Издательский центр РОССАЗИЯ                контакты          написать нам           (383) 223-27-55


Мысли на каждый день

Великая Любовь заложена в основание Высшего Мира. Ответит этому качеству только такая же любовь.

Аум, 80
"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД

Неслучайно-случайная
статья для Вас:

Актуально


Подписаться

Музей:         
                   
                   
Книги:         

 
 
 

СИМВОЛ НОВОЙ ЭПОХИ — ЧАША ПОДВИГА

Автор: Шумеева Татьяна



Теги статьи:  подвиг

В последнее время, в связи со строительством часовни во имя Великого Преподобного Сергия, в наших сердцах нарастает радость сопричастности чему­-то невыразимо важному, чего мы ещё не в силах полностью осознать. Вместе с тем растёт и чувство ответственности, желание глубже понять важнейшие религиозные символы: крест, храм, молитва, чаша, пламя... К нам уже сейчас подходят с вопросами: «Благословила ли церковь строительство? Будут ли службы в часовне? Почему не православный крест?» и так далее. В сердце своём мы давно нашли ответы на эти вопросы, но сейчас необходимо достичь такого ясного понимания, чтобы быть во всеоружии, чтобы суметь дать достойный ответ без отрицания, просто и доступно. Именно поэтому было принято решение начать работу по изучению материалов, затрагивающих эти символы, в наших первоисточниках.

Часть 1. «Пламенеющая чаша подвига»



Н.К. Рерих. ТИБЕТ. БУДДА НА ПУТИ. 1936


Н.К. Рерих. СЛАВА ГЕРОЮ. Фрагмент. 1933


Гуариенто ди Арпо. АНГЕЛЫ МИРА. 1354


С.Н. Рерих. ЧАША БУДДЫ. Фрагмент. 1934


Н.К. Рерих. FIAT REX. Фрагмент. 1931

Входя в здание Музея Н.К. Рериха в Новосибирске, можно увидеть огромную чашу, выложенную на полу из плит, и над ней белоснежную чашу на потолке. Прямо перед нами колонна с портретом Николая Константиновича. Чаша земная и Чаша Надземная, а соединяет их Рерих. Это замечает далеко не каждый: всё самое важное сокрыто до времени от нашего сознания, хотя и находится на поверхности.

Очень бережно, словно не желая касаться чего-то сокровенного, затрагивает Николай Рерих символ Чаши в одной из своих статей: «Сколько рассуждений вызывали так называемые ''каменные бабы''. (...) Конечно, заставляла подумать о происхождении своём чаша, часто находившаяся в левой руке изваяния. Иногда чаша процветалась огнём. (...) Пламенеющая чаша напоминает о так многом, что было бы неосторожно сразу предложить какие-то решения. Во всяком случае, этот вопрос необыкновенно интересен»1. В другой своей статье Рерих отмечает вневременность и общепланетность этого символа: «В культах Зороастра изображается чаша с пламенем. Та же пламенеющая чаша отчеканена на древнееврейских серебряных шеклях времени Соломона и древнее. В индусских раскопках эпохи Чандрагупта Маурьи видим то же самое мощно стилизованное изображение. Святой Сергий Радонежский, трудясь над просвещением России, приобщался от пламенеющей чаши. На тибетских изображениях Бодхисатвы держат чашу, процветшую языками огня. Помним чашу жизни друидов. Горела чаша Святого Грааля»2. И снова не даётся никаких объяснений, нам как бы предлагается осмыслить это самим.

В Живой Этике в книге «Мир Огненный» есть такие строки: «Символ Чаши с давних времён является утверждением Служения. В Чашу собирают дары Высших Сил. Из Чаши дают. Символ Чаши означал всегда самоотвержение. Несущий Чашу есть Подвиг Несущий. Каждое высокое деяние может обозначаться символом Чаши. (...) Сердце Космоса отражается в этом великом символе. Все образы героев духа могут быть изображены как несущие Чашу. (...) Как великий символ нужно принять утверждение Чаши в каждодневности. И детей и молодых нужно приучать мыслить о Чаше. Нужно понять всё многообразие образов великого символа Чаши»3. В этих словах звучит призыв понять многообразие этого великого древнего символа и принять утверждение Чаши в каждодневности.

Итак, перед нами поставлены две задачи: понять и принять.

Обратимся к книгам Учения.

«Плотно закройте забрала. На рубеже событий молчание. Накануне битвы тихо готовьте оружие.

Если прежде проходили города при кликах народа, то теперь пройдём молча на рассвете.

Если прежде гремели приветствия, то теперь подвиг. (...)

Благо и суровость одно понятие. Прежде Мы посылали ветвь мира. Прежде Нашим символом был голубь, теперь же Чаша подвига.

Да, каждый век имеет свой символ»4.

Вспоминаются строки из стихотворения Н.Д. Спириной «Во Имя», посвящённого подвигу Святого Сергия:

В лесах совершался Подвиг,
В глуши пламенела Чаша...

Великий Учитель уже тогда указал путь человечеству. Не уйти в лес звал Он своих последователей. Он призывал к Подвигу, который творится внутри самого себя, в молчании, в одиночестве, в преодолении, в Служении, в утверждении Истины — одним словом, в вознесении пламенеющей Чаши.

Итак, символ Новой Эпохи — Чаша Подвига.

В «Мире Огненном» говорится: «Не во всемирном услышании идёт герой духа, но в истинном испитии чаши яда. (...) Его ноша будет Ношей Мира. И как чудесен облик героя духа, идущего стремительно в безмолвии и в одиночестве! И огненное творчество героя духа сравнимо лишь с Огнём самого высшего напряжения, ибо незримо высшее Пламя»5.

А вот как проникновенно об этом незримом высшем пламени пишет Н.К. Рерих: «Пламенны крылья устремлённой Софии, пламенны же и крыла Ангела Благого Молчания. Огненны кони Илию возносящие. И пламенное крещение над апостолами. Всё тот же огнь, Агни всеведения и возношения, который проникает всё Сущее и перед которым слово не нужно. Рассекают пространство искры динамо. В напряжении расцветают они спиралями восхождения и сверкают, как древо, ветвями и листами Огня. Логос Мысли нагнетает прану, и в трепете смущается человеческое естество перед блистанием языка молнии. (...) Где же предел сиянию, где размер мощи? Но невидим стал свет, и звук потонул... (...) Это высшее напряжение. Недоступно глазу и неслышно уху. Лишь сердце знает, что взывает молчание и переполнена чаша»6. Таким образом, высшее напряжение творит высший огонь — Агни всеведения и возношения — и переполняет чашу духовных достижений.

Итак, один из образов символа чаши — чаша яда, которую выпивают служители Общего Блага. И вновь строки из «Мира Огненного»: «Кто отдаст себя на подвиг испития чаши яда? Кто возьмёт на себя Щит Огненный на благо человечества? (...) Кто явит понимание всего космического напряжения? Истинно, тот, кто созвучит Силам Высшим. Ведь человечество привыкло требовать Благо, но так редко человек мыслит о давании»7. Значит, тот, кто мыслит о давании, кто устремлён созвучать Силам Высшим, должен быть готов испить чашу яда. Из письма Е.И. Рерих: «Е.П. Блаватская мученичеством запечатлела своё служение общему благу, так и другие, за нею идущие, должны испить чашу яда, иначе как узнать бездну человеческой души, чтобы понять всю трудность и сложность построения эволюции? Причём чаша яда испивается во многих жизнях, и только когда мы научаемся принимать её радостным духом, можем мы считать свой земной путь законченным»8. Обратим внимание: чаша яда преподносится людьми, часто близкими, ближайшими и даже самыми доверенными. Спрашивается, откуда в земных страданиях возьмётся радость? Из книги «Агни Йога»: «Опять приходим к жизни, как к чаше чудесного лекарства. Выпить яд мира, чтобы возродиться со всею мощью»9. Как птица Феникс, которая возрождается из собственного пепла. Здесь обнаруживается ещё одно значение образа чаши: сама жизнь есть чаша чудесного лекарства — для тех, кто относится ко всему происходящему осознанно. Выпивая чашу земного яда, мы получаем опыт и знание; страдания дают нам искупление и очищение; жизнь, прожитая в напряжении, даёт нам огонь. Отсюда и радость.

Рассмотрим другой аспект образа чаши яда. Из книги «Агни Йога»: «Можно указать, почему Учителя Знания страдали, уходя с земли. Конечно, это страдание сознательное и добровольное. Как хозяин наполняет до краёв чашу, так Учитель хочет запечатлеть последний знак Завета. До клеветы старого мира нет дела, каждая подлинность подвига нужна для Космоса. Творчество подвига подобно каждому процессу творчества. Углубляя форму, даём вековой кристалл»10. Этот рождённый в страданиях вековой кристалл есть космическое явление, пространственное достояние — он сияет для всех, но этого сияния большинству человечества не видно. Свеча в потенциале своём имеет огонь, но чтобы выявить его, её нужно зажечь от другого пламени. Человек не свеча. Чтобы проявить свои огни, он должен захотеть созвучать с пространственным огнём или усилием воли настроиться на нужную волну: любви, мужества, знания, веры до конца, торжественности, чуткости... Так от векового кристалла подвига Великих Учителей зажигаются наши огни над чашей.

Вернёмся к книгам Учения: «Многие тысячи лет тому назад, — читаем в «Агни Йоге», — было сказано: ''Будет время, когда люди откроют сердца свои и вознесут чашу Высшему''. Пришло это время, когда человечество близится к шестому совершенствованию и начнёт пылать огонь над чашей»11. Из книги «Беспредельность»: «Те жизни, которые дух провёл с малым напряжением, освещают ничтожным светом жизненный путь. Мы видели вихрь воли, Мы ценим напряжение воли. Примем как приношение ''чашу'' огней, истинный утверждённый принцип жизни»12. Возник ещё один образ чаши — чаша огней как принцип жизни. Нас спрашивают подходящие к Живой Этике: «Что это за огонь, о котором так часто упоминается в Учении?» В книге «Беспредельность» сказано: «Называем огнём все тончайшие, духовные проявления, которые утверждают лучшие человеческие действия»13. Из «Мира Огненного»: «Огонь носит в себе понимание красоты, окружает творчество и переносит нетленные документы в хранилище ''чаши''»14. Отметим и этот образ — чаша как хранилище нетленных документов. В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Сердце и Чаша — сокровищница собираемого опыта — нераздельны. Отложения в Чаше происходят в виде энергий или их кристаллических образованиях... (...) Чашей называется сосуд, содержащий все собранные наслоения, облекающие ядро — сердце»15.

Итак, огни высших проявлений: огонь напряжённого творческого труда, огонь устремления, огонь любви, верности и преданности, огонь преодоления и терпения, зоркости и готовности — эти и другие огни, загораясь в сердце и проявляясь в действии, кристаллизуются в чаше. Так происходит накопление.

«Пламя! Утвердись двузначное, утвердись двуконечное»16, — читаем в книге «Зов». А в одном из писем Елена Ивановна объясняет, почему пламя изображается двуконечным: «Огонь двуероден в своём естестве, отсюда все чаши Мистерий древности с двуеродным пламенем над ними... Все Боги имеют своих супруг, которые олицетворяют Космическую Энергию, и потому Бог, лишённый супруги, не может быть таковым...»17

Коснёмся вкратце тех ясносияющих качеств, которые неразрывно связаны с символом чаши.

Во-первых, готовность. В книге «Братство» сказано: «Серебряная слеза — так называем высокую степень готовности к испытаниям. Первое слово напоминает о нити серебряной, второе — о чаше терпения. (...) Символ слезы для чаши терпения будет не случай­ным. Трудно удержать своё негодование, когда видишь разрушение бессмысленное. Часто по серебряной нити побежит жалоба о жестокостях людей»18.

Во-вторых, человечность. Из «Мира Огненного»: «Каждое Учение Света есть, прежде всего, развитие человечности. (...) Субстанция человечности есть вещество ''чаши'', потому, прежде всего, на Земле облечёмся в человечность и познаем её как броню от сил тёмных»19.

В-третьих, дерзновение. В книге «Агни Йога» читаем: «Когда напряжены весы Владыки, рано проснёмся, чтоб взвесить, как проводили день прошлый. Отберём самое дерзновенное, чтоб эти зёрна отягчили чашу. Огорчение старого мира прибавим, ибо тяжесть его нам полезна. Приложим насмешки невежества, каждая из них отяжелит чашу правды. Если найдём угрозы и покушения, не забудем приложить их к наполненной чаше. (...) Торжествуйте, дерзания, ибо самое крылатое осилило осуждение!»20

В-четвёртых, утончённость. Несколько выдержек из книг Учения: «Можно предложить человечеству подумать, почему будущее развитие выдвигает значение ''Чаши''? Как к усовершенствованию техники нужно добавить утончённость мышления»21. «В чём будет заключаться утончённость и возвышенность мышления?.. (...) Конечно, мышление будет устремляться к оценке лучшего и прекрасного и к изысканию наибольшей полезности»22. «Нельзя ни на час погасить в себе пламень возвышенного мышления. Самый высший мудрец утеряет своё оружие, если прервёт мысль о домах будущих. Он останется безоружным, и со дна ''чаши'' поднимутся осадки»23.

В-пятых, ответственность. В «Мире Огненном» сказано: «Именно среди Великого Служения велико ощущение ответственности, но следует привыкать к этой чаше, ибо не может быть кратчайшего пути без испития её»24.

И наконец, трепет священный — высокое чувство, свидетельствующее, что чаша возжжена. Из книги «Сердце»: «Где же то чувство, где же та субстанция, которой наполним Чашу Великого Служения? (...) Священный трепет не станет похлёбкою обихода. Самые лучшие Учения превращались в бездушную шелуху, когда трепет покидал их. Так среди битвы мыслите о Чаше Служения и принесите клятву, что трепет священный не оставит вас»25.

А сейчас затронем другой символ древности. Невозможно глубоко осознать символ чаши, если не рассмотреть ещё один древний знак подвига — меч духа.

«В городском музее Падуи, — пишет Николай Рерих, — находится картина Гуариенто "Ангелы Мира". В торжественном круге собрался совет ангельский. Каждый ангел держит сферу как всеобнимающий знак и ветвь мира, которая в руке ангела сурова, как меч непобедимый»26. Николай Константинович проводит здесь параллель между ветвью мира и мечом огненным, словно указывая, что для мира подлинного необходим меч непобедимый. В книге «Беспредельность» сказано: «Когда Владыка сказал, что несёт земле не мир, но меч, то никто не понял великую Истину. Очищение духа огнём есть этот меч! Разве можно явить очищение, не разя? Разве можно очистить устремление без уничтожения сора? (...) Только меч, разящий самость, приобщает дух к высшему миру. Почивающий на ложном мире строит, истинно, самоуничтожение»27. Две тысячи лет назад Великий из Великих Иисус из Назарета заповедал нам меч, разящий самость.

Приведём ещё несколько строк из книг Учения и письма Елены Ивановны, где высвечивается значение этого древнейшего символа: «Меч пламенный является лучом доспеха духовного. Символ луча мечеподобного прошёл все Учения как самый трудный знак. Даже наиболее миролюбивые изображения утверждали меч. Не значит он желание насилия, но он указывает готовность защищать самое священное»28. «Не забудем призывать к бою, не устанем призывать к мечу, который даст мир Миру»29. «Как же утвердить Новый Мир? Как сказано — Огнём и Мечом! (...) Огненный меч духа поразит тление планеты»30. «Можно увидеть, — пишет Елена Ивановна, — как Рука Учителя действует в последний момент... Так и сами научимся действовать, но будем помнить, что успех такого действия зависит от наполнения сердца Учителем. Именно, как меч Света, сверкает наполненное сердце, и опаляет, и воскрешает, и даёт пищу»31.

А вот строки из «Граней Агни Йоги». Здесь Учитель раскрывает сокровенный смысл данного древнего знака: «Когда Зову в Мир Мой, к богам Обращаюсь, ибо, истинно, вы боги, и в каждом скрыт божественный дух-огонь... А Я Говорю: ''В духе живите, но мудро, ибо кесарево — Кесарю, но духовное — духу''. И бог в вас, который есть дух, огненным мечом духа разделит непреходящее в вас от преходящего и вечное от временного, тем утверждая в вас цитадель духа. (...) Так станете победителями смерти... (...) И Я Сам ваш помощник в огненных построениях ваших, которые созидаете на века»32.

И в завершение приведём выдержку из книги «Сердце», из которой мы узнаем, что луч, который разит тьму, отделяет тленное от нетленного, защищает всё самое сокровенное, физически выглядит как меч. «Так можно увидеть среди огня бурного стройный меч над лбом воителя духа. Жаль, что запечатление излучения так ещё несовершенно в земном мире! Можно было бы явить наглядные доказательства лучей и прочих огней»33.

Итак, меч подвига и чаша подвига — эти два символа нераздельно связаны друг с другом. Не овладев мечом духа, невозможно принять и вознести, не расплескав, полную чашу подвига совершенствования.

Продолжение следует


1 Рерих Н.К. Безымянное // Нерушимое. Рига, 1991. С. 131.

2 Рерих Н.К. Струны земли (Мысли в Сиккиме) // Пути Благословения. Новосибирск, 1991. С. 60. (Репринт издания 1924 г.)

3 Мир Огненный. III. 49.

4 Листы Сада Мории. Озарение. 3 – I – 4.

5 Мир Огненный. III. 42.

6 Рерих Н.К. Держава Света // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 5 – 6.

7 Мир Огненный. III. 25.

8 Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М., 2006. С. 274 (21.11.1938).

9 Агни Йога. 304.

10 Там же. 8.

11 Там же. 554.

12 Беспредельность. 174.

13 Там же. 117.

14 Мир Огненный. I. 59.

15 Грани Агни Йоги. 1953. Ч. 2. 452.

16 Листы Сада Мории. Зов. 19.05.1921.

17 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2000. С. 89 (5.05.1934).

18 Братство. 565.

19 Мир Огненный. I. 75.

20 Агни Йога. 11.

21 Там же. 551.

22 Там же. 550.

23 Надземное. 651.

24 Мир Огненный. II. 14.

25 Сердце. 509.

26 Рерих Н.К. Знамя Мира // Знамя Мира: сб. М., 2005. С. 78.

27 Беспредельность. 569.

28 Сердце. 157.

29 Там же. 154.

30 Мир Огненный. III. 193.

31 Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. С. 75 (21.01.1931).

32 Грани Агни Йоги. 1955. 561.

33 Сердце. 157.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Разное