![]() |
Издательский центр РОССАЗИЯ контакты написать нам (383) 223-27-55 |
Мысли на каждый день
![]()
![]()
Журнал ВОСХОД
Книжный магазин
Неслучайно-случайная
статья для Вас:
Актуально
Подписаться
|
ТВОРЕЦ БУДУЩЕГО*Автор: Совет и сотрудники СибРО
Журнал:
№ 10 (198), Октябрь, 2010
Теги статьи: Николай Рерих ![]() Имя великого русского художника Николая Константиновича Рериха занимает почётное место в истории отечественной и мировой культуры. Его творчество столь многогранно, а достижения столь велики, что не могут не вызывать удивления и восхищения. «Сделанное Рерихом не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях» — так сказал о Н.К. Рерихе сибирский учёный академик А.П. Окладников. Н.К. Рерих известен всему миру прежде всего как художник, но в мировую культуру он внёс большой вклад ещё и как писатель, археолог, учёный, путешественник, философ и общественный деятель. В своём многогранном творчестве он соединил мудрость Востока и культуру Запада. Знание истории, участие в археологических раскопках помогли Николаю Константиновичу по-новому отобразить в своём творчестве тот духовный путь, который за тысячелетнюю историю прошёл русский народ. Не только история Руси, но и общечеловеческие вопросы волновали художника, стремившегося осмыслить происходящее на планете. Рериха привлекала и Индия, не утратившая и доныне присущей ей мудрости. Исследуя искусство разных народов, Николай Константинович приходит к выводу о единстве истоков культуры всего человечества. Рерих оставил огромное художественное наследие: его кисти принадлежит более семи тысяч полотен, многие из которых находятся в лучших музеях мира. Его картины пронизаны светом высокой мудрости. Светоносность его полотен позволяет соприкоснуться с непостижимыми тайнами мироздания, приблизиться к познанию вечных и нетленных основ жизни. Как утверждал Н.К. Рерих, от внесения Света Культуры рассеивается тьма невежества. Он провозгласил понятие истинной Культуры как почитания Света. Рерих — «Вестник Красоты». Он глубоко чувствует значение Прекрасного в жизни и призывает людей обратиться к его осознанию как условию существования человечества. Философские взгляды Рериха, имеющие общечеловеческую направленность, нашли большой отклик в сердцах миллионов людей. Уже при жизни художника в разных странах мира существовало более 50 обществ, носящих его имя, и десятки образовательных учреждений, которые поддерживали и осуществляли идеи Рериха. О популярности и признании Н.К. Рериха во всём мире свидетельствует и тот факт, что множество академий, институтов и других организаций избрали его своим почётным и пожизненным членом. В разные годы жизни Николай Рерих возглавлял объединение художников «Мир искусства», Международные культурные центры «Венец Мира», «Пылающее Сердце», Институт объединённых искусств, Всемирную лигу Культуры и другие. Рерих сотрудничал с лучшими представителями науки и искусства разных стран: Роменом Ролланом и Рабиндранатом Тагором, Бернардом Шоу и Гербертом Уэллсом, Владимиром Стасовым и Игорем Стравинским, Альбертом Эйнштейном и Джагадисом Боше и многими другими выдающимися деятелями. Его по праву называют Водителем Культуры. Выдвинутый Н.К. Рерихом призыв «Мир через Культуру» становится лозунгом новой эпохи. «Там, где культура, там и мир, — писал художник. — Там, где верное решение трудных социальных проблем, там и достижение». «Культура должна войти в ближайший каждодневный обиход как хижины, так и дворца». Большую роль в деле укрепления дружбы и сотрудничества между народами сыграл Пакт Рериха. Этим документом Рерих поднял задачу охраны исторического и культурного наследия на уровень общечеловеческой проблемы. Главная цель Пакта — защитить прекрасные творения рук человеческих, произведения искусства и все лучшие достижения всего мира от забвения и уничтожения. Пакт Рериха был подписан большинством государств, в том числе и нашей страной. Рерих предложил Знамя Мира как символ охранения всего того, что создано гением человечества. На белом полотнище Знамени изображены три сферы амарантового цвета, объединённые в круге. Значение этого древнейшего символа Триединства очень глубоко. Самое распространённое его объяснение — это прошлые, настоящие и будущие достижения человечества в круге Вечности. Или — искусство, наука, религия в синтезе Культуры. В настоящее время Знамя Мира имеется в Организации Объединённых Наций, в Государственной Думе России. Оно неоднократно поднималось альпинистами на высочайшие вершины мира. Его берут с собой на борт корабля космонавты. Возглавляемая Н.К. Рерихом Центрально-Азиатская экспедиция (1923 – 1928), в которой также приняли участие жена художника Елена Ивановна и их старший сын Юрий Николаевич, стала крупнейшим достижением в области географических исследований планеты, настоящим научным и человеческим подвигом. В ходе экспедиции Рерих нашёл подтверждение своим предположениям о том, что Центральная Азия является колыбелью всех мировых религий и самого человечества. Были собраны уникальные археологические, геологические, ботанические, этнографические коллекции. Это были настолько неожиданные и новые для науки находки и открытия, что поистине трудно переоценить их значение. Главным итогом Центрально-Азиатской экспедиции явилось основание Института гималайских исследований «Урусвати» (что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней Звезды»), его директором стал Юрий Николаевич Рерих. За время работы института были налажены контакты с научными учреждениями Азии, Америки, Европы, с ним сотрудничали А. Эйнштейн, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов и другие деятели науки разных стран мира. Институт «Урусвати» стал международным научным центром нового типа. В труднейших экспедиционных условиях художником было создано более 500 картин, посвящённых Гималаям. Когда Николая Рериха спросили: «Что значит ваше тяготение к Гималаям?» — он ответил: «Это тяготение к величию, которое питает дух». На своих полотнах художник запечатлел обширную панораму земель и народов Центральной Азии; в них нашли отражение древние легенды, верования и философия Востока. Елена Ивановна Рерих, жена художника, была его другиней, спутницей, вдохновительницей всех его светлых начинаний. По словам Николая Константиновича, его произведения должны быть подписаны двумя именами — мужским и женским. Вся жизнь Елены Ивановны прошла в неустанных трудах. Она написала огромное количество писем, отвечая на многочисленные вопросы корреспондентов из разных стран. Письма Е.И. Рерих, в которых освещались важнейшие вопросы, затрагивающие эволюцию космоса и человека, начали издаваться ещё при её жизни.
Старший сын Рерихов Юрий Николаевич, обладавший феноменальными способностями и знавший более 30 языков, стал всемирно известным учёным-востоковедом, был одним из величайших энциклопедистов Запада и Востока. О нём было сказано, что «он не знал границ в области познания». Единственный из всей семьи Рерихов, он смог вернуться на Родину. Работая в Институте востоковедения в Москве, он очень много сделал для развития советского востоковедения. Но главное — после долгих лет забвения он вернул Родине имя своего отца и передал России более 400 картин — дар великого художника Родине, которую он любил и куда мечтал вернуться. Святослав Николаевич, младший сын Рерихов, — художник, учёный, искусствовед, крупный общественный деятель. Огромен его вклад в борьбу за мир и укрепление дружбы между Индией и Россией. Художник-философ, он поражает широтой своих интересов: помимо искусства он много занимался орнитологией, минералогией, археологией, ботаникой, медициной. С.Н. Рерих — духовный наследник своего великого отца и продолжатель его дела. Он неоднократно приезжал в Советский Союз с выставками картин, был инициатором создания Музея Н.К. Рериха в Москве, принёс в дар Родине часть своих картин и картины Н.К. Рериха. Семья Рерихов — это поистине уникальная семья, оставившая человечеству огромное художественное, научное, духовное и философское наследие, которое предстоит изучать ещё многим поколениям. «Гиганты духа и мысли будут всегда впереди своего времени. Они как бы приходят из будущего в настоящее, чтобы приблизить нас к этому будущему. Они не современны нам и часто бывают в начале их появления не понимаемы и не принимаемы нами. Их идеи и замыслы нам новы и непривычны; направление мысли их неожиданно. Но время идёт, люди возрастают в разуме и постепенно начинают втягиваться в орбиту прогрессивного движения, проложенного вождём возрождения. Его начинают воспринимать и следовать за ним передовые люди своего времени; за ними, с их помощью, подтягиваются и все те, которые в состоянии что-то понимать. И, под конец, наступает та эпоха, создать которую и было этому творцу будущего предназначено. Сейчас наступает эпоха Рериха. Эпоха, неразрывно связанная с возникающей культурой духа. Это происходит на краю пропасти, перед лицом тотальной гибели цивилизации и угрозой полной духовной деградации и одичания. Такое экстремальное положение способствует пониманию его альтернативы, а именно принятию наследия и вмещению образа вождя Культуры, которую он провозгласил как почитание Света... Не совершается ли сейчас, в эти роковые мгновения нашей истории, его новый приход в свете нарастающего понимания того, что он создал и дал? Этот новый приход, знаменующий новую эпоху духоразумения, мы отмечаем и приветствуем»
Подготовлено редакцией * По тексту сценария видеофильма студии Сибирского Рериховского Общества. Фото: С.Н. Рерих. ПОРТРЕТ Н.К. РЕРИХА. 1938
Рассказать о статье друзьям:
Назад в раздел : Н.К. Рерих Статьи по теме, смотреть список Материалы чтений по теме, смотреть список
|