Мысли на каждый день

Язык понимания и сочувствия откроет первые Врата Беспредельности.

Беспредельность, Предисловие

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Имена, вошедшие в историю эволюции человечества
ДЕРЗНОВЕННЫЙ ПОЛЁТ МЕЧТЫ

Автор: Башкова Наталья  



Теги статьи:  космос

Будущее человечества, будущее Космоса, есть ли что-либо более священное?!

Учение Живой Этики1

Счастье, совершенство и могущество космоса — вот цель всякого существа, вот предмет наших стремлений, деятельности и осуществлений.

К.Э. Циолковский2

Феномен русского космизма — необыкновенно красивая, самобытная страница в истории нашей культуры второй половины ХIХ – первой половины ХХ в. Одним из главных принципов философии этого направления явилось активно-творческое, эволюционно-преобразовательное отношение к человеку и миру.

К отличительным чертам русского космизма относят пантеизм, любовь ко всему живому, осознание единства и сложного взаимодействия всех частей космоса, идею его бесконечно восходящей эволюции, концепцию космической (многоуровневой) природы человека и бессмертия его духовной сущности, направленность на разумное управление мировыми процессами, признание закономерной неизбежности распространения цивилизации за пределы Земли. В русском космизме нравственные ценности отечественной культуры соединяются с научно-техническими достижениями.

Русский космизм воспринял и на новом уровне развил древние мечты человечества о надземных полётах. Тысячи лет как бы беспочвенных фантазий, робости и неверия не погасили дерзновенной идеи о полёте человека над Землёй, а последние века второго тысячелетия только расширили представление о нём: ещё выше и дальше — в космическое пространство.

Исследователи космизма обращают внимание на знаковое совпадение: фамилия по отцу мыслителя Н.Ф. Фёдорова (1829 – 1903), создавшего первую оригинальную религиозно-философскую концепцию русского космизма, была Гагарин (он внебрачный сын князя П.И. Гагарина). Таким образом, первый Гагарин, Николай, в ХIХ веке мыслью устремился в космос, а второй — Юрий — в Х веке полетел физически...

Между этими двумя выдающимися именами располагается плеяда замечательных деятелей русской культуры: учёных, писателей, поэтов, композиторов и художников, прозревавших будущие достижения человечества.

Традиционно выделяют три основных течения русского космизма.

Первое — религиозно-философское: философия общего дела Н.Ф. Фёдорова и её развитие в трудах А.К. Горского, Н.А. Сетницкого, В.Н. Муравьёва, философия всеединства и софиология В.С. Соловьёва, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, философия духа и творчества Н.А. Бердяева. Совершенствование мира как объективная историческая задача человечества подразумевает социальное воплощение идеала Богочеловечества, которое в единстве и сотворчестве с Богом продолжает дело миротворения.

Ряд исследователей относят к этому течению и Учение Живой Этики (Агни Йоги), принесённое в мир Н.К. и Е.И. Рерих (1920 – 1940-е гг.), однако более целесообразным представляется наделение его особым статусом.

Второе течение — естественно-научное: Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.Г. Холодный, В.Ф. Купревич и др. Будучи крупными учёными, эти мыслители вели свои разработки на стыке данных естественных наук, научных гипотез и философских обобщений. Здесь идея несовершенства земного бытия актуализирует необходимость создания конкретных научных средств разумного управления эволюцией планеты и человека (преодоления природных катаклизмов, болезней, смерти и т.п.).

Третье течение — поэтически-художественное, воплощённое в прозе (от предтеч XVIII в. М. Щербатова, В. Лёвшина к А. Беляеву и А. Толстому в ХХ в.), поэзии (от М. Ломоносова к Ф. Тютчеву, А. Фету, К. Бальмонту, В. Брюсову, М. Волошину, Вяч. Иванову и др.), музыке (А. Скрябин, С. Рахманинов) и живописи (Н. Рерих, группа художников «Амаравелла», М. Чюрлёнис и др.). Человеческое воображение в слове и образе, звуке и цвете стремится расширить горизонт сознания, откликнуться на космические зовы и веления, охватить сложность и многомерность земного бытия, чутко воспринять его сокровенные тайны. Символы, знаки, ощущения и предчувствия космистов направлены на отражение иной — надземной реальности, вносят в наш мир новые ценности и новую красоту.

Художники группы «Амаравелла» (А.П. Сардан, Б.А. Смирнов-Русецкий, П.П. Фатеев, С.И. Шиголев, В.Т. Черноволенко и В.Н. Пшесецкая) писали в своём манифесте, что их «творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса», который предстал у них не холодной бездной, но живой, согретой любовью, родной ойкуменой (от др.-греч. — заселённый людьми мир). Они были убеждены, что космическая реальность откроется человеку не путём рассудочно-формального анализа, но посредством вчувствования и внутреннего сопереживания.

Естественно, что в мировоззренческих построениях космистов делалась опора прежде всего на интуицию, как духовную, так и научно-техническую. Творческое дерзание и чёткая мысль, как луч прожектора в ночи, первыми освещают пути будущих свершений — небывалых, но потенциально возможных. Идеи правят миром. Коллективная мысль человечества сумела создать к середине ХХ века мощное напряжение творческого усилия, взметнувшегося ракетой к небесным просторам.

Как не бывает следствия без причины, так не бывает достижения без упорства мысли и труда. «Нужно научиться мечтам — этим высшим росткам мысли. Дерзнём! Не убоимся мечтать в высоте»3, — призывал Н.К. Рерих (1874 – 1947), великий художник и мыслитель-космист, личная встреча с которым послужила художникам «Амаравеллы» мощным толчком для творческого вдохновения. Более того, если человек точно знает, чего он хочет, то сила устремления и самоотверженности превращает мечту в самоприказ. Учение Живой Этики утверждает нас в мощи внутренних сил человека и отзывчивости одухотворённого космоса: «...каждая мечта уже есть самоприказ, и Великие Силы поспешат на помощь смелому подвижнику»4. Пламенно идущий к своей мечте — достигает.

Убеждённость Н.К. Рериха в том, что многие из открытий учёных «в основе своей имеют не только расчёт, но именно высокую жизненную мечту»5, находит лучшее подтверждение в судьбе К.Э. Циолковского (1857 – 1935)6. Учёный неоднократно подчёркивал, что разработанные им ракеты и скафандры — лишь вспомогательные технические средства воплощения идей его космической философии, которую он развивал всю свою жизнь и посвятил ей множество философских работ. Его технические изобретения и вдохновляющие мысли были с успехом использованы конструкторами ракетно-космических систем С.П. Королёвым, В.П. Глушко, М.К. Тихонравовым и другими и принесли ему заслуженную славу «отца» космонавтики.

В философских концепциях русских космистов большое место занимает понимание глубинного многоуровневого единства космоса, всех его частей и форм жизни. Соответственно человек предстаёт закономерным результатом его многообразных динамических преобразований.

В.И. Вернадский писал в своей знаменитой работе «Биосфера»: «Лик Земли... собирает всюду из небесных пространств бесконечное число различных излучений, из которых видные нам световые являются ничтожной частью. ...Кругом нас, в нас самих, всюду и везде, без перерыва, вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь, идут излучения разной длины волны — от волн, длина которых исчисляется десятимиллионными долями миллиметра, до длинных, измеряемых километрами. ...Космические излучения вечно и непрерывно льют на лик Земли мощный поток сил, придающий совершенно особый, новый характер частям планеты, граничащим с космическим пространством.

Благодаря космическим излучениям биосфера получает во всём своём строении новые, необычные и неизвестные для земного вещества свойства... Древние интуиции великих религиозных созданий человечества о тварях Земли, в частности о людях как детях Солнца, гораздо ближе к истине, чем думают те, которые видят в тварях Земли только эфемерные создания слепых и случайных изменений земного вещества... Твари Земли являются созданием сложного космического процесса, необходимой и закономерной частью стройного космического механизма, в котором, как мы знаем, нет случайности»7.

А.Л. Чижевский также видел истоки земной жизни и её преобразований в космосе. В работе «Земное эхо солнечных бурь» он отмечал: «...процесс развития органического мира не является процессом самостоятельным... замкнутым в самом себе, а представляет собой результат действия земных и космических факторов, из которых вторые являются главнейшими, так как они обусловливают состояние земной среды. В каждый данный момент органический мир находится под влиянием космической среды и самым чутким образом отражает в себе, в своих функциях перемены или колебания, имеющие место в космической среде. ...Мы окружены со всех сторон потоками космической энергии, которая притекает к нам от далёких туманностей, звёзд, метеорных потоков и Солнца. ...Развиваясь под непрерывными потоками космических радиаций, живое вещество должно было согласовать с ними своё развитие и выработать соответствующие приёмники, которые бы утилизировали эту радиацию, или защитные приспособления, которые бы охраняли живую клетку от влияния космических сил. Но несомненно лишь одно: живая клетка представляет собой результат космического, солярного и теллурического воздействий и является тем объектом, который был создан напряжением творческих способностей всей Вселенной. И кто знает, быть может, мы, "дети Солнца", представляем собой лишь слабый отзвук тех вибраций стихийных сил космоса, которые, проходя окрест Земли, слегка коснулись её, настроив в унисон дотоле дремавшие в ней возможности. ...Жизнь же, как мы видим, в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики космоса на инертный материал Земли. Она живёт динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца — этой грандиозной совокупности туманностей, звёзд, Солнца и планет»8. Биение космического пульса ярко проявляется, по мысли А.Л. Чижевского, в многообразных циклических процессах неорганической и органической природы Земли (круговорот воздушных и водных потоков, суточные, годовые циклы и др.).

В своей космической философии К.Э. Циолковский ввёл понятие воли Вселенной. Он считал: «Нами распоряжается вселенная; её разрежённые газы образовали солнца, от солнц отделились планеты, на планетах зачалась жизнь, которая, развиваясь и совершенствуясь, создала человека и существ выше его. Мы сами, наши мысли, наши дела — есть творение вселенной. Также всё наше бесконечное прошедшее и такое же будущее образуется её волей. ...Наш Бог (космос) есть вечный, неизменный, живой, а мы его части и, значит, подобны ему. Можем ли мы перестать жить, если целое всегда живо! Смерть есть только переход одного состояния материи в другое... Простое переходит в сложное, сложное в простое. И это повторяется бесчисленное множество раз, так как время не имеет конца, как оно не имеет и начала. Наш Бог (космос), как и мы, его части, всегда были и будем»9. «...Всё порождено вселенной. Она — начало всех вещей, от неё всё и зависит. Человек или другое высшее существо и его воля есть только проявление воли вселенной. ...Если нам удаётся исполнить свою волю (например, построить дом. — Н.Б.), то только потому, что нам это позволила вселенная. Она всегда имеет множество способов и причин затормозить нашу деятельность (в силу её несовершенства. — Н.Б.) и проявить иную, высшую волю...»10

Мыслители-космисты отнюдь не считали землян венцом мироздания, но допускали их будущее существование в качественно новых формах (оболочках) в соответствии с законами и циклами глобальной эволюции. В.И. Вернадский в фундаментальном труде «Научная мысль как планетное явление» подчёркивал: «Для натуралиста разум... не есть и не может быть конечной, максимальной формой проявления жизни. Им не может явиться человеческий мозг. Человек не есть "венец творения"»11. К.Э. Циолковский также отмечал в своей масштабной работе «Этика, или естественные основы нравственности»: «Человек тоже преобразится, и старого, грешного человека, живодёра и убийцы уже не будет на земле. Будет его потомок совершенный, ангелоподобный»12.

Следует подчеркнуть, что ХХ век ознаменован не только техническим освоением видимого нами физического пространства, но и уникальными духовными прозрениями в инобытие Е.И. Рерих, Н.К. Рериха, К.Э. Циолковского и других, составившими ещё одну важнейшую линию развития человеческой культуры.

К.Э. Циолковский был убеждён в том, что в космосе за миллиарды лет эволюции образовались и сосуществуют разные виды материи, каждый из которых обязательно порождал разумных существ. Поэтому Вселенная наполнена сознательной жизнью, которая построена на основах, являющихся единственно целесообразными: это любовь, взаимопомощь, мудрость и гармония. Он был уверен, что «зрелые существа вселенной имеют средства переноситься с планеты на планету, вмешиваться в жизнь отставших планет и сноситься с такими же зрелыми, как они. Люди Земли когда-нибудь объединятся и всеми ими будет управлять один избранный совет под руководством президента, избранного советом»13. Основой же этики космоса, точнее, его сознательных существ является стремление к тому, «чтобы не было нигде никаких страданий»14 и «всякому атому Вселенной было бы только хорошо»15, а для этого ставится «одна цель: заселить вселенную совершенным миром для общей выгоды»16.

Учение Живой Этики также утверждает многомерность единой духо-материальной субстанции (основы) космоса, взаимообусловленность всех его форм и разнообразие населяющих его разумных существ. «...Космос, — отмечает Е.И. Рерих, — существует лишь взаимопрониканием и взаимодействием пространственных энергий, исходящих из неисчислимых миллиардов фокусов или цент­ров, наполняющих его и непрестанно образующихся в нём!»17 Человек предстаёт как «часть космической энергии, часть стихий, часть разума, часть сознания высшей материи»18. Дальнейшее развитие человечества, идущее в созидательном русле, непреложно откроет ему возможность гармоничного и мирного вхождения в космическое сообщество разумных существ. Формой их социальной организации, и в этом согласны многие космисты, является вселенская община (соборное единство), цель которой — расширение и утверждение творческого могущества разума и любви. В книге «Община» даются ёмкие целеполагающие формулы: «Общее дело есть Общее Благо»19; «Смысл общины в едином помысле о развитии мира»20.

Так, взаимоотношения космоса и порождаемых его законами человечеств имеют диалектический характер. С одной стороны, как писал К.Э. Циолковский, «судьба существа зависит от судьбы Вселенной»21. С другой, судьба Вселенной зависит от преобразовательной деятельности разумных цивилизаций. Е.И. Рерих подчёркивала: «При росте сознания и совершенствования человечества вся жизнь не только на нашей планете, но и в Солнечной Системе и Космосе развивается с прогрессирующей быстротой»22.

Следует отметить, что мировоззрение космистов удивительно оптимистичное и жизнеутверждающее. Главную движущую силу прогрессивных изменений земной жизни они видели в дальнейшем, всё ускоряющемся развитии научной мысли. В.И. Вернадский рассматривал научную мысль как планетарное и геологическое явление, способное глобально перестраивать структуру биосферы и созидать её новое эволюционное состояние — ноосферу.

Последователь философии Живой Этики Б.Н. Абрамов (1897 – 1972), составивший многотомные Записи мыслей Духовного Учителя, также подчёркивал: «Для мысли научной, базирующейся на знании Космических Законов, невозможного нет»23. Как и в других трудах мыслителей-космистов, здесь отмечается, что именно человеческое невежество часто было главным препятствием на пути научного прогресса: «Но вспомним Галилея, Коперника, Роберта Фултона, костры инквизиции и всех тёмных отрицателей и душителей мысли свободной — они так же не верили в возможности духа, открывающиеся смелому дерзанию. Но дух победил невежество, и потухли костры инквизиции, и поплыли пароходы, и, наконец, полетел человек. Много открытий и чудесных изобретений готовит человеку наука будущего»24.

Традиция Учения Живой Этики, утверждая безграничные перспективы науки, вместе с тем обозначает её новое важнейшее направление. Оно основано не только на техническом освоении объективного мира, зависящем от возможностей аппаратов и приборов, но связано с развитием на современном этапе самого древнего пути познания — изучения внутренней, духовно-психической природы самого человека. «Когда многие земные аппараты придётся уничтожить, вследствие вреда, — подчёркивает Духовный Учитель, — тогда настанет время приблизить человечество посредством природного аппарата. Аппарат есть первичная ступень. Истинное завоевание, когда дух заменит все аппараты. Вооружить человека без единой машины, это ли не завоевание?! Грамотный буквою может действовать лишь на поверхности земли, — грамотный духом может действовать вне границ»25. «Люди будут искать решения космических проблем научно-техническим путём, — записывает Б.Н. Абрамов. — Путь правилен. (...) Но цель... — вооружить человека без единого аппарата, ибо в микрокосме его сосредоточено всё, все самые совершенные и мощные аппараты, которые когда-либо сможет создать человеческая мысль. Но их надо привести в действие»26. «В человеке всё: вся механика и техника Вселенной»27. «Все Законы Космоса сосредоточены в человеке; изучая его микромир и всё, заключённое в нём, подойдёт человек с помощью точной науки к познанию Космоса и Беспредельности, в которой он заключён»28. «...Мысль должна проникнуть в мир бесконечно большого и в мир бесконечно малого и объединить то и другое в едином космическом понимании жизни»29. Так в размышлениях космистов получает новое обоснование древняя идея о величественном соответствии и гармонии человека и мироздания как микрокосмоса и макрокосмоса. Также мы видим, как чётко обозначаются два крыла научных изысканий: микромир, мир элементарных частиц, этих тончайших пучков энергий, и макромир, мир гигантских галактических структур и астрономических расстояний.

Углубление в структуру земной материи, в микромир — характерная черта философских размышлений космистов. К.Э. Циолковский писал о мельчайшей частице материи — «атоме-духе», в котором «преобладает энергия, а не масса»30. Учение Живой Этики постулирует существование единой всеначальной энергии (духо-материи) с широчайшей градацией от плотных до тончайших её состояний, неуловимых современными аппаратами31. Даже мысли и чувства человека облекаются в тончайшую психическую энергию. Она же участвует в формировании тонкой оболочки его сознания, автономной от физического тела.

В философии Живой Этики сама планета Земля предстаёт космическим кораблём, где взращиваются семена высокоорганизованной разумной жизни. Многомерная природа бытия и человека позволяет нам в самих себе и из себя развивать необходимые оболочки, которые, подобно специальным скафандрам, дадут возможность полётов и существования в пространствах бо́льших измерений. Б.Н. Абрамов предвидел: «Будущее человека — полёты. Будущее означает не только суждённое преображение мира, но и преображение самого человека. Удел человека — летать, и не только на самолётах или космических кораблях, но и в своём тонком теле... Будущее человека сияюще. В этом будущем можно жить, и стремиться к нему, и о нём вдохновенно мечтать»32.

Общее представление о природе тонкого тела может дать процесс мышления, очувствованный нами как отдельное от физического тела состояние (например, во время приятных воспоминаний или сосредоточенного решения сложной задачи). Движущие силы тонкой оболочки человека — мысль и чувство. Изучение их свойств и законов развития, а также их целенаправленное совершенствование и повышение нравственного уровня ведут к формированию тонкого аппарата. Он призван в будущем служить универсальным носителем человеческого сознания, который с лёгкостью преодолеет пространственные и временны́е препятствия физического мира и позволит перемещаться в глубинах многомерного космоса. В Живой Этике подчёркивается: «Пусть мысли приобретают полезные полёты. Нужно воспитывать их, чтобы дальние расстояния не смущали мыслителей. (...) ...Мысль должна не только охватить Землю, но и любить мысленные полёты к дальним мирам»33. «Сущность устремления к дальним мирам заключается в усвоении сознания нашей жизни на них. Возможность жизни на них является для нашего сознания как бы каналом приближения»34.

Задумаемся, откуда художник и мыслитель черпают образы и идеи будущей жизни или никогда не виденного ими инобытия? Как композитор может слышать звуки своего нового произведения, ещё даже не записанного им на нотных листах? Не из всевмещающего ли пространства? То, что кажется сейчас невозможным и фантастическим, на самом деле уже давно является целью лучших деятелей искусства: посредством силы мысли и воображения достигать неисчерпаемого источника идей и вдохновения и постоянно свободно пребывать в этом утончённом пространстве красоты и мудрости. Так перед нами возникают новые дерзания и мечты — следующие вершины на бесконечном пути эволюции человечества, куда ведёт нас глубинная интуиция выдающихся творцов подлинной Культуры...


1 Община. 199.

2 Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. Калуга: Золотая аллея, 2001. С. 278.

3 Рерих Н.К. Держава Света // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 17.

4 Надземное. 838.

5 Рерих Н.К. Легенды // Держава Света. Священный Дозор. С. 62.

6 К.Э. Циолковский прослеживал подобный же путь развития мысли: фантазия — расчёт — исполнение. Он писал: «Сначала идут мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчёт. И уже в конце концов исполнение венчает мысль» (Циолковский К.Э. Собр. соч.: в 4 т. М., 1964. Т. 4. С. 208).

7 Вернадский В.И. Биосфера // Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2003. С. 355.

8 Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1976. С. 31 – 33.

9 Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. С. 297.

10 Там же. С. 53.

11 Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Биосфера и ноосфера. С. 355.

12 Циолковский К.Э. Этика, или естественные основы нравственности // Космическая философия. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 75.

13 Там же. С. 58.

14 Там же. С. 185.

15 Там же. С. 116.

16 Там же. С. 206.

17 Письма Елены Рерих. Т. 1. Новосибирск, 2019. С. 460 (30.04.1935).

18 Беспредельность. 155.

19 Община. 7.

20 Агни Йога. 29.

21 Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. С. 226.

22 Рерих Елена. Космологические записи // У порога Нового Мира. М., 2000. С. 239.

23 Грани Агни Йоги. 1958 (II). 970 (Новосибирск, 2013).

24 Там же. 1954. 476 (Новосибирск, 2017).

25 Листы Сада Мории. Озарение. 2 – IV – 8.

26 Грани Агни Йоги. 1958 (II). 505. См. также: Там же. 1954. 476.

27 Там же. 1952 (I). 96 (Новосибирск, 2013).

28 Там же. 1958 (II). 970.

29 Там же. 481.

30 Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. С. 237.

31 См., напр.: Грани Агни Йоги. 1958 (II). 500: «Материя столь же многообразна в своих проявлениях, как разнообразны лица людей. Принципы макро- и микрокосмические аналогичны. (...) Тайна материи скрыта в атоме. В нём заключена Беспредельность. Сущность его, или центр, касается высочайших вершин Мироздания. Тайны его людям знать не дано, хотя они научились применять некоторые из его энергий. В атоме Невидимый Мир сочетается с видимым, и невидимое становится материальным. Частицы, составляющие атом, уже силы Незримого Мира. Мир Тонкий и Астральный из них состоит».

32 Грани Агни Йоги. 1966. 366 (Новосибирск, 2018).

33 Аум. 242.

34 Община. 44.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Имена, вошедшие в историю эволюции человечества