Когда идут за грибами, не ищут орехов – так нужно знать каждый час самое нужное. Мир Огненный, ч.1, 413 |
Е.В. ФАЛЁВ, кандидат философских наук, г. Москва
В настоящее время мир вошёл в период переустройства на новых экономических и политических основаниях. Но для всех мыслящих людей ясно, что эти основания производны от основ духовных.
России, просто для того чтобы выжить в этот период пертурбаций, необходимо заново осознать свои духовные основы, своё историческое предназначение, сформулировать «русскую идею», вокруг которой можно было бы консолидировать общество перед лицом вызовов времени.
Те, кто сегодня говорит о русской идее, опираются прежде всего на понятие «традиционных ценностей», которые Россия отстаивает в противовес оторванным от традиции модернизму и постмодернизму. Это ценности человечности, справедливости, совести, настоящей семьи, материнства. Обращение к традиционным ценностям — очень важный шаг в правильном направлении, и он уже вызвал обоснованную тревогу идеологов старого мира, которые почувствовали в лице пробуждающейся России угрозу единовластию своих базовых ценностей индивидуальной свободы, частной собственности и права силы для её защиты. Пытаясь сохранить своё единовластие, Россию пытаются изолировать те, кто присвоил себе право говорить от имени «цивилизованного мира». Но мы помним, что говорил Н.К. Рерих о понятиях «культура» и «цивилизация», и знаем, что понятие «цивилизованного мира» покрывается более высоким понятием «культурного мира» — единого здания мировой культуры, столпами которого являются древнейшие культурные традиции. И не случайно, что новое мировое объединение строится именно с участием стран — носительниц этих древних традиций — Индии, Китая, России. «Цивилизованный мир» пусть остаётся, Россия же будет одним из ведущих строителей нового культурного мира, из которого её никто не сможет исключить.
Сейчас нужны следующие шаги по обоснованию, развёртыванию и распространению подлинных ценностей, которые сохранила в неприкосновенности душа русского народа. Эти ценности не изобретены в России, они принадлежат общей евразийской культуре духа, а по сути являются общечеловеческими.
Обоснование ценностей одной лишь традицией недостаточно, ибо в прошлом можно найти немало мёртвых предрассудков. Нужно новое обоснование ценностей, которое поможет отделить в традиции отжившую шелуху от жизнеспособного зерна.
Новое обоснование подлинных ценностей Нового мира, которые Россия сохранила в своей душе и теперь должна поделиться ими с миром, можно найти в Учении Живой Этики, Учении Жизни. «Учение Жизни» — первое название Учения, данное в первых книгах Учителем. Оно названо так и потому, что исходит из самой жизни, из её самых насущных потребностей, и потому, что обращено к жизни и в жизни должно применяться как путеводная нить. Но главное значение состоит в том, что по смыслу это название тождественно более поздним определениям — «Живая Этика» и «Агни Йога», поскольку Учение утверждает огненную природу Жизни как космического принципа. «Учение Жизни» есть то же, что «Учение Огня», или «Учение Огненной Жизни».
Живая Этика — не первое Учение Жизни. Каждое подлинное духовное учение может быть названо «Учением Жизни». Базовые принципы Учения Жизни являются общими для каждого подлинного духовного учения прошлого и настоящего. И эти же базовые принципы составляют наиболее родные для русской души понятия и ценности. Полезно их сформулировать в самом общем виде так, чтобы вокруг них можно было объединяться и использовать их как ориентир в государственном строительстве и в мировом переустройстве в целом.
1. Жизнь — высшая ценность. Учение Жизни и называется так, поскольку провозглашает, что высшей ценностью является сама Жизнь во всём многообразии её проявлений1. Это многообразие не равноценно, ведь есть жизнь духовная, интеллектуальная, эмоциональная и телесная. Из них наибольшей ценностью обладает жизнь духовная, поскольку она наполняет смыслом, значением и ценностью все прочие проявления жизни. Но наивысшей ценностью обладает максимально возможная полнота проявлений жизни, когда интенсивная духовная жизнь выражается в гармоничной мощи жизни интеллектуальной, эмоциональной и телесной.
2. Жизнь есть дар свыше. Жизнь, как явление Вселенское, божественное, не принадлежит человеку, так как не имеет земного происхождения и является даром, который требует от человека заботы и приумножения в труде самосовершенствования.
3. Жизнь непрерывна. Соответственно жизнь не кончается со смертью земного тела, но имеет продолжение, и судьба этого продолжения должна заботить человека, ибо она зависит от его дел, слов и мыслей на земле. «...Каждый Великий Учитель говорил о непрерывности жизни»2.
4. Сбережение жизни — высший долг. Попечение о жизни, сбережение жизни как ценнейшего дара и как источника всякой ценности становится главным нравственным императивом.
Из этих базовых принципов можно вывести все нравственные основы так называемых традиционных ценностей. Так, например, семья и материнство являются важнейшими ценностями, поскольку они выступают условием рождения новой жизни, а значит, условием полноты жизненных проявлений. В то же время, скажем, гомосексуальные связи объективно, а не только в силу традиционного предрассудка, обретают отрицательное нравственное значение, поскольку не порождают жизнь, замыкая человека в круге эгоистических интересов или даже низменных потребностей. «Семья во всех Учениях указана как устой всего будущего. Истинно, кроме всех прочих значений, семья есть рассадник кармических уз. Тем самым Учение будет неполным, не утвердив значение семьи. Нужно увидеть семью как очаг сознательности и сотрудничества»3.
В межчеловеческих отношениях общинножитие, завещанное Преподобным Сергием, сотрудничество (кооперация), великодушие (вмещение и неотрицание) — главные условия сохранения и роста жизни и потому важнейшие нравственные понятия Учения Жизни. Русскому человеку, который в суровых природных условиях и в многочисленных оборонительных войнах прекрасно усвоил требования выживания, эти понятия всегда были родными.
Из того, что жизнь растёт и развивается непрерывно, переходя в своём развитии в новые сферы проявления и обретая новые качества, следует признание принципа Иерархии, поскольку Иерархия — это и есть совокупность ступеней Жизни, растущей в беспредельности.
В этот год, когда мы отмечаем 700-летие со дня рождения Св. Сергия, нужно прежде всего ещё раз сказать об отношении Живой Этики к христианству и в особенности к русскому православию. Сам образ Св. Сергия, равно как и образ Христа, показывает, что у Живой Этики и у подлинного христианства один Учитель, а следовательно, одно Учение по сути. Отличаются они только по исторической форме. Как писала Е.И. Рерих своим корреспондентам: «Учение Христа ни в чём не расходится с учением Живой Этики...»4; «...Все Учения исходят из Одного Источника»5.
В отношениях между духовными учениями существует такой важный феномен, как кульминирование. «Могут спросить, в каком отношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую? Скажите — каждое столетие даётся, после явления подробного изложения, кульминация заключительная, которая фактически движет миром по линии человечности. Так Учение Наше заключает "Тайную Доктрину" Блаватской. То же было, когда Христианство кульминировало мировую мудрость классического мира и Заповеди Моисея кульминировали Древний Египет и Вавилон. Только нужно понимать значение узловых Учений»6.
«Кульминирование» означает, что новое учение утверждает себя преемником одного или нескольких прежних, полностью вмещая при этом истинное содержание этих прежних учений. В каждом духовном учении есть хранители буквы и носители духа. Между хранителями буквы различных учений возможны разногласия и даже конфликты. Но между носителями духа учений всегда будет достижимо взаимопонимание.
Учение Живой Этики является непосредственной кульминацией Теософии Е.П. Блаватской. Однако, обращаясь к более широкому историческому контексту, мы можем сказать, что, поскольку это Учение дано для России и на русском языке, его можно также рассматривать как кульминирующее продолжение всей русской духовной традиции. А когда мы говорим о русской духовной традиции последнего тысячелетия, то прежде всего речь идёт о православной духовной культуре, но также и об остальных традиционных религиях народов России.
Мы можем и должны говорить о едином Учении Жизни в его различных исторических формах, при этом значение православия, так же как традиционного буддизма и ислама, никоим образом не отрицается и не оспаривается, напротив, обретает новое звучание и новую силу для каждого мыслящего человека, имеющего чуткую совесть. Характерный для модерна и постмодерна конфликт между разумом и верой, интеллектом и духовностью теперь теряет силу, ибо полнота проявлений жизни предполагает гармоничное сотрудничество и интеллекта, и чувствознания, сверхразумной интуиции, называемой в религиях «верой».
Учение Живой Этики, как Учение узловое, вмещает и продолжает духовные идеи не только православного христианства как Учения Жизни, но и всех главных мировых Учений Жизни, начиная с древнейшей мудрости Вед, древнеегипетской мистериальной традиции Тота-Гермеса, Закона Моисея, Учения Будды, Благой Вести Христа. «Явим понимание Учений жизни. Как Моисей приносил достоинство человеческое, как Будда устремлял к расширению сознания, как Христос учил полезности отдачи, и как Новый Мир устремлён к мирам дальним!»7
Поэтому Живая Этика есть первое духовное учение, которое осуществляет синтез всех Учений Жизни прошлого. И поэтому Живая Этика является первым Учением, которое не только на словах и в теории, но по сути и по задачам своим является универсальным и всемирным, миростроительным.
И поэтому Живая Этика как Учение Жизни как нельзя более полно отвечает и универсализму Русской Души, принимающей в себя весь мир, и универсальности Русской Идеи, обращённой ко всему миру. России предназначено стать водительницей и ориентиром для всего мира на пути переустройства на принципах Новой Эпохи, собирательницей культурного мира. Россия лишь тогда будет соответствовать своему предназначению, когда она осознает свою ответственность за ход мировых событий и найдёт универсальный язык, на котором сможет обратиться к человеку в каждом уголке планеты и быть понятой. До сих пор навязанный человечеству универсальный язык состоял из понятий собственности, силы и удовольствия. Этот язык всем понятен, но лишь потому, что обращён к низшей природе человека. Новый универсальный язык Учения Жизни будет состоять из понятий жизни, красоты, рождения, роста, созидания, сотрудничества, великодушия, человечности. Каждый духовно здоровый человек естественно опирается на эти понятия в узком круге семьи, пусть даже и неосознанно. Однако на уровне мирового строительства до сих пор преобладают самые звериные инстинкты под лживым прикрытием красивых фраз. В Новую Эпоху произойдёт, и уже происходит, построение культурного мира на принципах жизненности, и Учение Жизни, вновь возвещённое через Россию, станет знаменем Новой Эпохи.