Не сосредоточенность, не приказ воли, но любовь к Иерархии рождает непосредственное Общение. Мир Огненный, ч.2, 296 |
Как обрести прочную веру в Учителей?
Если мы имеем Учение Живой Этики, и Евангелие, и Учения других религий, мы должны понимать, что Кем-то они даны. И даны Теми, Кто намного выше нас, и все эти легенды об Учителях, о Великих Посвящённых, о Мудрецах не могут быть просто выдуманы. Надо принять, что есть люди выше нас по разуму, по духу. Мы имеем Их книги или что-то о Них, и поэтому мы верим и принимаем это.
Под словом «Учитель» надо понимать Иисуса Христа или это может быть другой Иерарх?
Под словом «Учитель» мы подразумеваем также и того Учителя, который дал нам Учение Живой Этики. Он также именуется Учителем. Это всё зависит от контекста. И Христа называли Учителем, он был Величайший Учитель. И каждый Высокий Дух именуется Учителем, потому что Он послан, чтобы учить людей, поднимать их сознание. Поэтому и Кришна именуется Учителем, и Рамакришна.
Они все были Учителями и в своё время сделали очень много для того, чтобы научить людей лучше понимать, лучше думать, лучше жить. Это всё Учителя.
Поясните, пожалуйста, почему высокие духи часто имеют тяжёлую карму. Ведь высокий дух есть высокая ступень совершенства, и, следовательно, меньше причин, порождающих тяжёлую карму. Или им специально даётся тяжёлая карма, поскольку напряжение есть огонь?
Наверное, это правильно. Для одних духов на известной ступени даётся возможность быстро изжить оставшуюся ещё не изжитой карму, то есть быстрее заплатить по старым счетам. Это очень важно для дальнейшего продвижения. Потому что бывает, что какие-то старые кармические узы задерживают продвижение по пути роста духа. Поэтому карма в таких случаях может быть ускорена, и это можно только приветствовать. Или это испытание: как человек его выдержит. Тут может быть несколько причин.
Как отличить вибрации Учителя от вибраций, посылаемых тёмными медиумами?
Сердце должно чувствовать. Если сердце не чувствует, где добро и где зло, значит, оно настолько неразвито, что на это надо обратить внимание. Не может быть, чтобы мы не почувствовали разницу. Когда тёмный медиум что-то насылает и когда посылка от Учителя — эти реакции абсолютно разные. Неужели человек не может это почувствовать?
Как понять слова в Агни Йоге, что высшее достижение Агни Йога — это не видеть, не слышать, не ощущать?
Когда человек на чём-то сосредоточен, он действительно может и музыку не слышать, и яркий свет не видеть; бывают такие состояния, когда это нужно, но всегда пребывать в таком состоянии — это не для нас. Потому что мы помещены в гущу жизни, и Елена Ивановна об этом писала, что йогам во многом было легче, они удалялись в леса, в пустыни, в пещеры и могли сколько угодно сосредоточиваться на чём-то избранном. А нам приходится жить в самой гуще жизни и делать самые обыденные дела, которые требуются. Мы должны построить Музей, мы не можем отрешиться — если мы отрешимся и уйдём в какое-то созерцание и не будем ни слышать, ни видеть — это совсем особое состояние, которое нам сейчас не прописано. Наоборот, надо и слышать, и видеть, и наблюдать. Только тогда мы сможем принять участие в жизни, помочь другим повернуться к эволюции.
Вопрос в том — во имя чего и во имя кого? Если всё во имя общего дела, то хорошо, если во имя себя и только для себя — человек не продвигается, не совершенствуется. В наших делах приходится себя забывать, и ходить по инстанциям, и выбивать кирпич или ещё что-нибудь. Уйдя в дело, человек естественно о себе забывает, меньше волнуется по поводу своего престижа, самости или корысти; ему некогда, он ушёл в общее дело. Вот это самое лучшее для совершенствования, а вовсе не отрешение от жизни и уход куда-то в пещеру, это всё в прошлом, это пройденный этап. Мы ничего не построим, если уйдём.
«Ждущие, даже вы можете не признать час явления; ибо ждать нелегко, но Я дам вам признаки и облегчения. Ночью Я не приду» (Листы Сада Мории. Зов. 20 января 1923 г.).Это говорит Вождь — о часах, в которые Его можно ждать и в которые ждать не надо. «Ночью» — это можно понять и как обычную ночь (Он придёт при свете дня), а можно понять и как ночь сознания, когда сознание ещё не проснулось и не может принять Его должным образом. Тут может быть двойной смысл. Хоть Его и ждут, но могут и не признать. У Достоевского в «Братьях Карамазовых» есть очень интересная легенда о «Великом инквизиторе», там описывается, как является Христос и инквизитор прогоняет его: «Ты нам мешаешь, уходи».
Наталия Дмитриевна, назовите Ваших любимых композиторов и их произведения. Кто Ваш любимый поэт и писатель?
Должна признаться, что я человек в этом отношении всеядный. Я очень люблю поэзию, и многие поэты и стихи являются моими любимыми, но сказать категорически, что один поэт для меня самый главный, я бы не могла. Хотя, конечно, А.С. Пушкина я ставлю выше всех, но люблю и других поэтов — Б. Пастернака и М. Цветаеву — и помню кое-что наизусть, потому что, когда любишь, как-то быстро запоминаются стихи. И очень, очень люблю Н. Гумилёва, но это не значит, что он мой самый любимый поэт. В каждом поэте я люблю что-то такое, что мне особенно отзвучит.
То же самое и с музыкой. Что-то в И.-С. Бахе мне очень много говорит. Ф. Шопена я очень люблю, и сама любила его исполнять в своё время — я музыкант-педагог. Но тоже не могу сказать, что это любимейший композитор. В каждом есть что-то очень близкое, своё, чудесное. А есть произведения, которые не вызывают особых чувств — у каждого композитора, в каждом виде музыке, и в операх также. Многие оперы люблю, особенно «Пиковую даму», — там богатейшее количество мелодий интересных, и «Евгения Онегина», и итальянские оперы, и «Севильского цирюльника» и другие. Всё это я тоже очень люблю.
Писателей самых любимых у меня тоже нет. Конечно, я особенно высоко ставлю Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.
Наталия Дмитриевна, скажите, пожалуйста, с чего начинается Ваш день, и какими мыслями он заканчивается?
Как-то неудобно говорить о своей личной жизни и о том, чем начинается и заканчивается день. Если уж кому-то интересно, то я могу сказать, что начинается и кончается он с мысли о самом Главном, о самом Высшем, об Учителе. Начинается с продумывания того, что нужно в течение дня сделать, какие задачи решить. Часто бывает, что ночью приходят какие-то мысли, идеи или сны, всё это тоже как-то учитывается. И, отходя ко сну, всегда хочется принимать участие в работе наших Старших. Вот к этому и устремляется мысль — чтобы не просто спать, как сказано в моём стихотворении:
Пусть тело спит спокойно по ночам —
В мирах иных оно не нужно нам.
Свободный дух уносится в полёт
И там живёт, творит и познаёт;
И, возвращаясь в тело, знает он,
Что значит — Жизнь
и что есть только сон.