Зло может быть искореняемо лишь добром. … Добро может вытеснить зло, тем пресекая его существование. Добро есть самое действенное, бодрое, неисчерпаемое, непобедимое начало. Мир Огненный, ч.1, § 592 |
|
В переполненном зале слышится китайская, русская, английская речь, видны многочисленные фото- и видеокамеры, направленные на художника, на его картины, отражающие чистоту и первозданность природы, повсюду удивлённые и восторженные лица — такова атмосфера праздника.
Творчество Куо Мин-фу — одного из самых известных тайваньских художников, представителя современного реализма — открыл для нас искусствовед Владимир Никишин, который несколько лет назад познакомился с профессором Куо на его персональной выставке. Осенью 2013 года сотрудники Музея Рериха впервые увидели эти необычные акварели, присланные Владимиром в электронном виде, тогда же возникла идея пригласить художника в Сибирь для проведения выставки его картин. И вот итог большой совместной работы — выставку «Terra Incognita — прекрасный остров» увидят в Новосибирске, в Музее Н.К. Рериха (июль) и Доме учёных Академгородка (август), а в сентябре картины профессора Куо будут экспонироваться в Государственном музее искусства и литературы Алтайского края в Барнауле.
Художник с семьёй прилетел в Новосибирск за два дня до открытия выставки и привёз с собой тридцать две работы. За очень короткое время акварели были оформлены в рамы и произведена их развеска в отведённом для этого зале музея. Совместно с куратором выставки Владимиром Никишиным был подготовлен и издан художественный каталог картин Куо Мин-фу, переданных им для экспонирования в города Сибири. Приведём фрагменты из статьи В. Никишина «Искусство акварели Куо Мин-фу», рассказывающей о творческом пути художника.
«Kyo Мин-фу родился в 1950 году в городе Цзяи на юге острова Тайвань. В 1977 году успешно окончил Тайваньский государственный педагогический университет но специальности "изобразительное искусство". Многие годы Куо Мин-фу посвятил педагогической деятельности: преподавал дизайн в колледже Фу-Синь, работал на факультете рекламы в Высшей школе коммерции Шилин. Для студентов наступало восхитительное время, когда профессор Куо вывозил их на пленэр в окрестности Тайбея, чтобы молодые художники писали свои этюды, созерцая многоликую красоту родной природы. Художественное воспитание у профессора Куо получили многие ныне известные художники Тайваня.
Куо Мин-фу много путешествовал по всему миру, побывал в разных странах — Таиланде и Непале, Тунисе и Турции, Испании и Канаде, дважды посетил Гималаи.
Почти ежегодно мастер Куо участвует в коллективных выставках, в общей сложности он провел 28 персональных выставок.
Любимой техникой художника всегда была акварель. Благодаря многолетнему совершенствованию техники акварели он достиг высочайшего уровня в цветовой передаче градаций света.
На выставке в России художник решил продемонстрировать избранные акварели, созданные им за двадцатилетний период творческой деятельности. Данная выставка получила название "Теrrа Incognita" — под этим выражением подразумевается неизвестный для многих остров Тайвань. Образы гор и океана, преломляемые через призму личного эстетического и эмоционального восприятия профессора Куо, находят в его работах очень интересное и только ему свойственное отображение. Пытливый разум художника пребывает в вечном поиске, в сфере новых идей, его кредо — мечта о новой реальности. Именно в этом, пожалуй, состоит основное направление творчества Куо Мин-фу. В своём творческом прозрении художник преображает мир, открывая его безграничную гармонию и уводя нас от обыденности в иное пространство».
В начале церемонии открытия выставки, поприветствовав присутствующих, профессор Куо Мин-фу сказал, что приезд в Россию для него очень важен и посещение Музея Н.К. Рериха — большое счастье, так как здесь он ощутил прекрасную и доброжелательную атмосферу, что помогает ему ещё глубже узнать Россию и русский народ. Познакомившись с творчеством Н.К. Рериха, профессор Куо признался, что он восхищён силой и энергией, заключённой в работах этого великого мастера, а также был рад узнать о его огромном вкладе в мировую культуру, имея в виду идеи Пакта Рериха и Знамени Мира.
Затем художник перешёл к рассказу о своём творчестве. Он объяснил, почему ему близок свободный полёт птицы, — часто этот символ можно увидеть в его пейзажах. Это маленькая птичка, сложенная из бумаги в технике оригами. И этот символ — Wanderfogel (в переводе с немецкого «перелётная птица») — очень важен для его живописи как концептуальная составляющая. Художник сравнивает себя с перелётной птицей, пролетающей через разные страны, где он представляет своё искусство и делится образами красоты. Куо Мин-фу считает себя всего лишь маленькой бумажной птичкой, которая свободно летает, но он надеется, что в будущем сможет широко расправить крылья и показать своё творчество на более высоком уровне.
Художник сказал, что, по его мнению, именно Николай Константинович Рерих является птицей высокого полёта, высокого уровня, которого профессор Куо ещё не достиг, и поэтому он лишь птичка «оригами» на фоне этих восхитительных горных высот. Отмечая, что «хоть наш остров и не очень велик, но он заслуживает в какой-то степени внимания», профессор считает своей миссией показывать красоты Тайваня людям всего мира. По его словам, он счастлив, что имеет возможность сделать это сейчас в России, в прекрасном городе Новосибирске, который является центром Сибири.
Затем профессор Куо коротко остановился на некоторых своих картинах. Он сказал, что верит в одухотворённость природы, в общении с которой черпает творческие силы и вдохновение.
На одной из картин Куо Мин-фу изображена высочайшая вершина Тайваня — Юшань, Нефритовая гора. Профессор Куо пишет эту гору уже на протяжении многих лет. На выставке представлена одна из работ, изображающая южный пик горы Юшань.
В течение последних 20 лет профессор увлекается альпинизмом, он покорил все известные вершины Тайваня, часто путешествует по Азии, был в Непале, в Гималаях. Одна из его «гималайских» картин, «Мачапучарэ — непокорённая вершина», была передана художником в дар Музею Н.К. Рериха.
«Признаюсь, — говорит Куо Мин-фу, — мне нравится применять методы традиционной техники китайской живописи в некоторых работах, например в таких, как акварели "Весна в горах Чинчинг", "Идезия вблизи озера" и "Весеннее цветение".
Я стараюсь достигнуть созерцательного "расслабления" в многоцветии пейзажа, используя мою богатую палитру. Мне показалось вполне уместным допустить яркий контраст между чёткими цветами переднего плана и мягкой перспективой гор и озёр вдали. Таким образом получается особенно сильный визуальный эффект.
В картине "Занавес" есть созвучное мне настроение, когда в конце дня, во время заката солнце опускается всё ниже и цапля завершает свой день в тиши горных озёр... Эта картина имеет для меня символический смысл: я хочу сказать, что, когда после каждодневных трудов, которыми наполнена наша жизнь, опускается "занавес", мы действительно наконец можем отдохнуть...»
Первые отклики посетителей появились в Книге отзывов сразу же после открытия выставки. Вот некоторые из них:
«Замечательное искусство художника сотворило чудо — далёкий неведомый остров сделало знакомым и узнаваемым. Восхищение художника родной природой так запечатлелось в акварелях, что не удивительно такое же восхищение у зрителей».
«Ваше творчество безгранично, а свет, исходящий от акварелей, согревает нас тайваньским солнцем!»
«"Неизвестная земля", но в то же время такая близкая. Ведь только картины настоящего художника тем и отличаются от фотографий, что передают не только красоту реального мира, но и впечатление от созерцаемого. Мы не просто видим, мы ощущаем себя там, на столь далёком от нас острове. Пройдя выставку, насладившись каждой картиной, я почувствовала, что познакомилась с этой красивой, независимой в духе, прекрасной страной...
Отдельно хочется сказать о технике. Точность мельчайших деталей, но при этом — ощущение живости и лёгкости, как от этюдов с натуры. Широкая гамма красок и глубина цвета в сочетании с лёгкостью, полупрозрачностью и чистотой оттенков. В картинах объединены восточный стиль и приёмы традиционной классической живописи».
«Волшебство! Выставка произвела сильнейшее впечатление. Если бы не увидела воочию, никогда бы не поверила, что акварелью можно создать такие потрясающие и натуралистично-волшебные произведения. Спасибо!»
На прощальной встрече с сотрудниками музея профессор Куо поделился своими впечатлениями от визита в Новосибирск. Он признался, что выставка в Музее Н.К. Рериха стала чем-то действительно особенным в его жизни. На его родине, в Тайване, он принимал участие во множестве масштабных выставок, проводившихся с размахом, в больших прекрасных залах. Но именно здесь он ощутил особую атмосферу человеческого тепла, заинтересованности и искренней радости. В общении между художником и сотрудниками музея, посетителями выставки, несмотря на языковой барьер, не было преград. Куо Мин-фу отметил чувство духовной близости, которое возникло у него при знакомстве с коллективом музея, благодарил за тёплый и сердечный приём. Мы же, в свою очередь, познакомившись ближе с художником и его семьёй, почувствовали, что известный живописец является ещё и замечательным человеком — простым, скромным, полным искренней благодарности по отношению к своим зрителям. Человеком, который во множестве дарит свои открытки и буклеты, терпеливо и доброжелательно, через двух переводчиков, отвечает на самые разные вопросы, даёт интервью, фотографируется со всеми желающими. Создаётся ощущение, что его личное «я» растворяется в глубине и красоте его творчества. Любовь художника к природе и ко всему живому — через его картины, слова, улыбку, жесты, добрый приветливый взгляд — передаётся всем окружающим. И становится радостно — от того, что произошла встреча с замечательным человеком, который щедро дарит миру своё прекрасное творчество.
Подготовлено редакцией