Любите друг друга – жутко разъединение. Зов, 20.02.1921 |
«Спросите — сколько областей знания может вмещать человек для устранения забот застоя? Конечно, триада областей не отяготит течения мыслей. Этика основ бытия, область прошлых существований и часть наблюдений над элементами видимой природы могут составить неутомительную триаду, очищающую сознание» (Агни Йога, 133). Поясните этот параграф.
Тут сказано, что именно может очищать сознание и не утомлять мысль человека, названа эта триада. Видимая природа — это та природа, которая доступна нам, нашему пониманию, нашему ви'дению. Невидимая природа нам не видна, поэтому о ней и говорить мы не можем.
«Люди обычно полагают, что они могут достигать совершенства множеством способов. Это множество миражей успокаивает убогое мышление. Между тем у человечества лишь два пути. Или мудро в напряжении искать постижение Аума, или подобно бревну ложиться в гроб, полагая, что кто-то или нечто устроит судьбу лавочника духа» (Агни Йога, 158). Что значит «искать постижение Аума»?
В данном случае Аум — это психическая энергия, она именуется «Великий Аум». Постигая психическую энергию, мы постигаем и возможность продвижения. И наши силы, и наши знания — всё это даётся путём постижения психической энергии. Значит, надо или «мудро в напряжении искать постижение Аума» — психической энергии, или бревном ложиться в гроб, то есть кончать свою эволюцию без всякого дальнейшего продвижения. А продвигаться можно только с помощью психической энергии, то есть её познавания, накопления и овладения ею.
У нас есть книга «Психическая энергия: накопление и расточение». С этого можно начать, и тогда мы приблизимся к Великому Ауму.
«Не надо новых врагов, сами дойдут, кто вам назначен» (Листы Сада Мории. Озарение. 1–VIII–10). Как это понять?
Если по карме нам надо встретиться с кем-то из наших врагов из прошлого, то они дойдут до нас, мы от них никуда не денемся. Нам назначены враги или кармические (в основном), или идеологические, которые против того, что мы делаем. И они сами дойдут до нас, а делать врагов не нужно.
«Разобщение элементов усматривает разновидность форм, но не предусматривает нарастание антагонизма. Свет и тьма могут стать, соприкасаясь, сотрудниками. Порождение резких граней приведено в жизнь мышлением. И в мирах высших сотрудничают свет и тьма» (Беспредельность, 79). О каком сотрудничестве говорится?
Это, конечно, не та тьма, которая существует в нас, в нашем быту. Здесь тьма — это, может быть, ещё незнание, но уже подход к этому знанию, но никак не тьма в смысле зла, которая сотрудничать со Светом не может. Тут тьма особого вида — может быть, как начало познавания, что-то неведомое нам, что мы называем тьмой, но не в обиходном смысле, а в смысле законов, которые мы ещё не постигли и которые на самом деле между собой полностью гармонируют.
«...На Земле тьма совершит своё последнее великое предательство: предаст своих верных слуг. И превратятся в прах и пепел все их хитроумные построения» (Грани Агни Йоги. Т. 13, 10А). Что значит «тьма предаст своих слуг»?
Она им не поможет, когда совершится карма тёмных и предателей. Не поможет, и они за их злодеяния будут подвергнуты тому, к чему они и шли. Те, кто их вдохновлял на злодеяния, им никак не помогут. В стихотворении А.С. Пушкина «Подражание итальянскому» говорится, что сатана в благодарность поцеловал Иуду и «прожёг ему уста». Иуда в ночь предательства подошёл к Христу, сказал: «Радуйся, Учитель!» — и поцеловал Его. Знаменитый поцелуй Иуды... И потом сатана его отблагодарил. Это страшное стихотворение.
«Мука у средины не чиста, но купить новую нет денег» (Листы Сада Мории. Зов. 6.04.1922). Объясните: что это означает?
Это, конечно, чистейшая метафора. Это значит, что не все последователи, может быть, достаточно чисты, но других-то нет, и приходится работать с теми, кто есть.
Как не впадать в отчаяние от сознания того, что человек по глупости способен неправильно воспользоваться данной ему свободой воли?
Как не впадать в отчаяние? — продолжать работать, бороться самому и просвещать других, разъяснять им последствия того, что они производят, всё время быть в активном состоянии борца и просветителя, даже в самом малом — в быту, где угодно.