Мысли на каждый день

Мера лучшего понимается как соответствие с Высшим Началом.

Аум, § 23

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Духовность как новый этап эволюции человека

Автор: Башкова Наталья  




С.Н. Рерих. ОТШЕЛЬНИК НА ФОНЕ ГОР. 1920 – 1930­е

Наталья БАШКОВА, канд. филос. наук, г. Тула

Понятие духовности наполняется особенно глубоким и утончённым содержанием, когда мы осмысливаем его в контексте многомерности бытия и человека. Признавая в человеке как минимум триединство тела, души и духа, мы отчётливо понимаем, что духовность — это проявление духа, высшего начала в человеке.

С душой мы связываем повседневный поток наших психических состояний, мыслей, чувств, переживаний, желаний и т.д., — другими словами, наше обычное сознание. Дух же — это самая высокая, лучшая, творческая часть нашего существа. Это источник озарения, вдохновения, всеобъемлющей любви, жертвенности, чистоты, подлинной радости и многих других возвышенных переживаний человека. Дух, согласно Учению Живой Этики и «Граням Агни Йоги», это центр, солнце нашего микрокосма.

Антропологическая структура в Учении Живой Этики

Огненное телоДухВысший духовный разум,
духовное сердце
Тонкое телоДушаПовседневный
ментально-психический
поток сознания
Плотное телоТелоБиологическое тело

Духовность — это такое состояние человеческого сознания, когда в нём главенствует дух и его живительные эманации пронизывают всё многомерное существо человека. При этом наши мысли, побуждения и чувства не противоречат друг другу, не конфликтуют между собой (а такое часто бывает, когда человек думает одно, говорит другое, а на самом деле чувствует совершенно иное...) Таким образом, духовность — это состояние гармонии человека, внутренней согласованности, упорядоченности и единства всего его существа при главенстве духовного начала.

Духовность предполагает развитие целой палитры свойств и качеств духа. Они подробно и с разных сторон рассматриваются в книгах Учения. Сердцевиной духовности и тем, без чего она не может развиться в человеке, является нравственная насыщенность его сознания, нравственное качество его психической энергии. Духовно-нравственных качеств, описываемых в книгах Учения, очень много, и каждое из них имеет своё особое содержание, свою ноту звучания, мыслеформу, цвет и даже запах. Не случайно в Учении по отношению к этим качествам используется понятие симфонии. И действительно, звучание духовно-нравственных качеств в человеке — это прекрасная, для каждого из нас самобытная симфония психической жизни микрокосма.

«Качествами утверждаемыми настраивается лира духа, — подчёркивается в «Гранях Агни Йоги». — И если заданный ключ — страх, или сомнение, или раздражение, то какова же будет мелодия, исполненная в этом ключе? Не порвутся ли хрустальные струны? Потому ключ заданный даёт окраску и душу тому, что намечается к исполнению. На ключе торжественности, преданности, устремления и любви можно дать величественную симфонию жизни. И если мы хотим, чтобы вся жизнь стала нескончаемой песней духа, то и ключи к ней должны быть подобраны соответственно. Закон соответствия царит в мире духа»1. Чем ярче выявлены и раскрыты духовно-нравственные качества в сознании, тем более развитыми и богатыми становятся внутренний мир и творческая деятельность личности.

Особо подчеркнём, что совершенствование нравственных качеств — это сложная и тонкая внутренняя работа над качествами психической энергии нашего сознания. Другими словами, это ступени последовательного освоения опыта Агни Йоги.

Процесс одухотворения человеческого сознания — медленный и очень длительный, проходящий через многие, а точнее, через все жизни человека на земле. Именно этот процесс, согласно Учению, является смыслообразующим, то есть придающим смысл жизни человека.

Мы видим, что в мире господствует закон движения, эволюции. Всё в природе изменяется, и человек должен меняться и, конечно, изменяться к лучшему. Что же составляет основу этого процесса, его главный принцип?

Именно иерархическое подчинение низшего высшему, духовному началу в человеке представляет собой сущностную основу процесса его совершенствования и преображения. «Подчинение низшего высшему лежит в основе Космоса... — подчёркивается в Живой Этике. — Подчинение низшего высшему приведёт к очищению. Человечество подчиняет низшему то, что должно главенствовать. Когда высшее главенствует, тогда трансмутация низшего перерождается в свойство высшего разряда»2. И это высшее есть духовное начало в человеке. Поэтому Учение Живой Этики закономерно называется её Авторами именно «этикой духа».

Существенной особенностью понимания духовности в Учении является представление о её месте и роли в дальнейшей эволюции человека и человечества. В замечательной, глубокой работе «Космическая эволюция и её цель (назначение)» Елена Ивановна Рерих утверждает, что духовность — это и мега-цель, и следующая эволюционная ступень человечества. Что же должно измениться в человеке, чтобы навсегда и кардинально отделить его от животного мира и поднять на качественно новую ступень? В связи с тем, что эта работа Елены Ивановны очень редко публиковалась и мало известна, приведём большой отрывок из неё.

«Животный план, — отмечает Елена Ивановна, — есть план узкого, ограниченного сознания низшей самости, где животное отождествляет себя со своим телом и думает о себе обособленно от всех других. С животного плана мы эволюционируем через моральный в духовный план. И чем меньше выражена в нас низшая самость, тем выше поднимаемся мы над планом животным. Когда мы признаём "эго" ближних, хотим им блага и ищем, как бы помочь им, тогда мы достигли так называемого человеческого плана. Это есть начало моральной жизни. Тогда мы признаём не только свои права, но и права ближних. Это выражено в Золотых Правилах: "Поступайте с ближними, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами". Но лучшее выражение этого морального закона мы находим в словах Иис[уса] Хр[иста]: "Возлюби ближнего, как самого себя". Когда мы начинаем любить других, так же как мы любим самих себя, мы истинно становимся нравственными. Тогда мы не думаем, что прилежа к пище, питью и порождая детей, как и низшие животные, мы выполнили высшее завершение и цель жизни. Мы понимаем, что завершение смысла жизни состоит в любви ближних, как самих себя. Тогда только мы достигаем освобождения из оков самости. Это освобождение может быть достигнуто лишь через высшую форму любви истинного "Я" в других. Эта истинная, лишённая самости любовь возможна, когда мы осознаем свою истинную природу, потому она зависит от познания нашей истинной природы»3.

Всего один абзац из работы Елены Ивановны — а сколько прекрасных идей!..

Обратим внимание на чрезвычайно важное дополнение, которое вносит Елена Ивановна в понимание любви. Во-первых, она отмечает, что по-настоящему любить может только человек, осознавший свою истинную природу, то есть своё высшее, духовное «я». Во-вторых, развитие самой способности любить непосредственно зависит от познания своего духовного начала, а значит, и от степени его раскрытия в себе. В-третьих, зная о несовершенствах и пороках людей, мы можем любить искренне и самоотверженно именно лучшее в них, высокое и чистое, что глубоко скрыто в каждом человеке. Подлинная любовь всегда действенна, и это действие направляется на поддержание и развитие именно духовного начала в другом человеке, что и будет лучшей помощью в его эволюции.

Далее Елена Ивановна пишет: «Духовность заключается в совершенстве моральном. Таким образом, каждая индивидуальная душа должна достичь морального совершенства, прежде чем она назовётся духовной»4. Итак, мы видим, что духовность трактуется как следующий эволюционный этап развития человечества, и достижение его непреложно полагает духовно-нравственное преображение человека. Таким образом, духовный человек — обязательно нравственно преображённый, нравственно совершенный.

На каком бы уровне развития ни находилось сознание человека, кем бы он ни был — учёным, врачом, чиновником, молодым или старым, добропорядочным или даже преступником, — перед каждым всегда открыт путь духовно-нравственного очищения и совершенствования. И хотя этот путь сложен и труден, но он неизбежен. «Конечно, эволюция совершится, — отмечается в Учении, — но зачем быть раздавленными, когда суждена песнь радости!»5 Человек должен не сопротивляться, не противодействовать, но созвучать пути вечного обновления и совершенствования природы и бытия в целом — только тогда он найдёт в нём своё законное место, а не будет порождать болезни, страдания, природные катаклизмы.

Дозорный путь духовной борьбы за сохранение в себе равновесия, самообладания, за расширение своего сознания и творчества, за утверждение в своём выборе и решениях каждого дня голоса сердца и духа, за повышение качества своего труда и любых своих действий — это, конечно, путь воина, очень мужественного и самоотверженного человека. Вот почему на страницах Учения красной нитью проходит образ воина и духовной битвы. Елена Ивановна призывала своих учеников: «Идите львами!»6, то есть не бойтесь ничего, ни своих прошлых ошибок и проступков, ни состояний сомнения и слабости в настоящем. Не сдавайтесь, но дерзайте! «Царствие Небесное силою берётся!» — говорил Христос, и эти слова неоднократно повторяются в «Гранях Агни Йоги».

Путь человека к духовности — это путь долгих трудов, усилий, страданий и радостей. Отнюдь не случайно очень большое внимание в «Гранях Агни Йоги» уделяется доктрине напряжения, т.е. усиления и обострения всех внутренних сил человека для достижения высокой духовной цели. Именно только в напряжении всех сил человеческих и возможен процесс преображения. Духовно устремлённый человек назван «плавильщиком материи», способным переплавить свои низшие энергии в более высокое их качество.

Завершая наши размышления о духовности, подчеркнём, что процесс одухотворения и совершенствования человеческого сознания является главным, основополагающим в книгах Учения. И Живая Этика, и «Грани Агни Йоги» посвящены системному и по­дробному изложению признаков, способов и этапов этого процесса. Именно духовное продвижение послужит прочным фундаментом для обновления всех основ человеческого общества: «Истинно, воскресение духа будет творчеством Новой Эпохи»7.

http://etikavomne.agni-age.net/



* Доклад на Венёвских чтениях 2013 г., посвящённых памяти Б.Н. Абрамова (г. Венёв, Тульская обл.).

1 Грани Агни Йоги. 1953 (I). 274.

2 Беспредельность. 115.

3 Рерих Е.И. Космическая эволюция и её цель (назначение) // Мир Огненный. 1999, № 1. С. 63.

4 Там же.

5 Община. 253.

6 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 1999. С. 224.

7 Мир Огненный. III. 186.

Репродукция: С.Н. Рерих. ОТШЕЛЬНИК НА ФОНЕ ГОР. 1920 – 1930­е

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Доклады