Пусть будет каждое ваше снисхождение и вашим восхождением. Надземное, § 847 |
Путник-друг, пойдём вместе.
Община. Введение
Говоря о Японии, мы можем употреблять слово Прекрасное.
Н.К. Рерих. Держава Света
...По зелёным предгорьям, вдоль шумящего белопенного потока, от сверкающих снежных вершин, идёт человек. В одной руке он держит посох, в другой — бережно несёт чёрный Камень. Лицо путника измождено, ноги — босы... На нём монашеский плащ и загадочный знак на груди.
Таким предстаёт перед нами на картине Николая Рериха один из самых неизвестных для нас подвижников — Иенно-Гуйо-Дья.
В 1924 году, в Сиккиме, Н.К.Рерих создал серию картин «Знамёна Востока», объединяющую образы основателей мировых религий, святых и подвижников разных народов. Среди них была и картина «Иенно-Гуйо-Дья — друг путников», которая долгое время оставалась неразгаданной. Сам Николай Константинович в книге «Алтай–Гималаи» указал только, что подвижник этот из Японии.
Но ещё ранее, в 1911 году, Рерих написал стихотворение «Заклятие», включённое в цикл «Священные знаки», в котором был упомянут Иенно-Гуйо-Дья.
Камень знай. Камень храни.
Огнь сокрой. Огнём зажгися.
Красным смелым.
Синим спокойным.
Зелёным мудрым.
Знай один. Камень храни.
Фу, Ло, Хо, Камень несите.
Воздайте сильным.
Отдайте верным.
Иенно Гуйо Дья, —
прямо иди!1
Но кто такой Иенно-Гуйо-Дья? Когда он жил и чем был знаменит? Ответа не было.
В 1993 году в Новосибирск приехал из Японии Джеф Кларк, знаток японского буддизма, возглавляющий Японское Общество Рериха. Тогда же он встретился с Наталией Дмитриевной Спириной — известным рериховедом, поэтом и прозаиком — и впервые пролил свет на историю загадочного подвижника.
Несколько лет спустя в Сибирское Рериховское Общество пришло письмо из Северодвинска от Дмитрия Викторовича Савченко. Он также интересовался образом Иенно-Гуйо-Дья и просил нас рассказать о нём подробнее, но сведений было очень мало. Д.В.Савченко подключился к исследованию и потом прислал нам свои изыскания.
И вот что удалось узнать об одной из самых загадочных картин Н.К.Рериха.
В книге «Напутствие вождю» сказано: «Благосостояние народов складывается около одной личности. Примеров тому множество во всей истории, в самых различных областях. Многие отнесут это несомненное явление к личности как таковой. Так поступают близорукие, но более дальновидные понимают, что такие собиратели не что иное, как мощь Иерархии»2.
Легенды древней Японии повествуют, что отшельник Иенно-Гуйо-Дья, изображённый на картине Н.К.Рериха, — это знаменитый князь Шотоку, или Сётоку-тайси (574–622), — выдающийся японский государственный и религиозный деятель, святой, философ и законодатель, основатель японского буддизма, отец японской нации, с деятельностью которого был связан расцвет Японии как государства3. Он был любимым героем фольклора Японии4. Его сравнивали с Буддой, Конфуцием и Христом5. Его жизнь была загадочна и расцвечена преданиями.
Сётоку-тайси, что означает «святая добродетель»6, — под этим именем вошёл в историю князь Умаядо, который родился в 574 году в Ямато, древней японской столице. Он принадлежал к одному из самых влиятельнейших японских кланов — роду Сога. Официальная хроника «Нихон сёки» сообщает также, что Сётоку заговорил с рождения и имел способность предугадывать ещё не свершившееся7.
Страной в то время правила Суйко, тётка Сётоку, — первая в истории Японии женщина, взошедшая на императорский трон в 592 году8. Но государственные дела мало увлекали её, она занималась изучением тайных наук и обратилась к племяннику с просьбой принять на себя управление страной. Сётоку с юности также стремился стать монахом и уйти от мира, но не мог отказать ей и дал согласие9.
В 593 году Сётоку был объявлен наследным принцем. Годы правления Сётоку дали мощный импульс японской государственности и расцвету японской культуры.
Сётоку называли столпом японского буддизма, «всемилостивейшим бодхисаттвой», «Царём Учения Будды»10. Одна из важнейших заслуг князя — продвижение Учения Будды в своей стране, наиболее передового и эволюционного Учения того времени. В юности под руководством корейского монаха Хейча он изучал буддизм11. Позже, став правителем, установил прочные дипломатические связи с буддийским Китаем, отправлял туда своих сподвижников и чиновников для обучения философии и медицине.
Однако не сразу было принято новое Учение. Буддизм принял правящий род Сога, но другие влиятельные роды Японии были враждебны ему. К несчастью, в то время страну постигли болезни и голод. Представители рода Накотоми Мононобэ причиной несчастья посчитали присутствие чужеродных богов и выбросили статую Будды из родового храма Сога12.
В 587 году произошла великая битва между двумя родами. Предание повествует, что Сётоку был духовным предводителем войск и перед началом битвы вырезал из дерева четыре стрелы с изображениями защитников четырёх сторон света — охранителей буддизма — и вручил их воинам. И дал обет в случае победы построить храм.13 «Во время боя подаренные стрелы поразили лучших воинов противника, решив исход сражения в пользу буддистов. А Сётоку сдержал своё обещание и выстроил ''Храм Четырёх Богов'' — первый буддийский храм в истории Японии, который сохранился и по сей день»14. В 594 году буддизм был провозглашён государственной религией Японии.
Князь Сётоку дал стране имя «Нихон» — «Корень Солнца». Утверждение буддизма привело к изменению государственного устройства Японии. Сётоку провёл много реформ, укрепил государство и составил «Уложение 17 статей» — первую конституцию страны, в которой этические заповеди занимали главное место.
Сётоку призывал низы к повиновению, а верхи к праведному управлению, избавленному от злоупотреблений и чрезмерных налогов. Согласно новому закону, зло и порок должны быть наказаны, а дела добрые поощрены. Должно отринуть гнев, зависть, личную выгоду, и тогда будет достигнуто согласие и процветание государства. В стране должны главенствовать спокойствие, взаимная кротость и почитание трёх Сокровищ — Будды, Дхармы (Долга) и Сангхи (Общины).15
Никто в Японии в VII веке не написал больше Сётоку-тайси. С 610 года Сётоку составляет первую историю Японии, пишет комментарии к буддийским сутрам, привезённым из Китая и положившим начало распространения буддизма в Японии. Он опередил своё время и не оставил учеников. Толкователи буддийских текстов вновь появляются в Японии лишь через 200 лет, в IX веке.16
Особо значительной была деятельность Сётоку в области культуры. С принятием буддизма по всей стране развернулось строительство. За три года (668–671) в Центральной Японии было возведено 58 буддийских храмов.Сам Князь Сётоку построил многие десятки храмов по всей Японии.17
«Многие вершины искусства сверкают в создании японских мастеров»18, — писал Н.К.Рерих. «Самым знаменитым стал храмовый комплекс Кориюдзи — ''Храм торжества закона'' — первый буддийский монастырь, построенный князем в 607 году в Киото. И поныне он является одним из красивейших памятников японского деревянного зодчества. На шёлковом занавесе внутри храма супруга князя Татигана Ирацумэ вышила надпись: ''Наш мир — обман. Только Будда — истина''»19.
В храме Кориюдзи долгое время жил сам Сётоку, не любивший города. И там же находится изумительная по утончённой красоте деревянная скульптура Мироку — Грядущего Будды Майтрейи, — созданная в VII веке. Мироку изображён сидящим со спущенной ногой, что знаменует скорый приход.
В 1993 году Джеф Кларк прислал Н.Д.Спириной несколько прекрасных фотографий Мироку со словами: «Я посылаю Вам снимки священного Изображения Майтрейи в храме Кориюдзи в Киото, который я посетил в прошлом месяце. Спущенная на землю нога обозначает, что Майтрейя уже частично проявляется. Таким образом, первые знаки Майтрейи появились, когда это Изображение было вырезано из дерева, в VII веке. В то время культ Майтрейи распространился из Центральной Азии в Японию вместе с культом Авалокитешвары, символом Космической Иерархии. По преданию, это Изображение было вырезано князем Сётоку...»20
«Жизнь Сётоку была полна легенд. Говорят, что в предыдущем воплощении он был китайским мастером Нангаку, встречался с буддийским патриархом Бодхидхармой и по его совету переродился в Японии... Однажды, во время семидневной молитвы, духи принесли Сётоку личную сутру Нангаку из монастыря в Китае. Князю приписывали умение прозревать в прошлое и будущее приходивших к нему людей...»21
Образ Мироку — Грядущего Майтрейи, Будды Сострадания — не случайно был так близок Сётоку. Предания говорят, что сострадание к людям было его главным качеством. Рассказывают, что как-то раз Сётоку «увидел возле дороги человека, который умирал от голода. Сётоку хотел узнать его имя, но ответа не последовало. Тогда он накормил его и укутал в накидку, снятую со своего плеча. Сказав ему ''Пребывай с миром'', Сётоку сложил песню:
Как жаль мне путника,
Что голодным лежит у дороги...
Может, он сирота?..
Жаль голодного, сирого,
Путника жаль...»22
«Однажды князь отдал свои одежды умирающему на улице нищему старику, признав в нём воплощение Бодхидхармы — буддийского патриарха. Когда старик умер, тело его исчезло, осталась лишь подаренная князем одежда»23.
Легендами расцвечены и рассказы о смерти святого князя. В 622 году в возрасте 49 лет он ушёл из жизни. «Весть о смерти Сётоку повергла подданных в великое горе. С князем прощались как с родным отцом, и рыдания наполнили страну. ''Угасло сияние солнца и луны, разрушились небо и земля. На кого нам теперь положиться''»24. Но смерть его была загадочной. «Буддисты считают, что Сётоку ушёл из жизни добровольно, так как стал святым. Он был похоронен у подножия священной горы, но вскоре его тело таинственным образом исчезло из гробницы...»25
Вспоминаются вдохновенные слова Николая Константиновича Рериха: «За границами зримого создаётся и особый язык. Непередаваемое чувствознание творится там, где мы соприкасаемся с областью духа. В этой державе мы понимаем друг друга несказуемыми рунами жизни. Так мы начинаем познавать в прозрении, близком вечному чуду Истины»26.
Другое предание повествует, что после поддельных похорон князь принял имя Иенно-Гуйо-Дья (Эн-но гёдзя) и стал бродячим монахом-аскетом, основателем буддийского движения Шугендо и братства Ямабуши.27
Великое братство Ямабуши — братство странствующих монахов, горных воинов и аскетов28. Ямабуши — «спящие или укрывающиеся в горах», «горные мудрецы» — сознательно противопоставляли себя официальной буддийской церкви. Их называли «самовольными монахами»29. Они жили в горах и основным их занятием было врачевание и прорицание. Они помогали крестьянам, несли Учение Будды народу. Во многом благодаря деятельности «вольных монахов» буддизм в Японии превращался из религии избранных в религию для всех30.
О братстве Ямабуши так образно писала исследовательница древних эзотерических традиций Е.П.Блаватская: «И кто были, в сущности, эти великие маги... эти ''святые нищие'', которые нарочно прячутся в недоступных горах?»31 «Ямабуши (''Братья Отшельники'', ''Те, кто поклоняются горам'') — секта очень древних и почитаемых мистиков в Японии. Они являются ''активными'' монахами и если необходимо — воинами, подобно некоторым йогам в Раджпутане и ламам в Тибете. Это мистическое братство живёт, в основном, недалеко от Киото и знаменито своими способностями врачевания... Они владеют магическими искусствами и живут в убежищах в горах и скалистых отрогах... Они ведут таинственную жизнь и не допускают никого к своим тайнам, кроме как после... трудной подготовки...»32 Однако ямабуши, «при соблюдении многих условий, всё же принимают учеников и, таким образом, имеют живых свидетелей великой чистоты и святости своей жизни»33.
Орден Ямабуши считался «богатейшим в мире, так как его члены выше всех земных желаний и помыслов»34,— писала Е.П.Блаватская.
Иенно-Гуйо-Дья поселился в горах, стал отшельником и более тридцати лет прожил в пещере на горе Кацуроги, занимаясь медитацией35. Потому он и получил прозвище «гёдзя» (отшельник).
Почему же подвижник ушёл в горы, ведь тогда в Японии буддизм был уже официально признан? Джеф Кларк так объяснял это: «В то время, когда жил Иенно-Гуйо-Дья, буддизм был в основном интеллектуальным и ритуальным движением — для жрецов и высших классов. Иенно-Гуйо-Дья отказался от обеспеченной жизни священника ради суровой жизни в горах. Он был благословлён священными видениями и Учением, но его таинственная деятельность вызвала нападки врагов, и он был изгнан»36.
В 699 году по доносу своего ученика Иенно-Гуйо-Дья был арестован и сослан на остров Идзу, однако в 701 году получил прощение. По возвращении из ссылки он отправился в западные провинции. Но об этом периоде его жизни ничего не известно. Много позднее, в 1799 году, он был канонизирован в качестве бодхисаттвы под именем Дзимбэн-дайбосацу37.
О чудесных силах и сверхъестественных способностях Иенно-Гуйо-Дья существует много преданий. Верили, что на вершине горы Минох Иенно-Гуйо-Дья встречался с самим Нагарджуной38. Также он совершал полёты по воздуху, ходил по воде, заклинал злых духов, вызывал дождь, возвращал людям молодость, продлевал жизнь... Рассказывают, что с помощью своей чудесной силы он строил храмы, причём создавал их внутри скал.
Сама могила и скульптурное изображение Иенно-Гуйо-Дья находятся на вершине горы, где стоит храм Минох, основанный великим аскетом39.
С именем Иенно-Гуйо-Дья связаны чудесные предания о священной горе Фудзияме. Он явился во сне одному монаху и повелел совершить поклонение на этой горе. И на вершине Фудзи было явление божества, провозгласившего приближение эры Мироку40.
Иенно-Гуйо-Дья, он же Сётоку-тайси — святой князь, основатель японского государства, законодатель, учёный и писатель, строитель храмов и скульптор, отшельник, врач и чудотворец, — уже в VII веке он принёс весть о приходе Мироку-Майтрейи, грядущего Владыки Сострадания и Труда. И ныне, спустя 13 веков, в тиши храма Кориюдзи в Киото можно увидеть этот священный образ Мироку, вневременно прекрасный и благой.
Таковы краткие сведения о японском подвижнике, запечатлённом на картине Н.К.Рериха. Много ещё неизвестного. Куда идёт он? И откуда? И Камень, что держит, — не тот ли самый, посланный от Гималайских вершин на помощь народам?
1 Рерих Н.К. Стихотворения. Проза. Новосибирск, 1989. С. 21-23.
2 Напутствие вождю. Новосибирск, 1997. С. 5.
3 Буддийская философия в средневековой Японии: Словарь. М.: Янус-К, 1998. С. 219-220.
4 Мещеряков А.Н. Герои, творцы и хранители японской старины. М.: Наука, 1988. С. 23-44.
5 Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М.: Наука, 1987. С. 10.
6 Мещеряков А.Н. Герои, творцы... С. 23-44.
7 Там же. С. 24.
8 Там же.
9 Из письма Д.В.Савченко от 8.11.1998.
10 Мещеряков А.Н. Герои, творцы... С. 24.
11 Там же. С. 23-44.
12 Там же. С. 26.
13 Мещеряков А.Н. Древняя Япония. Буддизм и синтоизм. М.: Наука, 1987. С. 64-65.
14 Из письма Д.В.Савченко от 8.11.1998.
15 Мещеряков А.Н. Герои, творцы... С. 26.
16 Там же.С. 41-43.
17 Мещеряков А.Н. Герои, творцы... С. 39-40.
18 Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 135.
19 Из письма Д.В.Савченко от 8.11.1998.
20 Из письма Д.Кларка Н.Д.Спириной от 20.04.1993.
21 Из письма Д.В.Савченко от 8.11.1998.
22 Мещеряков А.Н. Герои, творцы... С. 41.
23 Из письма Д.В.Савченко от 8.11.1998.
24 Мещеряков А.Н. Герои, творцы... С. 41.
25 Из письма Д.В.Савченко от 8.11.1998.
26 Рерих Н.К. Держава Света... С. 136.
27 Из письма Д.Кларка Н.Д.Спириной от 20.04.1993.
28 Буддийская философия в средневековой Японии. С. 219-220.
29 Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. С. 153.
30 Буддийская философия в средневековой Японии. С. 219-220.
31 Блаватская Е.П. Заколдованная жизнь. Барнаул, 1992. С. 14.
32 Теософский словарь. М.: Сфера, 1994. С. 535.
33 Блаватская Е.П. Заколдованная жизнь. С. 14.
34 Там же. С. 27.
35 Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. С. 149.
36 Из письма Д.Кларка Н.Д.Спириной от 20.03.1993.
37 Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. С. 149.
38 Буддийская философия в средневековой Японии. С. 219-220.
39 http://www.kiis.or.jp/kansaida/minoh/index-e.html.
40 Буддизм в Японии. М.: Наука, 1993. С. 293-294.