Умение переменить оценку сознания будет уже порогом будущего. Мир Огненный, ч.2, 285 |
Богородица всех скорбящих радость. XIX–XX вв. Святые мученики Медост, Власий, Нил, Флор и Лавр. XIX – XX вв. Святой Антипий. XIX в. |
Продолжая традицию культурного сотрудничества, Государственный музей истории, литературы, искусства и культуры Алтая (г. Барнаул) в очередной раз предоставил Музею Н.К. Рериха экспонаты из своей коллекции.
9 ноября состоялось торжественное открытие выставки, на которой было представлено около 30 предметов православной культуры из фондов ГМИЛИКА — живописные иконы, меднолитая пластика и сибирские рукописные и старопечатные книги. Значительная часть собрания — старообрядческого происхождения.
Меднолитые изделия — это яркий, самобытный пласт русского прикладного искусства, до конца не исследованное явление русской художественной культуры. История развития меднолитейного дела в России складывалась достаточно сложно. Из-за недостатка цветных металлов, необходимых для военных нужд, с XVIII века по указу Петра I действовал запрет не только на производство и продажу, но и на само бытование медных икон и крестов. Однако благодаря противникам никоновской церковной реформы, ещё в XVII веке бежавшим из центра России на её отдалённые окраины, удалось сохранить традиции изготовления меднолитых изделий и достичь в этом искусстве больших высот.
В самые тяжёлые времена — а таких в истории России было немало — народ мог рассчитывать и уповать только на Высшую помощь и защиту, и эта вера давала силы и укрепляла людей. Потому иконы, а также складни и кресты, как живописные, так и меднолитые, получили на Руси самое широкое распространение. Они имелись в каждом доме, вставлялись в рамы-киоты, вывешивались на фронтонах домов, над воротами. Иногда меднолитые складни заменяли целые иконостасы; особой популярностью они пользовались у старообрядцев. В народе бытовали кресты самых различных форм и размеров, в зависимости от их назначения, — кресты-тельники, наперсные, киотные, напрестольные.
На выставке представлены фрагменты характерных для Сибирского региона литых трёх- и четырёхстворчатых складней с образами Богородицы, Св. Троицы, Св. Николая и других Чудотворцев, сюжетами «Двунадесятые праздники»1 и др.
Большой интерес у посетителей выставки вызвали рукописные и старопечатные издания. Использование старообрядцами книг дореформенной редакции стало одной из причин создания большого числа рукописных книг. Поэтому, несмотря на рост объёма печатных изданий, рукописная книга в России продолжала существовать вплоть до XX века.
Псалтирь (Псалтырь)2 — одна из наиболее читаемых книг Ветхого Завета — на славянский язык была переведена Святыми Кириллом и Мефодием. Она включает в себя песни (псалмы), послужившие первоисточником многих молитв. Среди книжных экспонатов выставки — старопечатные издания «Псалтирь» (XIX в.) и «Псалтирь с восследованием» (1785 г.), старообрядческое издание «Чин освящения воды» (XX в.), рукопись на крюковых нотах «Иоанн Дамаскин. Книга глаголемая Ирмолой» (XVIII в.).
Коллекция ГМИЛИКА свидетельствует о большом сюжетном разнообразии икон, имевших хождение в Сибирском регионе, и в частности на Алтае.
Обилие на Руси икон с изображением Богородицы связано с особым почитанием Той, в Которой воплощены вся красота великого Материнского сердца, любовь и забота, утешение и защита, милосердие и всепрощение.
Из наиболее распространённых Богородичных икон на выставке представлены «Утоли моя печали» (XVIII – XIX вв.) и «Богородица всех скорбящих Радость» (XIX – XX вв.). Тип иконы «Всех скорбящих Радость» не имеет единой законченной композиционной схемы и существует во множестве вариантов. Несмотря на то что этот образ сложился на Руси уже после церковного раскола XVII века, он был также принят и почитался старообрядцами.
Самыми скорыми помощниками в народной среде называли святых-демоноборцев Георгия Победоносца и Архангела Михаила; очень почитался Николай Чудотворец.
Среди икон выставки — узнаваемые образы этих Высоких Заступников. Мы встречаем здесь изображения и других святых — целителей, покровителей домашнего скота, например «Святой Антипий» (XIX в.), «Святые мученики Медост, Власий, Нил, Флор и Лавр» (XIX – XX вв.).
К святому Антипию, жившему в первые века христианства и претерпевшему мученическую смерть, обращаются за помощью в болезнях, и особенно при зубной боли. Его называют «зубным целителем».
О христианине Власии, епископе Севастийском, известно, что, спасаясь от гонений, он жил в пещере на горе Аргеос; к пещере приходили дикие звери за помощью и терпеливо ждали, пока Власий совершит молитву, а затем возложит на них руки — так он исцелял больных животных. Флор и Лавр были родными братьями, мастерами каменного дела. Посланные правителем Иллирии строить языческий храм, братья, завершив строительство, сокрушили идолов и установили в храме крест, возле которого стали молиться. За это они были казнены. До нас дошло предание о том, что братья были обучены искусству управлять лошадьми самим Архангелом Михаилом. К ним обращается народ за помощью, когда угрожает падёж скота.
Искусство русской иконописи — явление совершенно особенное, в нём отражается сущность души русского народа, его вера и любовь, его чаяния и надежды.
Н.К. Рерих одним из первых обратил внимание на русские иконы как на высокохудожественные творения древних мастеров. Он писал: «...в иконы уверовали. Начали иконы собирать не только как документы религиозные и научные, но именно как подлинную красоту, нашу гордость... ...Иконы собирают; из-под грязи возжигают чудные, светоносные краски; иконы издают тщательно, роскошными изданиями; музеи гордятся иконными отделами; перед иконами часами сидят в восхищении, изучают, записывают; иконами гордятся. Давно пора!»
Надежда Жарий, Наталья Кочергина
1 В православии — двенадцать важнейших после Пасхи праздников, посвящённых событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.
2 От слова «псалтерий» — струнный щипковый музыкальный инструмент.
3 Рерих Н.К. Иконы // Об искусстве. М., 2005. С. 13.