Мысли на каждый день

Радость борьбы есть основная нота Бытия.

Рерих Е.И. Письмо от 13.05.1931

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

СОБЕСЕДОВАНИЯ

Автор: Спирина Наталия Дмитриевна  



Теги статьи:  ответы Н.Д. Спириной

Ответы Н.Д. Спириной на вопросы присутствующих на «круглых столах» Сибирского Рериховского Общества

В Учении Живой Этики говорится, что нужно обращаться к Иерархии с молитвой. Каким образом можно это делать?

Можно наизусть читать массу молитв, но если сердце при этом не участвует, то это дальше не пойдёт.

Молитвы могут быть на разных языках. В западном мире читают молитвы на латыни, у нас — на церковно-славянском языке. Часто мы даже не все слова знаем, не всё можем перевести, но нас так учили, мы заучили слова на славянском языке и повторяем их. Но если при этом любви не имеем, как говорит Апостол Павел, то мы — ничто, и не будет нам в том никакой пользы.

Можно ли сказать, что самая страшная битва идёт внутри человека?

Да. Внутри человека многое ещё не изжито. И он сам с собой должен бороться, с низшей четверицей, с астралом. В «Гранях Агни Йоги» много говорится об этом. Вы, наверное, заметили, какая идёт страшная борьба между нашим астральным телом, его привычками, запросами и нашей Высшей Триадой, которая нас устремляет к духовности, к отрешению от плоти. Идёт смертная борьба за духовное выживание! Вот об этом мы и должны в первую очередь думать.

Имеет ли значение, во имя чего человек оказывает помощь в делах Общества? Ведь можно помогать во имя своё или во имя общего блага.

Человек может делать очень хорошее дело, но из тщеславия: чтобы прославиться, завоевать авторитет или получить какую-то выгоду. Или он делает это не во имя своё, а во имя общего блага. Сказано: «Предан, даже если это мне не выгодно». Вот эта преданность ставится выше всего. Предан, когда выгодно, — это одно, а вот даже если невыгодно... Ведь могут быть гонения, потеря работы, какие-то финансовые утраты. И тем не менее он всё равно предан и будет заниматься делом.

Наталия Дмитриевна, у нас в Обществе иногда возникает ситуация, когда нужно обратиться к человеку за помощью, зная, что он обязательно поможет, но во имя своё. Вправе ли мы принимать такую помощь?

Для вас это не будет вредно и для него не будет вредно, если вы примете её. Самое главное, если вы обращаетесь за помощью, чтобы она была ради дела. Если человек окажет эту помощь даже во имя своё, благоприятную карму он всё-таки получит, потому что сделал доброе дело. Но это будет, конечно,
не полное воздаяние. Можно подать милостыню нищему, пожалев его, а можно — чтоб не приставал. Всё равно это зачтётся, но по-разному. Так что даже если человек во имя своё делает хорошее дело, то можно принять его помощь, она не повредит, а ему всё-таки будет какой-то плюс от этого.

Человек несколько раз оказал помощь делу и ждёт в ответ или особого уважения, или каких­-то привилегий. Как правильно вести себя в этой ситуации? Наверное, истинная помощь — это помог и забыл?

Это идеальная помощь. Христос говорил: «Пусть твоя правая рука не ведает, что делает левая».

Если же человек хочет получить награду, надо ему дать эту награду, признать его заслуги, похвалить. Он будет очень доволен. Но уже и награда его будет меньшего размера, чем если б он сделал и забыл.

Мы обычно заранее не знаем, как человек поведёт себя, оказав помощь. Но если мы точно знаем, что он будет именно так себя вести, лучше, конечно, с ним не связываться. Потому что он может предъявить такие требования, которые для дела будут невыгодны. Тут всё зависит от человека, с которым вы имеете дело.

Надо ли хвалить человека за помощь?

Поощрять надо и хвалить надо. Это как поливка цветов. Если цветок на клумбе не польёшь, он может и завянуть. Людям, которые преданы добру всей душой, искренне, это совершенно не нужно. Наоборот, они стараются, чтобы об этом не узнали. Но если всё-таки человек на той стадии, когда ему хочется, чтобы его поощрили, и ему это приятно, надо похвалить. В Учении сказано: «За каждую кроху добра хвалите» (Мир Огненный. I. 192). Есть люди, которые в этом ещё нуждаются. Если же доброе дело — награда для самого человека, то тогда ничего больше и не надо.

Нужно ли говорить человеку, если он что-­то плохо делает?

Тут надо уже по сознанию и очень осторожно, начать с похвалы: «Ты очень хороший, но будешь ещё лучше, только имей в виду вот это...» Всё зависит от человека. Некоторые любят, чтоб им резали правду-матку в глаза, говорили прямо. Но таких мало.

К сожалению, мы себя не видим. Поэтому, в идеале, мы должны с жадностью прислушиваться к каждому замечанию. Я всегда прошу: «Говорите мне всё». Это очень важно, потому что мы себя не видим, а говорящий — это зеркало. Когда нам говорят, мы как в зеркале себя видим. Если кто-то не прав — это его вина. А если он прав, мы должны быть ему очень благодарны.

Если мы хотим совершенствоваться, то это поможет нам не обижаться: «Спасибо, что заметили, я сам за собой этого не замечал». Это уже стадия совершенствования, когда человек очень хочет стать лучше, и тогда он благодарен каждому и не будет обижаться. Если же он много мнит о себе и вовсе не хочет стать лучше — он, мол, и так хорош — то тогда трудно что-нибудь сделать.

А если недостаток, о котором говорят, преувеличен?

Как говорят, нет дыма без огня. Раз есть дым, значит, есть какой-то огонь. Всё-таки в какой-то мере что-то есть. Поэтому лучше говорить, если это не вызовет обиды и озлобления.

Надо очень ценить такое зеркало, без зеркала мы себя не видим: причёсанные мы или нет и как вообще выглядим. А то получится, как в басне Крылова «Зеркало и обезьяна»:

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Можно ли к этой же теме отнести слова из книги «Озарение» (3 – II – 1): «Не бойтесь близко осмотреть доспех брата своего. Только перебрав заботливою рукою все кольца кольчуги, можете признать, которая сторона брата меньше защищена»?

Да, это всё именно к этому. Бережно осмотри кольчугу брата, и если там какие-то изъяны, пре­дупреди — с любовью, с желанием добра. Очень важно, с каким чувством вы другому указываете на его недостатки. Если вы это делаете, любя его и желая, чтоб он ещё лучше стал и чтоб это не обернулось против него, — это одно. Если же это критиканство, чтобы просто покритиковать, — это может обидеть, и человек возмутится. Если же он поймёт, что вы ему сочувствуете и желаете помочь, предупредить о чём-то, то будет другая реакция. Всё зависит от того, с каким чувством это говорится.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Собеседования. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы