Несмотря на трудности, храните высшую радость подвигу. Эту радость подвигу нужно воспитывать в себе и других. Это самое главное, ибо лишь в этом залог спасения человечества, залог наступления Нового Мира! Рерих Е.И. Письмо от 16.07.1935 |
Ответы Н.Д. Спириной на вопросы сотрудников Киселёвского Рериховского Общества на встрече в 1993 году
Наталия Дмитриевна, расскажите, как произошла Ваша первая встреча с Борисом Николаевичем Абрамовым.
Она произошла в Харбине — вы знаете, что я из Харбина. Ещё до встречи с Борисом Николаевичем я начала читать книги Учения. Когда японцы оккупировали Маньчжурию, было страшное нищенство, не было ни бумаги, ни копирки, и книги уже трудно было достать. У нас не было своих книг Учения, а мне хотелось их иметь. Я приобрела машинку, прошла курсы машинописи и перепечатала своими руками девять книг Учения. Их я привезла с собой [в Россию]. У Бориса Николаевича были более старшие ученики, один из них вёл у нас группу и рассказал Борису Николаевичу обо мне. Он захотел со мной встретиться и сам ко мне пришёл. Так состоялась наша первая встреча, мы с ним познакомились и долго беседовали. После этого он относился ко мне уже как к своему человеку...
У Бориса Николаевича всё время шла очень интенсивная переписка с Рерихами — Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем. Вы знаете, что он [Н.К. Рерих] приезжал в Харбин с Юрием Николаевичем, и Борис Николаевич с ним встретился. Николай Константинович признал его учеником и дал ему кольцо; только двоим дал — ему и Альфреду Хейдоку, которого я тоже знала и встречалась с ним, он приезжал ко мне несколько раз.
Наталия Дмитриевна, Вы были у Бориса Николаевича единственной ученицей?
Нет, я была не одна, нас было человек пять. Но сюда [в Советский Союз] мы с ним приехали вдвоём.
К Борису Николаевичу в Венёв я ездила каждое лето. Всю домашнюю работу он делал очень терпеливо, спокойно, не торопясь, всё как-то спорилось. Они жили на частной неблагоустроенной квартире, приходилось и воду таскать, и уголь, пилить дрова, топить печь. Тем не менее он всё успевал. Всё, что получал, записывал по ночам. Перед ним лежала целая кипа бумажек, он брал и записывал на ощупь, а днём разбирал их и переписывал уже в тетрадку. Эти тетрадки сохранились и теперь издаются.
Не ошибался ли Борис Николаевич в распознавании людей?
Думаю, что нет. Конечно, в некоторых случаях он не был всеведущим. Видите ли, есть свободная воля: на данный момент ученик устремлён и готов работать, но кто знает, что будет дальше. Ведь и Учителя писали о зеркалах будущего, что на данный момент нам намечено такое-то будущее, а если мы свернём в сторону под влиянием наших неизжитых слабостей, изберём другой путь — тут же зеркало будущего меняет свою картину. В таком случае это не ошибка, а просто невозможность предвидеть. Можем ли мы сами за себя ручаться? Иногда бывает, что уже очень продвинутые люди вдруг попадаются на самомнении, на гордости или на тщеславии.
Как понимать слова «под Щитом Учителя»? Наверное, надо заслужить, чтобы тебя приняли под Щит? Как почувствовать эту помощь?
Чем больше вы будете о нём думать, тем больше будете его чувствовать. Мы, конечно, все несовершенны, но Елена Ивановна пишет: «А где же они, совершенные?» Несмотря на это, нас терпят и нам помогают, потому что мы проходим известные этапы. Совершенные находятся там, на небе, но мы же не Ангелы. Но они не Ангелами занимаются, а нами. Поэтому, если вы искренне устремлены к добру и хотите стать лучше, — вам, конечно, всегда будут помогать, но надо обращаться и быть уверенными, что вам помогут. Помощь приходит в последний момент.
Наверное, часто обращаться за помощью нельзя?
Необходимо памятование и, если грозит опасность, обращение: «Помоги». Длинные молитвы нам не предписаны. Сказано: «Люблю Тебя, Господи, — вот и путь к Нам». Надо размышлять: а что было бы у вас в жизни, если бы вы не встретили Учение, не были бы знакомы с ним? Жили бы как-то, но совсем не так, как сейчас. Подумайте: что тогда с вами было бы? И тогда вы начнёте невольно чувствовать признательность и любовь за то, что вы получили. Потому что без Учения кто мы такие? Бессмысленная жизнь, отрезок неизвестно откуда и неизвестно куда, а впереди могила. Кого устраивает могила? Никого. А когда знаешь, что никакой могилы нет, а есть продолжение, и в Учении очень много говорится о Тонком Мире, об условиях пребывания там, — то это преображает всю жизнь. Вы поднимаетесь уже в иное измерение и чувствуете себя совсем по-другому. Вы, конечно, продолжаете заниматься хозяйством, растить детей и так далее, но уже совсем по-другому. И вы знаете, что у вас есть перспектива. А если что-то случилось, если тяжёлая карма — вы платите долги и у'читесь, ведь карма — наш учитель. Если кто-то не накормил голодного — сам должен поголодать, если больному не помог — поболей сам. И всё тогда можно объяснить.
Наталия Дмитриевна, как Вы относитесь к такой молитве, как «Отче наш»?
Если это помогает вам войти в контакт с Отцом Небесным, то почему же нет?
Мне мало понятно обращение «раба Божия».
Теперь мы сотрудники, а раньше были рабами. А Учитель говорит: «Не богами, но сотрудниками дозволено Нам быть. Это завет простоты». Они хотят быть Старшими Сотрудниками, но не богами. Есть поговорка: «До Бога высоко, до царя далеко». А если до Бога высоко, то и контакта с Богом у нас не будет. Но если «Я — вы, вы — Я — частицы Божественного Я», если это наш Отец, в нас Его частица, то Он не высоко, а в нас. Это очень важно ощутить, что каждый из нас — Его частица, иначе и быть не может. Ведь и в христианстве сказано: «Бог вездесущ». Что значит «вездесущ»? Значит — Он в цветке, значит — Он в земле. Читали ли вы «Бхагават Гиту» в переводе Каменской? Это совершенно изумительная вещь, где Всевышний говорит через Кришну: «Я и вкус воды, я и блеск луны и солнца, и священное Слово в Ведах, и звук в эфире, и мужество в людях. Я — чистый запах земли и свет огня». Вы понимаете, Он — всё. И тогда мы Его и ощущаем в себе. Раньше было только «подай» и «помилуй». А где же «люблю Тебя, Господи»? Неужели ребёнок, подходя к отцу или к матери, должен обязательно ему в ноги кланяться? Он к ним идёт на руки и целует, ведь это же естественно. Наши физические родители — это временные родители. Помните, Христос говорит: «Много у вас было и отцов и матерей, и жён и мужей». А Отец у нас один — то, что есть Всё — вся Вселенная, это есть Он. Это не персонифицированный старец, который сидит на облаках, это — ВСЁ, это Космос в его непредставимом многообразии.
В «Гранях Агни Йоги» (т. 1, с. 219) сказано, что когда мы читаем Записи вслух, то невидимых слушателей вокруг нас больше, чем видимых, и «начинает неистовствовать тьма» и работать против нас. Не является ли это указанием, что мы не должны читать?
Ни в коем случае, потому что Борис Николаевич говорил, что слушателей у нас из Тонкого Мира много, и многие питаются нашими беседами, не только тёмные.
К ним нужно обращаться?
Нет, мы должны просто заниматься, а они слушают, и каждый берёт то, что ему надо. И не только тёмные вокруг нас. Они, само собой, пытаются помешать, но если мы крепко объединены — это большая сила. И существа из Тонкого Мира, голодные духовно, тоже примагничиваются, слушают то, что им надо. Конечно, у нас слушателей много, но мы о них не думаем, мы их не видим. Сказано, что пространство наполнено и переполнено, оно вовсе не пустое и там очень много тонких существ, которые слушают нас и всё, что мы говорим, воспринимают так же, как вы воспринимаете, — каждый по-своему. Нас это никак не должно беспокоить. Но с тёмными надо быть всё время начеку. И единение — это та сила, которая им не даёт возможности успешно безобразничать. Сказано, что нуклей даже из двух-трёх явленных друзей-сотрудников может явить помощь большим делам, но они должны быть объединены огненным уважением к Иерархии и друг к другу. И тогда два-три человека — это уже большая сила. А Христос говорит: «Там, где двое или трое собрались во имя Моё, там и Я среди них». Вы представляете, что значит «во имя Моё»? Это значит, когда мы во имя Учителя, во имя Учения собираемся — «там и Я среди них», — так Христос сказал. Между прочим, в Евангелии содержится очень много таких законов бытия. Я считаю, что Заповеди — это космические формулы. «Там, где двое или трое объединились, там и Я среди них» — разве это не формула?
Это означает Присутствие?
Да, Присутствие. Его Луч с нами, когда у нас дружное единение. Учитель говорит: «Я могу помогать там, где имеется дружное единение». Вот мы сейчас дружно объединились, никто из нас ни против кого не возражает — значит, Учитель может помочь. Но если у нас в ядре раскол, что-то кому-то не понравилось — Он не может помочь, потому что нет условий. А условия — это единение и уважение друг к другу. Мы все знаем и недостатки друг друга, и достоинства. Помните, что сказано: «Нужно в удвоенное стекло смотреть на всё доброе в человеке и в десять раз уменьшать явление несовершенства, иначе останетесь прежними. Наш ученик должен иметь глаз добрый». Это спасает нас от взаимных осуждений. Конечно, у всех есть недостатки, человек есть процесс, как сказал Будда. Мы всегда в процессе. И у наших Учителей тоже есть Учителя — это процесс, и он неостановим.
Предположим, собираются люди разного уровня сознания, но устремлённые к одному. Тогда они могут притянуть Луч?
Конечно, если мы к одному устремлены. «Объединяет только цель, не верь другому единенью».
Скажите, с чего начинается раскрытие цен¬тров? Наверное, надо ожидать контакта, чтобы они раскрылись? Какой центр начинает работать первым?
Вовсе не обязательно, чтобы открылся третий глаз, или чтобы солнечное сплетение стало бы вращаться, или кундалини бы поднялся. Это совсем не требуется, и не надо об этом думать. Главное — сердце. Уверяю вас, что открытие центров происходит естественным путём — путём очищения и любви. Я никогда не думаю о центрах, никогда. В Учении гораздо большее значение придаётся чувствознанию, его и надо развивать. Центры раскроются по мере очищения и устремления. И вы о них даже не заботьтесь и не думайте. Меня лично они нисколько не волнуют, потому что достижение не в них. А вот чувствознание, как сказано, есть прямой путь в Шамбалу. Что это значит? Если бы у нас не было никакого чувствознания, мы бы не поверили, что есть Шамбала, что есть Старшие Братья. Но что-то внутри нам говорит, что Они есть, хотя мы Их не встречали. На географических картах никакой Шамбалы в помине нет, но мы знаем, что она есть, и ничто нас в этом не переубедит, — это и есть чувствознание. Когда мы знаем поверх доказательств, воспринимаем Учение и чувствуем, что это именно так, а не иначе, — это тоже чувствознание.
Фото: Встреча перед «круглым столом». В центре — Н.Д. Спирина