Мысли на каждый день

...Распознавать людей нужно по огням сердца, по их преданности и готовности к самопожертвованию и всякому сотрудничеству, другого мерила нет.

Рерих Е.И. Письмо от 06.12.1934

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске
ПРАЗДНИК КУЛЬТУРЫ

Автор: Ольховая Ольга  



Теги статьи:  дружественные организации, выставки

Г.Д. Ярцева открывает выставку «Рерих в филокартии»

Выставка открыток

Выставка «Светлые маяки Культуры»

Среди всемирных бедствий и разрушений, которые неизбежно сопровождают гибель цивилизации, сделавшей личную наживу и материальные достижения своей высшей целью, Рерих пришёл, чтобы повернуть умы людей к духовным реальностям, на которых может быть основан прочный порядок существования, дающий красоту, гармонию, мир.

Теодор Хеллин

9 октября праздник в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске открыл С.А. Деменко: «Сегодня наш мир потрясают и угрожают его существованию многие преступления против Культуры. Потому самым неотложным будет утверждать и поднимать Знамя Культуры — Знамя охранения всего, чем жив род человеческий. Трудно себе представить мир без Культуры. Ведь именно Культура делает людей мирными и человечными. Такие понятия, как достоинство, честь, нравственность, взаимопонимание, проистекают от осознания Культуры. Каждый истинный деятель Культуры служил делу Мира, освещая людям путь спасения. В письме к Н.Д. Спириной в марте 1987 года Дэниел Энтин — директор Музея Н. Рериха в Нью-Йорке — сказал о Николае Рерихе: "Он создал мост мира и Культуры, соединяющий Америку, Советский Союз и Индию в треугольник великой потенциальной Красоты. Наша надежда — пройти по этому мосту и помочь другим так же пройти по нему, для того чтобы содействовать делу Мира во всём мире".

Сегодня мы отмечаем День Культуры и 137-ю годовщину рождения Светоча Культуры — Николая Константиновича Рериха, который мечтал об учреждении всемирного дня культуры, когда "одновременно во всех школах и просветительных учреждениях всего мира будет возвещено об истинных сокровищах нации и человечества". Именно Новосибирск первым откликнулся на призыв великого гуманиста. День Культуры Сибирское Рериховское Общество проводит уже более двадцати лет, начиная с 1990 года.

Предложение о праздновании 9 октября не только как дня рождения Н.К. Рериха, но и как Дня Культуры поступило от Наталии Дмитриевны Спириной на IV Рериховских чтениях в 1984 году и было принято участниками конференции. С этого времени началось утверждение этого праздника. Мы надеемся и верим, что в будущем 9 октября будет отмечаться как всепланетный праздник».

К дню рождения Н.К. Рериха студией Сибирского Рериховского Общества был создан фильм «Голос эпохи». В поэме «Вестник», посвящённой Н.К. Рериху, Н.Д. Спирина предсказывала, что будет время, когда художника начнут восхвалять, «и ставить ему памятники и монументы, и писать о нём длинные трактаты, попутно искажая его идеи и изображая его по своему образу и подобию...». Цель фильма — показать возвышенный облик «Гиганта Духа», очищенный от невежественных представлений.

В этот день в музее состоялся концерт классической музыки и были открыты новые выставки.

Открытие выставки «Рерих в филокартии» Галина Дмитриевна Ярцева начала со слов благодарности Исследовательскому Фонду Рерихов из Санкт-Петербурга, предоставившему музею часть своей коллекции — 160 открыток. В экспозиции были также представлены открытки из архивов Н.Д. Спириной и С.Л. Тарновского*.

Наиболее крупным и оригинальным из всех русских дореволюционных открыточных издательств было издательство Петербургского попечительного комитета о сёстрах милосердия Красного Креста — Общины Св. Евгении. Открытки этого издательства отличались высоким качеством, широким подбором оригиналов для репродуцирования. Н.К. Рерих принимал деятельное участие в работе издательства Общины Св. Евгении. В одном из номеров журнала «Открытое письмо» за 1905 год помещена статья О. Базанкур о Н.К. Рерихе. В ней отмечалось, что в тот период, «когда так сильно распространился спрос на художественные открытки, Н.К. Рерих дал в пользу Евгениевской общины целый ряд своих произведений».

Открытки с картинами Рериха выпускались как в России, так и за рубежом: в Британской Индии, в издательстве «Roerich Museum Press» при Музее Н. Рериха в Нью-Йорке; в издательстве Латвийского общества друзей Музея Н. Рериха и др.

«Всё-таки открытки, — писал Николай Константинович, приветствуя такой вид коллекционирования, — всегда были легкокрылыми вестниками и захватывали новые контингенты народа. (...) У нас дети и гимназисты, студенты и вся культурная часть общества составляли целые большие коллекции таких художественных открыток, воспитывая на них своё художественное чутьё. Эти издания вылились в многозначительную и широкую образовательную меру. Никакие лекции не могли так преуспеть, как эти маленькие доступные вестники искусства, легко входящие в любой быт»(из письма от 26 ноября 1941 г.).

Вторая выставка, открывшаяся в этот день в музее, — «Светлые маяки Культуры» — даёт представление о десяти действующих в мире музеях, посвящённых Н.К. Рериху и членам его семьи. На планшетах дана краткая информация об этих культурных очагах, но сколько размышлений она вызывает...

Первый музей был создан в Америке ещё при жизни Николая Константиновича. 29-этажный особняк в Нью-Йорке на набережной реки Гудзон по Риверсайд Драйв, 310, в Краеугольный камень которого были заложены священные предметы, навеки вошёл в историю рериховского движения. Со строительством этого музея обретала зримый образ идея Николая Константиновича Рериха о создании Обители Муз — Храма Красоты и Знания. Музей явился инициатором не только культурных начинаний, но и научных проектов, он координировал и общественное движение, связанное со Знаменем Мира и Пактом Рериха, охватившее весь мир.

Вся деятельность этого грандиозного по замыслу мирового культурного центра развивалась под руководством Н.К. Рериха. Казалось бы, ничто не угрожало этому маяку Культуры, однако всё сложилось по-другому. Как выразился П.Ф. Беликов в письме к Н.Д. Спириной, «небоскреб ушёл, став проверкой и отбором истинных сотрудников» (19 декабря 1974 г.). Трагедия первого музея подробно описана в письмах Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. И как кощунственно в свете этих прямых свидетельств звучат выводы отдельных исследователей, объясняющих причину случившегося кризисом в Америке. Как будто предательство и грабёж со всеми роковыми последствиями могут иметь какие-то оправдания!

Но сколько мощи в самой идее Николая Константиновича о создании музейонов — комплексных просветительных центров искусства и науки — и их роли в Новой Эпохе! Эта идея впоследствии претворилась в организации целого ряда музеев — во многих из них не только изучается многогранное наследие семьи Рерихов, но и вся работа строится по принципам, заложенным Мастером. Эти культурные учреждения находятся в разных странах, у каждого из них свои задачи, цели и методы работы. Но все эти очаги Культуры роднит и объединяет преданность идеям семьи Рерихов, стремление нести Свет и Культуру.


В настоящее время возрождённый музей Н. Рериха в Нью-Йорке располагается в пятиэтажном особняке неподалёку от прежнего здания. Музей открыт к сотрудничеству и охотно предоставляет свои архивы для желающих глубже изучить наследие наших соотечественников.

В центре Москвы, в старинном особняке Лопухиных разместился Музей имени Н.К. Рериха при Международном Центре Рерихов, со­зданный по инициативе и при участии Святослава Николаевича Рериха. Полотна великого художника, бесценные рукописи, библиотека, архив, личные вещи и семейные реликвии, переданные С.Н. Рерихом, являются его главным сокровищем.

Картины Рерихов находятся в постоянной экспозиции и в составе передвижных выставок. За годы деятельности музея миллионы людей посетили выставки, прикоснувшись к светоносным творениям. Широки культурные связи музея, обширна его издательская и научная деятельность.

История создания музея в усадьбе Рерихов в Изваре связана с возвращением в Россию Юрия Николаевича Рериха. Организованные им выставки полотен отца привлекли внимание культурной общественности к наследию Н.К. Рериха, в том числе и к имению его родителей в Изваре под Санкт-Петербургом.

В 1974 году в Советском Союзе была разработана большая программа мероприятий, связанных с празднованием 100-летия Николая Константиновича Рериха, которая предполагала и создание мемориального Музея-усадьбы в Изваре. Появлению этого музея, который был открыт для посетителей в 1984 году, активно содействовал Святослав Николаевич Рерих.

В настоящее время состояние Музея-усадьбы Рерихов в Изваре — предмет тревоги всех рериховцев. Здание музея требует капитального ремонта, для чего необходимо собрать значительные средства.

На Васильевском острове в Санкт-Петербурге находится Государственный Музей-институт семьи Рерихов. Он является учреждением нового типа, в котором предпринята попытка комплексного решения проблемы Синтеза — синтеза науки и искусства, синтеза естественно-научного и гуманитарного знания, синтеза общественных и государственных форм развития.

Основу коллекции Музея-института составляет та часть наследия Рерихов, что была сохранена семьёй Митусовых. Фонды музея, постоянно пополняющиеся художественными и другими экспонатами, на сегодняшний день насчитывают около 15 тысяч предметов, среди которых личные вещи Рерихов, рукописи, картины, произведения декоративно-прикладного искусства, археологические находки, фотографии и другие материалы, отражающие жизнь и творчество семьи Рерихов.

Духовным маяком Украины по праву можно назвать Дом-Музей имени Н.К. Рериха, созданный Е.Г. Петренко в Одессе. Объясняя цель создания музея, Елена Григорьевна говорит: «Наша деятельность сосредоточена на изучении наследия семьи Рерихов, но именно принципы организации и работы музея, заложенные самим Н.К. Рерихом при создании первого Музея Н. Рериха в Нью-Йорке, делают нас открытыми для самого широкого сотрудничества со всеми культурными людьми всего человечества».

Как интенсивна жизнь музея! Наряду с постоянными экспозициями, посвящёнными деятельности Рерихов и творчеству Б.А. Смирнова-Русецкого, только за прошедшие месяцы этого года в музее прошло свыше десяти разнообразных передвижных выставок — они стали многолетней традицией музея, в котором есть место для всех видов искусства. И это помимо регулярных конференций, музыкальных встреч, поэтических конкурсов и многого другого.

В Индии, где помнят и почитают членов семьи Рерихов, созданы и работают посвящённые им музеи.

В бывшей усадьбе Рерихов в городке Наггар в долине Кулу, где семья прожила 18 лет, в настоящее время организован музей семьи Рерихов, который находится под патронажем Международного Мемориального треста Рерихов, как и оба здания Института «Урусвати» и место кремации Н.К. Рериха. Музейный комплекс в Кулу является местом паломничества множества людей из разных стран мира. Можно без преувеличения сказать, что сюда стремятся все, кому дорого имя и дело Рерихов.

Ежегодно в октябре празднуются Дни Рериха: проводятся культурные программы, открываются новые выставки, проходят концерты, международные конкурсы детского рисунка. На этих праздниках бывают правительственные делегации.

В Калимпонге, в уединённом двухэтажном особняке, известном как «Дом Крукети», в котором прошли последние восемь лет жизни Елены Ивановны Рерих, к 50-летию со дня её ухода был открыт музей Рерихов. Неподалёку, в монастыре Дурпи, находится буддийская ступа, посвящённая Елене Ивановне Рерих; в этом месте был развеян её прах. Создание музея состоялось благодаря Итальянскому Обществу Рерихов, считающему своим долгом сохранить наследие великой семьи, её особый мир и философию, основанную на ценностях мировой культуры.

В планах энтузиастов-рериховцев из Италии — собрать в доме подлинные вещи, которые были там при жизни Елены Ивановны и Юрия Николаевича.

Пока же в одной из комнат, где работала Елена Ивановна последние годы, представлены её книги, фотографии и репродукции картин Рерихов. Комната Юрия Николаевича оборудована под рабочий кабинет для гостей, изучающих рериховское наследие.

Совсем недавно из средств массовой информации мы узнали о том, что Верховным судом Индии принято решение о создании музея Святослава Николаевича Рериха в усадьбе «Татгуни» под Бангалором, где с 1948 года жили С.Н. Рерих и Девика Рани. Это будет художественно-природный заповедник, как того хотел Святослав Николаевич.

В настоящее время имение сохраняется силами энтузиастов. В доме находятся личные вещи художника, документы и около 60 его картин.

В 2009 году был открыт Дом-музей Н.К. Рериха в столице Монголии — Улан-Баторе. Музей представляет собой комплекс строений, в том числе отреставрированный дом, в котором во время Центрально-Азиатской экспедиции Н.К., Е.И. и Ю.Н. Рерихи провели полгода — с сентября 1926-го по март 1927 года.

Дом-музей состоит из шести комнат, где размещаются репродукции картин Рериха и творческие работы, картины, скульптуры, собранные Монгольским Обществом Рерихов.

По инициативе Наталии Дмитриевны Спириной — основателя Сибирского Рериховского Общества — в Сибири созданы два музея, связанных с именем Н.К. Рериха.

Музей Н.К. Рериха в Новосибирске — это активно действующий культурный центр.

В нём размещены экспозиции, посвящённые Рерихам, их ученикам и последователям. В музее проходят различные выставки, концерты и встречи, демонстрируются фильмы. Работают музыкальный лекторий и педагогическая секция; совместно с учёными СО РАН проводятся научно-общественные конференции «Рериховские чтения». Ежемесячные «круглые столы», посвящённые изучению наследия семьи Рерихов, собирают здесь людей со всей страны. Работают библиотека, видеостудия, книжный салон, издательский центр.

Более десяти лет действует Мемориальный Дом-музей Н.К. Рериха в селе Верхний Уймон Усть-Коксинского района Республики Алтай. Музей располагается в бывшем доме старовера В.С. Атаманова, где в 1926 году останавливались Рерихи во время Центрально-Азиатской экспедиции. Музей Н.К. Рериха в селе Верхний Уймон включён в список особо ценных памятников культуры Алтая.

Задачей музеев Н.К. Рериха, по словам С.Н. Рериха, «может стать не только систематизация и изучение многогранного наследия Н.К. и Е.И. Рерихов, но и дальнейшее развитие заложенных в этом наследии идей». Пусть же эти музеи строят свою работу на прочном основании великой Культуры и среди тьмы воинствующей бездуховности становятся подлинными оплотами Света и Знания.


* * *

В эти октябрьские дни не только в Новосибирске, но и во многих других городах прошли мероприятия, посвящённые Культуре в её высшем значении и творческому наследию Великой Семьи.

В некоторых из них приняли участие сотрудники Сибирского Рериховского Общества.

8 – 10 октября в Санкт-Петербурге состоялась XI международная конференция «Рериховское наследие», организованная Музеем-институтом семьи Рерихов и посвящённая трём юбилеям: 180-летию Е.П. Блаватской, 100-летию П.Ф. Беликова и 100-летию Н.Д. Спириной. На конференции выступили около 30 докладчиков из Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска и других городов. Сибирское Рериховское Общество на конференции представляла Ю.В. Цыганкова, которая прочитала доклад о Наталии Дмитриевне Спириной — «Любовь самый мощный магнит...». Плодотворно и насыщенно прошли три дня работы конференции, звучали интересные доклады и сообщения, раскрывающие различные грани рериховского наследия.Общим для всех выступлений было стремление глубже понять труды Рерихов, их предшественников и последователей.

8 октября в Донецке (Украина) в рамках мероприятий Института Культуры при Донецком национальном техническом университете была представлена программа Сибирского Рериховского Общества, которую провела Н.М. Кочергина. Вечер открылся видеокомпозицией по Слову Н.Д. Спириной «Имя святое — Сергий», затем прозвучал доклад «Завещано Сибири» о собрании картин Н.К. Рериха в Новосибирске; в завершение был показан видеосюжет о юбилейной конференции, посвящённой 100-летию Н.Д. Спириной. Несмотря на обширную программу, всё было воспринято с большим вниманием. И уже не удивляет, а безмерно радует тот факт, что имя и образ Наталии Дмитриевны в самых разных аудиториях — будь то исследователи рериховского наследия или слушатели культурно-просветительного лектория — неизменно вызывают самый живой отклик и чувство сердечного притяжения. Поэзия и творческое наследие Н.Д. Спириной становятся всё более известными и востребованными.

В Новокузнецке в октябре прошли Дни Культуры, организованные Кузбасским Рериховским Обществом. 14 октября состоялся праздник в Строительном техникуме. С приветствием и рассказом о деятельности Музея Н.К. Рериха в Новосибирске выступила сотрудница Сибирского Рериховского Общества Г.С. Николаиди.

Праздник был примечателен тем, что в его подготовке и проведении активное участие приняли преподаватели и студенты техникума, по инициативе которых это мероприятие прошло в стенах их учебного заведения. В рамках Дней Культуры здесь состоялись выставки репродукций картин Николая Константиновича Рериха, а также городской конкурс рефератов, посвящённый жизни и творчеству великого русского художника. Большой актовый зал техникума был заполнен молодыми людьми, с интересом и вниманием слушавшими стихи Н.Д. Спириной в прочтении своих сокурсников. На празднике состоялось награждение участников конкурса рефератов; звучала классическая музыка в исполнении квартета преподавателей музыкальной школы № 6.

В своём вдохновенном очерке «Культура — сотрудничество» Н.К. Рерих писал: «Разве не будет истинным Праздником Культуры тот день, когда каждый нерушимо принесёт в Великом служении лучшее накопление своего опыта, своей наблюдательности! Всеми нашими многообразными Обществами, Институтами и Учреждениями давалась возможность развиваться самым различным устремлениям, лишь бы они были направлены по священному руслу Культуры».

Материал подготовили О.А. Ольховая,
А.А. Резванцева, Н.М. Кочергина


* С.Л. Тарновский (1943 – 2011) — известный новосибирский коллекционер. «Певцом горных вершин, художником вечного и вечности, творцом высшей гармонии» называл он Николая Константиновича Рериха, любовно собирая его работы. Часть своей коллекции открыток С.Л. Тарновский передал в дар Музею Н.К. Рериха.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске