Тот, кто не идёт верхним путем, избирает себе низший путь. Рерих Е.И. Письмо от 04.07.1934 |
|
Мы рассмотрели такие образы, как чаша яда, которую выпивают служители Общего Блага, чаша чудесного лекарства, которым является сама жизнь, чаша как сокровищница духовных накоплений и пламенеющая чаша огней как принцип жизни. Мы коснулись чаши правды, чаши терпения, чаши ответственности.
Сегодня попробуем осветить задачу утверждения чаши подвига в каждодневности. Чтобы понять, что мешает принять полную чашу и что делает большинство человечества, как сказано в Учении, непригодным для эволюции материалом, нам необходимо будет прочесть очень суровые строки Учения, без этого тема не будет раскрыта. Затем мы рассмотрим, как происходит накопление чаши.
В книге «Озарение» есть такие строки: «Каждый позванный получает всю чашу. Если он не примет вестника, он получит часть суждённого. Если ему не вместить этой части, ему будет дана частица разделённая — так каждый отмерит. Надо сказать избравшим частицу разделённую: самомалые, по привычке легкомыслия изгнали вы себя из сада!»1
Здесь указана одна из основных причин, задерживающих нашу эволюцию, — привычка легкомыслия. Рассмотрим подробнее этот важнейший вопрос. Из писем Елены Ивановны Рерих: «Также с самых первых дней были явлены некоторые особенности характеров сотрудников для немедленного изживания их. Но что было сделано, чтобы выполнить эти благие и спасительные указания? Не было ли явлено самое непростительное легкомыслие к этому насущнейшему вопросу? Именно насущнейшему, ибо только честное понимание и изживание своих недостатков продвинет нас на пути служения»2. «Когда проникнемся серьёзностью переживаемого времени? — спрашивает Елена Ивановна. — Каждое легкомыслие сейчас граничит с преступлением»3. Из книги «Община»: «Когда давно Говорил о легкомыслии, нужно было сразу принять в сознание серьёзность момента и заставить себя вместить чувство ответственности»4. А в книге «Агни Йога» указывается причина легкомыслия: «Не столько подлость, сколько грубость восприятий делает массу человечества непригодным материалом. Именно грубость создаёт легкомыслие и за ним предательство»5. Вот что пишет Елена Ивановна о грубости: «Привыкая к грубости в домашней жизни, мы переносим приобретённую привычку во все случаи жизни. Сейчас, когда от всех нас требуется исключительная тактичность и полное сотрудничество, всякое проявление грубости, будет ли оно выражено в действиях, словах или мыслях, разрушительно. И конечно, в мыслях заключается главная опасность, ибо мысли есть первопричина... (...) Грубость есть самый страшный враг человечества. Грубость есть самое яркое проявление самости и приравнивает человека к животному. Знаю, что с домашними бывает нелегко, но именно они дают нам возможность преодолеть грубость»6.
Прочтём строки из Учения, которые помогут нам, как призывает Е.И. Рерих, проникнуться серьёзностью переживаемого времени: «Пророчество дней исполняется, и разлиты чаши Архангелов»7.
И ещё приведём разъяснение, найденное в письмах Елены Ивановны: «Все Силы, вся полная Чаша величайших возможностей собирались веками, чтобы пролиться в Указанный Срок...»8
В течение многих и многих веков Силы Света — и земные, и небесные — наполняли Чаши величайших возможностей. Есть ли у нас право эти возможности упустить? Принять в сознание серьёзность момента, заставить себя вместить чувство ответственности — значит создать должное напряжение, которое избавит от грубости восприятий. Утончение восприятий в свою очередь поведёт к росту ответственности за каждое слово, за каждое чувство, за каждую мысль. Так будет создана спираль восхождения.
К сожалению, легкомыслие не единственная пагубная привычка, мешающая принять полную чашу подвига. В книге «Озарение» сказано: «Вспомним несколько случаев, много раз повторённых в разных жизнях: ждали Вестника десять лет, но за день до Его прихода закрыли дверь. Или, избрав частицу разделённую, вообразили, что всё допущено и позволено. Или, избрав частицу, впали в блаженное бездействие, удивляясь, как худеет частица. Или, избрав частицу, удумали сохранить старые привычки — пусть за одною пазухой лежит часть блага, за другою можно сохранить милых тараканов. Или, избрав частицу, решили только на минуту выскочить из поезда, забыв, что прыжок на ходу губительно относит назад. Или, избрав частицу, удумали клеветать на брата, забыв, что клевета больно бьёт по лбу.
Спросите: ''Как же поступить, чтобы не замарать частицу избранную?'' — Могу дать совет — вместо частицы примите всю чашу Общего Блага. Этот приём защитит вас от всех нечистот»9.
Остановимся на этом ёмком, всеобъемлющем параграфе. Каждое предложение в нём требует глубокого размышления. Рассмотрим подробнее некоторые затронутые здесь темы.
Первое: «Вспомним несколько случаев, много раз повторённых в разных жизнях». — Учитель обращается к нам, подошедшим к Учению, принявшим Зов. Значит, всё это уже много раз происходило именно с нами. Значит, честно заглянув внутрь себя, мы сможем найти корни тех поступков, которые, расплёскивая чашу возможностей, отбрасывают нас назад.
Второе: «...Ждали Вестника десять лет, но за день до Его прихода закрыли дверь». В книге «Озарение» рассматривается качество ожидания, прочитаем эти строки: «Высшее ожидание есть ожидание эволюции мира. Обычные ожидания делятся на тёмные, сонные и зоркие. (...) Зоркие ожидания являют готовность принять новое в каждый час. (...) Внутреннее качество ожидания — его возрастаемость. (...) Такое ожидание должно проникнуть во всю жизнь нашу. Должно трепетом действия наполнить нашу работу»10.
Следующее: «...Вообразили, что всё допущено и позволено».
Приведём строки из «Надземного»: «Урусвати знает значение тонкой границы. Поистине, редко понимают такую границу, невыразимую словами. Как пояснить, почему нечто позволено, а рядом, на толщину волоса, уже недопустимо. Только расширенное сознание поймёт, где различие между созиданием и разрушением»11.
И конечно, нельзя обойти вниманием «милых тараканов»: «...удумали сохранить старые привычки...» В книге «Община» сказано: «...все ограниченные суждения отбросьте. Подумайте, как можно отойти от старых привычек. Напрягитесь принять полную чашу»12.
Проблема наших привычек по коварству напоминает айсберг. На первый взгляд она кажется не большой и не такой опасной. Мы изучаем Учение, мы помогаем нашим близким, мы участвуем в великих делах: строим, создаём... И на этом фоне привычки, кажется, можно бы себе и простить! Однако на самом деле всё обстоит иначе. Елена Ивановна пишет: «...единое спасение наше — в приближении к Иерархии Света. Но как достигается нами это приближение? Неужели только участием в делах и выполнением указов? (...) ...Приближение выражается в согласованности сознания ученика с сознанием Учителя и только в этом. (...) ...Желание Учителя Света — ...именно, духовно поднять нас и тем приблизить к Своему Космическому Сознанию для участия в Великой Мистерии Бытия Сознания»13.
Таким образом, именно преодоление наших старых привычек есть совершенствование. Освобождаясь от привычек, приближаемся к Иерархии. Елена Ивановна призывает: «Родные наши, воспитывайте и утверждайте в себе и в приходящих к Вам за наставлениями благие привычки. Ведь все накопления наши не что иное, как длительные упражнения в положительных и отрицательных действиях, вошедших в привычку. (...) Боритесь, родные, и сердцем вникайте глубже и глубже в даваемое Учение, не уподобимся людям, проглотившим Учение ''как ложку похлёбки'', от них можно ожидать особого предательства и извращения. Нет такого знамения, которое убедило бы совращённое сознание, что ему нужно смотреть не столько на ближних, сколько внутрь себя»14. «Когда я осознаю количество данного нам, — пишет Елена Ивановна, — мне становится страшно, ибо как вместить, как продумать всё сказанное! И Рука Дающая неустанно и щедро продолжает выдавать из Сокровищницы Своих вековых накоплений»15.
Здесь хочется поделиться поразительной мыслью: фактически мы, прикоснувшиеся к Учению, — посвящённые! Те знания, которые выдавались крохами лишь избранным и только после успешного прохождения ими длительных испытаний и страданий, теперь льются на нас нескончаемым потоком. Разве может быть что-либо более важное, чем овладение этими знаниями, приобщающими нас к мистерии Космического Творчества?
«Да, — пишет Елена Ивановна, — мудрость сверхчеловеческая открывает нам доступ к Святилищу, потому не будем легкомысленны, оставим все наши жалкие привычки, чтобы дойти. Прекратим все осуждения... и окрылимся одной мыслью: как лучше понять великое Учение, как лучше применить его в жизни, как больше принести на пользу дел и Общего Блага!»16
Задача изживания привычек так обширна, что ей можно было бы посвятить отдельный трактат. В рамках данной статьи ограничимся тремя цитатами из «Надземного»: «Преодоление привычек
в древности называлось открытием Врат Надземных. (...) Человек сам настроил нагромождения мелких привычек и не замечает, как он порабощён»17. «Урусвати знает мощь победы над рабством. (...) Не думайте, что эти привычки пагубны лишь в земной жизни, гораздо больше они вредны в Мире Надземном»18. «Урусвати знает сущность самоосвобождения; нельзя насильно освобождать. (...) Страх, раздражение, ложь, зависть, клевета и всякие враги человека должны быть удалены, но без свободной воли невозможно их побороть. Иногда говорили, что пороки должны быть изжиты, но люди стараются продолжить такое переходное состояние и находят как бы оправдание своей медлительности. Потому лучше заменить понятие изживания приказом самоосвобождения. Поистине, твёрдая воля может, как меч, отсечь дурные привычки»19. Обратим внимание: осуждение, раздражение, страх, ложь, зависть, клевета и другие несовершенства в Учении названы дурными привычками, которые при нашем попустительстве превращаются в пороки.
Строки о приказе самоосвобождения прекрасны и воодушевляющи! Вот оно, сверкание меча огненного! Вместо долгого изживания как молния ударит по старым привычкам приказ самоосвобождения! Здесь важно отличать самоосвобождение от подавления привычки, которое, не вырывая корни, создаёт запруду, грозящую прорваться лавиной. Приказ самоосвобождения сопровождается возмущением духа, осознавшего свою порабощённость и возжелавшего свободы и достоинства!
Вернёмся к поставленной нами задаче. Приведём две цитаты из книги «Агни Йога»: «Когда Говорим — будьте особенными и не лишайте себя чаши подвига, то Указываем — не темните жизнь вашу и не вылейте чашу»20. «Когда радость подвига наполняет чашу, тогда удача. (...) Четыре начертания, давно данные: 1) Почитание Иерархии; 2) Сознание Единения; 3) Сознание Соизмеримости; 4) Применение Канона ''Господом твоим'', — они дают основу разумения Тероса. Как он без них найдёт, где путь Блага?!»21
В Учении неоднократно указываются эти начертания. Рассмотрим каждое из них в свете нашей темы.
Первое — Почитание Иерархии. Из книги «Иерархия»: «Сознание, не слитое с Владыкою, не может устремиться к закону накопления ''чаши''. (...) Истинно, примкнувший к Высшему Сознанию получает мощь мысли. Только когда дух принимает все посылки Свыше, он может расширять сознание, иначе не разбудить силу, находящуюся в ''чаше''»22. Из книги «Сердце»: «...если спросите: как поступить сейчас? — Скажу: отпустите сердце кверху. Представьте себе сердце как бы в чаше с пламенем возносящимся. Так, поверх физиологических воздействий, поставим устремление сердца кверху по Иерархии»23. Из книги «Беспредельность»: «Как светлы продвижения Агни Йога, когда ''чаша'' полна мыслью о Нас! Трансмутация духовных явлений дана несущему чашу. (...) Космос так богат. Космос так велик. Космос нуждается в духотворчестве; и психотворчество в Космосе заключается в сознании»24. Просто и величественно! Сознание человека приобщается к Космическому духотворчеству, когда чаша полна мыслей, устремлённых вверх по Иерархии.
Второе — Сознание Единения. Из писем Елены Рерих: «Спаянные преданностью и любовью сердца могут творить чудеса, ибо аура их становится магнитом колоссальной силы. (...) Владыка легко и радостно творит с сердцами, так спаянными. Лишь спаянные сердца могут воспринимать всё посылаемое, и только этим нерушимым током может возноситься величайшее построение без трещин и подкопов в основании. (...) Так, огненно спаянные сердца познают много побед!»25 «Истинно, — пишет Елена Ивановна, — продвигаемся, окружённые чудесами. Только бы ничем не омрачать нашу ауру и дать полную возможность этим чудесным проявлениям. Когда читаешь в прежних письмах Махатм, сколько раз чудо не могло быть явлено из-за нарушенной гармонии среди ближайших сотрудников, становится страшно...»26 «Единение, — читаем в «Мире Огненном», — по мнению многих, ненужный пережиток. Они полагают, что индивидуальность ограждена разъединением — такова логика тьмы. Но среди опасных эпидемий иногда, вспомнив о простых средствах, находят спасение. Так просто средство единения. Явно поражает оно тьму. Так пусть копьё не дремлет над драконом»27. Из книги «Сердце»: «Не правда ли, трудно единение, даже если оно предписано как исключительное средство, нужное каждому? (...) Не правда ли, легко оторваться в раздражении? Не трудно забыть о времени Армагеддона и обо всём сущем, лишь бы потешить желчь»28. «Родные мои, — просит Елена Ивановна, — научитесь уважать, ценить и любить друг друга. Помогите себе донести полную Чашу!»29
Третье — Сознание Соизмеримости. В Записях Бориса Николаевича Абрамова Учитель разъясняет: «Итак, соизмеримость и целесообразность во всём. С чем соизмерять и сообразно с чем? С целью далёкой, целью огненной, с целью, сияющей вечным пламенем жизни. (...) Мир Огненный есть Царство... вечного Света. (...) Достижение его — цель существования человека на Земле и в мирах. Но как согласовать земное с огненным, вечное с временным?.. Соизмеримостью и целесообразностью. Человек живёт и продолжает жить тою же жизнью земной. Но, уже зная великую цель, к ней примеряет и прикладывает свои мысли, чувства, слова и поступки и смотрит, соответствуют ли они... приближают ли они его к цели заветной. Если приближают, следовательно, они правильны, если... отдаляют — ошибочны. Так утверждается в жизни человека новый критерий для его поведения»30.
И четвёртое — Применение Канона «Господом твоим». В книге «Озарение», где рассматриваются эти начертания, сказано: «Для четвёртого — представьте себе всю бесконечность звёздного мира. Поистине, у Отца много домов, который из них запятнаем?»31 В «Гранях Агни Йоги» читаем: «Обычно в человеке видят его настоящее, забывая, что он есть ходячая кристаллизация своих прошлых накоплений. Если их хорошо понять, то можно вызвать из прошлого лучшие нахождения и на них строить продвижение духа в будущее. (...) Понимание человеческой сущности сложно, но канон "Господом твоим'' будет ключом к душе человека»32.
Эти четыре начертания есть четыре камня основания Учения. Тот, кто положит их во главу угла всех своих действий, вознесёт чашу Высшему и построит в сердце своём завещанный Храм — Храм Нового Мира.
«Мощь явленная придёт через людей, — сказано в Учении, — не надо Ангелов, трубами раздирать уши, когда находятся десницы человеческие, способные принять чашу»33.
И как итог сказанного, пусть прозвучит призыв из книги «Беспредельность»: «...так пойдите, сказав: ''Мир, хочу взять все твои дары. Хочу чашу достижений наполнить. Хочу, Владыка, Твоих Заветов Мудрости чашу испить!''»34
А завершим стихотворением Н.Д. Спириной из сборника «Капли»:
Полная чаша готова. Прими!
Каждый, хотящий войти в Новый Мир,
Счёта не знает боям и трудам,
Сам созидает завещанный Храм.
Только отдавший получит сполна,
Только принесшему будет дана
Чаша без края и дна!
1 Листы Сада Мории. Озарение. 3 – V – 16.
2 Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. С. 44 (17.08.1930).
3 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 1999. С. 67 (17.12.1929).
4 Община. 126.
5 Агни Йога. 21.
6 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2000. С. 394 – 395 (26.09.1934).
7 Листы Сада Мории. Зов. 8.12.1922.
8 Рерих Е.И. Письма в Америку. Т. 1. М., 1996. С. 106 (1.01.1934).
9 Листы Сада Мории. Озарение. 3 – V – 17.
10 Там же. 3 – IV – 15.
11 Надземное. 215.
12 Община. 234.
13 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. С. 77 (29.01.1930).
14 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. С. 280 – 281 (28.12.1931).
15 Там же. С. 92 (3.03.1930).
16 Там же.
17 Надземное. 825.
18 Там же. 832.
19 Там же. 890.
20 Агни Йога. 304.
21 Там же. 570.
22 Иерархия. 155.
23 Сердце. 233.
24 Беспредельность. 104.
25 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М., 2001. С. 5 (2.01.1935).
26 Рерих Е.И. Письма в Америку. Т. 1. С. 106 (1.01.1934).
27 Мир Огненный. I. 234.
28 Сердце. 373.
29 Рерих Е.И. Письма в Америку. Т. 1. С. 78 (29.01.1930).
30 Грани Агни Йоги. 1955. 157.
31 Листы Сада Мории. Озарение. 2 – IX– 9.
32 Грани Агни Йоги. IX. 264.
33 Листы Сада Мории. Озарение. 2 – VI– 3.
34 Беспредельность. 7.