Мысли на каждый день

Мир делится по качеству сознания, и степень невежества есть мерило.

Община, 193

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

ЗАСТУПНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Автор: Златовласова Валентина  



Теги статьи:  Николай Чудотворец

Явление иконы Святого Николая Чудотворца
великому князю Димитрию Донскому. Икона

Никола Можайский. Икона на Никольских вратах

Никольская башня Московского Кремля. 1883

Чудотворный образ Святого Николая.
Богоявленский Морской Никольский собор.
Санкт-Петербург

Часовня Святого Николая в Новосибирске

Н.К. Рерих. Николай-Угодник. 1914

Святые — краса и гордость человечества. Не все­гда известные при жизни, они после ухода с земного плана становятся ближе сердцам людей. Их называют Светочами Мира, они несут людям свет во все века, никогда не оставляют нас и учат, «как жить, чтобы святу быть». Николай Константинович Рерих писал: «Истинно чудесно, поистине прекрасно... видеть перед собою сияющие Светочи всех веков. Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости». Святого Николая, Архиепископа Мирликийского, называют чудотворцем, угодником Божиим, заступником и помощником, а за его особое покровительство морякам — морским Владыкою. От III века нашей эры и до сего дня не иссякает поток его животворной помощи людям.

На Руси Святитель Николай славится своими чудесами со времён княгини Ольги. Его защита и помощь особенно ощущались в тяжкие времена. Незримо помогал он укреплять Русь и в борьбе с половцами, и в страшные годы татаро-монгольского ига, благословлял московских царей в деле становления и расширения Русского государства, заботился об укреплении духовных основ жизни.

Святого Николая часто называют русским Богом. На Руси он стал одним из самых любимых святых и, как отмечает летопись, третьим на земле после Христа и Богородицы. «А що буде, як Бог помре? — А Микола святый на що?» — говорит русская поговорка.

Великий основатель Руси Сергий Радонежский являл высокий пример любви к Святителю Мирликийскому. Известно, что в келье Преподобного постоянно находилась икона Николы Угодника.

На иконах лик Святого Николая суров, строг и вместе с тем добр и милостлив. Чудесные глаза, из которых льётся тёплый свет сострадания, — воистину это глаза Николы Милостивого. С непоколебимой верой обращался русский народ к Святителю Николаю, ища облегчения и утешения. Как говорит древняя рязанская запись, «и просьбы бывали великие, и исцелены были многие от святого Николы Чудотворца».

В преданиях повествуется о том, что к молитвам за Русь Владычицы Небесной и русских угодников присоединил свою помощь и чудотворец Николай Мирликийский. Наглядным свидетельством этого служит Николаевская Угрешская обитель.

История обители началась с явления иконы Святителя Николая великому князю Дмитрию во время его похода на Мамая. Как говорится в «Сказании о Мамаевом побоище», перед выступлением на битву князь направился в Троицкий монастырь к Преподобному Сергию. Получив Его высокое благословение и обод­рение, великий князь Дмитрий выступил со своим войском в поход. Когда он остановился для краткого отдыха на берегу Москвы-реки, явился ему на этом месте, в звёздном сиянии, чудный образ Николая Чудотворца. Увидя это явление, князь Дмитрий вместе с воинами молился чудесному образу. Тогда святая икона сама сошла с высоты и легла в руки князю. Обрадовавшись этому дивному предзнаменованию, он воскликнул: «Сия все угре'ша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»). С тех пор это место и получило название Угре'ша.

На обратном пути в Москву Дмитрий Донской вновь оказался на месте, ознаменованном чудесным явлением иконы Николая Чудотворца. Возблагодарив святого Угодника за дарованную ему победу на Куликовом поле, он дал обет заложить здесь обитель в его честь. Так появилась на этом месте Николаевская Угрешская обитель, в которой по сей день хранятся главные её святыни — явленная икона Чудотворца и две частицы нетленных мощей Святителя Мирликийского.

Несмотря на то, что Никола жил за шесть веков до образования русского государства, именно здесь его особо почитают, воздвигая ему тысячи храмов, часовен и приделов. Древние летописи упоминают о том, что в Новгороде Никольских церквей было столько, «сколько дней в году». Не было на Руси ни одного уголка, где бы не почитался великий Архиепископ Мирликийский. Куда бы ни шли русские люди, где бы ни селились, даже в самых дальних краях, — всюду несли они с собой веру, любовь и благоговение к Николе.

В записях первого русского летописца, преподобного Нестора, говорится, что в Киеве, матери городов русских, уже в 882 году над Днепром была построена церковь во имя Святителя Николая, а в начале XI века на этом месте был основан и монастырь в его честь.

Москва неоднократно удостаивалась чудесных проявлений Святого Николая, который издавна почитался как один из стражей-хранителей Кремля. На Никольских воротах Кремля находится иконописный образ Николы Можайского — с мечом в одной руке и храмом в другой, — чудесно явившийся здесь ещё при великом князе Василии Дмитриевиче, сыне Дмитрия Донского.

Свидетелями многих важных событий нашей истории стали Никольские врата. От них провожали славное войско князя Дмитрия в поход на Куликовское сражение, отсюда уходили на битвы русские полки, останавливаясь для молитвы напротив чудотворного образа Николая.

Во времена нашествия Наполеона на Русскую землю Святой Николай стал самым несокрушимым стражем сердца Руси — Кремля — и совершил здесь чудо. Когда после сорокадневного пребывания в Москве Наполеон оставлял город, он решил разрушить Никольские врата, заложив под них большое количество пороха. Сила взрыва была огромна: камни, железо, брёвна от стен разлетелись на большое расстояние ввысь и вдаль, пошатнулись стены; треск и гул взрыва были слышны далеко в окрестностях Москвы.

Никольская башня была разрушена, но образ Николая Можайского над вратами и стекло, покрывавшее лик угодника, не были повреждены.

Император Александр I, осмотрев место взрыва, велел увековечить это событие надписью рядом с образом Святителя: «В 1812 году, во время неприятельского нашествия, твердыня сия почти вся была разрушена подрывом неприятеля; но чудесной силой Божьей святой образ... Святителя Николая, здесь начертанный на самом камне, и не только самый образ, но и самое стекло, прикрывавшее оный со свечою, остались невредимыми. ...Дивен Бог во святых Своих».

В главном храме Кремля — Успенском соборе — хранятся три чудотворных образа: Спаса Христа, Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. До нас дошло несколько преданий об этих святынях; одно из них повествует о том, как в 1558 году сгорел город Нарва, но две иконы, составляющие диптих, — святителя Николая Чудотворца и Пресвятой Богородицы Одигитрии — были найдены среди пепла неповреждёнными. Эти иконы были торжественно перенесены в столицу и, встреченные крестным ходом и царём Иваном Грозным, были помещены в Успенском соборе.

В своё время Иван Грозный в ознаменование взятия Казани велел поставить в Москве, у стен Кремля, храм «каменный о девяти верхах, с приделами главным покровителям земли Русской — Божьей Матери, Её Покрову и святителю Николаю».

Образ Мирликийского чудотворца, находящийся в храме, снискал такую любовь москвичей, что знаменитый Покровский храм в древности назывался ещё и храмом Николы Великорецкого. (Позже он стал именоваться храмом Василия Блаженного.)

Известно, что Николай Чудотворец чествуется как особый покровитель всех плавающих. Из его жития известно, какое множество благодеяний оказывает Он людям во время мореплаваний. Поэтому моряки Русского флота почитают Николу своим защитником и особым покровителем.

Главный храм в Санкт-Петербурге, носящий имя Св. Николая, — это Богоявленский Морской Никольский собор; его называют также Морским или храмом Святого Николы морского. В храме находится особо почитаемая икона с частицей мощей Святителя. Этот великолепный собор знаменовал собой начало морского величия России под покровительством Святителя Николая.

В истории храма записано, что в 30-х годах XVIII столетия на левом берегу Мойки для служащих Русского флота было образовано поселение и построены часовня и церковь во имя Святителя Николая. Впоследствии по указу императрицы Елизаветы был заложен каменный храм. На освящении его присутствовала Екатерина II, и тогда же повелела она именоваться новому храму собором. Так возник Никольский Морской собор, на первом этаже которого находятся мемориальные доски с именами погибших моряков. В соборе собраны иконы Святого Николая, принадлежавшие морякам и морским командам. Эти иконы — свидетели бедствий и опасностей, перенесённых прежними их владельцами во время плаваний, и полученной ими Высшей Помощи.

Все успехи Русского флота с благодарственными молитвами угоднику-чудотворцу торжественно отмечались в Никольском Морском соборе.

Святой Николай является покровителем города Новониколаевска (ныне Новосибирск). 20 июля 1914 года в центре города началось строительство часовни во имя Николая Чудотворца, а 19 декабря — на Николу Зимнего — состоялось её торжественное освящение. В 1930-е годы часовня была снесена, но к 100-летнему юбилею Новосибирска в 1993 году восстановлена. В начале 2000-х годов городу были переданы особо почитаемая икона Святого Николая и частица Его святых мощей, которые ныне находятся в часовне.

«В России Никола олицетворяется тремя образами: грозным архангелом — Николой Можайским, который в обиду не даст русскую землю и правого помилует, а виноватого накажет, — в одной руке архангела меч, в другой церковка в ограде — кремль; Николой Зарайским — крылатым Чудотворцем с простёртыми руками — какое угодно чудо сделает; милостивым Николой Великорецким, благословляющим и с евангелием, которого не страшатся, но перед которым совестно. Он не прогонит от себя и самого последнего, всех примет и успокоит».

В России праздновали Николу не один раз в году, а дважды: перенесение мощей — «Никола травный», «вешний», прославление памяти — «Никола зимний».

Справляли праздник не день, не три, а восемь дней — «Никольщина». Отсюда множество народных поговорок и примет: «Два Николы: один — травный, другой — морозный», «Никола зимний лошадь на двор загонит, а Никола вешний лошадь откормит».

В Сибири в девятую пятницу после Пасхи по весенним лугам и пашням носили вокруг города иконы Николы и Михаила Архангела.

«В России о нём сложены сказки, каких нет ни у одного народа, от которых свет и веет теплотою сердца, состраданием и милостью.

В России с верой в Николу на свет рождались, и он вошёл, как сама судьба, в святочную песню, а перед его образом горели неугасимые свечи и поклон ему не в пояс, а до земли — "Святый Никола-Чудотворец, моли Бога о нас"».

Около семнадцати веков прошло с тех пор, как жил на земле преславный Николай, архиепископ Мирликийский, но и поныне слывёт святитель русским народным угодником. Сияет из глубины веков образ Чудотворца, его крепкая как алмаз вера, его кротость смиренная и необыкновенная любовь к людям, его жажда правды и пламенная ненависть ко всякой несправедливости. Никола сотворил несметное множество чудес, зажигающих и освещающих сердца миллионов людей.

И сколько молитв поднялось над землёй к Святому Николаю, сердцем открытому даже к беззвучной человеческой жалобе, первому среди святых, Николаю-Чудотворцу, заменяющему Христа на земле, «Новому Спасителю», который непременно услышит, поймёт и поможет. И «помощь его не прекратится до тех пор, пока люди будут призывать её».

И к Николе — скорому на помощь — обращается народ с молитвой: «Милостивый наш Никола, где бы Ты ни был, явись к нам! Скажи Спасу о нашей тяжкой страде, заступи, защити русскую землю! Благослови русский народ великим благословеньем своим на новую грядущую жизнь!»

Литература

Житие и чудеса Св. Николая Чудотворца Архиепископа Мирликийского и слава Его в России. Минск, 2001.

Николай Чудотворец. Житие и чудеса. М., 2002.

Ремизов А. Сочинения: В 2 кн. Кн. 1: Звенигород окликанный. М., 1993.

Рерих Н.К. Семь Святых // Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.

Святой Николай — архиепископ Мирликийский. Великий Чудотворец. М., 1991.

Святой Николай Чудотворец. Современные чудеса. СПб.; М., 2003.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Николай Чудотворец