Утонченность духа определяется именно степенью его почитания высших ценностей. Рерих Е.И. Письмо от 01.10.1935 |
Вадим МАКАРОВ, г. Тула
* Доклад на Венёвских чтениях 2013 г., посвящённых памяти Б.Н. Абрамова (г. Венёв, Тульская обл.).
Пожалуй, нет другой такой проблемы, которая бы на протяжении всего существования человечества порождала столько споров, всевозможных толкований, а зачастую и спекуляций.
Что такое Добро и что зло? Реальны ли они вообще? Насколько они объективны? Ведь всё в жизни относительно. И что для одного хорошо, то для другого может быть плохо. Если всё же зло есть, то как оно появилось? Является ли зло необходимой частью мироздания и нашей жизни? Существуют ли границы между Добром и злом? Есть ли объективные критерии Добра и зла? И насколько выгодно и практично жить в Добре? В нашей повседневной жизни, да и в исторической ретроспективе мы сплошь и рядом видим, что богатство, успех, власть, слава и т.д., как правило, достигаются попранием морального закона и принципов Добра.
В поисках ответов на эти непростые вопросы обратимся к Записям Бориса Николаевича Абрамова, опубликованным под названием «Грани Агни Йоги». Рассмотрим несколько аспектов этой проблемы.
1. Космический аспект. Согласно Учению Жизни, в Космосе зла как сознательной, разрушительной, абсолютной Силы не существует. Космос представляет собой сложную многомерную одухотворённую систему, которая живёт и развивается по вполне определённым разумным, безличным Космическим Законам. Всё сущее — от атома до звёзд и галактик — находится в непрерывном движении, глобальном развитии, получившем название космической эволюции. Движение это не хаотично, а имеет направленный, прогрессивный характер: от низшего к высшему, от непроявленного к проявленному, от необходимости к свободе, от бессознательного к самосознающему и т.д. Этот беспредельный процесс глобальной космической эволюции устремлён к Гармонии, Красоте и Совершенству, что равнозначно понятиям Блага и Добра. «Эволюция, — сказано в Живой Этике, — есть претворение Добра»1.
Таким образом, в Учении Живой Этики утверждается главный объективный критерий Добра и зла — все действия человека, согласующиеся с космической эволюцией и её законами, характеризуются как Добро и соответственно всё, что препятствует этому, является отсутствием Добра, или злом. Вопреки представлениям многих религий, в Космосе сознательной единой Злой Силы нет. Существует лишь Хаос, представляющий собой несгармонизированное состояние материи, грубую необузданную Стихию. Эта грозная инволюционная Сила всегда стремится поглотить и уничтожить достижения эволюции. Усилия всех Творческих Сил Космоса направлены на борьбу с Хаосом, на преодоление сопротивления материи различных порядков и несовершенства во всех видах, а также на развитие более совершенных ступеней Жизни.
Вот как говорится об этом в «Гранях Агни Йоги»: «Нет добра или зла, но есть явления, содействующие эволюции, явления эволюционные и идущие против неё. Область последних и будет областью зла или царством тьмы. И то, что хорошо и благо на одной ступени эволюции, может быть злом на высшей ступени. Явление эволюционное, т.е. благое на данный момент, с течением времени перерастает своё значение и становится антитезой эволюции, вызывая тем самым новое явление эволюционного порядка...»2
2. Земной аспект. Рассмотрим теперь проблему добра и зла в масштабе планеты Земля. В её Природе нет ни Добра, ни зла как таковых, взятых сами по себе. Однако, как пишет Елена Ивановна Рерих, «несомненно, в мире человеческом зло существует, и оно зародилось с первым проблеском сознания. Несовершенство сознания [человека], при свободной воле, породило все виды зла»3. Таким образом, сознательное зло, как и добро, на Земле возникает вместе с человеком. Именно человек, благодаря наличию разума и самосознания, является единственным свободным деятелем на нашей планете. Ни растения, ни животные такой возможности не имеют. (И как бы ни были нам неприятны хищники, комары, крапива и т.п. — все они не являются носителями зла, так как действуют, подчиняясь инстинкту, а не свободной воле.) Именно несовершенство сознания человека, его невежество приводит к всевозможным бедам, начиная с болезней, жестокости, войн и несправедливости и заканчивая глобальными проблемами современности (истощение природных ресурсов планеты, распространение массовых заболеваний, масштабное изменение климата, углубление экологического кризиса, рост терроризма и т.д.). Все эти общемировые проблемы, согласно Учению Жизни, являются следствием духовного кризиса человечества.
Для того чтобы лучше понять, каким образом всё это многообразие зла стало возможно, необходимо глубже вникнуть в сущность человека. Она весьма сложна, но в нашем случае достаточно выделить её двойственность. В терминах Учения это «личность» — средоточие эгоизма, самости — и «индивидуальность» — средоточие Высшего, духовного Начала.
Антропологическая структура человека
Индивидуальность, высшее «я» Бессмертна, проходит цикл перевоплощений в земных личностях |
Личность, низшее «я» Смертна, образуется при каждом новом воплощении по закону кармического соответствия |
Вот что об этом сказано в «Гранях Агни Йоги»: «Личность — это внешний человек, его социальное положение, работа, семья, отношение с людьми и его психический мир, наполненный подробностями текущей жизни, его симпатии и антипатии... (...) Индивидуальность* — это скрытый человек в человеке, это то, что облекается внешним человеком, его личностью, чтобы эта последняя могла выполнить поставленную перед ней задачу очередного воплощения. В ней заключены все высшие качества духа... Все высшие импульсы и устремления идут от неё. Она не умирает со смертью своих оболочек, но собирает через каждую всё, что могут они дать в каждом из соответствующих им миров. (...) Обычно бывает и так, что нечто весьма тяжкое и неприятное для личности полезно и нужно для Индивидуальности. И тогда личность страдает. Многие страдания дают Высшей Триаде нужный Ей опыт и знания... (...) Личность умирает при каждом развоплощении. (...) Но с каждым новым воплощением Индивидуальность растёт и накапливает столь нужные ей элементы непреходящего. (...) Когда было Сказано: "Царство Моё не от мира сего", — имелись в виду Бессмертная Индивидуальность и мир Её проявлений»4.
«Личность и индивидуальность различаются между собою как Свет или тьма, свобода или рабство, жизнь или смерть, конечность и Беспредельность. Жить для себя и собою — значит обречь себя смерти и уничтожению, ибо смертны все оболочки, в которых может уявляться жизнь личности. Жить вне себя, вне интересов своих, жить ради других, ради Общего Блага — значит бессмертие своё утвердить на Земле и в Мирах... (...) Предположим, что некто любил хорошо есть и пить, хорошо одеваться, любил комфорт и удобства лёгкой и беспечной жизни, что все интересы его были ограничены условиями земной жизни и заключались лишь в том, чтобы удовлетворять желания тела, что вся активность его сознания была сосредоточена в его низших оболочках. Чем может жить он и как, когда то, в чём он жил, перестанет его облекать. Не будет желудка, который можно наполнить яствами, не будет тела, которое можно было холить, оберегать и облекать в модные костюмы, не будет ничего из того, чем он жил на земле... Он жил для себя и собою, но то, чем он жил и для чего, перестанет существовать. Чем же жить и как? Он умер, но народ, которому он принадлежал, продолжает существовать, но он никогда не жил интересами своего народа, и потому сознание его не будет иметь части в жизни этого народа. И интересами всего человечества и идеями Общего Блага он тоже не жил никогда, так что и в этой области ему ничего не остаётся. Погрузив себя в личное и служа самости, он тем самым обрёк себя смерти... но бессмертна область жизни сверхличной. (...) Любовь к ближнему, к человечеству является принципом, утверждающим, прежде всего, жизнь и бессмертие духа... путём, выводящим сознание за пределы круга обречённости, очерченного личностью и самостью человека»5.
3. Кармический аспект. Очень часто под злом мы подразумеваем несправедливость. Замечая многообразные проявления несправедливости (это и произвол государства и отдельных людей, и неравенство в удаче и несчастьях), наблюдая, как страдают хорошие люди, нам бывает трудно понять, что в Космосе существует реальная Справедливость. Но это так. Космос построен и развивается по строгим безличным законам. Одним из главных является закон причин и следствий, называемый на Востоке законом Кармы.
Суть его проста и афористично выражена Апостолом Павлом: «Не обманывайтесь: Бог [т.е. Закон] поругаем не бывает, ибо что посеет человек, то и пожнёт». Каждому воздаётся по делам его: за добро — добром, за зло — злом. Или, как выражена эта же идея в Ветхом Завете: «Око за око, зуб за зуб». Конечно, по-человечески нам бы хотелось, чтобы меч Немезиды карал грешника прямо на наших глазах. Но механизм Кармы действует достаточно сложно и многопланово, оставаясь непреложным в своих результатах. Закону Кармы подчиняется и земное, и Надземное существование человека. Именно им объясняется и разрешается многое, что нам кажется необъяснимо несправедливым.
«Грани Агни Йоги» раскрывают нам важный внутренний механизм действия Кармы: «Карма человека заключена в его ауре. Каждое движение сознания запечатлевается на ауре путём отложения в ней элементов, которые служат причинами будущих действий. Эти кристаллические образования магнитны. Совершающий зло человек прежде всего наносит вред себе, творя в своём микрокосме кристаллы зла, остающиеся в его ауре как причины, создающие его карму. (...) Каждый притягивает к себе или отталкивает от себя как людей, так и обстоятельства. Неудача как бы преследует некоторых людей, несущих причины её в своей ауре. И, наоборот, успех, удача, счастье сопровождают тех, чья аура обладает магнетичностью противоположного порядка. Любители зла и служители тёмных утешения себе не имеют, ибо несут в себе карму осуждения. От судьбы, то есть от самого себя и ауры своей, не уйдёшь, ибо уйти некуда»6.
4. Эволюционный аспект. Хотя граница между добром и злом очень извилиста, «Грани Агни Йоги» утверждают вполне чёткие объективные их критерии: «Много хороших, но никчёмных людей коптят землю и небо. Не они соль земли. У Нас хорошесть человека расценивается иначе. Пусть будет он даже плох, но полезен для эволюции — вот Наш критерий хорошести. Плохость и хорошесть — относительны. И надо, чтобы дух восходил, независимо от того, плох человек или хорош. Восхождение может включать в себя: расширение сознания, приобретение опыта жизни, утверждение нужных качеств духа или свойств, или труд, полезный для Общего Блага»7.
Существуют ли признаки наличия Добра и зла в конкретном человеке? В «Гранях Агни Йоги» выделены три таких признака: 1) цвет ауры человека, 2) запах излучений и 3) светотень. Они образуют неотъемлемый паспорт человека. «Где же критерий? Как отличить Свет от тьмы?» — спрашивается в «Гранях Агни Йоги» — «Только по светотени. (...) ...По степени тени устанавливается природа и количество Света. (...) Чем меньше тени, тем больше Света»8. «Цвет ауры характеризует облик самого человека, точно так же и запах»9. «Деление людей на нечистых и чистых имеет под собою основание. (...) Утончённое обоняние может чувствовать приближение добра или зла на большом расстоянии. (...) Энергии добра или зла, света или тьмы обладают своими ароматами. Добро благоухает... (...) Обжорство, пьянство, курение — всё имеет свои специфические запахи. Аромат или зловоние человека — это его неотъемлемый паспорт, который остаётся при нём и после того, как паспорт земной становится совершенно не нужен»10.
«Грани Агни Йоги» утверждают, что человек является фабрикой Добра и зла: «Каждая мысль человека, каждое его настроение и чувство тотчас же отражаются на его излучениях. Излучения эти выражаются в свете, цветах или огнях, явно видимых для тонкого зрения. Упадок духа и омрачённое состояние понижают светимость, аура тускнеет и становится серой. Прилив мужества даёт яркие, светлые вспышки или более или менее длительное горение. (...) Чистые, прекрасные мысли и чувства вызывают соответствующие окраски; тёмные, низкие вожделения, переживания и страсти — тёмные, дымные, мутные, безобразные формы низких огней. (...) Эти излучения вступают во взаимодействие с пространственным огнём, и получается фабрика добра или зла, светлых или тёмных эманаций, которые усиливаются или ослабляются в зависимости от напряжения этого взаимодействия. Омрачителем или осветителем пространства может быть назван человек. (...) В ауре своей несёт человек для окружающих здоровье, радость и свет или болезни, горе, страдания и тьму»11.
Какой же инструмент или орган сможет распознать по вышеназванным признакам, где Добро, а где зло? «Грани Агни Йоги» отвечают — это сердце человека. «И судия — сердце, но сердце, очищенное в мере какой-то от тьмы. Мозг уже не поможет. Пути мозга столь же извилисты, как и его извилины. И потому путь мозга заменяется путём сердца, в котором может быть сор, но нет извилин. (...) Потому перенесение сознания в сердце, это средоточие человеческого микрокосма, будет единственным решением жизни, ибо жизнь духа — в сердце»12.
Учение Живой Этики и «Грани Агни Йоги» убедительно показывают, что зло совершать не практично, не выгодно, и особый акцент делают на рассмотрении механизмов и принципов утверждения Добра и Света как в человеке, так и в окружающей жизни.
1 Надземное. 515.
2 Грани Агни Йоги. I. 16.08.1960 г.
3 Письма Е.И. Рерих. Т. 2. Минск, 1992. С. 266 – 267 (4.06.1937 г.).
* Курсив автора статьи.
4 Грани Агни Йоги. VI. 384.
5 Там же. II. 489.
6 Там же. III. 59.
7 Там же. I. 8.05.1960 г.
8 Там же. IV. 295.
9 Там же. III. 264.
10 Там же. VII. 218.
11 Там же. VI. 423.
12 Там же. IV. 295.