Из буйной заросли берусь сделать рощу, но камень, полированный униженными лбами, не родит зерна. Община, 15 |
«...В будущих школах России пути роста духа будут преподаны познавшими весь путь»2.
«Назначьте в школе награду за количество предложенных вопросов. Прежде платили за ответы, теперь за вопросы»3.
«В школах полезно детям читать отрывки на незнакомых языках, замечая, как понимается чуждая речь. Рука легко принимает знакомые предметы. Сознание легко уловит когда-то близкие звуки. Сколько полезных наблюдений можно произвести с лёгкостью»4.
«...Призрак смерти закрывает Врата Знания. Полезно в школах учить о бессмертии»5.
«Нужно в школах развивать способность наблюдать. Именно в школах нужно проверять наблюдательность, и молчание в темноте — лучшее средство»6.
«Можно при школах учредить классы мышления и наблюдений за процессами жизни. Часто можно заметить, как малыш лучше взрослого поймёт скрытую сущность случившегося»7.
«Советуйте развивать мышление и наблюдательность. (...) Теперь именно время углубления мышления, иначе народные массы не найдут применения полученных сокровищ. (...) Сказано — в школах должны быть введены часы уявления наблюдательности и приучения к мышлению»8.
«Признательность есть одно из самых реальных по последствиям понятий. Можно приучаться к нему даже на мелочах. После в школах нужно говорить о признательности, как о залоге благосостояния»9.
«Воображение есть следствие накопления опыта. ...Может быть огромное накопление, и всё-таки вместо воображения проявится лишь похоть и раздражение. Утверждайте, что не может образоваться воображение без сердца. (...) Так можно говорить всем детям во всех школах, чтоб ни одно положение Учения не было отвлечённо»10.
«Чистота сердца явлена огнём. Сколько раз нужно повторять это жизненное применение огня, но всё же ни дома, ни в школе не говорят об огне-очистителе. Разве может сказать об огне учитель, который даже не думал о действительности?»11
«Полезно в школах задавать содержание целых историй с вопросами, как поступили бы ученики на месте героев? Нужно не вкладывать в учеников определённые ответы, наоборот, открыть поле всяких соображений, так учащиеся вступят на первое испытание. Потому нужно с первых лет приучать к свободному выбору последствий»12.
«...Разнообразие привходящих обстоятельств обогащает возможность новых наблюдений. Так можно даже в школах упражнять внимание малых, которые будут часто гораздо честнее и подвижнее больших, стоит только обратиться к ним с увлекательным предложением обратить внимание на их собственные ощущения»13.
«...Бывает, когда самые, казалось бы, уже явленные устремления вдруг преломляются. Так происходит от недостатка сердечного воспитания. Этот предмет нужно проходить и в семье, и в школе. Нужно придать ему не вид опыта, но твёрдо вести развитие памяти, внимания, терпения, доброжелательства и после обратить наблюдательность за ощущениями сердца»14.
«Туман мысли лишь от неуважения к сознанию. Нужно эти слова написать в каждой школе. Могут дети спросить — как защититься от мёртвого обихода? — Тогда можно указать на надпись об уважении»15.
«Правы дать детям в школе сознание всей нескончаемости творческой деятельности»16.
«Нововведения во всех областях науки и в школах необходимы. Со старой наукой в будущем мире далеко не уедешь. С одной стороны, надо искоренить все ненужные нагромождения, с другой — нужно глубже вникнуть в явления, прибавляя современные достижения. Слишком много лет проходит сейчас, пока достижения лабораторий, исследования и открытия доходят до школы и народа. Нужно при школах устроить информационные отделы с популярным изложением новейших достижений»17.
«...Чудовищна людская рассеянность, она слагает какой-то недействительный мир. ...Потому всеми силами вводите наблюдательность уже в школах для малолетних. (...) Начинайте утончение наблюдательности на самых обиходных предметах. (...) Если для начала ученик сумеет наблюсти обиход комнаты, это уже будет достижением. (...) Затем будем ускорять впечатления наслоением опытов. Предложим ученику пробежать через незнакомое помещение и всё же сосредоточить наблюдательность. (...) Для всех чувств нужно составить программу упражнений»18.
«В школах не следует читать лишь о героях. Несколько безымянных примеров судьбы шатунов будут уместны»19.
«Прошлое многих шатунов может быть поучительно для школ»20.
«...На самых простых физических действиях можно замечать влияние мысли. Например, можно бросать мяч с одинаковым физическим усилием, но сопровождая различными мыслями, и, конечно, сила удара будет различна. Так можно видеть, сколько мы сами препятствуем или усиливаем даже обычные наши действия. Нужно вводить в школах подобные опыты, чтобы на простых физических аппаратах показывать силу мысли»21.
«В каждой школе должно обучать накоплению быстрого мышления, без него как пройти сквозь пламя?!»22
«Некоторые смутьяны надеются, что постоянным свержением всего они упрочат своё благосостояние. (...) Невозможно даже помыслить о привлечении огненной стихии на расхищение и раздробление! (...) Простое правило нерасхищения должно быть преподано среди первых уроков школы»23.
«...Нужно с малых лет привыкать к мыслеэнергии. Но для этого школа должна сказать о субстанции духа»24.
«Школа должна узнавать находчивость учеников по заданию одного слова и затем по одному взгляду»25.
«Следует в школах предупредить, что до тридцати лет не все центры готовы для высших проявлений. Нужно, чтобы молодёжь знала, как мудро готовить тело и дух для труда восхождения»26.
«...В школах следует изощрять принятие чужих мыслей. Люди настолько не умеют слушать и понимать читаемое, что особые часы должны быть уделены на проверку слышанного»27.
«Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды?»28
«В школах следует ставить ученика перед лицом самых неожиданных обстоятельств»29.
«Направить сознание в будущее есть задача истинной школы»30.
«Искусство мышления должно быть развиваемо в школах»31.
«Эволюционные мировые процессы должны быть очень увлекательно изложены в школах»32.
«Задача каждой школы есть открытие обоснованного воображения»33.
«Подкупность должна быть искореняема всеми средствами, но нельзя полагаться на карательные меры. (...) Нужно среди уроков Этики в школах утвердить мысль, что подкупность не соответствует достоинству человека»34.
«Для роста познавания красоты в школах учреждается изучение красоты жизни. История Искусств и Знаний войдёт в этот предмет, ибо он должен касаться не только бывших пониманий, но и содержать указания по современным достижениям»35.
«Школы имеют задание развить в учениках понимание связи элементов»36.
«Разве не следует в школах указывать, чем мы подобны Богу, чтобы оправдать древние Заветы, из которых люди сделали посмешище. Нужно везде очистить Понятие Высшее»37.
«Природа вещей должна быть преподаваема среди самых первых предметов. Она должна быть прекрасно рассказана во всей реальности; должна быть показана преемственность миров со всеми научными сопоставлениями. Религия не только не будет противоречить такому изложению основ, напротив, религия будет помогать в своих древнейших намёках. Предмет природы вещей будет преддверием понимания Живой Этики. (...) Нужно, чтобы школы приняли всю привлекательность, которая представляет Бытие во всём величии»38.
«Огненное Солнце невидимо, так же как незримы великие небесные тела. Следует пояснить уже в школах, насколько ничтожно наше поле зрения. Только так можно уговорить человечество, что оно божественно в своей сущности сердца, но в теле подвергается всем ограничениям»39.
«Сравните огонь плавильной печи с пламенем бушующего пожара, сопоставьте согласованное действие со стихиями хаоса, и вы призовёте все спасительные ритмы, чтобы уявить согласованность действия. Потому школы должны развивать ритм согласованности»40.
«Нужно обращать внимание в школах на изучение будущего»41.
«Несмотря на все достижения науки, люди особенно трудно понимают наполненность пространства. (...) Можно иногда в школах показать детям на сильных микроскопах наполненность пространства. Они должны приучаться к воздействию психической энергии»42.
«Как величественен закон Причинности! В нём заключён ответ на каждый вопрос. (...) Кто приобщается к закону Причинности духом, тот уже приобщён к Истине. Если бы школы и храмы возгласили закон Причинности, то и сознание было бы на высшей ступени, ибо не может продвигаться то, что разобщено с основами Бытия»43.
«Человечество должно лучше изучать мышление. Нужно в школах установить науку о мышлении не как отвлечённую психологию, но как практические основы памяти, внимания и сосредоточения.
Конечно, кроме названных четырёх областей науки мышления, многие качества требуют развития — чёткость, быстрота, синтетичность, оригинальность и другие. Можно также излечивать вспыльчивость. Если бы часть усилий, затрачиваемых на спорт в школах, уделялась бы мышлению, то скоро результаты были бы поражающими.
Жизнь и изречения явленных великих сподвижников и героев, конечно, нужно явить во всех школах»44.
«Не следует понимать жестокость как болезнь, она, так же как и сквернословие, будет лишь выражением низшей природы.
В государстве оба эти мрачные исчадия должны быть изъяты законом. В начальных школах уже должны быть заложены принципы, поясняющие недопустимость двух низших пороков»45.
«Следует в школах ввести беседы о причинах и следствиях. Пусть руководитель задаст причину, а ученики придумают следствия. При таких беседах выявятся и качества учеников. Можно вообразить много следствий от одной причины»46.
«В школах должен быть введён предмет — синтез науки. Из него учащиеся усмотрят, как тесно связаны многие отрасли познания. (...) Они поймут, что каждый учёный соприкасается с целым рядом научных областей. Если он не может вполне познать их, то, по крайней мере, должен понимать их задачи. При ознакомлении с синтезом учащиеся могут сознательнее выбрать свою учёную деятельность. (...) Так же беспомощно проходил учащийся разрозненные школьные предметы, не понимая, почему именно эти предметы необходимы. При изучении языков обычно не указывалось, какие преимущества даёт каждый из них. (...) Если каждый научный предмет должен иметь увлекательное введение, то синтез науки просветит к труду самое малое сознание. Не следует думать, что такой синтез может быть воспринят лишь в старшем возрасте. Именно в начальных занятиях дети особенно легко усваивают широкие взгляды. Конечно, изложение такого синтеза должно быть увлекательно»47.
«...Уже в младших школах учат изречения древних. Можно при этом указать на значение слов и тем уже заложить многие верные понятия. (...) Можно иметь из глубин древности самые меткие изобретательные выражения, только бы знать многие значения старых наречий»48.
«В школах должно быть преподаваемо уважение к произносимому понятию. (...)
Утрата истинных значений понятий много способствовала современному одичанию»49.
«Школы должны быть оплотом познания во всей полноте. Каждая школа от самой начальной должна быть живым звеном среди всех училищ до самого высшего. (...) Должно обучать прикладному знанию, не отрывая от науки исторической и философской. Искусство мышления должно быть развито в каждом работнике»50.
«Каждая школа должна быть истинным образовательным объединением. При школах должен быть полезный музей, в котором сами ученики должны принимать участие. Должен быть кооператив, и ученики должны обучаться и такому сотрудничеству. Должны происходить всякие проявления искусства. Без путей красоты не может быть образования»51.
«Учение будет самым приятным часом, когда учитель оценит способности учащихся. Только распознание способностей позволит справедливо относиться к будущим работникам. Часто сами учащиеся не понимают своего назначения. Учитель, как друг, напутствует их по лучшему направлению. Никакое насилие не применимо в школах. Только убеждение может приличествовать познанию. Больше опытов, больше бесед, столько радости в приложении своих сил»52.
«Когда семья не умеет, то пусть школа научит чистоте во всём... Нужно оборудовать школы так, чтобы они были рассадниками украшения жизни»53.
«Школа должна не только вмещать любовь к книге, но должна научить читать, и последнее не легче первого»54.
«Школа научит уважать полезные изобретения, но упасёт от машинного рабства. Всякое рабство будет уничтожено, как признак темноты»55.
«Школы поймут, где леность, где необычное строение характера, где безумие и где необходимо понимание»56.
«Среди учебных предметов пусть будут даны основы астрономии, но поставив её как преддверие к дальним мирам. Так школы заронят первые мысли о жизни в дальних мирах. (...) Молодые сердца почуют себя не муравьями на земной коре, но носителями духа и ответственными за планету. Останавливаем внимание на школах, ибо от них утвердится сотрудничество»57.
«Естественная история должна быть преподана в школах как можно полнее и увлекательнее. Нужно на примерах растительного и животного царства дать понять, какие сокровища заложены в человеке. (...) С самых первых уроков учащиеся пусть порадуются чудесами жизни. Также пусть они поймут, как обращаться с полётами и яснослышанием. Так яснослышание будет естественным условием. Также и Тонкий Мир будет изучаем наряду с тонкими энергиями. Не будет деления на физическое и метафизическое, ибо всё существует — значит всё ощутимо и познаваемо»58.
«Никто не дерзает восстать против школы, но мало кто думает о её улучшении. Школьные программы не просматриваются целыми годами, между тем открытия спешат. Новые данные устремляются отовсюду, и воздушные сферы, и глубины океанов, и горные сокровища рассказывают о себе чудесные сведения. Нужно спешить, иначе раскопки изменят данные условной истории. В новых школах нужно убрать запреты, чтобы видели действительность, которая чудесна, если правдиво показана. Широко поле умственных состязаний!»59
«Труд — венец Света. Надо, чтобы учащийся школы помнил значение труда, как фактора мироздания»60.
«...Углубите курс начальных школ. Это Мой Совет для немедленного применения!»61
«Необходимо проверить программы школ и усилить линию достоверного познания. (...) Необходимо это выпрямление школьного мышления провести немедленно, иначе ещё одно поколение недоумков будет позорить планету. Нужно усилить естествознание, поняв значение этого слова. Биология, астрофизика, химия привлекут внимание самого раннего детского мозга.
Дайте детям возможность мыслить!»62
«Хочу, чтоб Мои советы достигли школы. Хочу, чтобы дети помнили о Друзьях, посвятивших себя Общине Мира»63.
«Следите за целесообразностью преподавания в школах. Установите возможность для успевающих скорейшего продвижения. (...) Пусть учитель зорко распознает могущих быстро идти. Не надо хвалить их, но следует расчистить им путь. Следует создать промежуточные курсы, по этим ступеням быстрые могут взбегать. Не скрывайте от них трудностей. Для известного типа сознания каждое подвигоподобное движение есть уже свет и радость.
Также от учителя зависит быстро определить направление мышления ученика, ибо ошибочное напутствие есть тяжкое преступление... Каждая неподвижная программа есть труп, который невыносим при солнце знания. Как можно скорее надо упрочить школу, проверив сознание учителя. Создайте ему лучшее положение, чтоб возложить на него ответственность за сознание общинных работников.
Невозможно, чтобы школы будущего напоминали скотные дворы, где калечились недавние поколения. (...)
Дайте изучение ремёсел, дайте свободу выбора и требуйте качество труда. Для этого каждый учитель должен понимать значение качества»64.
«Самые новые формы жизни не исключают испытания. Вы знаете, что Мы против заранее объявленных школьных испытаний. Также Мы против заранее оповещённых испытательных периодов»65.
«После общего школьного образования люди Запада обычно покидают знание или вытягивают из знания тоненькую нить специальности, вместо того чтобы соткать целую сеть улова.
Когда Мы говорим — знайте, Мы настаиваем на многостороннем обозрении и усвоении возможностей»66.
«Ядовитое дыхание собственности можно уничтожить лишь продуманной программой школ. Не существует литературы против собственности. ...Многие мечтают о собственных приобретениях. Как правдивы должны быть исторические сопоставления. Как строго должны быть подобраны биологические подробности, чтобы показать противозаконность и тщету собственности»67.
«Кооператив не лавка, но культурное учреждение. Может быть в нём и торговля, но основа должна быть просветительная. ...Безотлагательно следует путём школьного просвещения уяснить смысл здорового обмена»68.
«Много нужно убеждать людей, чтобы они могли заметить в своих жизнях происходящие главные моменты. (...) Школа должна помочь такому просвещению»69.
«Пусть гигиена духа займёт своё место в школах, тогда Высокие Собеседования будут лучшими часами»70.
«...Очень важно, чтобы как можно больше производилось опытов с воздействием звуков, цвета и аромата. Уже в школах можно производить многие полезные исследования. Трудно в частных домах найти для этого особую комнату с достаточными приспособлениями. Но в школах и в больницах следует иметь хорошее помещение с некоторыми приборами»71.
«Много указывалось о необходимости развития терпения. (...) Пусть даже в школах задают задания терпения.
Невозможно без познания терпения помыслить о Беспредельности»72.
«Проследите развитие науки за последние полвека; можно изумиться прогрессу знания. Нужно в школах показать наглядно, чем была наука всего пятьдесят лет назад и чего она достигла теперь»73.
«Жаль, что при окончании высшей школы забыто полезное испытание, применявшееся в древности. Ученики должны были изложить избранное ими задание перед самыми разными слушателями. При этом требовалось, чтобы были найдены выражения, понятные для всех, — задача трудная. Нужно было найти для одних слова простые и не утомить ими более образованных слушателей. Не всегда собрание было удовлетворено, но ученики всё-таки прилагали лучшие усилия быть понятными и в то же время затронуть сложные и высокие понятия. Такие упражнения нужны всегда»74.
«Среди школьных изучений истории и сравнения верований пусть не будут забыты различные противоречивые постановления собраний, соборов и законодательных решений. Не для смущения умов нужно знать Истину, но для укрепления будущего пути»75.
«Каждая область жизни настолько усложнилась, что везде требуется сотрудничество. (...) Следует в каждом школьном предмете указать, в чём именно будет заключаться сотрудничество»76.
Составитель Н.Д. СПИРИНА
* Публикуется по книге: Семья. Дети. Воспитание. Школа / Сост. Н.Д. Спирина. Новосибирск, 2009.
1 Община. 103.
2 Листы Сада Мории. Зов. 15.02.1922.
3 Листы Сада Мории. Озарение. 2 –VI – 5.
4 Агни Йога. 248.
5 Там же. 333.
6 Там же. 344.
7 Там же. 308.
8 Сердце. 22.
9 Там же. 95.
10 Там же. 196.
11 Там же. 211.
12 Там же. 241.
13 Там же. 425.
14 Там же. 498.
15 Там же. 507.
16 Братство. 29.
17 Там же. 492.
18 Мир Огненный. I. 69.
19 Там же. 89.
20 Мир Огненный. I. 88.
21 Там же. 205.
22 Там же. 245.
23 Там же. 326.
24 Там же. 401.
25 Там же. 411.
26 Там же. 489.
27 Там же. 570.
28 Там же. 582.
29 Там же. 634.
30 Мир Огненный. II. 60.
31 Там же. 61.
32 Там же. 62.
33 Там же. 63.
34 Там же. 71.
35 Там же. 77.
36 Там же. 128.
37 Там же. 179.
38 Там же. 188.
39 Там же. 238.
40 Там же. 332.
41 Там же. 354.
42 Там же. 365.
43 Мир Огненный. III. 47.
44 Там же. 429.
45 Братство. 65.
46 Там же. 144.
47 Там же. 426.
48 Там же. 537.
49 Община. 47.
50 Там же. 103.
51 Там же. 104.
52 Там же. 105.
53 Там же. 106.
54 Там же. 107.
55 Там же. 108.
56 Там же. 109.
57 Там же. 110.
58 Община. 114.
59 Там же. 115.
60 Там же. 117.
61 Там же. 131.
62 Там же. 157
63 Там же. 178.
64 Там же. 207
65 Там же. 229.
66 Там же. 243.
67 Там же. 252.
68 Мир Огненный. III. 271.
69 Аум. 98.
70 Там же. 166.
71 Там же. 221.
72 Там же. 244.
73 Там же. 309.
74 Там же. 329.
75 Там же. 337.
76 Там же. 423.