Правильно, чем ближе к Богу, тем меньше осуждения. Рерих Е.И. Письмо от 17.10.1935 |
Н.К. Рерих. ВЕЛИКИЙ ДУХ ГИМАЛАЕВ. 1934
Н.В. БАШКОВА, канд. филос. наук, г. Тула
Можно сломить кости и мускулы, но дух несломим!
Братство, 18
Стойкость духа — нравственно-волевое качество, проявляющееся в способности человека преодолевать сильные противодействия, стабильно выдерживать большие нагрузки и напряжения, сохраняя свой внутренний духовный мир, жизненные принципы и поступательное развитие. Это качество отражает внутреннюю силу духа, равновесие психической энергии сознания (мыслей, чувств, желаний и т.п.), которое становится в своих реакциях устойчивым, непоколебимым, без дисгармоничных всплесков и изменений, развиваясь в выработанном ритме и высоком напряжении.
Учение Живой Этики не ставит росту и мощи духа никаких пределов. Дух человеческий, вечный и беспредельный в своём потенциале, может выдержать всё. Главное основание стойкости — опора на Высшее, Мир Духа, Иерархию Света и вечность Основ Жизни. В «Гранях Агни Йоги» качество стойкости определяется как неотступность, то есть «внутреннее знание того, что... бесконечны Добро и дела Света»1. «Чем мир побеждали герои? — напоминает Учитель М. — Единением с Владыкою нерушимым»2. Именно поэтому Живая Этика учит, что тайна преодоления внешнего нагнетения лежит не вовне, а внутри человека — в силе его духа и сердца.
Противопоставление чувства и разума, сердца и рассудка, часто драматически раздваивающее человеческое сознание, преодолевается в Учении постепенным очищением и развитием сердца — высшего, духовного органа человеческого микрокосма. Именно стойкое устремление сердца к Высшему влечёт за собой упорядочивание и гармонизацию всех разнородных ментально-психических сил в человеке. «Мысль легко повинуется воле, когда мысль сердцем ведётся, — утверждает Учитель М. — Потому чувство сильнее деятельности интеллекта, и любовью достигается то, что невозможно достигнуть мозгом. Стойкое сердце и волю, и мозг делает устойчивыми»3.
Стойкость ярко проявляется, когда особенно сильны волны внешних влияний, событий и испытаний, часто устрашающих воображение человека своей враждебностью и чудовищным размером. Духовно слабая личность может утонуть в саможалении, сомнениях, страхах, опасениях и переживаниях, тогда как стойкий в Свете и Добре человек активно противостоит злу, принимает тяготы ответственности и напряжения, способен к выработке последовательных решений и неуклонному продвижению к цели. Поэтому стойкость можно обозначить как духовный иммунитет человека от потрясений, страхов, омрачений и искушений.
Ближайшими к стойкости нравственными качествами являются преданность Высшему, убеждённость
в правоте, мужество, твёрдость, терпение, равновесие, ответственность, непоколебимость. Все они усиливают друг друга. Так, проявления терпения могут перейти в пассивность, покорность и уступчивость, но, будучи преображёнными духовной волей, они превращаются в стойкость и выносливость. В статье «Стойкость» Николай Константинович Рерих показал ряд ярких примеров проявления этого качества не в особых условиях войны или стихийных бедствий, но в обычной жизни современных людей. Как вывод он отметил: «Стойкость вытекает из большого равновесия. Это равновесие не будет ни холодным расчётом, ни презрением к окружающему, ни самомнением, ни себялюбием. Стойкость всегда будет иметь некоторое отношение к понятию ответственности и долга. Стойкость не увлечётся, не поскользнётся, не зашатается. В тех, кто шёл твёрдо до последнего часа, всегда была стойкость»4.
Философия Живой Этики отнюдь не обещает человеку облегчения и покоя в жизни, наоборот, утверждается образ воина, готового к борьбе за Высшее и активному противодействию злу и бессмысленному разрушению. Хотя ХХ век в истории человечества обозначается как конец Кали Юги (Чёрного века) и наступление новой Сатья Юги (Светлого века), однако смена этих глобальных эпох будет происходить длительно и постепенно и потребует огромных человеческих усилий по переустройству всех сторон жизни. Приближение конца Чёрного века выявило всё безумство сил зла и человеконенавистничества, которые кульминировали в середине ХХ века, во Второй мировой войне, названной в книгах Учения страшной битвой Армагеддона.
Российский народ ценой огромного напряжения и самопожертвования исполнил свою историческую миссию противостояния мощнейшему натиску зла. Как в первую Отечественную войну 1812 г., так и во вторую, Великую Отечественную войну россияне проявили несломимую стойкость, мужество и выносливость на протяжении долгих лет. Выстояв под первым сокрушительным ударом врага и пережив невосполнимые потери, они нашли в себе крепость и силу духа для полной победы над силами зла. «Русский народ явил такой героизм, такую жертвенность, такое доказательство силы духа и стойкости нации, — подчёркивала Елена Ивановна Рерих, — что следует преклониться и понять, что такой народ займёт предназначенное ему достойное место в идущем Переустройстве Мира»5.
Разрушениями, катастрофами, потрясениями Основ Жизни отмечен и последующий период в жизни смятенного и зашедшего в цивилизационный тупик человечества. Сложно назвать такой период мирным. Как мудро указывается в Живой Этике, «могут быть времена хуже войны»6, когда они несут на себе печать духовной деградации общества. Будем помнить, что каждодневно проходит испытания и жёсткую проверку наша духовно-нравственная природа и прежде всего — стойкость и твёрдость в Добре и Свете.
В наше время идейных и нравственных компромиссов, подлаживания под часто меняющиеся идеологические, политические, корпоративные и т.п. тенденции, личные выгоды особое значение приобретают редкие люди, устойчивые в добре и нравственных принципах. В каждую историческую эпоху были такие духовные авторитеты, по которым, как по камертону, могло сверять своё миропонимание и поступки большинство людей. Именно о таких людях и говорит народная мудрость: «Не стоит село без праведника». Имена и жизненные подвиги Будды, Конфуция, Платона, Патанджали, Шанкары, Христа, ап. Павла, Акбара Великого, Сергия Радонежского, Франциска Ассизского, Жанны д’Арк, Джордано Бруно стоят перед человечеством величественными столпами Света и Общего Блага. С течением времени ценность и необходимость таких духовных авторитетов становится только ещё более насущной и значимой.
Всё, что происходит в жизни человека, — и хорошее, и плохое — может быть преобразовано им в жизненный опыт, ценнейшие накопления и познания. Согласно Учению, даже самые неблагоприятные обстоятельства не могут остановить духовное продвижение стойкого и целеустремлённого человека. Наоборот, они служат средствами его усиления и напряжения. Как струна ненатянутая не запоёт, как лампа без накала не засветит, так и духовные силы человека поникают в сонном благополучии. «Учитель Хочет огонь, горящий в сердце ученика, довести до степени горения незатухающего и неколеблемого преходящими вихрями земными, — отмечается в «Гранях Агни Йоги». — ...Стойкость зависит от степени напряжения... (...) Нужно сознательно поставить себя в положение напряжения нагнетённого и радоваться, если обстоятельства внешние этому способствуют. Часто по неведению огорчается ученик тем, чему надлежит радоваться. Без отягчения обстоятельствами не может быть связи с Учителем»7. Важно поставить перед собой правильную цель и уметь видеть за каждодневным потоком дел ступени к её достижению.
Живая Этика утверждает, что зло конечно в своей разрушительной направленности, оно самоистребляется, тогда как Добро вечно и приумножается без истощения. Любое испытание имеет конец. Учение напоминает слова великого мудреца Соломона: «И это пройдёт». Всё пройдёт в этом мире преходящего и временного, но завоевания духа, развитие его сил и созидательных способностей могут бесконечно умножаться, освобождая человека от оков низшей материи и приобщая к стойкому, неутомимому сотворчеству с Высшими Силами.
* * *
«Путь духа отмечен силой. Потому хочу научить вас быть сильным духом. Стойкость, непоколебимость, преданность несломимая, бесстрашие, твёрдость, пути неуклонность — всё это есть уявления огненной воли. Быть сильным можно, если воля сильна, а воля есть духа огонь, уявляемый в действии»8.
«Стойте крепко, стойте крепче скалы. Огонь чудесный нагнетается стойкостью духа»9.
«Потенциал Блага — как столб Света. Плотник, сапожник или врач могут одинаково мыслить о благе. Постоянство и устойчивость во благе есть уже завоевание»10.
«Твёрдостью воли и стойкостью духа можно считать неотступность, явленную учеником на всех путях, приближающих к Свету, с точки зрения кармы. Эту неотступность можно рассматривать как внутреннее знание того, что все порождения человеческие имеют конец, ибо они не от Света, но бесконечны Добро и дела Света. Победа Света над тьмою и конечное торжество Света — это не фикция, но огненная действительность и огненная жизнеустойчивость зёрен причинностей добра или Общего Блага. Понимание этого и совершение посева светлых семян и является основою неотступности действий ученика и твёрдости его воли и стойкости духа. Не умирает добро, не умирают дела Света. Не умирают огненные зёрна причинностей, творимых во Имя Общего Блага»11.
«Себеслужители явленные, доколе будете ослаблять цепь Света неразумением вашим? Ведь требуется от вас лишь твёрдость и стойкость в том, в чём вы столь долго утвердиться стремились. (...) Дайте свет стойкого, ровно горящего пламени духа, без которого все ваши достижения сводятся к нулю. Крепость цепи измеряется по слабейшему звену, стойкость духа — по моментам его ущерба. Не допускайте этих моментов, ибо длинную цепь ваших усилий ослабляете несказанно минутами слабости. Будьте же сильны всегда, но не по настроениям и под влиянием случайных условий, будьте победно-духовны. Победительное состояние духа непреложно к победе ведёт. Будьте всегда победителями»12.
«Друг Мой, сила духа познаётся лишь в трудных условиях и в них же и утверждается. Мускул, лишённый движения, атрофируется, так же и сила духа поникает при жизни безоблачной и лёгкой. Разлагается дух в благополучии. Отягощающие обстоятельства нужны, чтобы вызвать к действию энергии нужные, которые в противном случае обрекаются на вымирание. Именно по слабому месту должна бить жизнь, чтобы его укрепить и породить нужную силу. Но при всех обстоятельствах одно условие необходимо, а именно стойкость, или непоколебимость духа надо твёрдо приять, что бы ни происходило вокруг. Твердыню внутри обрести и утвердить надо. Именно без Учителя, именно когда один, именно когда тьма окружила и дали сокрылись во мраке, чего ждать? Победы Света над тьмою. Учитель Поставил на страже за личной ответственностью. На страже нужно достоять до конца. Пусть колеблется всё, но не дух. Недопустима слабость, когда перед Учителем стоят трудности непомерные и Ему нужна поддержка. На кого Смогу опереться в час трудный, если все воины сложат оружие и поникнут духом в унынии безнадёжности, не предадут ли этим Учителя и Дело Его? Потому стойте крепко. Полководец без войска — не сила. Так же и крепость неохраняемая уже не крепость. Отсюда несменный и стойкий дозор. Один в пустыне жизни, но с Владыкой, опора друзьям и врагам устрашение — так уявляется стойкость. Пламя её — внутри, её ощущать можно. К спокойствию стойкость прибавим. Укрыться можно лишь в башне духа, ибо спасение в ней. Как маяк света высится она во тьме окружающей, внешней, и другим светит. Велика радость, если в час нужды Могу на кого опереться как на Себя. Трудные дни протекают. Сгущена тьма. Вы, немногие устоявшие, помогите удержать равновесие планеты. Не хорошести, не святости, но стойкости и непоколебимости Требую в час тёмный планетный. Помогите удержать сеть Света. Неужели оставите Одного, как оставили когда-то?»13
«...Какую-то степень обуздания себя и сдержанности всё же всегда можно явить, и особенно в тех делах, которым своими переживаниями помочь невозможно. К чему бесцельные терзания? Горе о близком понятно, но терзания о том, чему помочь нельзя, бессмысленны. Так научимся неизбежное встречать стойко, зная, что эмоциями делу не поможешь. То, через что надлежит пройти, пройти всё же придётся, несмотря на нежелание и боль. Неизбежное лучше встретить достойно. Таким образом, если жизнь ставит в условия, от которых нельзя освободиться, следует пройти через них мужественно и стойко. Можно сделать всё возможное для облегчения их, но когда остаётся неизбежное, его надо встретить достойно. Карму отбросить нельзя, иначе она обернётся ещё более неумолимым аспектом, следовательно, надо претерпеть, и претерпеть до конца. Только претерпевший до конца имеет заслугу»14.
«Стеснённый и угрожаемый Акбар говорил своим вождям: "Чем менее волнуется вещество, тем яснее отражение вершин". После смотра войска Акбар сказал: "Четвёртая часть сделана, видел сытых людей, — остальное увидим после дня зноя, после дня дождя, после бессонной ночи"»15.
«Борьба за свет не прекращается ни на мгновение. Героями духа можно назвать их, свет в ауре своей миру несущих. Невидим и неприметен этот подвиг, но тяжек для сердца и труден. Больно сердцу от яда, вбираемого им в себя для трансмутации его в энергии света. Тяжек и труден подвиг внесения в жизнь Света. Но это и есть Великое Служение. Надо дать себе ясный отчёт, в чём заключается его сущность. Уже не костры, не растерзание зверями, но постоянное, каждодневное распятие сердца на кресте жизни. И кто может сказать, где требуется больше мужества, стойкости и терпения. Трудность подвига современного носителя Света заключается в его длительности и в том, что совершается он среди жизни, причём совершает его герой духа не удаляясь из жизни»16.
«Припомните, какие трудности и, казалось бы, непреоборимые препятствия вставали перед нами, но все они растворялись перед нашим мужеством, стойкостью и устремлением и доверием к РУКЕ ВОДЯЩЕЙ, так будет и теперь»17.
«Одно из мощных качеств духа есть устойчивость. Как можно развивать и расширять сознание, когда нет устойчивости! Иначе, как можно проверять намерения и действия, если нет того мощного импульса, который есть устойчивость? Для каждого на пути есть только одна неизменная Мощь — Иерархия! На этом сокровенном Принципе можно созидать; с этой сокровенной Вершины можно мир созерцать; на этой Твердыне можно духу окрылиться; на этой Вершине можно созидать мощную эволюцию. Потому когда дух старается создавать иллюзорный мир самости, то, конечно, трудно продвинуться. Так в беспредельном творчестве есть путеводный огонь — Иерархия. Так можно устойчивостью Служения расширить сознание и вместить закон Огненной Иерархии»18.
«Не было ещё препятствия, которое могло бы дух, Мною утверждённый и суждённый победе, остановить. (...) Воля победителя становится мощной и непреодолимой, и ничто уже не может остановить её поступательного движения к огненной цели далёкой. Шаг непреложности становится укладом дня, и растёт и крепнет сознание того, что ныне уже ничто не остановит. И от этого сознания становится легко, и вырастают у духа крылья, которые помогают перелететь там, где громоздятся высокие горы препятствий и бездонные пропасти пресекают путь. И когда путь на Земле действительно становится непроходимым, крылья чудесные духа поднимают и возносят над непроходимостью местных условий жизни и сознание поднимается над ними, как орёл над горами и долинами земного ландшафта. Орлом духа Называем Мы ученика, достигшего этой ступени. Это уже ступень Архата. И зарабатывается она железной стойкостью перед чем бы то ни было, что может жизнь преподнести человеку. Этим путём Шли и Идут все Владыки. Это путь Царственной Йоги. Это путь победителей Земли и Неба, мира земного, и мира астрального, и Мира Мысленного. В сознании дух поднимается над тремя, чтобы утвердиться в четвёртом, в Огненном»19.
«От любого несчастья твёрдая воля почерпнёт новые силы и новую стойкость. Так преодолевается жизнь. Нельзя, нельзя безвольно склоняться под ударами внешних воздействий, ибо всему можно противопоставить дух. Как важно ощутить эту несокрушимость внутри! Победитель идёт через жизнь, победно ступая и не склоняя чело ни перед чем. Помните, ведь в духе надо стойкость явить. Архатом может стать тот, кого жизнь была не в силах сломить. Держите же головы выше, ведь мы к победе идём!»20
Фото: Н.К. Рерих. ВЕЛИКИЙ ДУХ ГИМАЛАЕВ. 1934
1 Грани Агни Йоги. V. 555.
2 Там же. 1954. 308.
3 Там же. 1955. 19.
4 Рерих Н.К. Стойкость // Нерушимое. Рига, 1991. С. 50.
5 Рерих Е.И. Письма. Т. 7. М., 2007. С. 280 (14.01.1946).
6 Надземное. 286, 295, 460, 594.
7 Грани Агни Йоги. 1953. 370.
8 Там же. 1958. 18.
9 Мир Огненный. I. 68.
10 Там же. 304.
11 Грани Агни Йоги. V. 555.
12 Там же. 1954. 421.
13 Там же. 114.
14 Там же. 1955. 300.
15 Листы Сада Мории. Озарение. 3 – IV – 4.
16 Грани Агни Йоги. 1955. 20.
17 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М., 2001. С. 174 (2.04.1935).
18 Иерархия. 217.
19 Грани Агни Йоги. 1954. 265.
20 Там же. 1955. 511.