На пути не отдыхай под гнилым деревом. В жизни не прикасайся к людям с потухшим сознанием. Община, 97 |
Маргарита Валл, г. Вольфсбург, Германия
Когда самолет на Ганновер безжалостно устремился на посадку, пробиваясь сквозь проливной дождь, превративший небо и землю в единую серую массу, перед глазами тут же всплыла совершенно противоположная картина.
Алтай, Алтай! Разве можно описать красоты Твои!
Чувства переполняют и не дают отразить в словах этот фейерверк из извилин звонких рек, гор, наполненных добрыми и строгими духами, мягких и уверенных очертаний холмов, сливающихся зачастую в мирный и спокойный облик лежащего зверя или настороженно вставших во весь рост, чтобы указать на небесный, горний путь. И всё это несказуемое непрерывно меняло цвет, создавая впечатление дрожащего сверкающего миража.
А может быть, и не пробудились бы эти видения, если бы погодные условия при посадке оказались иными.
Мечту попасть в Уймон я лелеяла давно! Привлекали прежде всего развернувшиеся там активные строительные работы по восстановлению Дома, связанного со знаменательным пребыванием Рерихов на Алтае. Дом должен был стать памятным Музеем. Каждый раз я испытывала восторженное воздействие этих строительных энергий. Они пробивались и на фотографиях, и при показе фильмов, и на лицах приезжавших оттуда строителей, и из их рассказов.
И вот я здесь, моя первая долгожданная встреча с Музеем Н.К. Рериха в Уймоне. И как ни странно, а может быть и нет, я не распознала в нём тот облик, что был так тщательно взлелеян моим воображением. Но не разочарование постигло меня при этом, совсем нет! Здесь, в просторных объятиях Теректинского и Катунского хребтов, в исключительной прозрачности воздуха, не нарушаемой даже «небесными боями», предстал передо мной красивый в своей строгости, простоте и добротности бревенчатый дом, находящийся в полной гармонии с тем мощным ландшафтом, который окружал его. Как и всё вокруг, он постоянно менял свои очертания и окраску в зависимости от настроений погоды и солнечного освещения. Ухватить что-то неизменное было практически невозможно.
И эта непостижимость была прекрасна!
Как в человеке важен «внутренний человек», так и я с волнением ожидала встречи с «внутренним Музеем». В течение пяти дней я неоднократно соприкасалась с волнующим прошлым этого Дома. Те планы, что вынашивались здесь членами семьи Рерихов в тесном сотрудничестве с семьёй Атамановых и других жителей, не канули в лету! Настали сроки — 5000 посетителей из разных концов света за этот летний сезон! Вдохновенные экскурсии сотрудников для людей разных профессий и возрастов; завершение впечатляющего строительного комплекса для художественных ремёсел, который укрепит творческое взаимодействие с местной молодёжью. Ведь общение с кедром и камнем пробуждает желание творить красоту и одновременно рождает добрые отношения. Это ли не вдохновляющий залог для следующих созидательных планов!
Неустанного труда требует Музей от своих сотрудников и неустанного расширения деятельности. Этот труд при очень небольшом составе сотрудников может быть успешен только в рамках общины — это особенно бросается в глаза в Уймоне. В течение пяти дней я была свидетелем напряжённого общинного труда, дисциплинированного ежедневным напутственным словом Наталии Дмитриевны.
Нет смысла сравнивать, кому труднее, кому легче, что красивее, что интереснее, если все виды деятельности подчинены общей созидательной идее. Один вдохновляет, другой дисциплинирует; на глазах происходит перевоплощение: сегодня Татьяна Павловна Осипова весь день воодушевлённый экскурсовод и хранитель Музея, завтра она кормит всю общину пирогами и следит за порядком на кухне. И это касается всех остальных работников Музея — в условиях постоянно меняющейся ситуации быть готовыми к смене своей деятельности.
Но как красиво складывается мозаика совместной деятельности! И это мне посчастливилось увидеть и понять.
Я очень благодарна за то близкое общение с природой Алтая, которое мне подарили друзья-сотрудники! И сама природа не возражала против такого подарка — был ласковый солнечный день с весёлыми облаками, гонявшимися друг за другом. Кругом открывались необозримые дали, хвалилась бирюзой изгибистая Катунь, шумела, поражая своим неотразимым очарованием Теректа, золотом сверкали осенние берёзы, предваряя грядущую осеннюю красоту, ну а при заходящем солнце все беспокойства дня приняла в себя Громотуха. Да и Белуха сжалилась и сбросила своё покрывало, блеснув призывно своей особой белизной. А завершился день торжественным появлением Юпитера на тёмно-синем небе.
На пути в Уймон, начиная с Горно-Алтайска, находишься в плену зрительных и слуховых галлюцинаций из далёкого прошлого Алтая. Из-за холмов, из долин, громогласных рек мне всё время слышался непрерывный гул языков с разными переливами интонаций и неслыханными сочетаниями звуков — сколько их, носителей неведомых культур, прокатилось по Алтаю! Но ведь ощутили же они красоту Алтая, запечатлев её на века и в быту, и в гортанных песнях, сказах, былинах, легендах! В них осела неистребимая творческая энергия Алтая.
Сохранять накопленное культурное наследие — это значит обогащать настоящее. Эту задачу ставит и успешно выполняет музей старообрядческих традиций во главе с его основательницей Р.П. Кучугановой. Энтузиазм в стремлении передать богатство притч, поговорок и мудрых изречений жителей Уймонской долины настолько велик, что для Раисы Павловны не имеет значения, стоит перед ней один посетитель (мой случай) или музей полон слушателей, — она неизменно в роли Бэды-проповедника! За один день я пережила два события — увидела свободную от облаков Белуху и наедине с Раисой Павловной ознакомилась со многими интересными и волнующими фактами из жизни староверов благодатного края.
Живописно лежат камни невдалеке от будущего Дома художественного творчества. Уже одно перечисление названий этих камней вызывает лёгкое головокружение — порфир, кварцит, белоречит, яшма, змеевик, азурмалахит и т.д. А какие художественные возможности они таят в себе, если их распилить и отполировать! Тот узор, что открывается в камне, не всегда подвластен словесному определению, но полностью доступен беспредельной сюжетной фантазии.
Этот захватывающий фейерверк каменных тайн в сочетании с деревом и раздельно я увидела при посещении выставочного павильона. Что выбрать на память?! Всё так красиво и самобытно!
«Что Вы видите здесь?» — спрашивает меня неожиданно Виктор Николаевич Лихачёв, протягивая отполированный срез загадочной яшмы, оформленный в виде картины. «Человеческую фигуру», — незамедлительно отвечаю я. «Женскую фигуру в накидке», — уточняет он. Да, эта проявленная на яшме женская фигура, стоящая теперь у меня на столе, может преображаться в разные облики и даже в знакомые.
И сколько красивых секретов обнажается в камне, если на него смотреть глазами художника.
Два Музея Н.К. Рериха, и путь между ними около 16 часов. На пути в Уймон очищаемся Красотой, на обратном пути — ею молимся. Так и служит этот путь «из варяг в греки» взаимному обогащению и обновлению.
За пять дней пребывания в Уймоне нельзя «объять необъятное», но ведь и капля воды сохраняет все свойства океана.
Осталось выразить сердечную благодарность всем друзьям-сотрудникам обоих Музеев за то непрерывное чувство радости и восторга, сопровождавшее меня в течение семи дней — два в пути и пять в Уймоне.
Всё пережитое и увиденное несу дальше, постараюсь не расплескать.