Мудрость заключается в том, чтобы уметь прислушаться к советам и принять из них наилучший. Рерих Е.И. Письмо от 09.08.1934 |
|
Николай Чудотворец — наиболее почитаемый и любимый святой у русского народа, «ходатай за людей перед Богом». Он жил, по преданию, в конце III — начале IV века. Родился в Малой Азии, стал епископом города Миры в римской провинции Ликии, и поэтому его называют Николай Мирликийский. Он начинал служение во времена Диоклетиана, узаконившего преследование христиан по всей империи. Николай стоически пережил это время. Чудеса в его жизни начались с самого рождения. В младенчестве он не питался в постные дни молоком своей матери, а во время омовения простоял в купели два часа.
С детства Николай был очень привержен Богу, увлекался чтением литературы, посвящённой Христу, и был пострижен в монахи. Затем было поставление в диаконы, в иереи, в епископы. Он разрушал языческие храмы и спасал невинно осуждённых, исцелял слепых, хромых и бесноватых. Он явился во сне царю Константину и епарху Евлавию и повелел освободить заключённых военачальников. Часто на житийных иконах изображают, как он оказался в темнице, где томились трое мужей, как выхватил меч из рук палача и обличил подкупленного судью. Известен эпизод, когда он спас от потопления некоего Дмитрия во время кораблекрушения, вернул, по молитве родителей, их сына Василия, захваченного в плен сарацинами. Он прославился своей добротой, подкидывая в дом бедняка узелки с золотом, чтобы три его дочери избегли участи блудниц.
Не стираются из народной памяти многие другие его деяния, которые происходили и при жизни святого, и после его смерти.
В XI веке мощи Чудотворца были перенесены в итальянский город Бари. Храм в честь Святителя Николая, построенный здесь русскими паломниками в начале ХХ века, вместе с подворьем был передан 1 марта 2009 года Русской православной церкви.
А в Новосибирске в 1993 году была заново возведена ставшая духовным центром города часовня во имя покровителя нашего города — Святителя и Чудо¬творца Николая, ранее украшавшая Новониколаевск и разрушенная во время воинствующего атеизма.
В 2002 году Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II принёс в дар городу икону святого Николая. Через год наместник Свято-Данилова монастыря в Москве архимандрит Алексий доставил в Новосибирск частицу святых мощей Николая Чудотворца, которые были помещены в икону. У нас в Сибири и вообще в России чудеса, связанные со Святителем Николаем, продолжаются и по сей день.
Николай Угодник — вселенский Учитель. Его обычно представляют простым старичком, который бродит с посохом по земле и помогает страждущим. К нему обращаются с молитвой не только христиане. Калмыки-буддисты почитают православного Святителя как «Миколу-бурхана», духа-хозяина Каспийского моря, помогающего рыбакам. В Сибири буряты, приверженцы ламаизма, отождествляют его с Белым Старцем, называемым Цаган Эбуген, который приносит людям счастье и долгую жизнь. Новый год Западный мир празднует с Санта-Клаусом. По воспоминаниям Александра Вертинского, в городе Харбине на вокзале была большая икона Николая Чудотворца. И вот однажды случилось такое: один китаец шёл по слабо замёрзшей реке и провалился в полынью. Несчастного уже затягивало течением под лёд, когда он вспомнил, что русские всегда просят помощи у какого-то старика, изображение которого висит на вокзале. «Старец с вокзала, старец с вокзала, спаси меня!» — были последние слова китайца, потерявшего сознание. Очнулся он на другом берегу реки и первым делом бросился на вокзал благодарить святого старца за чудесное спасение.
Иконы Николая Чудотворца появились на Руси в XI веке. Икона — с древнегреческого «образ», «изображение». Иконы писались на дереве. Поначалу на хорошо просушенную деревянную основу наклеивался холст — паволока, поверх неё накладывался грунт, который шлифовался клыком волка. Полировка волчьим клыком помогала достичь ровной и гладкой поверхности, на которую наносилась живопись. Темперная краска на иконах отличается от современных темпер тем, что в качестве связующего вещества использовался яичный желток. Красочный слой с годами становился похожим на эмаль. Изображение покрывалось олифой, которая со временем темнела и становилась непрозрачной. Тёмные древние иконы через несколько веков нередко записывались заново. Чтобы увидеть подлинные краски, реставраторам приходится проделывать кропотливую работу — снимать олифу. Повсеместное раскрытие икон в начале ХХ века явило миру блестящее искусство древнерусских мастеров.
Самые ранние иконы Николая Чудотворца — поясные. Православная традиция знает характерный портретный облик Святого Николая с высоким лбом, с сединой и строгим проницательным взглядом. Святитель изображался в центре в епископском облачении с благословляющей правой рукой и Евангелием в левой. Согласно канону, слева вверху изображали Христа, вручающего Святое писание, справа — Богоматерь, подносящую омофор*. На конце омофора рисовали три круга. Знак этот очень древний. Он встречается ещё в палеолите, особенно часто — в античности, в готике, в христианском искусстве. Именно этот символический знак в начале 1930-х годов Н.К. Рерих предложил для Знамени Мира — полотнища, призванного охранять сокровища человеческой культуры в случае вооружённого конфликта.
На древних иконах Евангелие в руках Святителя Николая обычно изображали закрытым. В последние столетия Святое писание стали показывать раскрытым со строками из Евангелия от Луки: «Во время оно ста Иисус на месте равне, и народ ученик Его, и множество много людей от всея Иудеи и Иерусалима, и помория Тирска и Сидонска, иже приидоша послушати Его и исцелитися от недуг своих, и страждущии от дух нечистых, и исцеляхуся. И весь народ искаше прикасатися Ему, яко сила от Него исхождаше, и исцеляше вся».
Изображение Николая Чудотворца в полный рост восходит к древней иконе Николы Зарайского XIII века, которая впоследствии была перенесена из Корсуни в Зарайск и совершала многие чудеса. Известен также образ Николы Можайского с воздетыми кверху руками, простёртыми в стороны. В одной руке он держит меч, в другой — макет города Можайска. Эта иконография сложилась после того, как Можайск был спасён от врагов. Задумали однажды, говорит предание, незваные враги напасть на Можайск. То¬гда явилось дивное знамение. В воздухе над собором чудесно показался Святитель в грозном виде, держа в одной руке меч, а в другой изображение обнесённого крепостью храма. Неприятель был так устрашён этим видением, что снял осаду и бежал.
Литые иконки получили широкое распространение в Сибири после раскола церкви. Тогда старообрядцы не захотели подчиняться нововведениям Никона, и многие из них ушли на восток, за Урал. Отправляться в далёкие места с литыми маленькими иконами было значительно проще. В них сохранились разработанные ещё в древние времена каноны, которых придерживались староверы. Вообще они во всём старались следовать сложившимся традициям и продолжали создавать рукописные книги.
В последнее время в России стали праздновать Николу зимнего и Николу вешнего. Никола зимний связан с преставлением Чудотворца; он отмечается 6 декабря по старому стилю (19 декабря по новому стилю). По распространённой легенде, иконография Николы зимнего возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что его небесный покровитель изображён без головного убора, и сделал замечание духовенству по этому поводу. С тех пор Святителя на иконах Николы зимнего стали изображать в епископской митре. Никола вешний отмечается 9 мая по старому стилю (22-го по новому стилю). Эта дата связана с перенесением его мощей из Мир Ликийских в Бар-град.
Николай Константинович Рерих, конечно, не мог обойти тему, связанную с любимым на Руси христианским святым. Ему художник посвятил несколько произведений. В них он воплотил народное почитание Заступника и Помощника и в обращении к нему выразил самое наболевшее, самое важное. Его картины — это искренний диалог с близким святым, в котором слышна боль за Россию. Ранний образ Святителя был создан им в Храме Святого Духа в Талашкине в 1912 – 1914 годы. На входной арке была написана композиция, ныне утраченная. В её центре находилось поясное изображение Николая Чудотворца, окружённое стеной небесного града. С обеих сторон града вылетают ангелы, трубящие о Воскресении Христовом, о Его сошествии в ад и победе над сатаною. Из геенны огненной восстают молящиеся усопшие. Очищение, просветление Святым Духом — вот основная идея росписи, выражающая преображение человеческих душ, освобождение их от тягот и пут греха.
Работа Н.К. Рериха 1916 года «Никола» создана на основе сведений о явлении Святителя в России. В преданиях упоминается церковь Николы и град за ней. Возле этого храма нередко являлся сам Святой. На картине узнаётся белокаменный русский город Владимир с Дмитриевским собором. И вспоминаются слова Николы Чудотворца: «Если хочешь здоровым быть, иди в мою церковь».
Картина «Три радости» 1916 года даёт наглядное представление о том, как на Руси воспринимали византийских святых. В своём церковном облачении они помогают простому крестьянину: Святой Егорий коней пасёт, Илья Пророк рожь зажинает, а Никола Чудотворец стада бережёт.
У Николая Константиновича есть ещё одна работа — «Святой Николай» 1920 года, написанная во время Гражданской войны. Краски в ней почти траурные — красные и чёрные. По своей образности картина близка записям А.М. Ремизова: «Не узнал Никола свою Русскую землю. Вырублена, выжжена, развоёвана... Уязвился сердцем Святитель, поднял посох и, скорый на помощь, пошёл по Руси... заушал нечестивцев ариев — беззаконных правителей, забывших слово Божие, карал лежебок-тунеядцев и расточителей, не радеющих о своей Родине».
На нашей выставке, посвящённой памяти Наталии Дмитриевны Спириной, в стеклянной витрине демонстрируется небольшая коллекция икон Святого Николая Чудотворца. Наталия Дмитриевна всегда обращалась к образу Святого Николая: икона, привезённая из Харбина, всегда была рядом с ней. Большая часть экспонатов — иконы, написанные на дереве. Все они не реставрированы, то есть олифа с них не снималась, поэтому они темноватые. Особенно это касается иконы XIX века, которая находится на этой выставке. Она долгое время была под окладом, просматривался только лик Николы и две его руки. Они тщательно вычищались, поэтому краска во многих местах утратилась, более всего на двуперстии. После того как оклад был снят, фон и утраченные места зарисовали масляной краской, нимбы покрыли бронзовкой. Тем не менее лик Николы сохранился. Вглядитесь в него, и вы увидите, насколько иконописцу удалось передать народное отношение к Николаю Чудотворцу, любовь к нему.
В заключение мне хотелось бы обратиться с воззванием сохранять иконы. Они нередко бывают заброшены или находятся в небрежении. Надо, чтобы Лик Николая Чудотворца на Руси воссиял сильнее. Ведь в каждую написанную икону, даже простонародную, вложены большие чувства, большие надежды. Посмотрите, какое впечатление производит наша небольшая выставка! Человек чувствует, что он не один, что есть Божья помощь, что рознь мира может быть побеждена этим единением, обращением к самому Высшему.