Настойчивость, твёрдость и действия, даже против очевидности, в правом деле всегда принесут победу. Рерих Е.И. Письмо от 06.07.1934 |
В разгар Первой мировой войны, в 1916 году, Н.К. Рерих написал картину «Три радости». Как и всё, что он делал, это не было случайностью. В эти трудные годы мысли художника направлялись к нашим высоким Заступникам и Покровителям, никогда не оставлявшим Россию в беде.
Вглядимся в картину. На крестьянский двор входят вестники — хожалые гусляры. Крестьяне в праздничных одеждах замерли в ожидании услышать певцов. Перед нами предстают как бы два плана. На нижнем, земном, — крестьянская семья на пороге своего теремка встречает сказителей. О чём же повествуют странники? Они повествуют о радости. В чём же эта радость? В неустанных трудах и заботах о нас Великих Душ.
Рерих так писал об этом: «Сам Святой Егорий коней пасёт, сам Никола Чудотворец стада уберёг, а сам Илья Пророк рожь зажинает»2.
И на втором, надземном плане нам показаны три Святителя, которые помогают крестьянам в их повседневных трудах.
Народные верования так именуют Святителей:
Святой Егорий (в просторечии) — святой великомученик Георгий — великий Победоносец.
В Житии Святых о нём сказано: «единого истинного Бога проповедник», «пленных освободитель», «нищих защитник», «немощных врач».
Святой Николай — великий Чудотворец, «всякому помощник», «скорый утешитель», «в бедах заступник», «светозарный луч во мраке жизни».
Илья Пророк — по преданию, взятый живым на небо на огненной колеснице, «во плоти ангел», «провидец великих дел Бога нашего».
«Великая Любовь заложена в основание Высшего Мира»3. Именно эта любовь, это безграничное сострадание лежит в основе всех подвигов Великих Святителей и их помощи простым людям земли.
Из Твердыни Знания и Любви исходит эта помощь. И особенно тогда, когда мы призываем её пламенно.
* В сокращении.
2 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 379 – 380.
3 Аум. 80.
4 Спирина Н.Д. Капли. Новосибирск, 2019. С. 113.