Язык понимания и сочувствия откроет первые Врата Беспредельности. Беспредельность, Предисловие |
С.Н. Рерих. КАРМА ДОРДЖЕ. 1934
Карма Дордже. Кулу, Индия. 1933 С.Н. Рерих. Эскиз к картине «КАРМА ДОРДЖЕ». 1934 |
Владимир НИКИШИН, г. Москва
Аскет, носящий имя «Путь Молнии», путешествовал по Индии и Тибету и на несколько дней останавливался в имении Рерихов в Кулу. Этот отшельник производил неизгладимое впечатление своей мудростью и знаниями, почитался местными людьми как воплощение великого учителя Миларепы, с именем которого в традиции тибетского буддизма связывается образ идеальных отношений «Учитель — ученик».
В одном из писем Святослава Рериха к Кэтрин Кэмпбелл мы находим первое упоминание о появлении Карма-Дордже в Кулу: «Я собираюсь послать тебе фотографии прекрасного молодого ламы, который, несомненно, относится к старинному типу аскетов. Сейчас он живёт вместе с нашим ламой, и у него было несколько замечательных видений. Такая радость видеть настоящего нищенствующего монаха. Они всё ещё существуют, но очень редки»1.
О нём неоднократно упоминала в своих письмах и Елена Ивановна Рерих: «В 1933 году нас посетил тибетский лама Карма-Дордже, в беседе с ним на духовные темы он рассказал нам между прочим о своём посещении знаменитого отшельника Кшетрапа в пещере, находящейся в окрестностях местечка Шасрегтог Восточного Тибета. (...) Сидя у себя в пещере, он мог вызывать неопаляющий огонь, дуя вокруг себя, причём огонь сначала стелился по земле и затем сосредоточивался на сухом дереве, стоявшем в глубине пещеры. Лама Карма-Дордже сам трогал этот огонь руками и не получил никаких ожогов, но ощущал лишь приятную теплоту. (...)
Конечно, посетивший нас лама является исключением среди так называемых садху. После краткого пребывания у нас лама однажды утром пришёл попрощаться, говоря, что должен спешить, ибо Учитель его, живущий в горах Тибета около священной горы Кайласа, зовёт его, он слышал его зов. Через полгода он снова вернулся в наши края и сообщил, что Учитель его умер, но он не успел дойти вовремя. Теперь он удалился в полное затворничество на десять лет, по истечении этого срока он выйдет учить. (...) Много замечательных видений было у него во время его пребывания у нас. Сын мой написал его портрет, прилагаю Вам фотографию с этой картины. Кто знаком с типом тибетских лам, должен будет признать, что лицо его необычно»2.
Как ни удивительно, но явление святого странника было предано широкой огласке, когда в ноябре 1934 года фотография с его портретом была опубликована на обложке харбинского журнала «Рубеж» с подписью «Тибетский лама в гостях у академика Н.К. Рериха»3.
Особое место в творчестве Святослава Николаевича Рериха занимают портреты «Карма-Дордже» (1934, 1974 гг.). В конце 1933 года художником создан первый вариант картины с изображением гималайского отшельника в пурпурном одеянии. Он запечатлён непоколебимо стоящим на фоне горного пейзажа, посреди безбрежного пространства озера, подёрнутого предрассветной утренней дымкой. Вдохновенное лицо странствующего йога с проникновенным добрым взором обращено к солнцу, он несёт в мир весть от снежных вершин, возвышающихся за его спиной. Длинные волосы, связанные в пучок, — характерная черта изображений буддийских йогинов. Левая рука сокрыта под накидкой, в правой он будто держит невидимый скипетр-дордже, пальцы сомкнуты в жесте мудры «vajrahumkara». Предельная ясность образа достигнута иконоподобной фронтальной композицией портрета.
«Такие люди, как он, сейчас редкость. В Тибете их не более двух или трёх. ...Этот человек действительно живёт согласно своему учению»4, — писал о нём художник.
В течение нескольких лет Святослав Рерих создал ещё две картины: «Карма-Дордже» (1934 г., ЛНХМ5) и «Подвиг» («Достижение») (1938 г., МРН6).
В Музее Николая Рериха в Нью-Йорке сохранился один из эскизов к картине 1934 года из рижского собрания (см. на обложке), который существенно отличается от законченного произведения цветовой гаммой и некоторыми деталями композиции. И спустя сорок лет, в силу неизвестных нам причин, художник вернулся к его образу вновь, повторив свой шедевр 1934 года в новой технике, но при точном соблюдении пропорций (1974 г., ГМВ7).
1 ...Действовать во имя добра — наш священный долг: Переписка Святослава Рериха с Кэтрин Кэмпбелл. Т. 1. М., 2013. С. 166 – 167 (21.12.1933).
2 Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М., 2002. С. 65 – 66 (22.02.1936).
3 Рубеж. № 48 (355). Харбин. 10 ноября 1934 г.
4 Рерих С.Н. Письма. Т. 1. М., 2004. С. 198 (20.08.1936).
5 ЛНХМ — Латвийский национальный художественный музей, г. Рига.
6 МРН — Музей Н. Рериха, г. Нью-Йорк.
7 ГМВ — Государственный музей Востока, г. Москва.