если мы не будем сознательно улучшать себя, невозможно будет справиться, приводила слова апостола Павла, сказавшего: «Праведник пусть святится ещё, а грешник пусть сквернится ещё».
«Башней духа» называла Наталия Дмитриевна будущий Музей Н.К. Рериха, который, тогда ещё в чертежах, только-только начал слагаться. Говорила: «Нам нужны сотрудники разных степеней, и мы объединяемся на совместном труде». Постоянно обращала внимание на то, что «самая тяжёлая часть борьбы — это бороться с собой и создавать должную атмосферу в Обществе». Приводила примеры мучеников, страдавших за веру во Христа, которые при всех терзаниях «не сдавались и не валили всё на своих палачей... А нас никто и не пытает, и не жжёт, и диким зверям не кидает на растерзание, но мелочи тоже могут разъединять». «Это общая беда: нас стараются раздёрнуть. Как только стараются раздёрнуть — значит, это от тёмных. Тёмные работают на разъединение. Если мы это поймём, то будем этому сопротивляться, а если не поймём, то будем приписывать это нашим ближним. А когда поймём, то будем с себя спрашивать. Разъединения никак допустить нельзя».
В конце сентября 1993 года Наталия Дмитриевна, давая очень определённую характеристику времени, твёрдо сказала и о надежде: «Сейчас ведь такая тьма! Россию сознательно и планомерно губят, но, значит, что-то должно случиться, и это прекратится. Уже многое осуществилось и ещё больше осуществится — всё, что Сказано». Наверное, для тех, кто услышал тогда эти слова, они послужили к укреплению духа, ведь буквально через несколько дней, 3 октября, в Москве произошло кровопролитное столкновение — результат противостояния между двумя политическими силами. До настоящего времени происходят подобные события, вновь гибнут люди, и пусть это другое государство, но тревога за будущее нашей страны и мира в целом от этого не становится меньше.
Наталия Дмитриевна говорила о том, насколько гибельна для нашего духа пассивность, и в первую очередь — пассивность мысли: «Никакой пассивности сейчас и в помине быть не может. Если мы будем пассивны, мы погибли. Только активизироваться и быть более активными. А о том, где наша защита, об этом так много сказано, особенно в книге "Зов"».
Она взывала ко всем, кто мог её услышать. Подумаем: почему одной из важнейших задач Сибирского Рериховского Общества Наталия Дмитриевна считала организацию издательства? Она прекрасно понимала, насколько больше людей могло получить через журнал информацию, которую она считала самой необходимой. В годы совершенного безденежья, когда, казалось бы, не просматривались никакие перспективы, она призывает: «Мы должны объединиться вокруг издательского дела... И когда мы все объединимся на газете, то наши усилия породят и условия. Они примагнитят эти условия. Я имею в виду и финансы, конечно».
Журналы, вышедшие за эти годы, рассказывают о том, как протекала деятельность СибРО, фиксируют многие события, произошедшие с тех пор, — очень тяжкие порою, но сколько было и радостных!
Нам нельзя забыть и о второй глобальной задаче, о которой не раз говорила Наталия Дмитриевна, — «объединение всех Рериховских обществ в одну мощную, сначала всероссийскую, а потом и мировую общину».
Мы являемся свидетелями того, как в далёких от Новосибирска городах образовываются небольшие рериховские группы, сотрудники которых, никогда не встречавшиеся с руководителем СибРО, только познакомившись с её трудами, естественно, как само собой разумеющееся, сразу приняли её своим наставником и учителем.
И мы все вместе, объединившись в её памятный день, благодарим нашего Руководителя и Учителя на все грядущие века и во всех мирах за то, что она воплощала и будет воплощать собой для нас то Звено, ту Руку Помощи, которая нам была протянута, чтобы мы могли духовно выжить, и в беспредельных проявлениях, из жизни в жизнь, познавать «возвышенную радость бытия, далёких звезд зовущие края».
Подготовлено редакцией