Издательский центр РОССАЗИЯ                контакты          написать нам           (383) 223-27-55


Мысли на каждый день

Конечно, эволюция совершится, но зачем быть раздавленными, когда суждена песнь радости!

Община, 253
"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД



Неслучайно-случайная
статья для Вас:

Актуально


Подписаться

Музей:         
                   
                   
Книги:         

 
 
 

ИОАНН III ВЕЛИКИЙ И СОФИЯ ПАЛЕОЛОГ — СОЗДАТЕЛИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Автор: Тарасенко Елена


* Фотослайдер листается щелчком мыши,
изображение появляется после загрузки всех кадров *

Фото 1

Великий князь Московский Иоанн III. Памятник «Тысячелетие России». Великий Новгород. 1862

Фото 2

Великий Князь Иоанн Васильевич. Литография из книги «Царский титулярник». 1672

Фото 3

«Венчание Великого князя Иоанна III с греческою царевною Софиею». 1479

Фото 4

Великая Княгиня София Палеолог. Скульптурная реконструкция С.А. Никитина. 1994

Фото 5

А.М. Васнецов. МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ ПРИ ИВАНЕ III. 1921

Фото 6

Н.К. Рерих. МОСКВА. ВИД КРЕМЛЯ С ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ. 1903


Теги статьи:  Россия

В последние десятилетия роль известных исторических деятелей нашей страны, как и история России в целом, нередко пересматривается и широко подаётся так, как это представляется отдельным исследователям. Умышленного искажения исторических фактов тоже достаточно.

Деятельность Иоанна III Великого — творца государства Российского — и Софии Палеолог, роль которых нам предстоит постичь, в разных источниках также представлена очень по-разному.

У нас критерий один — Учение Живой Этики, эпистолярное наследие Е.И. Рерих, труды Н.К. Рериха, в которых мы находим, в том числе, и сведения о жизни конкретных исторических лиц, и оценку их деятельности. Это относится и к первому Государю всея Руси Иоанну III и его супруге Софии Палеолог.

Из записей Елены Ивановны мы узнаём не только об их вкладе в становление нашего государства, но и о том, что их имена имеют непосредственное отношение к Великому Учителю и Елене Ивановне Рерих.

Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Эти строки Константина Симонова знакомы многим из нас c детства.

Словно крылья гигантской бабочки, Россия распростёрлась на бескрайних просторах Европы и Азии, одним крылом касаясь Балтийского моря, головой — Северного Ледовитого океана и другим крылом — Тихого океана. Но такой она была не всегда. Господин Великий Новгород, Киев, Владимир и, наконец, Москва передавали эстафету из рук в руки в длительном историческом процессе, пока вокруг Москвы не образовалось крупнейшее в мире государство, занимающее одну шестую часть суши.

Продвижение России на Восток начал Новгородский князь Александр Невский, который стал родоначальником княжеской династии Московских государей.

Когда в середине XIII века внук Чингисхана предпринял набег на Русь, Александр Невский оказался перед сложнейшим геополитическом выбором: кого избрать в союзники — Запад или Восток. Дело в том, что Папа Римский, узнав о разорении Руси монголами, издал буллу о крестовом походе на Восток, объявив православных язычниками. (Расчёт был прост: ослаб­ленные монгольским нашествием русские княжества не смогут оказать серьёзного сопротивления.) Он создал специальные рыцарские ордена для завоевания русских княжеств и обращения их православного населения в католичество.

К тому времени на Руси фактически осталось два независимых княжества, не затронутых татаро-монгольским нашествием, — Новгородское и Галицко-Волынское, во главе которых были две сильные личности, оба Рюриковичи — Александр Невский, Новгородский князь, и Даниил Галицкий — князь Галицко-Волынский.

Папа Римский пообещал им обоим помощь, в том числе военную, для отражения монголов.

Даниил Галицкий (кстати, сам внук Новгородского князя Мстислава) принял от Папы звание короля — этим помощь и ограничилась. В результате монгольские военачальники просто посмеялись над ним. Они обложили его данью и приказали срыть укрепления вокруг городов. В итоге через сто лет западно-русские земли стали лёгкой добычей польского короля Казимира. Их население фактически попало в рабство.

Гениальная интуиция Александра Невского подсказала ему обратить взгляд на Восток. Дело в том, что монголам нужна была только дань, они не преследовали за православную веру, оставляли свободной душу народа. А западный мир вгрызался в земли, возводил свои костёлы и замки, подавлял местную культуру и веру.

Сын Александра Невского Даниил Александрович стал первым Московским князем. Его сын Иван Данилович Калита начал собирать земли вокруг Москвы и получил от монголов ярлык на великое княжение.

И тут происходит невероятное.

Митрополит Пётр в 1325 году объявляет о переносе русской митрополии из Владимира — красивейшего белокаменного города — в Москву, где к тому времени не было ни одного каменного здания. Иначе, как божественным промыслом, указывающим на грядущее возвышение Москвы, назвать это нельзя. Митрополит указал Ивану Калите построить каменный храм — Успенский собор — и завещал похоронить себя в нём.

При сыне Калиты Иване II никаких особых событий не произошло. Преемником митрополита Петра Московского стал митрополит Алексий, фактический правитель княжества при малолетнем Дмитрии, будущем победителе в Куликовской битве.

Именно в это время на Руси просиял величайший святой — от Бога данный России Воевода Сергий Радонежский. Он благословил князя Дмитрия на битву.

Значение победы в Куликовской битве для русской истории невозможно переоценить. Очень точно это выразил великий русский учёный Лев Николаевич Гумилев: «На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него — русские».

Преподобный Сергий Радонежский, основатель русской духовной культуры, сумел вдохнуть в народ такую силу, что он вышел сам искать битвы со «зверем степи», преодолев страх перед татарином. И на завещании Дмитрия Донского, закрепляющем передачу власти от отца к сыну, стоит подпись Преподобного (этим документом устранилась угроза раскола княжества, междоусобной войны между братьями почившего князя за престол). Так Сергий открыл дорогу к установлению единоначалия на Руси, возможности формирования мощного государства.

О том, каков был наследник Дмитрия Донского князь Василий Дмитриевич, свидетельствует один интересный факт. В совсем юном возрасте (около 14 лет) он, находясь в заложниках в Орде, сумел бежать и добраться через южные земли до Литвы с небольшой группой верных людей. Юный князь Василий добился каким-то образом встречи с князем Витовтом и предложил себя в качестве жениха его дочери Софии. Невероятно, но Витовт принял это предложение и отправил Василия в Москву к отцу, снабдив всем необходимым. Именно при этом князе в 1395 году в русские земли вторгся Тамерлан.

После Василия Дмитриевича московский стол занимает его сын Василий II, и для княжества наступает очень тяжёлое время. Междоусобные войны, ссоры между князьями-братьями разрывают и без того небольшое княжество на части. Казалось бы, Москве уже никогда не подняться.

Но именно в это время жесточайшей смуты, фактически гражданской войны, восходит звезда создателя современной России, первого Государя всея Руси Иоанна III Великого.

Человек, давший стране имя — Руссия (до сих пор на западных языках Россия пишется как Russia), утвердивший герб с двуглавым орлом, создавший централизованное государство от Балтийского моря до Западной Сибири, обеспечивший на всей территории единые законы (Судебник 1497 года), начавший вести посольские книги, построивший современный Московский Кремль — державный венец на челе России, — это он, первый Государь всея Руси.

В Живой Этике сказано, что магнит духа даже физически сцепляет материю. Как впоследствии император Акбар Великий вместе с супругой, раджпутской принцессой Джод-бай, создал единую Индийскую империю, так Иоанн III Великий вместе со своей женой, первой Российской государыней, византийской царевной Софией Палеолог, создал империю православную, Русскую. Всего этого они достигли вместе.

Иоанн принял бразды правления очень рано.

Он родился 22 января 1440 года, когда Русь разрывала смута. Русские князья воюют друг с другом за земли. Когда Иоанну было 6 лет, племянник его отца, князь Галицкий Дмитрий Шемяка, захватил Москву и объявил себя Великим князем Московским. Отец Иоанна Василий II в это время находится в Троице-Сергиевом монастыре на богомолье. По приказу Шемяки он был взят в плен и ослеплён. Шемяка отправил его в заточение в Углич, вскоре в заточении вместе с отцом оказываются и его сыновья.

Но московские князья и бояре с верными людьми не предали Василия II, который отныне получил прозвище «Тёмный». Они уговаривают его бороться за свою «отчину». Благословляет князя на борьбу и игумен Кирилло-Белозерского монастыря Трифон.

Василию Тёмному удаётся добраться до Твери. Могущественный Великий князь Тверской Борис Александрович решает помочь ему, но с одним условием: «Князь же Борис Александрович рече великому князю: жени у меня сына своего Ивана; а не женишь, и я тебя выдам опять князю Дмитрию»1. Так наследник московского князя стал женихом тверской княжны Марии. Вскоре Василий Тёмный возвращает себе московский стол. В 1450 году удел Шемяки — Галич — был взят московскими войсками и присоединён к владениям Василия Тёмного. Уже в этом году летописи называют десятилетнего Иоанна III Великим князем. Через два года он женится на великой княжне Марии Тверской. Отныне Иоанн — наследник и соправитель отца и возглавляет военный поход на Северную Двину.

В 1458 году у Иоанна III родился сын-наследник, он вошёл в историю под именем Иван Молодой.

Иоанн III уже самостоятельно правит великим княжеством, принимает важные решения, командует войсками. В 1462 году умирает его отец, наказав своим сыновьям во всём слушаться мать.

Так в 22 года Иоанн III становится единоличным властителем Владимирской и Московской Руси. Он стал первым Великим князем Московским, который не поехал на утверждение в орду и распорядился не чеканить монеты с именем хана.

В 1463 году, всего через год после начала своего самостоятельного княжения, Иоанн III начинает, подобно своему предку Ивану Калите, новое объединение земель вокруг Москвы с мирного присоединения Ярославского княжества.

С 1467 года Иоанн III начинает ставить во Пскове своих наместников по просьбе жителей города о защитите от врагов. В этом же году Иоанн овдовел — умирает великая княгиня Мария Борисовна, не достигнув и тридцатилетнего возраста.

Весной 1469 года начинается поход на Казань. Это было первое покорение Казани.

Проходит два года, и в 1471 году Иоанн III начинает поход на Новгород — начинается покорение Новгорода Великого. Новгородские бояре подняли смуту, которую возглавили вдова посадника Марфа Борецкая и её сыновья. Новгородцы посылают делегацию в Литву к королю Казимиру, который прислал в Новгород своего наместника. Часть новгородцев согласилась, чтобы их архиепископ назначался киевским митрополитом, фактически это означало стать униатами. Иоанн III и митрополит Филипп восприняли это как измену православию. Вначале отступников пытались переубедить. Отметим, что смуту затеяли бояре, но простые люди остались верны Москве. 14 июля между московским войском, возглавляемым Великим князем, и новгородским ополчением на реке Шелони произошло решающее сражение. Новгородцы капитулировали. В захваченном стане новгородцев московскими воинами была найдена договорная грамота Новгорода с Казимиром IV.                          

В 1472 году Иоанн III послал войско в пермские земли, прежде находившиеся в вассальной зависимости от Великого Новгорода. Воевода Фёдор Пёстрый взял в плен местных правителей, поджёг несколько их городков и заложил новую крепость Покча. Таким образом пермская земля фактически вошла в состав Московского княжества.

Кстати, Иоанн III нашёл ещё один способ мирного присоединения земель: он просто купил у ростовских князей половину города Ростова Великого и подарил её своей матери Марии Ярославне. Другая половина уже принадлежала ей по завещанию мужа. Сын поставил матери лишь одно условие — завещать ему весь город. Так Ростов — древнейший русский город — окончательно вошёл в состав Московского княжества.

Будущая супруга Иоанна III София Палеолог была дочерью Фомы, правителя Мореи — это средневековое название Пелопоннеса — полуострова в Греции. Фома был младшим братом византийского императора Константина Палеолога. Мать Софии, Екатерина, происходила из древнего рода болгарских царей.

В 1453 году, когда Софии было 5 лет, её дядя, император Константин, погиб, защищая Константинополь от войск турецкого султана Мехмеда II. Великая столица православной империи пала, Собор Святой Софии перестроили под мечеть. Большая часть населения Константинополя была убита турками, остальные уведены в плен и обращены в рабов. Город был разграблен и обращён в руины.

Через 7 лет Мехмед II вторгся в Пелопоннес, но Фоме Палеологу удаётся бежать на остров Корфу. Через некоторое время он уезжает за помощью в Рим. Папа предоставил ему хороший дом для резиденции и небольшое содержание. Вскоре родители Софии умирают, и девочка с братьями остаются одни. Перед смертью Фома назначил опекуном дочери кардинала Никейского Виссариона. Папа Римский поселил детей в том же доме, что и их отца, и назначил им небольшое содержание.

Царевна получила хорошее образование, знала несколько иностранных языков. Опекун, как мог, заботился о её воспитании и несколько раз пытался выдать бесприданницу замуж, но все попытки не принесли результата — ведь у Софии не было ничего, кроме знатного происхождения.

Неожиданно из Москвы пришло известие, что Московский князь овдовел, и у Папы Римского появился план выдать Софию замуж в Россию и тем самым обратить страну в католичество.

И вот Римский Папа Павел II направляет в Москву в 1469 году в качестве свата Юрия Траханиота, мажордома в поместье Фомы Палеолога в Риме. Переговоры о заключении брака длились почти 4 года. По-видимому, за это время невеста даже выучила русский язык, ибо по приезде в Россию она уже свободно говорила на нём.

Иоанн III, посоветовавшись с митрополитом Филиппом, матерью и боярами, 20 марта 1469 года посылает к Папе своего доверенного, чтобы посмотреть на невесту. Посланец возвращается в Москву с официальным договором о готовности Рима на заключение брака и портретом невесты.

23 мая сваты Великого князя приезжают в Рим. Помолвка состоялась в Соборе Петра и Павла, а сам брак был заключён 1 июня. В роли жениха выступил сват Иоанна III Джан Вольпе.

Вскоре свадебный поезд царевны отправился в Россию, он насчитывал до ста возов. Во главе процессии ехала повозка легата, на которой спереди на высоком древке был насажен заметный издали латинский крест, чтобы всем людям было видно. Папский легат, кардинал Антоний Бонумбре, повсюду демонстрировал свою миссионерскую роль.

Как записано в летописном своде, «и когда они приблизились к Москве, доложили князю великому, что тот посол Антоний легат идёт с царевною, а перед ним несут латинский крест, ибо Папа повелел послу своему идти так по всем землям их и до Москвы. Услышав это, князь великий начал это обдумывать с матерью своею и с братьями, и с боярами своими». Далее происходит следующее. Боярин Иоанна III за 15 вёрст от Москвы встретил процессию с приказом положить крест в сани, и легату пришлось с великим неудовольствием подчиниться. Также он арестовал свата Вольпе — как выяснилось, именно он необоснованно внушил Папе Римскому, что православная Москва готова согласиться на условия латинского Рима.

Невеста со свитой прибывает в Москву. Перед свадьбой она встретилась с митрополитом Филиппом, который, убедившись в её православном вероисповедании, благословил её. Только после этого София встретилась с Великим князем и его матерью Марией Ярославной. После встречи состоялось обручение и венчание.

Иоанн и София венчались в Успенском соборе Московского Кремля. Православное венчание Царевны и Великого князя показало всем, что брак, заключённый в Риме, в Москве был сочтён не заслуживающим никакого внимания.

Судьба византийской царевны в России сложилась невероятно. Она стала первой российской государыней, соосновательницей великой державы, сотрудницей и помощницей в делах великого человека. Вместе они построили Третий Рим, ещё более справедливый, прекрасный и могущественный, чем предыдущие два, причём за очень короткое время — меньше полувека. Она пользовалась безграничным доверием и любовью мужа, у неё был свой двор, свои бояре, она принимала послов, распоряжалась огромной казной великих княгинь. Сотни её соотечественников, образованных и талантливых, внесли бесценный вклад во все сферы жизни государства, начиная от посольского дела и заканчивая изготовлением оружия.

В 1470-е годы основной заботой Ивана III стало подчинение Новгорода. После поражения на реке Шелони простые новгородцы поняли, что на новгородских бояр, которые пытались сдать город то шведам, то полякам, то литовцам, уже есть управа. От простых людей в Москву поступило множество жалоб. Великий князь с небольшим отрядом едет в Новгород как справедливый судья и защитник и проводит тщательное разбирательство. Он судит и сажает в тюрьму виновных, а их земли и имущество конфискует в государственную казну.

Этот поход на Новгород состоялся в 1475 году, после него Иоанна величают уже царём всея Руси.

Московский князь потребовал, чтобы Новгород признал его государем и жил по тем же законам, что и другие его города. Новгородские правители отказались. Иоанн сам возглавил поход, который был прекрасно организован. Князь требует полной власти над республикой, отмены веча и передачи в Москву вечевого колокола — символа новгородской свободы.

Наконец новгородцы соглашаются и только спрашивают, какого же государства князь хочет от них, каких порядков. Он передаёт им ответ: «Хотим государства своего, как на Москве, так и хотим быть на отчине своей в Великом Новгороде». 15 января новгородцы уже целовали крест Иоанну. 20 января из Новгорода в Москву ушло известие о том, что князь «отчину свою Великий Новгород привёл в свою волю и учинился на нём государем, как и на Москве»2. Летописец далее объясняет, почему Иоанн не штурмовал городские стены: он берёг людей «со обою стороною».

После тщательного расследования относительно договорных грамот с королём Казимиром, к которому хотели переметнуться новгородские бояре, князь арестовал всего 8 человек, в том числе Марфу Борецкую с внуком. Князь не казнит их, а ссылает в монастырь.

Так Великий князь Московский совершил важнейший шаг к тому, чтобы стать Государем всея Руси. То, что Иоанн III взял под свою высокую руку Новгородскую республику, стало важнейшим этапом в объединении всех русских земель вокруг Москвы. Новгород, столица Рюрика, основателя Российского самодержавства, издревле привык жить «вольной» жизнью, прогонять своих князей, если те чем-то ему не угодили. Вспомним, что даже Александр Невский был изгнан и приглашён обратно только в час великой опасности для города. И вот Иоанн III, прямой потомок Рюрика и Александра Невского, совершил то, что до него не удавалось никому. Словно дикого слона, он укротил своевольных новгородских посадников и бояр и заставил их жить по законам единого государства.

С этого времени, после присоединения к великому княжеству Московскому Новгорода, Перми, Вятки и других городов и народов, в летописях вместо старого названия «Московская Русь», появляется новое — Руссия. Но даже об относительной стабильности речь не идёт.

В конце 1479 года Великий князь узнал о заговоре — новгородский архиепископ Феофил и поддерживающие его бояре вновь послали гонцов к литовскому королю Казимиру. Одновременно на Псков двинулись войска Ливонского ордена, с юга угрожал хан Большой Орды Ахмат, который желал восстановления ордынского господства и дани, мятеж зрел и в Казани.

И в начале 1480 года Иоанн вновь двинул на Новгород войска и начал осаду. И тут он узнаёт о том, что взбунтовались его братья — Андрей Большой Углицкий и Борис Волоцкий. Вместе со своими семьями и полками они выдвинулись в сторону Литвы.

Наведя порядок в Новгороде, князь спешно уезжает в Москву. Он посылает к своим братьям доверенных бояр, своего духовника, призывает помириться, предлагает уступить им владения, на которые они претендуют. Но братья, надеясь на помощь Новгорода и короля Казимира, отказались. В результате им никто не помог. По просьбе матери примирение братьев состоялось, и во время нашествия хана Ахмата Андрей с Борисом явились с войском к Великому князю на Угру, где он стоял против татар.

Осенью 1480 года произошло великое событие: Русь окончательно сбросила татаро-монгольское иго, ровно через 100 лет после Куликовской битвы.

Историки называют сражение на берегах рек Оки и Угры стоянием, хотя с лета по осень там всё время русские войска отбивали атаки татар, которые намеревались переправиться на другой берег.

Ахмат не решился переправиться через Оку и вступить в бой. В конце сентября он двинулся на запад, чтобы объединиться со своим союзником литовским королём Казимиром, но помощи от Литвы не дождался, вернулся к Угре, пытаясь переправиться через реку, и стал на Угре напротив войска Великого князя. Так в самый опасный момент Иоанн снова оказался в центре событий.

Начинаются интенсивные перестрелки. На вооружении у татар — в основном стрелы, у русских — полуавтоматические пищали и пушки, которые отлил для Великого князя итальянский мастер Аристотель Фиораванти. Татары в результате спешно бежали.

Так бесславно закончился для татарского хана поход на Русь. Вскоре он был убит ногайским царём.

Победа Великого князя над Золотой Ордой была полной, причём ни один русский воин не был убит. 28 декабря 1480 года Великий князь с триумфом возвращается в Москву.

В 1483 году Иоанн III начинает завоёвывать Сибирь, а затем и присоединять части Западной Сибири к Российскому государству. Таким образом, не Ермак, а воеводы, посланные Иоанном III, первыми перешли через Урал.

В 1484 году князь Юзшан из Югорских зауральских земель по ходатайству пермского епископа Филофея явился в Москву. Великий князь оставил его правителем и повелел платить дань в великокняжескую казну. В течение многих лет дань с берегов Оби направлялась в Москву, а к титулу Иоанна прибавилось дополнение «великий князь Югорский».

В 1487 году Казань взята во второй раз, казанский царь пленён и доставлен в столицу. Иоанн ставит туда нового царя — Магмет-Аминя, присягнувшего Иоанну на верность, чем почти на два десятилетия было обеспечено спокойствие на восточных границах Русского государства.

Тверское княжество ничем не уступало Московскому ещё несколько лет назад, а теперь Москва явно доминировала, тверские князья и бояре десятками переходили на службу в Москву. Великий князь Тверской решил идти по пути Новгорода. Он просит литовского короля Казимира выдать за него замуж его внучку и заключить договор о военном союзе. Разумеется, всё это скрывают от Великого князя Московского. Узнав о заключении военного договора и о новом браке тверского князя, осенью 1484 года Иоанн двинул на Тверь войска.

Младший брат — значит низший по положению. Испугавшись гнева Москвы, Михаил Борисович отдаёт часть исконно тверских земель, которые государь считает своими, и соглашается на все условия. Но вскоре схвачен тверской гонец с новой договорной грамотой Твери с Литвой: быть вместе против всех врагов.

Велик был гнев Иоанна на изменника. Дни независимости Тверского княжества были сочтены. Михаил Борисович бежит в Литву. Осаждённый город открывает ворота. Государь посылает в город своих представителей и повелевает привести всех граждан к присяге. Он уже считает их своими подданными и запрещает грабить. Государь ставит князем в Твери своего сына Ивана Молодого.

Отныне к титулу Иоанна во всех московских документах добавляются слова «и всея Руси».

В этом же году Великий Государь передаёт послание римскому королю Максимилиану, в котором впервые открыто заявляет о своей главной цели — собрать воедино все русские земли, включая Киевское княжество. А пока Великий Государь продолжает строительство в Москве и других городах, на свои средства восстанавливает пострадавший от пожара город Владимир, окончательно покоряет Казань и Вятку. На реке Нарве строит новый город, носящий его имя, — Ивангород. Продолжается и освоение Сибири.

7 марта 1490 года умирает старший сын Великого князя Иван Иванович Молодой. До этого он правил в переданном ему Тверском княжестве и показал себя достойным властителем. Новым наследником становится одиннадцатилетний Василий, старший сын Иоанна и Софии Палеолог. В нём объединилась кровь Рюриковичей и византийских императоров Палеологов. Ему и суждено было стать наследником своего отца и возглавить великую державу. При нём продолжилось расширение государства. Он завершил строительство Кремля, начатое его отцом и матерью.

Идёт время. В 1492 году умирает король польский и литовский Казимир, королём Литвы становится его сын, великий князь литовский Александр Ягеллон. Именно этот молодой король становится мужем Елены, дочери Иоанна и Софии. Устроить этот брак Александру предложили советники, чтобы остановить натиск России на Литву, ведь силы не равны, и его подданные русские князья со своими землями переходят к Москве.

2 февраля 1494 года литовские послы на приёме у Великого Государя просят руки его дочери для Александра. Александр заключает по требованию Иоанна мирный договор и признаёт его Государем всей Руси. 6 февраля происходит заочное обручение молодых.

Сохранились документы, в которых указаны условия заключения брака: не принуждать Елену к перемене веры, построить для неё православную церковь, разрешить иметь русских слуг, сыновей крестить в католическую веру, а дочерей — в православную, а если князь Александр крестит в православную веру сыновей, Великий Государь подарит каждому по два города с уездами. Через год наконец заканчиваются переговоры, в Москву прибывают литовские послы.

Как повествует летопись, послы, увидев Елену, подумали, что это ангел в теле человеческом, и встали как вкопанные. А потом упали панне в ноги, прося, чтобы панна их в ласке своей оберегала, а она заплакала.

Наутро на Поклонной горе дожидались царевну тысячи возов со скарбом. Иоанн и София навсегда простились с дочерью, обняв и поцеловав её на прощание. В дороге её сопровождали 2000 бояр. Вблизи границы её встречает посланное Александром литовское сопровождение.

В Литве состоялось ещё одно венчание, уже по католическому обряду. Так началась новая жизнь православной царевны.

Начало XV века. Великая Государыня и Великий Государь всея Руси, София и Иоанн, построили мощнейшую державу. За все годы правления Иоанна не было ни одного неурожайного года, народ по-настоящему благоденствует, повсюду действуют одни законы, закончились междоусобицы, построен Кремль, страна украшена и укреплена.

Но всё же на рубежах России существует постоянная угроза — католические Польша и Литва, оттуда идут постоянные нападения. Ситуация усугубляется тем, что фактически в заложницах там находится царевна Елена. Под давлением своего окружения муж Елены так и не выполнил одного из условий договора — не построил для неё православный храм. Проходит некоторое время, и после смерти брата великий князь Литовский Александр становится ещё и королём Польским. Папа Римский отказывается короновать Елену, если та не примет католичества. Елена пишет отцу и матери отчаянные письма, видно, что под давлением. Иоанн передаёт дочери наказ не изменять своей вере, иначе ей и всему их роду будет великое бесчестие, а зятю своему он объявит войну, которая не закончится никогда. (Сразу скажем, что Елена выдержала колоссальное давление и осталась верна православию.)

Через день после отправки этой грамоты в Литву София скоропостижно умирает. Это был страшный удар для Государя, ведь ничто не предвещало беды.

Вскоре уходит из жизни и сам Иоанн, он скончался 26 октября 1505 года, 66 лет от роду.

Великие личности уходят в вечность, чтобы навсегда остаться в истории Руси, Руссии, России.

Великий князь сыграл решающую роль в формировании внешнего вида своей столицы. Сооружения эпохи Ивана III до сих пор являются визитной карточкой Москвы.

По-видимому, в самом начале своего правления Иоанн III задумал провести «генеральную реконструкцию Кремля». Белокаменные стены, возведённые ещё при Дмитрии Донском, обветшали, крошились и даже обрушивались. В 1462 году были частично отремонтированы кремлёвские стены, отремонтированы Фроловские ворота и несколько храмов. Но средств на полное обновление не хватало. Поэтому князь решил в первую очередь построить новый храм Успения Богородицы вместо старого, возведённого ещё в начале XIV века. Князь видел его в древнерусском стиле, похожим на храм Успения Богородицы во Владимире, предыдущей русской столице.

Однако настоящее строительство началось в Москве только с приездом византийской царевны Софии. Русские летописи отметили, что после её прибытия в Москву небо над столицей словно стало выше и государь чудесно переменился.

У нового строящегося Успенского собора была несчастливая судьба — он рухнул из-за просчётов при проектировании. Великий князь решает доверить строительство главного кафедрального собора Москвы (по-видимому, по совету царевны Софии) мастерам из Италии. Задание найти таких архитекторов получил русский посол в Венеции Семён Иванович Талбузин. Отныне в Москву вместе с послами начинают регулярно прибывать мастера разных специальностей. Они больше не опасаются ехать в далёкую холодную страну, ведь её государыня — хорошо известная в Европе наследница византийских императоров.

Аристотель Фиораванти, инженер и архитектор, блестяще справился с заданием. В 1479 году было завершено строительство храма Успения Пресвятой Богородицы, который до сих пор поражает своей красотой и величием. 12 августа прошло освящение храма. Затем в течение нескольких дней туда торжественно переносили мощи русских святителей.

6 мая 1484 года состоялась закладка новой домовой церкви Великого князя — храма Благовещенья Пресвятой Богородицы. Её строят на месте старой, возведённой его дедом, Великим князем Василием Дмитриевичем. На этот раз были приглашены русские мастера. Хотя храм небольшой, строили его целых пять лет, поскольку мастера пытались сохранить остатки прежней церкви, расписанной Андреем Рублёвым. Благодаря им мы и сегодня можем любоваться шедеврами Рублёва.

Летом 1485 года Государь всея Руси начинает строительство нового Кремля — мощной каменной оборонительной крепости, которая могла защитить всех жителей города, включая простых людей.

К этому времени окончательно формируется титул Иоанна III: «Мы, Иоанн, Божиею милостию Государь всея Русии, Володимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский и иных»3.

* * *

В конце ХХ века в Москве творилось что-то ужасное. Иногда казалось, что Россия никогда уже не возродится. Помню, как мы с сотрудницей Ириной Кокиной шли по Тверской. Повсюду ветер нёс пустые пластмассовые стаканчики, различные упаковки от дешёвых товаров, на лицах людей — печать обречённости.

И тогда мы решили зайти в Кремль, инстинктивно, ведь мы тогда ещё не знали о высокой святости этого места. Прошли на Соборную площадь, в Архангельском соборе поклонились Дмитрию Донскому, когда-то спасшему Россию от страшной беды. Ирина осталась внутри, а я вышла на крыльцо — ни одного человека, первый снег засыпал и наши следы. Всё было таким белым, чистым. За Кремлёвской стеной толпы хмурых людей, а здесь, совсем рядом, вековое спокойствие и сила. Вышла Ирина, и мы практически одновременно произнесли: всё с нашей Родиной будет хорошо, она обязательно воскреснет!

Теперь мы знаем гораздо больше. Мы знаем, кто истинные создатели современной России и строители Кремля.

В Архангельском соборе находится величайшая святыня, перед алтарём с правой стороны на небольшом возвышении находится гробница первого Государя всея Руси Иоанна III Великого. Гробница находится в центре между саркофагами его отца и сына.

Скажем словами из Библии, обращёнными Ангелом к Моисею перед неопалимой купиной: сними обувь свою, ибо здесь земля святая!

Мы завершаем статью словами выдающегося русского историка Николая Михайловича Карамзина, ибо лучше его о Великом Государе ещё никто не сказал:

«Что оставил миру Александр Македонский? — Славу. Иоанн оставил Государство удивительное пространством, сильное народами, ещё сильнейшее духом правления, то, которое мы ныне с любовию и гордостию именуем нашим любезным отечеством».

«Иоанн III принадлежит к числу весьма немногих Государей, избираемых Провидением решить надолго судьбу народов: он есть Герой не только Российской, но и Всемирной Истории»4.

Публикуется в сокращении

Литература

Великий князь и государь всея Руси Иван III: Каталог выставки / Сост. Т.Е. Самойлова. Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль». — М.: АзБука, 2013. — 208 с.

Гордеева Л.И. Иоанн III Великий. Первый российский государь: Летопись жизни. — М.: ИПО «У Никитских ворот», 2008. — 720 с.

Гордеева Л.И. Софья Палеолог, византийская принцесса, первая российская государыня: Летопись жизни. — М.: Книжный клуб «Книговек», 2014. — 192 с.

Душа Москвы: Худож.-публицист. сб. — М.: Информ. Содружество «Атлантида» и ИД «Парус», 1997. — 840 с.

1 Львовская летопись // ПСРЛ. Т. 20. С. 260.

2 Московский летописный свод // ПСРЛ. Т. 25. С. 321 – 322.

3 Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. СПб., 1851. Т. 1. Стб. 37.

4 Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. II, т. 6. М., 1842. Стб. 216, 210 (цит. по: Гордеева Л.И. Иоанн III Великий. — С. 51).

От редакции: Елена Алексеевна Тарасенко, сотрудница Международной организации «Звёзды Гор», директор первого в России Музея Знамени Мира имени Рериха (Горный Алтай, село Чендек), 2 июля 2019 года закончила работу над статьёй, а 23 июля ушла из жизни. Публикуя последнюю работу Елены Алексеевны, мы приносим ей нашу благодарность и посылаем самые добрые чувства и мысли.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Имена, вошедшие в историю эволюции человечества