Два признака подлинности Учения: первый – устремление к Общему Благу; второй – принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку. Озарение, ч. 3, гл. 5, п. 13 |
Знамя Мира над Уймонской долиной. Март, 2014
Фото: Знамя Мира над Уймонской долиной. Март, 2014
Иногда, проходя по Музею Н.К. Рериха, можно наблюдать такую картину: посреди зала стоит стайка малышей, чуть ли не вплотную прижавшись к экскурсоводу. Дружно подняв головы, они впервые в жизни смотрят на белое полотнище с тремя красными сферами в окружности. Удивлённо разглядывают они это самое доброе в мире Знамя, которое защищает всё лучшее, что есть на Земле.
Каждый экскурсовод сам решает, как именно рассказать детской аудитории об этом Вселенском символе. Когда мы впервые говорим с детьми о Знамени Мира, необходимо понимать, что для них не просто — сразу охватить всё значение и величие заложенных в нём идей. Очень важно ориентироваться не только на свои знания, но и на отклик, реакцию детей. Интересно ли им, готовы ли к совместному обсуждению? Гибкость подхода и разнообразие форм подачи материала — важные составляющие в работе экскурсовода.
Ю.В. Цыганкова: Часто приходилось знакомить самых маленьких посетителей музея — воспитанников детских садов и учеников младших классов школы — со Знаменем Мира. С такими маленькими детьми в силу их возрастных особенностей всегда нужен диалог, они должны стать не просто слушателями, но активными участниками беседы.
— Ребята, без чего нельзя прожить на свете?
Сначала, конечно, дети отвечают: «Без воздуха, без воды, без пищи». Кто-то вспомнит и о сердце — без него мы тоже не можем жить.
— Скажите, если с планеты убрать всё прекрасное: природу, картины, храмы, книги, музыку, — сможет ли тогда жить человек? Люди создали предметы, машины, приборы, и в этом им помогли Знания и Наука. Можно ли прожить без того, что делает нашу жизнь удобной? И ещё: может ли прожить человек без любви, доброты, милосердия?
Дети, стараясь опередить друг друга, всегда отвечают: «Без всего этого мы не можем жить». Они хорошо понимают, что, лишённые красоты, любви, природы и всего хорошего, что создано руками человека, люди превратятся в дикарей.
Выслушав все мнения, мы подводим итог: Знамя Мира для того и существует, чтобы охранять все эти ценности, без которых человек не может жить, — Красоту, Любовь и Действие; Науку, Искусство и Сердце (детям сложно объяснить понятие «религия», и мы говорим малышам о лучших сердечных чувствах). Знакомство со Знаменем Мира мы завершаем, рассматривая картины Н.К. Рериха «Мадонна Орифламма» и «Сокровище Мира — Чинтамани». И обязательно ещё раз обращаем внимание на то, что Знамя Мира охраняет ВСЁ ПРЕКРАСНОЕ.
С.А. Деменко: Детям постарше мы рассказываем о том, что Знамя Мира содержит в себе три круга, их можно назвать Любовь, Красота, Действие. Это три сокровища, которые помогают нам охранять всё лучшее, что есть на планете. Любовь и Красота вдохновляют людей на лучшие поступки (то есть действия): от заботы о природе и защиты слабых до совершения подвигов при обороне Родины. Лучшие действия человека всегда творятся во имя Любви и Красоты.
Т.М. Деменко: Знамя Мира принадлежит не какой-то отдельной стране, а всему Миру. Многие знамёна люди придумывают сами, а это Знамя не придумано никем. Оно послано на Землю Высшими Силами для того, чтобы объединить людей на самом важном. Что для нас в жизни самое важное? Для чего мы живём? Что сохранится после нас? Знамя в символической форме показывает, как объединяется всё то, в чём заключается смысл нашей жизни: все лучшие достижения человечества в прошлом, настоящем и будущем. Лучшее никогда не пропадает, оно хранится в Вечности. Добро, любовь, красота — вечны, особенно красота человеческих взаимоотношений.