Мы посылаем мысль о добре, о труде, о действии. Не может быть добра без действия. Не будет добра там, где нет труда. Не будет добра, когда нет противодействия злу. Надземное, § 57 |
Н.Д. Спирина. Капли
НАТАЛИЯ ДМИТРИЕВНА СПИРИНА НАТАЛИЯ ДМИТРИЕВНА СПИРИНА. 1960-е гг. Н.Д. Спирина и Д. Энтин. Новосибирск, 1987 Н.Д. Спирина на первых Рериховских чтениях. 1976 Н.Д. Спирина на встрече с С.Н. Рерихом. Москва. 1978
Н.Д. Спирина, П.Ф. Беликов, Е.П. Маточкин на выставке картин в спорткомплексе НГУ. 1975 Выступление Н.Д. Спириной на конференции
«Духовное и нравственное наследие семьи Рерихов». 1989 Н.Д. Спирина с сотрудниками около
НАТАЛИЯ ДМИТРИЕВНА СПИРИНА. Январь 2000 г. |
Семья Рерихов принесла в мир Учение Живой Этики, проложив тем самым путь Новой Эпохе. Опережая своё время, Рерихи уже являлись представителями той Светлой Эпохи Огня, знания о которой они передали людям. За ними шли их ближайшие ученики — первые огнеходы, сотрудничавшие с Силами Света не одну земную жизнь и без колебания вставшие на путь Служения. Как и Рерихи, они трудились, приближая заповеданную Эпоху Добра и Света.
Подвиг Наталии Дмитриевны Спириной, столетний юбилей которой Сибирское Рериховское Общество торжественно отмечает в этом году, заключался в том, чтобы духовно напитать нашу страну в один из самых тяжких моментов её существования: крушения старого мира и ветхих представлений и рождения нового мира, нового мировоззрения. Эти процессы всегда сопровождаются потрясениями в человеческом сообществе.
Можно много говорить о земном подвиге Служения Свету Наталии Дмитриевны, но пока мы не в состоянии оценить в полной мере всё сделанное ею на благо мира — хотя бы потому, что тонкие сферы нам пока недоступны, а значит, всех следствий её трудов мы ещё знать не можем.
Прикоснёмся к отдельным граням зримой и незримой подвижнической деятельности Наталии Дмитриевны Спириной — с нашей благодарностью ей, сотруднице Сил Света, созидателю Нового Мира, духовному Учителю многих людей.
Записи бесед Бориса Николаевича Абрамова с Учителями Света изучаются сейчас рериховцами всего мира1. В настоящее время изданы и стали доступны для широкого круга письма Елены Ивановны Рерих к Борису Николаевичу, в которых даны высокие свидетельства земной миссии его верной духовной ученицы — Наталии Дмитриевны Спириной2.
Обратим внимание на фрагмент письма Елены Ивановны, написанного в сентябре 1953 года, где она передаёт слова Великого Учителя: «Ярая Ната притянулась ко Мне сердечными огнями, и ярая становится на путь страстной Йоги со Мною. Ярая может сотрудничать со Мною в сферах, сотрудничающих с земным планом и с Миром, оявленным как Чистилище...»
Для людей, положивших в основу своего мировоззрения Учение Живой Этики, такие свидетельства в комментариях не нуждаются. Можно только с замиранием сердца предполагать, какой духовной высоты должен быть человек, чтобы работать вместе с Великим Учителем в непостижимых для нас сферах.
Вот что написала об этом сама Наталия Дмитриевна: «Чистилище — переходное состояние, в котором решается участь духа в Тонком Мире. Сможет или нет подняться дух в более высокие сферы или не преодолеет последствий своих накоплений и порождений? Там не хватает осознания своего положения и пути выхода из него. Не хватает устремления к Свету, которое может вывести из круга ада. Помощь духам, находящимся там, очень нужна. Уже одно наличие света сердца, хотящего помочь, делает атмосферу менее мрачной и помогает найти правильное направление. Под руководством Владыки можно много помочь в этой сфере, только нужно захотеть и предоставить себя на пользу мира. Да будет воля Твоя исполнена во всех сферах и на всех путях!»3.
Через десятки лет, отвечая на вопрос, можно ли, будучи на Земле, общаться с ушедшими в Тонкий Мир и помогать им, Наталия Дмитриевна сказала: «Высокие Духи на Земле могут во время сна сознательно пребывать в Тонком Мире. Борис Николаевич Абрамов рассказывал однажды на занятиях, как он выделялся в Тонкий Мир, где он продолжал работать на протяжении своей земной жизни»4.
Но, как всегда, Наталия Дмитриевна ничего не сказала о себе, зная из личного опыта о том, что Тонкий Мир — это мир безграничных возможностей, но для не знающих его законов он может стать миром величайшего рабства.
Нам посчастливилось получить предельно сжатое, но очень определённое свидетельство относительно её работы в незримых сферах Тонкого Мира от самой Наталии Дмитриевны. Она сказала: «Я просила о том, чтобы мне было дано запомнить всё, что я там делала и видела. Но мне Позволено было запомнить только это (работу в Чистилище. — Ред.)»5.
О таких вещах она говорила в редчайших, единичных случаях, запретив распространяться об этом до её ухода. «Зачем? — говорила она, — это будет мешать моей работе».
Как много можно сказать о культурно-просветительной деятельности Наталии Дмитриевны! Вспомним в связи с этим запись Бориса Николаевича, сделанную через год после ухода Елены Ивановны: «...миссия наша возлагается на плечи ближайших. Какие плечи что могут поднять, то и возложено будет. И тому, кто захочет поднять непомерную ношу, и возможности будут даны вне пределов»6.
Все ученики Рерихов, имевшие счастье получить непосредственно от них и книги Учения, и многие разъяснения, знали уже в те годы — мир подошёл к черте, за которой будущее для планеты может наступить только с помощью и при сознательном участии в спасении её самих землян. Для этого человечеству спешно давалось знание, ибо, как предупреждал Учитель, коротко время, и потому на разных континентах, в разных странах Учителями объединялись в группы единомышленники, близкие по духу люди.
Особая роль в спасении планеты Старшими Братьями человечества отводилась нашей стране — Новой Стране, Новой России, как она названа в книгах Учения. Страна народа с могучим потенциалом — страна Иванов Стотысячных — с энтузиазмом строила счастливую жизнь — так, как это понималось её руководителями. Но эта страна, даже в лице своих лучших представителей, ничего не знала ни о грядущем переустройстве мира и своей роли в этом, ни о Великих Учителях, ни о грозящей планете катастрофе, к которой подвело мир неразумие землян.
В Учении сказано очень определённо: «Мир спасётся, переродив сознание». Что касается нашей страны, то здесь предстояла колоссальная работа по распространению истин, находящихся в полном противоположении и с уже сложившейся идеологией, неприкосновенность которой строго блюлась соответствующими органами, и с искажёнными до неприемлемости религиозными представлениями.
Наталии Дмитриевне было 48 лет, когда она приехала в Советский Союз. По общепринятым меркам это уже немало. Внешне она ведёт жизнь, типичную для рядового интеллигентного человека: работа в музыкальной школе, посещение театров, концертов, обычный быт — всё как у многих. Помимо этого — десять лет ухода за престарелой матерью, которая в последние годы жизни не поднималась с постели, серьёзные проблемы с собственным здоровьем. Временами было очень тяжело. Борис Николаевич Абрамов был в курсе всех деталей её жизни. «Иммунитет от волн житейского моря необходимо приобрести во что бы то ни стало», — писал он, поддерживая Наталию Дмитриевну7.
В постоянных трудах приблизилось время выхода Наталии Дмитриевны на пенсию. Читаем в её тетради запись от 27 июня 1967 года: «Служба кончилась, началось Служение. Последняя часть жизни должна быть посвящена выполнению своего назначения. Иначе цель воплощения не будет достигнута. Конкретизировать, кристаллизовать более чётко мысли, чтоб записи были полностью завершающими, фразы ясными, чтоб не было неопределённости»8.
И её поэтические строки того времени — как клятва перед Высшим:
С Тобою быть до самого конца,
До самого последнего предела,
До полного изнеможенья тела 9.
В Академгородке, где поселилась Наталия Дмитриевна Спирина, была сконцентрирована научная и творческая элита Сибири. Это была та благодатная среда, в которой и началась её публичная работа по утверждению имени Рерихов. Безусловно, начинать предстояло с художественного наследия Рерихов, о философском в то время речь идти не могла.
31 января 1974 года Наталия Дмитриевна пишет П.Ф. Беликову: «Я перевожу с английского сборник статей о Святославе Рерихе, изданный в Бангалоре... Летом 1973 года у нас в Академгородке проходила с огромным успе‑
хом выставка картин Н.К. и С.Н. Рерихов. Интерес к обоим художникам был велик. Люди очень хотели знать о них. Был организован, при моём участии, в Доме учёных, где помещалась выставка, вечер, посвящённый Н.К. Рериху, который в октябре был повторён по многочисленным заявкам. Также были высказаны пожелания о проведении вечера, посвящённого Святославу Ник[олаевичу]. Но материалов о нём у нас нет почти никаких. Поэтому я и взялась переводить этот сборник, чтобы на основе статей составить текст для вечера».
27 февраля следующего, 1975 года Наталия Дмитриевна пишет З.Г. Фосдик: «25 дек[абря] прошёл в торжественной обстановке вечер в Картинной галерее. Зал был полон. Доклады, концертное отделение, показ слайдов продолжались три часа, но никто не ушёл. (...) Отзывы о вечере были самые благоприятные, нас много благодарили за него.
Также в декабре я провела лекцию о Н.К. [Рерихе] в нашем книжном магазине. (...) В январе мы (я — ведущая, чтец, и муз. сопровождение — Женя10) выступили в центральном лектории общества "Знание". Я сделала доклад об Н.К., потом был литературно-муз[ыкальный] концерт, под конец я показывала слайды и говорила о содержании картин. (...)
Ещё в январе в клубе книголюбов Дома учёных был вечер на тему: «По страницам новых публикаций Н.К. Рериха и о нём» и «Рассказывают участники Рериховских торжеств в Москве и Ленинграде». Я помогла сделать картотеку из вышедших у нас его произведений и статей о нём... рассказывали о юбилее, я под конец рассказала о Вашем музее и о том, как отмечался у Вас юбилей...»
Насыщение пространства — что мы знаем об этом? В «Гранях Агни Йоги» говорится, что «Служитель Света уподобляется светильнику, всегда горящему. Спит ли он или бодрствует, говорит или молчалив, работает или в глубоком размышлении, сердце постоянно излучает свои дары в пространство. Эти излучения являются благословением для всех и всего, кто и что с ними соприкасается»11.
Стоит ли удивляться тому, что именно в Новосибирске крупнейшие учёные поддержали идею проведения в стране первых Рериховских чтений, которые состоялись в 1976 году. И первая в Советском Союзе конференция, посвящённая Е.П. Блаватской, также прошедшая в Новосибирске (в 1989 году), была вновь поддержана учёными СО РАН. И создание первого в Сибири общественного музея Николая Константиновича Рериха стало возможным благодаря действенной помощи известных сибирских учёных, с авторитетом которых властям, занимавшим в этом вопросе осторожно-выжидательную позицию, нельзя было не считаться.
Шло время, в лучшую сторону менялись обстоятельства. «...Я имею возможность расширить представление о творчестве Н. Рериха у многих людей», — пишет Наталия Дмитриевна в 1985 году в Америку, адресуя письмо уже новому директору американского музея Рериха Д. Энтину (16 декабря 1985 г.).
Но не только о распространении знаний о творчестве Рериха забота Наталии Дмитриевны. Приблизить Новый Мир без «объединения всех религий на общности неизменных законов Космоса» невозможно.
В Учении сказано: «...горе желающим встретить будущее, оглядываясь назад! Ибо дух, обременённый останками вчерашнего дня, нагружен громадами; с таким грузом... не пройти через Врата Света, не приобщиться к светлому Будущему. Так, если Отцы Церкви зовут в прошлое, то Служители Света зовут в будущее»12.
Читаем запись из тетради Наталии Дмитриевны: «Очеловечить Богов. Приблизить Их к людям. Сделать сотрудниками. Боги далеко, сотрудники близко. Общее дело объединит существа разных высот. Как поднимутся люди благодаря такому сотрудничеству — представить себе трудно! Каждое правильное, проникновенное слово, сказанное о Христе как о человеке, можно приветствовать. Иначе Христа и не поймут, и не примут теперь. После полного отрицания — совсем другой подход нужен»13. В письмах к единомышленникам она подчёркивает, что «Учение предлагает именно сотрудничество, в то время как ортодоксальная религия — только поклонение», в стихах она говорит о «родстве Создателя и созданного мира».
Наталия Дмитриевна ищет новые формы для распространения таких знаний, и в начале 1990-х годов совместно с сотрудниками СибРО осуществляет большой просветительский проект.
Из письма к Дэниэлу Энтину от 24 мая 1992 г.: «Мы сделали по нашему радио 12 передач по Живой Этике и теперь проводим новый цикл, который мы назвали "Светочи Мира" — о великих Учителях человечества. В них мы проводим основную мысль о том, что Основы, великие космические Законы едины и все духовные Учителя говорили одно и то же, но в форме, которая соответствовала тому времени и тому народу, к которому Они были посланы. Поэтому нет никакой причины для вражды, религиозных войн и разъединения. И Агни Йога есть синтез и объединитель всех религий и всех йог в их основе. Думаем, что эта тема должна быть теперь очень своевременной».
Всего за четыре года на радио прозвучало более 40 передач с участием Наталии Дмитриевны. Сейчас, видя, как отторгают служители церкви знания о Новом Мире, мы можем сказать, что это было не просто своевременно, — столь острая тема была поднята именно в тот малый промежуток времени, когда она могла прозвучать очень широко. Время не было упущено — кассеты с записями радиопередач расходились по всей стране, они мгновенно стали востребованы, их запрашивали и спустя годы после того, как эти передачи вышли в эфир.
За много лет до того, как состоялись первые выступ‑
ления перед аудиторией с рассказами о творчестве Н.К. Рериха, задолго до образования организации единомышленников, до встреч с многочисленными посетителями, жаждущими получить ответы на свои вопросы, у Наталии Дмитриевны Спириной стали рождаться стихи малой формы, несущие великие мысли и идеи Живой Этики. Она назвала их «Капли».
О, как малы они, творенья наши!
Какую пользу может принести
Ряд малых капель на большом пути,
Огнём рождённых из кипящей чаши?
Но океан из капель состоит,
И берег тверди их волной омыт.
«Цель стихов — донести мысли Учения в красивой, впечатляющей форме. Это может помочь усвояемости Учения», — записывает Наталия Дмитриевна14.
В письме к Борису Николаевичу Абрамову Елена Ивановна Рерих написала: «Также радовалась и за присланные "Капли". Сердце горит, и дух начинает творить свою сказку жизни».
Истина о Высшем Мире давалась в намёках и символах в литературе разных веков и народов. На всём протяжении истории человечества многие поэты прозревали этот мир, так или иначе затрагивая эту тему в своих стихах. Но поэтом, впервые сказавшим о Высшем Мире как о великой реальности, к которой мы можем не только прикоснуться, но и стать её сотрудниками, была Наталия Дмитриевна Спирина.
В одном из её стихотворений есть строки: «И там, где слова не доходят, там сердца посылка дойдёт». Отклик сердец многих и многих читателей на её стихи был и остаётся совершенно удивительным.
Письма, которые Наталия Дмитриевна получала целыми пачками и которые продолжают поступать на её имя до настоящего времени, тому подтверждение. И это при том, что знают и любят поэзию далеко не все. Равнодушных к этому виду литературы достаточно. На стихи же Наталии Дмитриевны откликаются даже малые дети такого возраста, в котором невозможно заставить выучить что-либо наизусть. И когда ей задавали вопрос, почему так происходит, Наталия Дмитриевна отвечала: «Понимание идёт поверх мозга. Сердце чувствует и откликается».
В начале этого юбилейного года, готовя материал для журнала «Восход», сотрудники издательства обнаружили в архиве среди Записей Бориса Николаевича Абрамова за 1958 год зашифрованную Наталией Дмитриевной строчку: «Капли останутся на века, как псалмы Давида»15.
Учитель говорит: «Учение Жизни есть утверждение необычного»16. Наталия Дмитриевна поясняет это так: «Мы стремимся к одухотворению понятий, чтобы не поддаваться им и не быть их рабами. Наши понятия перерастают обычность и тем делают жизнь нашу необычной»17.
Много веков люди размышляют о смерти, мучительно пытаясь найти объяснение этой страшной неизбежности. Данному вопросу посвящены не только труды философов и мыслителей — мало кто из поэтов и писателей не затрагивал эту тему.
В своих стихах Наталия Дмитриевна называет «трёхмерный плотный мир» «миром снов», «пучиной, именуемой жизнью», «земной тюрьмой». Она утверждает, что за неотвратимостью смерти, которой все так страшатся, стоит «страна немеркнущих огней». И это звучит убедительно, читатель чувствует, что это не просто вера или предположение, за этими словами стоит знание.
Над темой перехода в Тонкий Мир Наталия Дмитриевна много работает, неоднократно затрагивает её на «круглых столах» СибРО. А скольким людям помог её сборник «Жизнь без смерти», в котором этот вопрос освещается всесторонне.
Одна из её «Капель» на эту тему звучит так:
Быть в теле свободным от тела —
Великая тайна свободы.
Постигший уйдёт за пределы
Событий, эпох и народов...
Ещё один фрагмент из письма Е.И. Рерих: «Вы, родные, не одни. Луч Любви бодрствует над каждым сердцем, пылающим чудесным пламенем преданности и любви»18.
Вся деятельность Наталии Дмитриевны в нашей стране проходила под этим Щитом, дававшим силы и возможность, невзирая ни на возраст, ни на состояние здоровья, стоять на страже Основ Учения и противостоять натиску тьмы.
В «Гранях Агни Йоги» сказано: «На поле брани можно геройство являть, но как трудно, как неслыханно трудно быть героями в жизни обычной. Какое великое мужество нужно явить, чтобы не дать огням сердца угаснуть под давлением и воздействием среды. Подвиг среди жизни труден необычайно»19.
Ещё в Харбине Наталия Дмитриевна написала такую «Каплю»:
Нет ни минуты без борьбы,
Нет ни мгновения покоя,
И отдохнуть в разгаре боя,
Меч опустить не можем мы —
Иначе ринется из тьмы
Коварный, беспощадный враг
И ввергнет дух в могильный мрак.
(1955 – 1956 гг.)
Борьба, видимая и невидимая, временами очень яростная, порою драматичная, была и всегда оставалась нормой жизни для Наталии Дмитриевны. Скажем об одном её аспекте — о борьбе за сознание людей с появившимися лжеучителями, вещающими якобы от имени Высших Сил. В этом вопросе, решающем судьбы людей, возможно не на одно воплощение, компромиссов для неё быть не могло. Как метко заметила когда-то Наталия Дмитриевна, характеризуя это явление, «если бы объявить съезд Иисусов Христов, то зал не вместил бы всех претендентов».
В Записях Б.Н. Абрамова сказано: «Сейчас время особое. Потому так щедро даётся Высшее Знание через созвучные каналы. Надо заготовить пищу для духа на долгое время. Голод духовный велик»20.
Обратим внимание на фразу Учителя: «Надо заготовить пищу для духа на долгое время». Почему так Сказано? Не значит ли это, что созвучных каналов, или восприемников Высших Знаний, в ближайшем будущем не предвиделось? Но что могли знать об этом тысячи людей, на которых внезапно обрушились писания, а порою и подробные инструкции лжеучителей? Не обошли своим вниманием подобные личности и среду интеллигенции Академгородка.
В одном из писем Наталия Дмитриевна обращается к Павлу Фёдоровичу Беликову с просьбой: «Я хочу сказать Вам и прошу Вас передать лично С[вятославу] Н[иколаевичу] следующее: я, так же как и Вы, очень много лет изучала наставления Е[лены] И[вановны] и Н[иколая] К[онстантиновича] и также весьма настороженно отношусь к громогласным декларациям о "непосредственных связях", всяких "явлениях", "видениях", "чакрах" и пр. У нас, так же как, по-видимому, и везде, стали появляться лица, именующие себя "магами" только потому, что они сидят в позе "лотоса", стоят на голове, принимают различные "асаны" и, начитавшись без разбора и разумения разных книг, оперируют санскритскими терминами и выдают себя за невесть кого. В то же время они вовсе не стремятся к внутренней самодисциплине и работе над собой, часто нарушают элементарные этические нормы и придумывают в оправдание своим слабостям высокие объяснения. Они стремятся иметь учеников и почитателей и находят их среди совершенно несведущей молодёжи, которая не в состоянии разобраться в том, что к чему.
В группе сибиряков, в составе которых я была у С[вятослава] Н[иколаевича], таких псевдойогов не было, и я стараюсь оберегать всех, кого могу, от подобных заблуждений и разъяснять, "что такое хорошо и что такое плохо". И очень бы мне не хотелось, чтобы С[вятослав] Н[иколаевич] судил о всех сибиряках на основании возможных встреч с какими-то безответственными людьми, оперирующими высокими понятиями» (8 января 1975 г.).
Разъяснять, «что такое хорошо и что такое плохо», приходилось годами.
На семинарах, в беседах, на «круглых столах» Сибирского Рериховского Общества часто можно было услышать вопросы такого рода: «Как можно отличить подлинного духовного наставника от лжеучителя?» «Каким образом распознать верный путь и не пойти лжепутём, по которому идут многие?»
Приведём ответы Наталии Дмитриевны на подобные вопросы:
«Прежде всего, надо знать Учение Живой Этики. Оно является мерилом, мерой всех вещей, и надо изучать его постоянно. Появилась масса "духовных учителей". Они объявляются то тут, то там, рекламируют себя, выступают, некоторые за деньги, и объявляют, что через них идут сообщения из самых высоких источников, можно сказать, от самого Господа Бога. Я получаю и письма с подобными заявлениями, и даже кассеты уже наговорённые тоже об этом.
Людей, желающих стать учителями, немало. Явных лжеучителей люди уже научились распознавать, а как быть с теми, которые очень тонко действуют на внешнем плане? Они якобы работают на общее благо, они организованны, дисциплинированны, они помогают друг другу, но в то же время тонко проводят свою линию на тонком плане и приносят как раз очень сильные бедствия.
Если вы видите, что человек хочет иметь учеников, — вы уже можете быть уверены, что это не подлинный учитель. Потому что быть учителем — это большая ответственность, кто её понимает, тот будет воздерживаться от этого и принимать учеников только действительно стоящих, проверенных.
Мы знаем, через Кого дано Учение, "первая весть" в Россию. И если мы этого придерживаемся и видим, что кто-то претендует на новые сообщения и открытия, то мы понимаем, что всё это, можно сказать, "отсебятина".
В книге "Надземное" написано, что подлинный йог никогда не объявит, что он йог, наоборот, он будет держаться как самый обыкновенный человек и никак себя не выявит. Те же, кто демонстрирует свой йогизм, свои знания и контакты, — они уже не являются подлинными йогами, которых очень мало и распознать которых не так-то легко. Как просто держались сами Рерихи в течение их земной жизни! Мы помним эти высокие образцы.
"...Придут в храм с вашей молитвой, и горе нераспознавшим"21. Все, кто не от Света, действуют во имя своё, а не во имя Иерархии Света, не во имя Учения, хотя на словах они могут говорить очень хорошо.
Те, кто верят словам, сказано, "или не опытны, или не тверды"22. Надо верить только Основам.
Сейчас очень многие получают разные сообщения, у многих открылись медиумистические способности из-за энергетических воздействий на Землю. Но ведь каждый человек может видеть и слышать только в пределах своего сознания, и если его сознание не на высоте, он не может войти в связь с Высшим Источником.
И ещё говорится в Учении о критерии сердца — есть ли сердце в человеке? Чувствуем ли мы его сердечность? Ведь есть очень умные люди, очень интеллектуальные, с великолепной памятью, которые часто цитируют Учение и якобы следуют ему. Но мы чувствуем: есть у них сердце или нет, тепло от них идёт или холод. И сердце всегда выявляется, только надо к нему прислушаться.
Ещё очень опасны так называемые лжеучителя из Тонкого Мира, персонификаторы. Они могут подделаться под любого Великого Учителя и что-то вещают таким вот приоткрывающим свои низшие чакры; и это тоже повсеместно. Елена Ивановна пишет о том, как велико легковерие людское, они готовы поверить каждому самозваному авторитету, не подкреплённому никаким Высшим источником».
«Христос осуждал фарисеев, разоблачал их, и не для того, чтобы получить удовольствие или их посрамить, а чтобы люди знали, кто есть кто.
Люди, которые подпали под влияние лжеучителей, идут по ложному духовному пути, а это отражается на их карме, на всех их будущих жизнях, это гораздо хуже, чем простое убийство. И Христос говорил: "Не бойтесь убивающих тело, души не могущих убить, а бойтесь тех, которые душу убивают". А они именно души направляют не по тому пути, и в результате и судьба этих людей очень бывает плачевна».
Расходились по стране сборники стихов Наталии Дмитриевны, росло число корреспондентов, нуждающихся в совете и помощи. Всё шире становился круг единомышленников.
В одном из своих писем, написанном в возрасте 78 лет, Наталия Дмитриевна говорит: «Я никогда раньше не была так занята, как сейчас — на "заслуженном отдыхе". Народ идёт, едет, звонит, пишет. Новая эпоха началась так стремительно, что надо бежать бегом, чтобы за нею поспеть. Надо готовить смену, передавать эстафету. Дать пищу голодным и ищущим. Обо всём этом давно писалось и предсказывалось, но я не представляла практически, как всё это будет происходить. И счастлива, что дожила до такого времени».
Последние 15 лет жизни Наталия Дмитриевна была «уявлена» для мира, по выражению Учения Живой Этики. Это были годы раздачи накопленных духовных сокровищ тысячам жаждущих и голодных душ — годы учительства, духовного наставничества.
Мы знаем, что огонь Высшего Знания для его передачи людям надо трансформировать, то есть, не искажая, преобразовать его в продуманные и прочувствованные мыслеобразы, которые могут напитать и пространство, и созвучные сознания.
Все Слова Наталии Дмитриевны, которые она готовила ежемесячно к «круглым столам» СибРО, и многие её стихи — не что иное, как отклик на доминирующую ноту, которой звучало пространство в каждый конкретный момент времени.
«...В беседах о совершенствовании жизни применяйте самые обыденные сравнения. Народ может быть лучшим слушателем, если ему сказать в простых словах», — сказано в Учении23. Этим искусством — говорить просто и по сознанию собеседника — Наталия Дмитриевна владела в совершенстве. В письме к ней Борис Николаевич Абрамов подчёркивает: «Красота сочетается с простотою. Не проста простота. Говорить просто и мыслить просто — великое искусство. Простота родится от ясности и чёткости мысли» (21 января 1963 г.).
Какая мощная волна поднимала каждый месяц сотни людей из разных городов, городков и посёлков и устремляла их сюда, в центр Сибири, — чтобы увидеть, услышать Наталию Дмитриевну, задать ей вопрос...
Как-то на одном из «круглых столов» СибРО Наталию Дмитриевну попросили: «Поделитесь Вашим опытом духовного водительства. Может ли являться Ваше мнение безусловным авторитетом?». Она ответила: «Во-первых, я не осуществляю духовного водительства. Я сотрудница и всегда говорю это. Просто я знаю немножко больше из-за того, что дольше изучала Учение». В другом подобном случае она сказала: «Я — только скромный носитель того, что я накопила, изучая Живую Этику».
И других ответов на этот вопрос из уст Наталии Дмитриевны никто и никогда не слышал. Поразительная скромность была её сутью, естеством, и никого из близко знавших её сотрудников такие ответы не удивляли.
Велико понятие учительства — оно охватывает все области жизни. Но, говоря о Наталии Дмитриевне, мы вспомним лишь самое высокое — Учитель жизни, духовный Наставник. Непрестанная внутренняя работа, ярое стремление вперёд, к совершенствованию жизни, становятся главной задачей такого деятеля. «Я отставила всё и наполняю своё сознание Живой Этикой», — не раз повторяла Наталия Дмитриевна.
Она говорила: «Формулу Будды "каждое мгновение имеет свою необходимость" я воспринимаю как закон — действовать в соответствии с необходимостью момента. Я так остро чувствую, в чём эта необходимость заключается, — меня так туда и ведёт! Когда отдаёшь Делу всего себя без остатка, тогда точно знаешь, что нужно. В основе всего лежит понимание момента».
В своих выступлениях и беседах Наталия Дмитриевна фокусирует внимание на тех гранях Великого Учения, которые необходимо освоить именно в эти роковые мгновения жизни. Она устремляла людей к самому главному, что было одновременно и самым простым, и самым трудным, — к работе над собой, к познанию и преобразованию себя.
В своём слове «Приближение», написанном белым стихом, она говорит: «Начинаем с себя. От того ведь, какими мы будем, будет новая жизнь, и никто, кроме нас, не построит её. (...) Наша каждая мысль — это доброе дело иль злое. Наше каждое слово — благая иль злая стрела. Всё, что делаем мы — разрушаем миры или строим, — безразличных нет дел, и за каждое держим ответ».
Она учила, что каждый принявший Учение — уже не сам по себе: «Или — во имя будущего — мы объединимся на новых началах, ибо на старых уже ничего не построить, или нас не будет. А начать надо каждому с себя» (23 февраля 1997 г.).
Под строками стихотворения, написанного на эту тему в СибРО, могли бы подписаться многие из нас:
Преодолеть себя во что бы то ни стало!
Победа или смерть — иной дороги нет.
И если для борьбы ста жизней будет мало,
Пусть это не смутит взыскующего Свет! 24
Без преобразования себя, без взращивания или укрепления имеющихся соответственных качеств никакое сотрудничество невозможно, а сотрудничество было лейтмотивом всей деятельности Наталии Дмитриевны Спириной.
«Я не воспитываю, я сотрудничаю, — говорила Наталия Дмитриевна. — Не подчиняю и не подчиняюсь. Нужно понимать дисциплину как организованное свободное сотрудничество. Пришло время неотложного единения на основе истинной духовности. Наступает эпоха общинности, община мира суждена. До сих пор было "я", теперь — "мы". Путь жизни есть взаимная помощь».
Сотрудничество, как мы знаем, является первым шагом к общине — этому краеугольному для Земли понятию. О том, насколько грозно наступившее время и как надо стремиться к созданию Общины, в Учении говорится: «Созревшую ступень эволюции отодвинуть нельзя»25; «Неужели можно жить как слепые ужи?»26
Многие последователи Учения принялись осуществлять идею общины так, как они это себе представляли. С конца 1970-х годов в стране стремительно начали образовываться так называемые общинные поселения. Вряд ли были проанализированы и приняты во внимание предостережения Елены Ивановны Рерих, касающиеся этого вопроса. Вряд ли горящие целью воплотить в жизнь общину задумывались о том, что своими методами и действиями они дискредитируют великую идею. С того времени прошёл не один десяток лет, и сейчас можно видеть результаты этого опыта. В лучшем случае «опростившиеся» жители больших городов худо-бедно приспособились к жизни в глухих деревнях, в худшем — чего значительно больше — такая непродуманная миграция нанесла большой вред рериховскому движению.
Бесчисленное количество раз Наталия Дмитриевна освещает тему общины в своих выступлениях и беседах. Она говорит: «Я руководствуюсь § 254 "Общины": "Община не рассуждает — он наш или не наш. Община говорит: он ценен для эволюции или не ценен". Так рассуждают наши Старшие Братья».
«Через сердце осуществляется связь с другими мирами, ведь сердце живёт любовью; если они для нас родные, как и Земля, и мы сочувствуем, сопереживаем тому, что происходит на Юпитере или где-то, — это вселенское родство, это и есть община».
«Я шлифую качество сотрудничества. Сострадание возрастает: меня всё трогает. Чувство, которое я стараюсь в себе вызывать: "Я — вы, вы — Я", — если ты чувствуешь, что травинка — это ты, то ты уже не наступишь [на неё]. Если человек разовьёт в себе это, он не будет обижать, не причинит зло. Без этого Община невозможна, иначе будет зверинец. Иоанн Дамаскин говорил: что былинка, что звезда — это одна и та же материя. И комета — это мы».
«Условие принятия в Общину: труд без границ и принятие задач без отказа».
«Для Общины главное — обновление внутреннего человека».
«Без понятия Великого Служения мы не сможем вместить членов нашей общины. Как можно вместить Служение и не вместить тех, кто тоже служит? Мы не можем в одиночку служить. Отшельники вначале на какое-то время уединялись, чтобы полностью объединиться с Высшим, но потом шли к людям».
«О попытках тёмных: разъединить — это их глобальная задача, на что они и работают. Нам дано слово — Община, а они работают на разъединение; оно вползает незаметно, как ядовитый газ. Наша борьба с ними заключается в объединении. На чём мы можем объединяться? — На хорошем в человеке, тогда мы становимся к нему ближе, а если замечать только негатив — это объединить не может. Сначала создадим сотрудничество, содружество, потом — Общину».
«Община создаётся нe внешними, не формальными путями. Можно постоянно встречаться и даже проводить семинары по Учению, но общины не будет, потому что она создаётся в духе».
Отвечая на вопросы, Наталия Дмитриевна подчёркивала, что каждое светлое объединение, нацеленное на работу для Общего Блага, ценно вне зависимости от того, в какой географической точке планеты оно будет работать.
5 апреля 1991 года была зарегистрирована Межрегиональная общественная культурно-просветительная организация «Сибирское Рериховское Общество».
С течением времени менялся состав СибРО, но при этом теснее и сплочённее становился круг людей, без лозунгов и заверений принявших духовное водительство Наталии Дмитриевны Спириной. Прекрасно видя все недостатки и понимая всех объединившихся вокруг неё людей, она в каждого вселяла уверенность в своих способностях работать на Общее Благо. Она говорила: «Учение написано не для Ангелов. Они на небесах». «Каждая пчёлка несёт свою каплю мёда — не нам судить, кто и сколько принесёт на Общее Благо». Но при этом подчёркивала: «От зова до избранничества пропасть. При зове даются возможности. Возможности без труда не даются. Требуется борьба и преодоление себя».
Наталия Дмитриевна утверждала, что количество никогда не было залогом успеха, часто цитировала слова из Учения: «Пусть не многие, но твёрдые стволы образуют будущий лес, но мелкий кустарник поедает друг друга и является зарождением вредных существ»27.
«Никому из нас не миновать испытания крепости нашего духа во всевозможных обстоятельствах, — писала Наталия Дмитриевна своей корреспондентке. — И бывает так, что благополучные условия жизни бывают более опасны для роста духа, чем страдания. Сейчас стало неимоверно интересно жить. Каждый день приносит что-то новое, радостное»28. «...Мы нередко хотели бы иметь более лёгкую и счастливую судьбу, чем у нас, но это не принесло бы нам никакой пользы, т.к. тогда мы не заплатили бы старые долги и ничему бы не научились, ибо карма не только воздаёт, но и учит, и без этой "учёбы" нам невозможно эволюционировать. Когда-нибудь мы возблагодарим нашу плохую карму за хорошую учёбу»29.
Многие высказывания Наталии Дмитриевны превратились в афоризмы:
«Обида — это самомучительство».
«Самость— это "я" во всех падежах».
«Самое главное — не сдаваться, главное — идти; можно падать, но не валяться».
«Любите Державу Рериха в себе, а не себя в Державе Рериха».
В «Гранях Агни Йоги» не раз подчёркивается, насколько необходимы гармоничные группы людей, устремлённых к Общему Благу. Такие духовные ячейки способны быть опорными устоями, куда Учителя могут посылать Лучи для поддержания планетной сети Света. Для многих это казалось настолько высоким, что отнести к работе своей группы было даже как-то неловко. В связи с этим Наталия Дмитриевна не раз говорила об особом виде самости, когда человек, ссылаясь на свои малые знания, своё «рядовое» место, свою «незначительность», тем снимает с себя ответственность за действия, касающиеся его вклада в осуществление Плана Учителей:
«Мы — садовники, нам поручена Россия, мы взращиваем ростки нового; все ростки надо охранять, оберегать, содействовать росту России». «Жанна д' Арк спасла Францию. Мы, если все вместе, спасём Землю». Так глобально приучала она мыслить сибровцев.
«Музей — это задача этого воплощения», — сказала Наталия Дмитриевна 3 сентября 2000 года сотрудникам СибРО.
До последних дней своей земной жизни Наталия Дмитриевна устремляла нас к сотрудничеству, учила главному — сообща обсуждать все важные вопросы и сообща принимать решения, избегая тем многих ошибок. И это стало принципом деятельности Сибирского Рериховского Общества. Мы абсолютно убеждены в том, что именно в моменты таких обсуждений приходит её Помощь.
Как сказала в своём стихотворении сотрудница СибРО,
Ты ушла! Но с земного плана,
Чтобы ближе ещё нам стать.
Пред уходом (Ты помнишь?) сказала:
«Будет проще Мне вам помогать!»30
Мы не сомневаемся, что каждое удачное осуществление какого-либо проекта — это Помощь нашего Учителя.
В этом году Сибирскому Рериховскому Обществу исполнилось 20 лет. Из них шесть последних наша организация работает без зримого присутствия Наталии Дмитриевны.
На сотрудниках СибРО лежит огромная ответственность за чистоту проведения в жизнь идей Живой Этики. Постоянный труд и ответственность за порученное дело заповеданы нам нашим наставником. «Предпочитаем испытывать вас в полёте»31, — сказано в Учении. В СибРО это помнят всегда.
Заветом, обращённым ко всем последователям Учения, звучат строки стихотворения Наталии Дмитриевны:
«...Идите и храните пламя»,
Иначе тьма поглотит вас
И тех, кто следует за вами.
Идите и храните Знамя,
Вам данное в урочный час —
Сейчас — для новых дней и лет
Свершений светлых и побед.
У каждого духовного Учителя есть нечто общее с другими Учителями, но есть и нечто своё, сугубо индивидуальное, — то, что связано с его особой задачей на Земле.
Если главной миссией Бориса Николаевича Абрамова было получение Сообщений и оформление их в Записи, и сделать это было возможно, только оставаясь в сокровенном уединении, то у его ближайшей ученицы была иная задача — быть «обнародованной», находиться в гуще людей — и отдавать, отдавать, отдавать.
Задачей Наталии Дмитриевны Спириной было открыть Живую Этику на Родине, и не только помочь уяснить её Основы, но и нести Учение в определённом ключе — нравственно-этическом.
Наталия Дмитриевна твёрдо знала: никакое интеллектуальное знание о космогонии, о нервных центрах человека или о каких-либо эзотерических аспектах Учения не поможет людям выжить в этот роковой для планеты момент. Только улучшение своей внутренней, духовной природы путём суровой самодисциплины поможет подняться на новую ступень жизни. Широко и щедро, с поразительным самоотвержением раздавая знания, необходимые людям, как воздух, Наталия Дмитриевна стремилась спасти как можно больше душ.
В наши дни рериховское движение обрело небывалый размах: в сотнях городов мира работают Рериховские общества; имя Н.К. Рериха признано на многих уровнях общественной жизни; в мире действует более десяти музеев, носящих имя великого художника-гуманиста; увеличивается число талантливых исследователей творчества этой уникальной семьи. Но то, что было сделано Наталией Дмитриевной Спириной, так велико по глубине и значению, что в полной мере оценить этот вклад в духовную сокровищницу человечества предстоит лишь в далёком будущем.
Семья Рерихов заложила краеугольный камень в постройку Нового Мира, дав человечеству Новое Откровение. Наталия Дмитриевна стала достойной продолжательницей начатого ими великого Дела Спасения планеты, выполнив роль глашатая Учения Живой Этики, напитав пространство Новой Страны огненными мыслеобразами будущей жизни и культурного строительства, через живое СЛОВО приобщив к нему тысячи людей.
Она — пример человека Новой Эпохи. И, начиная свой рабочий день в Музее Н.К. Рериха с молитвы Святому Николаю, мы обращаемся к Силам Высшим с просьбой помочь нам осуществить её заветы и быть достойными нашего Руководителя.
* Строки из стихотворения Т. Бугаевой и С. Деменко.
1 Книги «Грани Агни Йоги».
2 Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР, 2009. Впервые эти свидетельства (из архива Н.Д. Спириной) были обнародованы в Сибирском Рериховском Обществе в 2004 году на декабрьском «круглом столе», который состоялся через 15 дней после ухода Наталии Дмитриевны Спириной с земного плана.
3 Искры Света. Вып. 7. Новосибирск, 2001. С. 32 – 33.
4 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 4. Новосибирск, 2011. С. 553.
5 Из воспоминаний Г.С. Николаиди.
6 Грани Агни Йоги. 1956. 214.
7 Письмо от 19 марта 1964 г.
8 Искры Света. Вып. 7. С. 10.
9 Искры Света. Вып. 8. Новосибирск, 2009. С. 6.
10 Евгений Палладиевич Маточкин.
11 Грани Агни Йоги. 1955. 58.
12 Мир Огненный. Ч. 3. 264.
13 Искры Света. Вып. 7. С. 36.
14 Искры Света. Вып. 7. С. 20.
15 Давид — библейский царь, названный псалмопевцем; вошёл в историю как «царь-поэт», автор священных песнопений (псалмов).
16 Грани Агни Йоги. 1956. 234.
17 Спирина Н.Д. Весна души // Полное собрание трудов. Т. 2. С. 502.
18 Рерих. Е.И. Письма. Т. 9. М., 2009. 26.11.1952. С. 226.
19 Грани Агни Йоги. 1956. 205.
20 Там же. 171А.
21 Мир Огненный. Ч. 3. 165.
22 Община. 179.
23 Надземное. 704.
24 Из стихотворения И. Серебровой.
25 Община. 248.
26 Там же. 240.
27 Агни Йога. 231.
28 Из письма Н.Д. Спириной к В.Л. Кнорре от 27 ноября 1987 г.
29 Из письма Н.Д. Спириной к В.Л. Кнорре от 11 января 1988 г.
30 Из стихотворения Л. Ровиной.
31 Община. 247.