Мысли на каждый день

Спросите человека, чем он желает украсить себя, и вы будете знать степень его сознания.

Мир Огненный, ч. 1, 653

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

СОБЕСЕДОВАНИЯ (Восход, 2014, №2)

Автор: Спирина Наталия Дмитриевна  



Теги статьи:  ответы Н.Д. Спириной

Ответы Н.Д. Спириной на вопросы присутствующих
на «круглых столах» Сибирского Рериховского Общества

Расскажите, пожалуйста, о встречах с Зинаидой Григорьевной Фосдик.

Был ещё один великий человек, с которым я имела счастье встретиться, — это Зинаида Григорьевна Фосдик. Она была директором Нью-Йоркского Музея Н. Рериха. Как сказал о ней Святослав Николаевич: «Самая близкая из ближайших, наша посредница». Она вела все дела Рерихов в Америке. И она, конечно, была на большой духовной высоте. Я имела счастье с ней познакомиться, ездила к ней в гостиницу*. Там мы вели беседы. У меня есть композиция о ней, о Нью-Йоркском музее. Мы очень подружились, она посылала мне и слайды, и репродукции, у меня есть много писем от неё. Ближайшая сотрудница Рерихов — и такая простота, такая приветливость! Пожилая женщина, но выглядела очень бодро, очень хорошо. Она же боролась, она ничего не боялась**. Она и часть экспедиции прошла с Рерихами, на Алтай с ними ездила, была в Монголии. Изумительный человек!

Как составлять тематические подборки из книг Учения?

Я отвечу словами Елены Ивановны Рерих, там ответ на ваш вопрос. Вот что она пишет: «...при литературном таланте, при усвоении духа Учения, можно принести большую пользу, избрав темы Учения и составляя на основании их небольшие популярные очерки и даже книжечки, имея в виду широкие массы. Эти небольшие популярные изложения так необходимы! Например, можно было бы взять такие насущные темы, как понятие Учителя, сила и значение мысли, психическая энергия и т.д., и, собрав всё, что сказано об этом в Учении, связать отдельные данные добавлением нужных пояснений». Не обязательно выстраивать их в порядке книг, а именно связать отдельные данные добавлением нужных пояснений. «Вообще работы над Учением бездна, и я так радуюсь, когда обнаруживаются писательские способности с устремлением к основам Учения» (из письма от 26 апреля 1934 г.).

В чём заключаются в данном случае «писательские способности»? Берётся какая-то тема, например психическая энергия, и это даётся не в порядке книг, а в порядке развёртывания темы. По книге «Психическая энергия. Накопление и расточение» вы можете познакомиться, как это делается. Выборки из книг скрепляются собственным небольшим текстом, и получается связный рассказ. Но нельзя это делать автоматически. Я старалась буквально выполнять то, что рекомендовала Елена Ивановна.

Любую ли тему стоит затрагивать и широко освещать или надо подходить избирательно?

Я считаю, есть такие вопросы, которые нам рано затрагивать, и в Учении есть места, которые даны не нам, а ближайшим ученикам — Агни-Йогам, то есть Рерихам, и им даются указания, что бывает при открытии центров, какие симптомы, что при этом надо делать. Некоторые, начитавшись, воображают, что это и к ним относится: чего-то лишнего съели — у них солнечное сплетение начало работать и т.д. Учение надо дифференцировать: что дано для нашего уровня и что говорилось Елене Ивановне, их семье, то есть не для нашего уровня. Нам центрами заниматься очень рано, и не надо заниматься глубоко эзотерическими вещами, до чего мы не доросли. Я бы никому не рекомендовала брать такие темы, как Космический Разум, Космический Магнит. Нам это ничего не скажет. Мы этого ещё не ощущаем. А вот «как жить, чтобы святу быть» — это самое главное. У нас так много насущных вопросов, которые дай Бог нам разрешить.

И с Иерархией Света надо быть осторожнее. Запросто нельзя говорить! Имена нельзя произносить запросто. Я с этим сталкиваюсь, и это очень шокирует. И ещё спрашивают: какой Учитель перевоплощался в какого Учителя? Наше ли это дело? Или: кто выше — Христос или Будда? Сказано: «Невозможно измерить дальние миры. Можем лишь восхищаться их сиянием» (Листы Сада М. Озарение. 3 – IV– 8). То, что ещё не для нашего разума, не надо трогать. Как бы не впасть в умаление!

Можно взять очень обширную тему — о мысли. В Учении об этом так много сказано.

Да, о мысли колоссально много говорится. И о сердце — тоже большой том будет.

Елена Ивановна рекомендует популярные недорогие издания в виде книжечек, и это имеет смысл. Например, у нас недавно вышла книга «Искусство творить взаимоотношения». Мы выяснили, что подбирал её Рихард Яковлевич Рудзитис. Он был учеником Елены Ивановны и в своё время председателем Рижского Рериховского общества. В книге собственного текста нет, там по главам: как нужно себя держать, какие для этого нужны качества, что мешает взаимоотношениям и наоборот. Эта книга сделана уже в несколько ином стиле. В «Психической энергии» цитаты скреплены своими словами, а здесь — очень удачно и логично всё скомпоновано без своих слов. Можно и так, и так.

Как упражнять мышление?

При виде больного человека представлять, что он здоров. Мысль сейчас очень сильный фактор.

Контроль над мыслью — это необходимая работа. И здесь совсем не требуется ни концентрации, ни медитации, а просто в жизни каждого дня нужен контроль над мыслью.

Есть ли разница между тонким телом и астралом, о котором говорится в «Гранях Агни Йоги»?

Есть и очищенные тонкие тела, которые уже приближаются к менталу и буддхи — к высоким состояниям; их астралом не называют, но это тоже тонкие тела, только уже очищенные.

«Существа тонкие вьются вокруг каждого и употребляют частицы эктоплазмы... Нужно, чтобы люди крепко запомнили, что эктоплазма выделяется вовсе не только на каких­то особых собраниях, но постоянно, и лишь крепкое и бодрое сознание не допускает чрезмерного истечения...» (Надземное, 430). Поясните этот параграф.

Чтобы тёмные, которые вьются вокруг нас, не использовали в своих целях нашу энергию — эту тонкую субстанцию, — чтобы они не усилялись, используя её для своих тёмных, вредительских целей, надо за собой очень следить и не выделять её там, где это не нужно; и наоборот, сохранять энергию, собирать её, и только там её выдавать, где нужно, — для дела, для помощи.

В чём выражается связь врача с психической энергией?

Если обыкновенный врач, не особенно сильный специалист, лечит больного с душой и сердцем и хочет ему помочь, — он больному даже больше помогает, чем какой-нибудь крупный специалист, но равнодушный к нему. Это и есть связь врача с психической энергией; когда он её употребляет — как бы открывает сердце, потому что психическая энергия имеет качество сочувствия. Когда человек сочувствует, его сердечная энергия непроизвольно идёт к тому, кому он сочувствует.

Как объяснить явление, когда новорождённый произнёс несколько слов?

Видимо, дух сумел выговорить что-то. При этом вспышка может быть мгновенная, а потом он погружается в материю и уже не может себя выразить, пока не научится говорить. Иногда так бывает. Например, один из Далай-лам родился, произнёс какое-то пророчество и потом замолк.

Сейчас дети вообще очень развитые, несоответственно их возрасту. Кто знает, может быть, и новорождённые начнут изрекать что-нибудь время от времени, надо наблюдать, это интересно. Пока это единичные случаи, может быть, они будут увеличиваться. Это не исключено.

Как притягивается дух, готовый к рождению, к своей будущей матери? Может ли она встретиться на тонком плане со своим будущим ребёнком?

Матери редко помнят это. Конечно, рождаются дети по кармическим причинам, притягиваясь к родителям по карме, по созвучию, потому что им астрологически надо прийти именно через какой-то конкретный промежуток времени. Им надо воплотиться в момент, когда сочетание светил будет в определённом положении на небе, и тогда они воплощаются. Разные бывают причины для зарождения ребёнка.

Как быть, если дочь грубит?

Дети — это школа для нас. Надо понять, почему дочь грубит: то ли она с кого-то берёт пример, или кто-то на неё влияет в этом смысле? Нельзя ли как-то её приобщить к искусству, к прекрасному, чтобы она сама стала более красивой внутренне? Мы не знаем, по какому поводу дети грубят, ведь это бывает по разным причинам: или обращение ей кажется не то, или какая-нибудь подруга на неё влияет, или она попала в какую-то компанию. Это надо тоже всё выяснять и постараться создать ей обстановку более культурную, чтобы ей самой было стыдно, что она так себя ведёт. Очень много бывает причин, поэтому трудно дать однозначный рецепт, как справиться с грубыми детьми.

Как относиться к тому, что сейчас целыми семьями подходят к Учению Живой Этики?

Это хорошо, это прекрасно, ведь семья — это первичная ячейка общины, её фундамент. Бывает, что дети просвещают родителей. Важно, что есть такие семейные объединения, маленькие, крохотные общины, ведь из них состоит и вся страна. И главное — в таких семьях и дети особые могут рождаться, ведь сказано, что во многих случаях духи, находящиеся в Тонком Мире, которые должны вскоре воплотиться, выбирают себе родителей, если они там функционируют сознательно. Есть и такие, которые в Тонком Мире находятся в бессознательном состоянии, но развитые духи присматривают себе семью, им не безразлично, у кого воплощаться.

Как готовиться быть родителями тех духов, которые к нам сейчас стремятся?

Это не просто — это подвиг. Наша школа-семинар помогает готовить родителей к будущим детям. Надо знать, как воспитывать тех, которые родились, но ведь надо подготавливаться ещё до рождения. Тогда можно притянуть их сюда, ведь много высоких духов хотят прийти и помочь нам. Земля в критическом, отчаянном положении, на краю. И что перевесит — люди доброй воли или люди злой воли? От этого будет зависеть, состоится Сатия-Юга или нет. Поэтому нам надо готовить обстановку и условия для будущих детей.

Для чего говорить о том, что будет в будущем? Для чего учить людей красоте, радости для другой, никому не известной жизни в будущем? По-­моему, намного лучше учить красоте, любви, радости для реальной жизни.

Мы строим будущее в каждый момент нашей жизни. Настоящее — это только одно мгновение между прошлым и будущим. Нам указано устремляться для будущего: «Для будущего мы встаём от сна. Для будущего обновляем покровы. Для будущего питаемся. Для будущего устремляемся мыслью. Для будущего собираем силы» (Агни Йога. Предисловие). Думая о будущем, мы всё время строим свою жизнь, и, конечно, хотим построить её в красоте. Если сейчас кто-то ещё красоты тут не видит, так это же достигается постепенно. Ведь глазу не видно то, что в наших душах. Может быть, там и красота, и устремление, и любовь к прекрасному. Иначе зачем бы мы всем этим занимались и делали бы, например, такую выставку — «Окно в прекрасное»?

Наталия Дмитриевна, расскажите об этой выставке.

В Академгородке только что закрылась выставка репродукций и открыток Николая и Святослава Рерихов. Работа была проделана огромная, и великая благодарность устроителям этой выставки! И что в ней было особенно важно — что для людей, которые смотрят на картины Рериха, эти картины — как окна в иной мир, в мир прекрасного, мир чудесного, в Миры Тонкий и Огненный, которые мы в своей обычной бытовой жизни не видим. И когда мы смотрим, то как бы входим в этот Новый Мир, знакомимся с ним, и он становится нам ближе, понятнее, мы приобщаемся к красоте. Сказано: когда мы смотрим на красоту, мы улучшаемся. Поэтому каждая картина, каждый показанный слайд с картин Рерихов вводят нас в мир, нам доселе неизвестный, но с которым мы когда-то встретимся. И если мы заранее будем подготовлены к этой красоте, откроем свой глаз на неё, то, перейдя в иное измерение, мы почувствуем себя уже там как дома, а не в каком-то неожиданном и чуждом для нас мире, к которому мы не были приобщены.

Эти картины — вход, окна в мир прекрасного. Вот ещё одно значение, помимо всех прочих, этой выставки и всех слайд-программ, которые мы показываем: когда люди видят эту красоту, и приобщаются, и знакомятся с ней, она уже становится их достоянием.

Очень важна выставка для школьников. Они запомнят это навсегда!


* Встречи происходили в 1974 году в гостинице «Украина» в Москве.

** З.Г. Фосдик боролась за возвращение Нью-Йоркского Музея Н. Рериха и принадлежащих ему сокровищ искусства, которые в 1935 году были предательски захвачены несколькими бывшими сотрудниками Рерихов.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Собеседования. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы