Издательский центр РОССАЗИЯ                контакты          написать нам           (383) 223-27-55


Мысли на каждый день

Безошибочно можно сказать, что любящий лесть – вчерашний раб.

Рерих Е.И. Письмо от 21.08.1931
"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД

Неслучайно-случайная
статья для Вас:

Актуально


Подписаться

Музей:         
                   
                   
Книги:         

 
 
 

ЗАКОН НРАВСТВЕННОСТИ

Автор: Башкова Наталья



Теги статьи:  о качествах

Наталья БАШКОВА, канд. филос. наук, г. Тула

Невозможно говорить о законе нравственности,
если причина и следствие не будут представлять непрерывную нить.
Люди не могут совершенствоваться, если они не осознают
ответственности за свою свободную волю.

Надземное, 797

Современная наука, ставшая с XVII века особым способом познания мира и ориентации человека в нём, построена на исследовании причинно-следственных связей, законов материальной природы, её макро- и микромира. Этика, изучающая нравственность, будучи одной из дисциплин философии, тоже является наукой, однако в нашем обществе, как мы это видим, не имеет по сравнению с другими, особенно естественными, науками ни такого же веса, ни такой же значимости. Причин этому немало, а следствия настолько плачевны, что уже стали бедствием для общества.

Восточная культура в её индуистском и буддийском вариантах утверждает идею о причинно-следственной зависимости в нравственно-ментальной сфере как космический закон — закон кармы, воздаяния.
В европейской и российской культуре эта идея хотя и присутствует (прежде всего в христианской религии, литературе, устном народном творчестве: «Что посеешь — то и пожнёшь», «Как аукнется — так и откликнется»), но не в виде всеобъемлющего закона, предопределяющего судьбу человека. Эта мудрость не запечатлена в западном менталитете столь убедительно, чтобы на ней реально строить жизнь.

Мы знаем, что любое техническое достижение может быть использовано как на благо, так и на разрушение, — энергия атома может давать свет, электричество в наши дома, а может вмиг уничтожить целые города... Такие макро-примеры очень наглядны и производят большое впечатление. Мы понимаем, что все эти действия суть следствия внешних (физических, военно-политических и т.п.) причин, вызванных людьми. Вместе с тем, есть и глубинные причины, заключённые прежде всего в мышлении людей, в тех нравственных установках и ценностях, которые они исповедуют.

Однако как только мы касаемся нашей повсе­дневной, обычной жизни, то, к сожалению, как бы забываем об этой силе человеческих мыслей и чувств. Не думаем о том, какие причинно-следственные связи порождают наши мысли и эмоции, как они складывают узор нашей жизни.

Внутренняя жизнь человека не видна, скрыта от глаз. И именно то, что так сложно соотнести между собой причины и следствия, охватывающие психический, ментальный мир человека, является камнем преткновения и для серьёзного научного изучения, и для признания обществом нравственных законов в нашей жизни.

Большой бедой уже стала затянувшаяся в современной науке нерешённость проблемы существования тонко-энергетической природы как человека, так и бытия в целом. Да, учёные углубляются в материю, уже расшифрованы геномы многих живых существ, но то, что носителем сознания (и шире — информации) может выступать не только физическая, но и тонко-энергетическая форма материи, — ещё не принято наукой. Хотя сейчас учёные разрабатывают интересные концепции, все они существуют пока на правах гипотез.

В отличие от современной науки Учение Живой Этики исходит из идеи тонко-энергетической природы человеческого сознания как основополагающей аксиомы. А значит, признаются сила и закономерные проявления энергии человеческих мыслей и чувств. Причинно-следственная связь в нравственной, ментально-психической сфере здесь чётко обосновывается. Именно поэтому такое большое значение в Живой Этике имеют качества сознания человека.

Какие побуждения вложит человек в свои дела, какими мыслями он будет обосновывать и оправдывать свои действия, какие чувства будут его окрылять или угнетать, какие идеалы будут вдохновлять и притягивать? Именно нравственные качества окрашивают наши мысли, чувства, волевые импульсы. Качества — это в определённом смысле внутренняя окраска, цвет наших мыслей и чувств. Нравственные качества — самые выразительные показатели состояния сознания человека, его внутренних духовно-психических энергий.

Обратим внимание на характерные мысли из Живой Этики:

«На Земле заботимся и о теле, потому надо проникать в происхождение болезней. Врач мог бы сказать больному: "Припадок корыстолюбия у вас", или "анемия самомнительности", или "камни предательства", или "чесотка сплетен", или "удар ненависти".

На кладбищах так любим поминать достоинства лежащего, не мешало бы поставить истинную причину болезней — зрелище стало бы поучительным.

Друзья! Повторяю — держите мысли чистыми, это лучшая дезинфекция и самое знаменитое тоническое средство» (Община, 23).

«Каждое мгновение человек или творит, или разрушает. Мир наполнен мыслями противоречивыми. Множество болезней заложено мыслями разрушения. Множество убийств происходит на дальних расстояниях от мыслей или от скрещённых мыслей, но почти невозможно внушить человеку, что его преимущество есть в постоянном мышлении. Невозможно передать, насколько ответственен человек за качество мышления. Сердце бьётся беспрестанно, так же постоянен пульс мысли» (Аум, 141).

«...Сияние окружает каждое живое существо. Мыслитель добрый окружается радугой и светом своим несёт целение. Мы столько раз предуказывали будущее этих излучений. Мы говорили, что от такого мерила преобразится само строение жизни» (Аум, 143).

Как мы видим, именно качества мыслей и чувств оказываются главными причинами здоровья или болезней человека, его красоты или безобразия, его счастья и удачи или потерь, равновесия и развития или разрушения. Именно качества сознания непосредственно формируют силовые линии всей жизни человека.

В некоторых культах человека погружали в сон и по внушению заставляли ускоренно переживать всю сложную тропу, цепь последствий тех или иных его мыслей и стремлений. Удивительно то, что человек знанием духа вполне верно может предвидеть, предусмотреть ход событий как неизбежных последствий. Этот пример упоминается в Живой Этике не для практического повторения (это опасно и сложно), а для указания, что на самом деле глубоко внутри человек чувствует и знает, что каждая его мысль и чувство закономерно ведут к определённым следствиям.

Тонко-энергетической реальности, утверждаемой в Живой Этике, присущи свои сложные процессы и закономерности. Человек неизбежно ежесекундно живёт и участвует в ней — своим сознанием, своей мыслью. Но, к сожалению, чаще всего живёт вслепую, неосознанно, и часто, сам того не подозревая, играет с огнём...

Если человек допускает в своё сознание то или иное побуждение или мысль, о которой никто никогда, может быть, даже не узнает, то качества этой мысли уже дают новую окраску всему его мышлению. Так порождается причина будущих следствий. Мысли человека действуют как магнит. Сначала они формируются на тонком, ментально-психическом уровне, а затем постепенно с ними приходит в соответствие и видимая физическая реальность.

Если, например, мысль была нечиста — мимо человека пройдут не замеченные им возможности, удачные стечения обстоятельств, встречи с нужными людьми, о которых он даже не будет догадываться. Но он сам оттолкнул их. Его тонкая ментально-психическая природа сложила свой узор жизненных событий, автором которого на самом деле явились не случайность, не промысел или вмешательство неких сил, но сам человек.

Неожиданным для многих людей будет узнать о последствиях своих мыслей и чувств не только для себя, но и для других людей, как близких, так и далёких, в том числе незнакомых ему. Эта зависимость неоднократно подчёркивается на страницах Живой Этики:

«Может ли человек восходить или нисходить для себя одного? Конечно, никакое существо не может действовать без значения для окружающего. Не только каждым действием возмущает он различные слои атмосферы, но, дословно, влечёт за собою близкие ему существа. Тем более человек должен осознать свою ответственность перед мирозданием. Человек возвысился помыслом — и тем самым кому-то оказал существенное благодеяние. Человек пал духом — и тем самым, может быть, умертвил кого-то. Помимо сознательных помыслов идёт постоянное бессознательное сотрудничество, захватывая широкие круги по закону кармы и ауры» (Агни Йога, 168).

«Люди не хотят понять своего воздействия на огонь подземный. (...) Какое дело... [им], если на другом материке из-за них вспыхивает губительное пламя!» (Аум, 94)

Сложность состоит в том, что по своему невежеству и эгоизму человек может не различить, не понять следствий своих мыслей и поступков, ведь они могут произойти не в той форме и не так, как он предполагал и ожидал. Из-за недисциплинированности мышления, ненаблюдательности мы можем не соотнести происходящие события с собственными же действиями в прошлом.

Путь к пониманию причин и следствий наших мыслей и поступков, нравственного выбора, который мы совершаем ежеминутно, сложен и долог. Препятствием здесь служит не только многообразие индивидуальных особенностей каждого из нас и тех жизненных обстоятельств, с которыми мы сталкиваемся. Это лишь малые препятствия.

Согласно закону перевоплощения, обосновываемому в Учении, человек имеет значительное прошлое существование, измеряемое миллионами лет, которое невозможно охватить обычным сознанием. Человек словно айсберг — его видимая текущая жизнь оказывается всего лишь мельчайшей частицей огромного «основания». А другое фундаментальное положение Учения — что человек есть многомерное существо, выявляет ещё одно измерение: его постоянное взаимодействие с Надземными мирами и подверженность сознания их влияниям. Такая неограниченность ни временем, ни пространством не может быть понята и познана нами в физическом мире, как невозможно
по нескольким страницам одного произведения судить о многотомном собрании сочинений, часть которого вообще недоступна исследователю... Поэтому на данном этапе развития возможности нашего познания весьма ограниченны и многое остаётся недоступным.

«Не знает человек, в чём его лучшее деяние, потому гордость действиями есть невежество. Деяния людские находятся в зависимости от множества условий. Миры дальние будут помощниками или противниками. Причины и побуждения вписаны на таких длинных свитках, что следствия не могут быть прочитаны человеческими глазами.

Потому предоставим судить Миру Высшему, сами же приложим все наши силы и лучшие стремления» (Аум, 170).

«Каждый человек носит в себе тайну. Лишь редко приоткрывается завеса прошлого, когда энергия тонкая изобилует и в земном существовании. Только перейдя за грань Земли, человек просветляется в познании части своей тайны. Замечателен процесс, когда тонкая энергия открывает чашу накоплений. Память внезапно озаряется, и прошлое встаёт во всей справедливости» (Аум, 153).

Но это только один полюс сложной проблемы познания причинно-следственных связей в нравственной жизни. Другой, почти противоположный, можно обозначить так: «Эти связи возможно и необходимо изучать». Истина же, как всегда, заключается в правильном, соразмерном соотношении и вмещении этих полюсов...

«Обо всём происходящем задайте себе вопрос. Почему случается именно в такой и не в иной форме? Почему сейчас, а не раньше? Много мыслей возникнет вокруг каждого события. Мышление направится ко многим причинам, и попутно многое осветится» (Аум, 486).

«Нельзя мыслить об эволюции, если неизвестны отправные причины и достижимая цель. Не имеет смысла земное существование без понимания причины и следствия» (Аум, 239).

«Живая Этика состоит в том, чтобы приучить себя быть сознательным во всём. Но именно люди уклоняются от таких каждодневных упражнений» (Надземное, 249).

В Учении перед человеком ставится мега-цель — не быть пассивным объектом действия космических законов, но стать полноценным, ответственным сотрудником эволюции. А это возможно лишь при постепенном познании сложных и многоплановых законов жизни. В самом процессе познания заложены последовательные ступени постижения, расширяющие круги понимания, которые, согласно концепции Учения, беспредельны. Поэтому мы убеждены, что поэтапное научное изучение закономерностей прояв­ления и развития нравственных качеств, причинно-следственных связей, порождаемых ими, всё-таки реально и возможно.

Приведём такой пример. В XVI – XVII веках учёным казалось невозможным понять и обосновать роль Солнца, солнечной энергии в земной жизни, её влияние на всё живое — от бактерии до многообразных биологических ритмов человека и природы. Однако шло время, накапливались факты, эмпирический опыт. И спустя несколько столетий, в начале XX века, выдающийся учёный А.Л. Чижевский сумел собрать воедино огромный массив фактов и показать многостороннее воздействие Солнца на жизнь Земли.

Подобные научные открытия в области нравственности нас ещё только ожидают. Сознание человека, как Солнце, освещает и направляет жизнь, тот кармический поток, в котором движется человек. И именно качества сознания — это те первейшие «инструменты», с помощью которых мы можем многое поправить и перенастроить в нашем сознании, в нашем внутреннем мире, а значит, и изменить нашу жизнь.

Как в современном научном, так и тем более в обыденном представлении среднего человека о нравственных качествах смешиваются самые разнородные и неожиданные смыслы. Так, понятие любовь в менталитете многих народов объединяет и пристрастие к вкусным блюдам, и привязанность к домашним животным, и несдержанные половые увлечения, и патриотические чувства, и глубоко духовную любовь к Б???... ? огу... В человечности видят и мягкость, сострадательность, уступчивость натуры, и слабовольность, сентиментальность. В представлении о снисходительности соединяются высокомерие и попустительство, мягкотелость. Справедливость часто оказывается синонимом бездушия и жестокости. Равновесие путают с равнодушием и бессердечием... Как отличить подлинный лик добродетели и порока? Как научиться управлять своими мыслями и эмоциями?

В Учении Живой Этики и «Гранях Агни Йоги» раскрывается сущность очень многих нравственных качеств человека, рассматриваются их природа и закономерности развития. Это — одна из главных линий Учения. Систематизация этого материала — важная часть исследований тех, кто изучает Учение. В самом названии Живой Этики отражено её главное содержание — это этическое учение, исследующее нравственный облик человека, его духовное преображение и достижение единства с Высшим миром Духа.

«Анализ качеств и свойств входит в Йогу. Размышление о добрых качествах и дурных свойствах будет приближением к входу, к продвижению. (...)

Не следует думать, что на известном духовном развитии можно уже не заботиться о преуспеянии качеств. Каждая ступень требует приспособления всех качеств. Нужно проверять себя неустанно. Нужно найти любовь к таким самоиспытаниям» (Надземное, 595).

«Все члены (рериховских групп. — Н.Б.) должны, во-первых, во-вторых и в-третьих, совершенствоваться в качествах, указанных в книгах Живой Этики. Ведь это и должно быть самой главной и неотложной целью каждого приблизившегося. И задание это так грандиозно, что потребуется не одна жизнь, чтобы приобрести хотя бы половину их» (письмо Е.И. Рерих от 7.05.1938 г.).


Уже второй год мы разрабатываем сайт «Энциклопедия духовно-нравственных качеств» (http://etikavomne.narod.ru/). Визуально качества эти представлены в виде цветка, и на сайте удалось сделать каждый лепесток «живым» — он открывает страничку, посвящённую соответствующему качеству. После небольшой словарной статьи следуют цитаты из книг Учения и трудов Рерихов, систематизированные по тематическим рубрикам, что позволяет выделить основные идейные линии в рассмотрении данного качества.

Цель этой работы — исследовать сущность, отличительные черты и особенности развития духовно-нравственных качеств человека, уметь отличать их от внешне сходных проявлений низших чувств и качеств. Такое исследование углубляет наше представление о нравственных качествах, о закономерностях самосовершенствования и помогает лучше осознавать сложные ментально-психические процессы в нашем сознании.

Фото: Н.К. Рерих. ГИМАЛАИ. 1938

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Доклады