…Лишь тонкое восприятие даст тонкое понимание. Мир Огненный, ч.3, § 120 |
М.А. Максудова читает стихи Н.Д. Спириной |
В этом году Новосибирск праздновал своё 120-летие. Сделаем краткий экскурс в его историю, вспомнив некоторые наиболее значимые для города даты.
Прежде всего — 1903 год, когда посёлок Новониколаевский, возникший на месте строительства железнодорожного моста через реку Обь, получил статус города. Затем 1925-й, когда Новониколаевск был переименован в Новосибирск. Этот год вошёл в историю города ещё и в связи с тем, что именно тогда было создано Общество изучения Сибири и её производительных сил, то есть было положено начало развитию научного потенциала Новосибирска.
В начале Великой Отечественной войны наш город, имевший 400 тысяч жителей, значительно увеличил численность своего населения, приняв 128 тысяч человек из блокадного Ленинграда. В Новосибирске нашли место и 50 ленинградских предприятий и учреждений. И поныне ощущается какая-то особенная теплота в отношении жителей Санкт-Петербурга к новосибирцам. А Новосибирск за время пребывания в нём ленинградцев перенял многое из культурных традиций северной столицы.
В феврале 1990 года нашему городу был присвоен статус исторического города как центра науки и культуры Сибири, а через десять лет, в 2000 году, был образован Сибирский федеральный округ, центром которого стал Новосибирск.
120 лет — возраст для города небольшой, но уже сейчас по количеству жителей, а их более 1,5 млн человек, Новосибирск занимает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга.
* * *
Так называемый Запад и так называемый Восток смотрят проницательно друг на друга. ...Они могут быть ближайшими друзьями и сотрудниками.
Н.К. Рерих
По традиции праздник начался Словом Н.Д. Спириной «Счастливый город» в сопровождении слайдов. Написанное ею к Дню города в 2003 году, оно неизменно будет звучать и в будущем.
Акцент в празднике этого года был сделан на культуре удивительной страны — древней и вечно молодой Индии, про которую Н.К. Рерих сказал: «Индия не чужбина, а родная сестра Руси».
С Индией теснейшим образом была связана вся семья Рерихов. Последнего из Рерихов — Святослава Николаевича, большую часть жизни прожившего в Индии и отразившего в своих картинах жизнь этой страны, её людей, её изумительные пейзажи, — называют русским и индийским художником.
После просмотра видеопрограмм о С.Н. Рерихе состоялось открытие выставки «Мотивы Индии». Идею её проведения предложил Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в России г-н Аджай Малхотра,
в феврале текущего года посетивший наш музей: тёплая и дружественная встреча закончилась договорённостью о выставке репродукций картин современных индийских художников. Экспонаты были присланы в музей из Культурного центра им. Джавахарлала Неру при Посольстве Индии в Москве.
Предваряя открытие выставки, О.А. Ольховая сказала: «Проживший в Индии почти четверть века Н.К. Рерих писал: "Трогательно наблюдать интерес Индии ко всему русскому. В нём не только доверие к русской мощи, но и нечто родственное. (...) Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские. (...) Непрочны швы политические, то и дело лопаются... Другое дело — прочные сердечные узоры"1.
Рерих, как никто другой, проявил эти сердечные узоры и сознательно укрепил их. Николай Константинович подчёркивал утончённость и возвышенность мысли индийцев и отмечал, что "любой индус, от самого учёного до простого кули, будет рад побеседовать о предметах высоких"2. Он говорил о том, что народ, который так заботится об искусстве мышления и хранит его, достоин почтительного поклона. Никто не написал и не сказал о красоте Гималаев так, как это сделал великий русский художник Н.К. Рерих».
Далее Ольга Андреевна привела суждения о взаимоотношениях Индии и России современного учёного-индолога, блестящего знатока Индии, награждённого орденом Белого Лотоса, Ростислава Борисовича Рыбакова. При чисто внешнем различии наших стран и народов, считает Рыбаков, их объединяет глубинное родство — именно родство духовного плана. Эту общность двух народов Ростислав Борисович прежде всего видит в примате духовных ценностей над материальными, чем буквально пропитана индийская культура, и это же является основной чертой культуры России. Нас роднит общинность — понятие, глубоко свойственное двум народам, а также идея бескорыстного служения людям. В Индии есть аналог ключевому для русской культуры понятию совести, которое точно и полно не переводится ни на один европейский язык.
В выставочном зале музея Рериха было представлено 30 работ восьми признанных не только в самой Индии, но и во всём мире мастеров индийской живописи XX в. Обзор выставки сделал Димитрий Кшеновский. Открывая её, он сказал: «XX столетие, пожалуй, самое динамичное в истории человечества. Оно ворвалось в историю торжеством науки и техники, рациональностью интеллекта, социальными бурями и мировыми войнами, сметающими всё на своём пути. Это больше век разрушения, нежели созидания, век материальных идеалов, которые выдвигаются
в противовес духовным. Искусство XX века разрушает каноны прошлого и активно ищет новые формы, жанры и средства выражения. Но Индия стала в чём-то уникальной страной, где высокие каноны искусства древности были сплавлены с требованиями современности. Здесь на протяжении нескольких тысячелетий сохраняется преемственность культурного развития. Для искусства этой страны характерен философский подтекст, отражение жизнеутверждающего мировоззрения, где добро и справедливость побеждают зло, где превыше всего ставится человек с приматом его духовного, внутреннего мира и его духовное совершенствование».
Димитрий пояснил сюжеты некоторых картин, начав с яркого полотна Арпаны Каур «Вышивальщица», которое первым встречает зрителя, входящего в зал: «Нить есть символ непрерывного потока времени. Но в Индии время неразрывно связывают с судьбой, кармой и перерождением человека для жизни на земле, — и в нужный момент нить перерезается и человек завершает свой жизненный путь, чтобы начать его вновь...»
Творчество К.Г. Субраманьяна, одного из самых деятельных и влиятельных художников Индии, представлено картиной «Терраса».
Острые вопросы современности ставят в своих работах Анджоли Эла Менон и Кришен Кханна. Чувство печали и сострадания вызывают образы матери и детей в картине «Полдень». Они заставляют сжаться сердце и глубоко задуматься о том, в каком обществе живёт современный человек, какой мир он строит. Картина «Баттикалоа» с фигурой сидящего мужчины отображает тот же безнадёжный мир, отрешённость и потерянность.
Творчество одного из выдающихся художников Индии А. Рамачандрана представлено картинами «Собирая лотосы» и «Смотрящая». А. Рамачандран представлял себе идеальное общество как теснейшее единство человека и природы, служащее неисчерпаемым источником благополучия, гармонии и красоты.
Выставка дополнена картинами Святослава Николаевича Рериха, в которых он воплотил один из основополагающих принципов индийского искусства — ликование жизни и неизменную радость бытия.
«Мы надеемся, — сказал в заключение Д. Кшеновский, — что выставка "Мотивы Индии" не только откроет для нас мир современной индийской живописи, но и позволит испытать новые чувства и переживания, подвигнет на внутреннюю работу, которая в итоге обогатит наш духовный опыт».
Далее присутствующим был предложен фильм о традициях индийского изобразительного искусства, созданный в СибРО к открытию этой выставки.
* * *
Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат.
Леонардо да Винчи
Встреча в «поэтической гостиной», которая началась после открытия выставки, была посвящена творчеству Наталии Дмитриевны Спириной.
Н.М. Кочергина рассказала об истории создания сборника «Весть Красоты», в который вошли стихи, написанные Н.Д. Спириной по картинам Н.К. Рериха: «Впервые сборник с таким названием появился
в 1997 году, но путь к нему был очень долгим. Наталия Дмитриевна начала писать стихи в начале 1940-х гг., как только познакомилась с Учением Живой Этики. В те же годы она приобщилась и к художественному творчеству Рериха — через альбом-монографию, вышедший в 1939 г. в Риге. Самое первое поэтическое произведение по картине Рериха, "Сокровище Мира — Чинтамани", появилось в 1943 году.
В 1952 году, к 3 июня, дню Св. Елены, который отмечали в группе Б.Н. Абрамова, Наталией Дмитриевной было завершено стихотворение "Сам Вышел", посвящённое Елене Ивановне Рерих. Борис Николаевич, который очень поощрял и поддерживал развитие поэтического дара в своей ученице, по её воспоминаниям, очень высоко отозвался об этом стихотворении. Известен также отзыв З.Г. Фосдик о стихах Наталии Дмитриевны: «Люблю Ваши чудесные стихи на "Кор Арденс". Они именно отвечают "Пламенному сердцу"», — тем самым Зинаида Григорьевна подчеркнула соответствие духа и полное созвучие стихотворения и картины.
Для издания книги стихов по картинам Рериха, подготовленной совместно сотрудниками Сибирского, Челябинского и Свердловского Рериховских обществ, требовались немалые средства, и здесь существенную помощь оказало Свердловское (ныне Уральское) Рериховское общество, которое нашло этому проекту финансовую поддержку в лице ректора Уральского института фондового рынка В.О. Ситникова. Книга-альбом "Весть Красоты" вышла в 1997 году накануне Пятых Рериховских чтений; по радиостанции "Маяк" и по новосибирскому радио прозвучали репортажи о выходе этого альбома, и жители всей страны услышали стихи, прочитанные Наталией Дмитриевной. "Весть Красоты" приняла участие в Конкурсе книгоиздателей в 1997 году и стала лауреатом, получив почётный диплом "За изящество, художественный вкус и высокий издательско-полиграфический уровень"».
Говоря об истории создания вошедших в книгу стихотворений, Н.М. Кочергина подчеркнула, что стихи этого жанра Наталия Дмитриевна писала до конца своей жизни. В последние годы жизни, когда ей было уже за 90, появились стихи, собранные в мини-альбомы «Священная сюита» (по картинам Н.К. Рериха из серии «Санкта») и «Лучшая трапеза» (по картинам Н.К. и С.Н. Рерихов). В 2008 году, уже после ухода Наталии Дмитриевны из жизни, было осуществлено ещё одно издание «Вести Красоты», куда вошли все стихи этого жанра.
Далее в «поэтической гостиной» прозвучали стихи по картинам Н.К. Рериха в исполнении сотрудников СибРО. Находящиеся в зале люди, в большинстве своём впервые пришедшие в Музей Н.К. Рериха, с огромным вниманием слушали стихи Н.Д. Спириной, о которых она сама как-то сказала: «В них много подтекста (и этим они интересны), который будет раскрываться по мере роста сознания».
Традиционно в этот праздничный день каждый горожанин и гость города, пожелавший ударить в Колокол Мира, мог сделать это на протяжении всего дня. А в музее до самого закрытия шли экскурсии, велись беседы, демонстрировались фильмы.
1 Рерих Н.К. Русь – Индия // Листы дневника. Т. 3. М., 2002. С. 193.
2 Рерих Н.К. Чандогия Упанишады // Листы дневника. Т. 1. М., 1999. С. 338.