Распознать главное и держаться по пути к нему – значит идти к победе. Мир Огненный, ч.1, 146 |
Каждый год 8 октября отмечаем мы памятный день Святого Преподобного Сергия Радонежского. Шесть столетий назад Сергий своими неустанными трудами начал слагать дух молодой русской нации. Он заложил зерно этого духа, которое затем веками прорастало — в подвиге, труде и молитве. Каждый раз, обращаясь мысленно к Сергию, мы открываем всё новые и новые грани этого светлого Облика, грани, созвучные настоящему моменту. Сегодня мы говорим о Сергии-строителе, Сергии-созидателе. Эта тема была особенно близка Н.К.Рериху. Не случайно он воплотил её в ряде своих картин, посвящённых Сергию: «Сергий-строитель», «Сотрудники». В своих статьях Рерих пишет: «Святой Сергий — Строитель Русской Духовной Культуры. Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовёт всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов»1. «...Строительное и просветительное имя Святого Сергия хранится в сердцах как драгоценнейший Ковчег духа»2.
Строительна вся деятельность Сергия, все его труды — зримые и незримые. На плане незримом, мысленном, он созидал чудесный облик России будущего. В своих трудах наставнических он создавал храмы духа, выковывая дух своих учеников, терпеливо и настойчиво ведя их по ступеням нравственного совершенствования. В трудах общинных Сергий неустанно трудился сам, являя всем своим Обликом пример идеального общинника. Мудро он закладывал зёрна общинного мышления. «Сергий, Строитель Общин... — пишет Н.К.Рерих. — Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека. (...) В списке строителей общины Сергий сохранил большое место»3.
Сергий строил не только храмы незримые, но и видимые. Начал он свою подвижническую деятельность, как известно, с того, что придя в глухие радонежские леса, срубил себе келью и часовенку. И первым и единственным его помощником и сотрудником тогда был медведь. Потом Сергий продолжал строить, уже помогая братьям-общинникам, которые стали приходить к нему и селиться рядом. Позднее, основывая монастыри, он и там продолжал строить. И это его строительство земных храмов имеет глубокий смысл. Сергию была чужда всякая отвлёченность. Он был практиком и строил и для Бога и для людей. Ведь «на двух Началах Миры строятся. Надземный Мир проявляется посредством земного. Мир земной устремляется в Мир Огненный»4. В храме сливаются мир Надземный и земной, вознесённая душа человеческая и Бог. Ведь храм — это Дом Божий, Оплот Духа, фокус Света, в то же время он реален, зрим и осязателен. Потому строительство храмов Сергием так значительно и символично. Храм земной есть только видимое выражение храма незримого, храма Духа. Одно без другого не действенно. Прежде храм строится в духе и в душе человека, а лишь затем он реализуется на земном плане.
«Свет или тьма, строительство или разрушение»5 — эти две пары противоположностей, сопоставленные в Учении, указывают на истинные истоки строительства. Оно — от Света. И Носители Света по природе своей все были созидателями, но не разрушителями. «Созидание есть молитва сердца. Посев есть потребность духа. (...) Строитель должен созидать. Он не может жить без строительства. Созидание есть его песнь, его молитва, его труд сладчайший. Строитель слагает основание твердынь, и храмов, и хранилищ...»6 — пишет Рерих.
Строитель строит во всякие времена — и во времена невзгод и во времена процветания. Сергий жил в труднейшие времена, когда под вопросом было существование самого народа и государства русского. И тем не менее, несмотря на все испытания и трудности того времени и вопреки им, он неуклонно строил и созидал на всех планах жизни. Может быть, именно это терпеливое и неутомимое строительство и служило противовесом тьме разрушения, которая нависла над Русью, и стало её спасением.
Пример Святого Сергия в наши дни вдохновителен как никогда. Имя Святого Сергия хранится, по словам Н.К.Рериха, «как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий»7. Трудный — от слова труд. Трудные дни — дни особо напряжённого труда, дни борьбы и преодолений. Бывают труды физические и труды духовные. В Учении Живой Этики говорится: «Путь к Миру Огненному ведёт через труды духа...»8 «Потому общинники труда могут доказать силу духа и устремления среди трудов и трудных дней»9.
«...Должен сказать, что всем трудно сейчас, — писал Н.К.Рерих. — И потому все мы можем радоваться тому, что сподобились в трудах призываться к примеру великих трудов самого Святого Сергия. Самого Его, который многократно сносил хулу и даже был покидаем братией, но единственно силою духа оборевал все затруднения и непрестанно строил Лавры Блага, путеводные светочи»10.
«Всему своё время и время каждой вещи под небом», — говорится в Екклезиасте. «Время разрушать и время строить... время разбрасывать камни и время собирать». Сейчас настало время, когда на смену разрушению и разъединению пришло строительство и единение, время созидания храмов духовных и зримых. Вспомним картину Н.К.Рериха «Святой Сергий»: на ней Сергий держит в руках модель храма, как символ будущего духовного возрождения России. В книге «Зов» говорится: «Сущие храмы создать надо на счастливой, чистой почве в России, в жизни вашей»11. «...Модель уже в руке и основание заложено»12. «Вы приносите камень для Моего недостроенного Храма»13. «И поняв молитву и подвиг, осиянные красотою, крепко держа власть-жертву, вы дойдёте до Храма»14.
И закончим фрагментом из «Слова на освящение часовни Св. Преподобного Сергия» Н.К.Рериха: «Чудесно является перед нами великое Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твёрдость. Да поможет нам Преподобный стать посильными пособниками Ему в Его неутомимых великих трудах, и зримых и незримых, и сказанных и несказанных! Несказанных, по всей своей невыразимости условным языком человеческим, но, по счастью, кроме языка словесного, человечеству дан и язык сердца. В этом языке пламенном, в огне сердца, сойдёмся мы и, забыв темноту дня вчерашнего, устремимся совместно к Свету»15.
24.09.2000 г.
1 Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 101.
2 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 151.
3 Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. Рига, 1992. С. 87.
4 Мир Огненный. III. 100.
5 Там же. 257.
6 Рерих Н.К. Врата в Будущее. Рига, 1991. С. 171.
7 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. С. 151.
8 Мир Огненный. III. 37.
9 Там же.
10 Рерих Н.К. Держава Света... С. 92.
11 Листы Сада Мории. Зов. 31.03.1921.
12 Там же. 7.04.1922.
13 Там же. 2.07.1921.
14 Там же. 14.10.1922.
15 Рерих Н.К. Держава Света... С. 102.