Издательский центр РОССАЗИЯ                контакты          написать нам           (383) 223-27-55


Мысли на каждый день

Если Вам нечто не близко, но если оно открывает сердце соседа, то неужели мы не претерпим, лишь бы зажечь чье-то сердце?

Сердце, 212
"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД

Неслучайно-случайная
статья для Вас:

Актуально


Подписаться

Музей:         
                   
                   
Книги:         

 
 
 

Доктрина Сердца в Учении Живой Этики: опыт философской систематизации

Автор: Башкова Наталья



Теги статьи:  сердце

Наталья БАШКОВА, кандидат философских наук, г. Тула

Учение о духовном сердце — одно из основополагающих в русской религиозной философии. Оно развивается в философских концепциях Г.С. Сковороды, И.В. Киреевского, П.Д. Юркевича, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, С.Л. Франка и др. Основные смысловые линии этого учения в русле данной традиции предзаданы его духовными истоками — Библией, священной книгой христианства. Вместе с тем в первой половине ХХ в. учение о сердце получило дальнейшую философскую разработку и наполнилось новым оригинальным содержанием в Учении Живой Этики. Создание Учения было инициировано Общиной Гималайских Махатм при активном участии русских мыслителей Е.И. Рерих и Н.К. Рериха. Живая Этика имеет идейные истоки в восточной философии, но синтетичность и масштабность развиваемых в ней доктрин выводят её за рамки каких-либо условных делений и сближают со многими идеями, прежде всего философии русского космизма и русской религиозной философии.

В доктрине сердца Живой Этики находит непосредственное отражение метафизика духа, духовного преображения человека. Здесь сердце — не физический орган, а средоточие глубинного взаимодействия надземных миров и духо-психического мира человека. Оно — не просто метафора духовного восхождения, но совершенно реальный — космический и энергетический центр. «Солнце есть Сердце Системы, также сердце человека есть солнце организма, — утверждается в Учении. — Много солнц-сердец, и Вселенная представляет систему сердец, потому культ Света есть культ Сердца»1. Рерихи называли Живую Этику (Агни Йогу) «Йогой Сердца». В этом контексте сердце — источник духовной жизни и развития, и йога означает преображение человека (человечества) по всемирно-онтологическим, нравственным законам бытия.

Выделим основные аспекты многогранной, синтетической доктрины сердца в Учении Живой Этики.

1. Онтологический (от греч. on, ontos — бытие, logos — учение) аспект. Как Солнце является центром-сердцем Солнечной системы, наполняющим её жизнью, светом, теплом, так и центр нашей Галактики соотносится Махатмами с её вечно пульсирующим духовным Сердцем — таинственным истоком её жизненной силы. Подобное представление по аналогии распространяется и на масштабы мета-Галактики.

Весьма показателен древний символ Мирового древа, перевёрнутого корнями вверх, а кроной вниз, ибо истоки видимого мироздания — вверху, в высших невидимых сферах бытия. Понимание высшего мира Духа (Огненного Мира) как движителя эволюции жизни — философская аксиома Живой Этики. «Гос­подство духа и сердца есть великий космический закон. Потому Мир Огненный творит властью духа»2. Духовное начало насыщает и развивает жизнь макрокосма силою законов и принципов, имеющих различные формы в разных его мирах, но сохраняющих единый огненный исток.

Сердцем космоса также названо в Учении высшее проявление его эволюции — Иерархия Высших разумных существ, Иерархия Света. Она олицетворяет собой глобальные закономерности космической жизни — направленность к единству, гармонии и бесконечному развитию через любовь, мудрость и добро... Иерархия Света является ведущим Началом в мироздании, сознательно направляющим космическое творчество.

Неизменными атрибутами Сердца космоса (в обо­их обозначенных смыслах) являются вечность его бытия и беспредельность его творческого потенциала.

2. Антропологический (от греч. аntropos — человек, logos — учение) и энергетический аспекты. Сердце являет собой средоточие духовной индивидуальности (высшего «я») человека. В многомерном микрокосме оно соотносится с принципом Буддхи, находящимся в неразрывной связи с духом (Атмой) и духовным разумом (Высшим Манасом). Эти принципы сознания бессмертны и подлежат перевоплощению в многочисленных земных личностях.

Человеческий микрокосм объединяется сложной сетью энергетических центров, насыщающих его жизненной силой. Важнейший из них — центр сердца, значимость которого непреходяща во времени3. У духовно развитого человека сердце магнитно управляет работой всех других центров, преобразует и аккумулирует внутренние психические энергии (энергии мышления, чувств, воли).

Одна из главных функций сердца — упорядочивание взаимодействия микрокосма с многообразными природными и космическими энергиями. В Живой Этике утверждается, что «огонь сердца... является естественною связью с Макрокосмом»4. «Из всех устоев самый огненный есть магнит сердца. Изъять его — значит оставить построение без души, ибо магнит сердца вмещает все космические насыщения. Магнит сердца является синтезом всех тонких энергий»5. Таким образом, сердце выполняет роль эволюционного, энергетического центра, интегрируя физический, тонкий, духовный («огненный») миры внутри микрокосма и поступательно соединяя человека с многомерным пространством макрокосма.


Н.К. Рерих. ЛАДАК. 1928 –1929


3. Гносеологический (от греч. gnosis — познание, logos — учение) аспект. Сердце предстаёт центром и источником подлинного человеческого разума, точнее, высших аспектов его сознания. Оно являет «благую чашу» накоплений жизненного опыта, знаний, творчески-познавательных способностей человека, его памяти. «...Сердце человеческое — престол сознания», — подчеркивают Великие Учителя. «Магнит сердца состоит из накоплений тысячелетий...» «Правда в сердце, знание в сердце, прозрение в сердце. (...) Все познавания Надземного образуются в сердце. Мысль зарождается в сердце и лишь передаётся в мозг»6. Как мы видим, носителями человеческого сознания утверждаются тонко-энергетические, полевые состояния материи, следствия работы которых отражаются на физическом сердце и мозге человека.

Путём очищения сердца от самостных наслоений и сознательного руководства его побудительными импульсами человек может приобщиться к опыту своих прошлых земных и надземных существований. Именно сердце является источником вдохновения, озарения, глубинной интуиции, богатого воображения, неиссякаемого творчества, утончённого восприятия и целостного познания мира. Данная идея весьма близка к анамнезису (воспоминанию мира Идей) Платона.

Процесс познания, согласно Учению, не только активизирует субъективно-личностную природу человека, но имеет непосредственную проекцию в иные («тонкие») измерения бытия. Мыслительный процесс выводит человека в сверхфизическую, надземную реальность. По утверждению Е.И. Рерих, сам «процесс мышления уже есть работа на тонком плане...»7 Мысль, имея энергетическую природу, обладает рядом магнитных свойств, и главное из них — способность творить, следуя вложенному импульсу своего создателя. Так своей мыслью человек способен приобщиться к различным сферам бытия и даже участ­вовать в их жизни. Высокая духовная мысль предстаёт как «явление огненное», т.е. соответствующее высшим тонкоэнергетическим сферам космоса и обладающее их качествами. Следовательно, сердечное самопознание, очищение и расширение сознания есть процесс познания космического бытия в целом, его внешней (объективно-земной) и внутренней (тонкой) многомерной природы.

Для обозначения развивающейся способности человека синтезировать накопленные им сокровища сознания, Великие Учителя ввели понятия чувствознания и духоразумения как высшего проявления чувствознания. Их содержание раскрывается как синтетическая интуиция, духовное прозрение, способность человека непосредственно постигать целостную сущность явления. Чувствознание — это «синтез духовности», мудрость, «сердечный ум». «Если в эволюции инстинкт развивался в чувства, то утончение приведёт к чувствознанию»8. Этот способ познания обозначается как «познание сердцем». Овладение им есть важный этап духовной эволюции человека и человечества.


Н.К. Рерих. ОГОНЬ. 1943


Духовный разум (сердце) проявляется в способности к трансценденции, т.е. к выходу за границы повседневного жизненного опыта, в целостности восприятия и нравственном целеполагании. Одним из главных признаков синтетического мышления является «обобщение процессов Бытия Видимого и Невидимого»9. Так, развитое чувствознание, или духоразумение, оперирует бульшим количеством параметров при осмыслении окружающего мира, прозревает глубинные причины и связи явлений, вырабатывает качественно новые методы познания и критерии оценки.

Сердечная мысль резко противостоит сугубо рационалистическому познанию, обозначаемому на страницах Учения как мозг, ум, рассудок, интеллект: «Поучительно усмотреть разъединение процессов мозгового и сердечного. Мозг следует условному мышлению и повторяет напетые формулы. Но сердце... хранит крупицы Истины. Там, где мозг находит подкрепление в отрицании, там сердце хотя робко, но всё же трепещет радостью при близости явления решения»10. Такое противопоставление сердца (духовного разума) и рассудка как двух уровней мыслительной деятельности развивает философскую традицию, уходящую истоками в восточную и античную философию и продолженную Николаем Кузанским, Дж. Бруно, Б. Паскалем, Ф. Шеллингом и многими русскими философами.

Рассудок представляет собой низший уровень познания. Особенность его работы состоит в разложении целостных объектов на составные части. Он имеет формальный, алгоритмический характер. Это скорее житейское, расчётливое мышление, отличающееся конкретностью и ориентированное на практическую пользу. Рассудок не задаёт целей, не оперирует идеями, не способен на нравственное осмысление.

Е.П. Блаватская, автор фундаментального труда «Тайная Доктрина», относимого Е.И. Рерих к книгам Учения11, неоднократно подчеркивала, что «Учение Сердца» противостоит «Учению Ока», так как первое ведёт к познанию вечных истин, а второе сводится к поверхностным умозрительным построениям и внешней обрядности.

4. Религиозный (от лат. religare — связывать, соединять), или йогический (санскр. связь, единение), аспект. Согласно Учению Живой Этики, путь духовного совершенствования человека строится как процесс расширяющегося и углубляющегося вза­имодействия его с Высшими разумными существами, населяющими различные миры Вселенной. Отметим, что идея бесконечности космической эволюции закономерно содержит в себе возможность существования таких Высших существ, на чём настаивают религиозно мыслящие философы, как в русской, так и в восточной и западноевропейской культурных традициях.

В Живой Этике установление постоянной непосредственной связи с Иерархией Света формулируется как ближайшая задача человечества. Мысленное устремление к надземным мирам уже вызывает определённую информационно-энергетическую связь с ними. Духовное преображение человека раскроет эту возможность более «осязательно» и многогранно. Именно от сердца, согласно Учению, тянется «серебряная нить» связи и общения человека с его духовным Учителем, ближайшим звеном Иерархии. «Только сердце, ничем, кроме любви, не покрытое, связывает нас с Высшими Силами»12. «...Сердце вовсе не наш орган, но дано для высших сношений»13.

Наиболее плодотворной и поистине космической формой осуществления такой связи выступает творчество. По мысли Учителей, творческое начало в человеческой природе предопределяет его жизненное предназначение. Человек — не «раб» (Бога, законов) и не «царь» (природы, всего сущего), но должен стать сотрудником и активным соучастником эволюции космической жизни. «Человек... предназначен Космосом быть создателем и сотворцом...»14 Человеческое творчество должно влиться, как капля в океан, в космическое творчество. Первое от второго неотрывно, ибо иначе нежизнеспособно. В процесс же космического творчества способно проникнуть только сердце человека, звучащее на ритмы и зовы Вселенной, вмещающее тонкие касания и идеи духовного Учителя.

5. Эстетический аспект. Понятие Красоты, развитое в этическом ключе, является целеполагающей и системообразующей категорией в Живой Этике, разрабатывающей новые аспекты его понимания. Высшие духовные миры, согласно Учению, являют непосредственное воплощение принципов Света, Добра, Красоты, Истины. Махатмы утверждают, что всеначальная «психическая энергия есть красота» и она «прежде всего живёт в сердце»15. Сердце, развивающее связь с Высшим, способно постигать идею Прекрасного и Возвышенного и транслировать её
в земной плотно-материальный мир, преображая и облик человека, и его творческий труд, и окружающую социальную действительность. Учителя акцентировали внимание на культуросозидающей и строительной мощи сердца и красоты: «Самый мощный Источник огненных энергий — сердце — ещё не исследован как явление двигателя и творчества». «Только зажжённое всеми огнями сердце может познать красоту высшей жизни»16.

В Учении Живой Этики Красота предстаёт формулой космической эволюции, одним из тех духовных магнитов, которые изначально определяют её направление и формы. Для разумных существ развитое чувство Красоты является неотъемлемым условием как самопознания, так и познания космоса. «Целость Мироздания есть красота, и человек должен полюбить всё создание, только тогда он может выполнить своё назначение»17.

Н.К. Рерих связывал чувствознание с эстетическим чувством человека, утверждая, что жизнь в красоте естественным образом развивает способность к чувствознанию намного быстрее, чем другие пути. Произведение подлинного искусства есть целостный мыслеобраз, синтезирующий возвышающую энергию духовного чувства с динамичной энергией устремлённой мысли.

6. В нравственно-аксиологическом смысле (от греч. axiа — ценность, logos — учение) сердце есть голос высшего «я» человека, ярко проявляющийся в чувствах самоотверженности, совестливости, любви, ответственности. Оно заключает в себе кристаллы высших нравственных качеств. «Какая же любовь без самоотвержения, подвиг без мужества, труд без терпения, творчество без самосовершенствования!
И над всем этим воинством благих ценностей водительствует сердце»18. Так сердце — квинтэссенция нравственных чувств, их кульминация. Вектор стремлений чистого сердца — Общее Благо, а не эгоцентрическая замкнутость. Сердце — это «оружие Света», постоянно готовое «поражать тьму и обуздывать хаос»19.

Сердце предстаёт неиссякаемым источником совершенствования человека, побуждающим его к продвижению к лучшему, более чистому, высокому, к достижению духовной радости, окрылённости, гармонии с миром. «...Совершенствование начинается от сердца...»20 Без огней сердца, — утверждается в Учении, — «невозможно утвердить высшую Этику»21. Являясь выразителем духовного начала, сердце задаёт важнейшие нравственные критерии поведения и помыслов личности. Чистое сердце — истинный судья человека. Развитие его ведёт к чуткому распознаванию сложных границ проявлений высшего и низшего, полезного и вредного, возвышенного и грубого, к утончению чувства меры и такта. Когда человек стремится к осознанному выбору и поведению в жизни, то многие традиционные, житейские представления оказываются для него неприемлемыми, и тогда только развитое сердце способно найти верное, диалектически соизмеримое решение.

Важно отметить органичную взаимосвязь нравственной и познавательной сфер человека в философии Учения. Подчёркивается, что «мера понимания есть степень любви»22, а любит — сердце. Согласно такому подходу, насколько сердце открыто в любви к миру и нравственно очищено, настолько сознание человека способно вместить сокровища знания и мудрости. Великие Учителя неоднократно указывали, что развитие познания в человеческом мире совершается чрезвычайно медленно, и главная причина этого — неразвитость сердца. «Как мощное динамо, излучает Мир Огненный ливень самых лучших формул. (...) Так можно соединиться Огнями Сердца со Светом Высшим». «...Сколько достижений стучатся в сердце человеческое!»23

7. Социальный аспект. В основе социальных потрясений, подчёркивал Н.К. Рерих, лежит «не только финансовый кризис, но чаще всего это кризис потухших сердец»24. Исходя из философского разграничения культуры и цивилизации, Рерихи акцентировали внимание на развитии духовной культуры и творчества как естественного пути эволюции человека (человечества) и приобщения его сознания к Высшей реальности. Путь Сердца противостоит губительному пути техногенной цивилизации, где человек становится частью бездушной машины, с помощью которой он надеялся покорить природу, а оказался порабощён сам. Если цивилизация — внешняя, материальная основа жизни общества, то гуманистическая культура предстаёт «духовным сердцем», сокровищем человечества. «Институт Сердца, — считают Великие Учителя, — будет Храмом расы будущей. ...Понятия сердца и культуры неделимы»25. Именно сердце являет собой подлинную основу и международный язык, способные объединить человечество помимо этнических, религиозных, социальных и иных различий.

В Учении подчёркивается неразрывная связь идеала общинного, коллективного начала с сердцем: простая формула «от сердца к сердцу — таков закон сотрудничества, общины, содружества»26. Будущий период человеческой истории в Живой Этике называется эпохой Сердца.

8. Эколого-планетарный аспект. В планетарном масштабе человечество рассматривается в Учении как высшая развивающаяся структура Земли. Планета прошла долгий и бурный путь изменений, прежде чем реализовала возможность зарождения на ней разумных форм жизни. Благодаря преобразованию коллективным человечеством земной материи, природных и космических энергий Земля эволюционирует далее — она начинает излучать более высокие, утончённые ментальные и духовные энергии, тем самым вступая в новые взаимодействия с небесными телами. Здесь снова высвечивается назначение человечества как объединителя миров.

Однако неразумно используя природные ресурсы, отравляя родную планету грубыми, тяжёлыми эманациями злобных мыслей и ненависти, человечество вывело из равновесия природные стихии и породило глобальный экологический кризис. «Горы обрушились, озёра усохли, ливни снесли города, явил лик голод — но молчит дух человеческий». «Справедливо было бы спросить человечество, во сколько десятков миллионов жертв оно оценивает перемену сознания?»27

Негативные энергии («коричневый газ») нарушают естественный энергообмен планеты и её самозащитный слой, препятствуют вхождению лучей дальних небесных тел, вызывают их разрушительные столкновения с низкими эманациями Земли и другие деструктивные последствия. Большой вред в истории землян приносили периоды безбожия, когда излучаемые человечеством энергии, способные связывать его и планету с Высшими мирами, ограничивались лишь материальной очевидностью и чаще всего становились основой «коричневого газа». Человек, по мысли Учителей, должен кардинально переоценить свою роль и значимость в эволюции жизни на планете28.

9. Сотериологический (от греч. soterion — спасение, logos — учение) аспект. Впервые в нравственной философии сердце обосновывается с антропологической и энергетической позиций как сотериологический путь (путь спасения) человечества: «...Теперь сердце нужно как спасительный мост с Миром Тонким. Нужно утверждать, что осознание качеств сердца составляет самую насущную ступень мира. Никогда это не было сказано как спасение»29. Лишь перенос сознания с личного, эгоистически-рассудочного уровня миропонимания, явившегося, по мысли Рерихов, коренной причиной глобального кризиса XX в., на духовный, высокоразумный уровень позволит гармонично сочетать подлинные, эволюционные потребности человечества в целом и каждой конкретной личности. Грозные времена мирового переустройства могут быть пройдены человечеством только при условии, что надвигающиеся новые напряжённые космические энергии и токи будут ассимилированы расширенным сознанием, очищенным огнями сердца.

Итак, развитие сердца — неизбежный этап космической эволюции человечества. Это есть единственный естественный путь его прогресса и вхождения в космическое сообщество. Сердце — подлинное сокровище человека, нравственно, эстетически и энергетически ведущее его становление как творческой индивидуальности. Нам ещё предстоит осознать, по достоинству оценить этот данный свыше дар — живое сердце — и овладеть новой ступенью восходящей жизни — «жизни по сердцу».


1 Сердце. 62.

2 Мир Огненный. III. 28. См. также: 27, 42, 44.

3 См.: Мир Огненный. II. 210.

4 Сердце. 255.

5 Мир Огненный. III. 372.

6 Сердце. 354; Мир Огненный. III. 372; Надземное. 689. См. также: Мир Огненный. III. 206, 207.

7 Письма Елены Рерих. Т. 2. Минск, 1992. 23.04.1938.

8 Беспредельность. 774.

9 Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000. С. 252. См. также: Мир Огненный. III. 334.

10 Мир Огненный. II. 141. См. также: Мир Огненный. III. 463; Сердце. 353, 390.

11 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М.: МЦР, 1999. 27.01.1933.

12 Мир Огненный. II. 154. См. также: Сердце. 69, 250, 340; Беспредельность. 61, 62, 67.

13 Сердце. 389.

14 Мир Огненный. III. 374. См. также: 306.

15 Аум. 478; Надземное. 719.

16 Мир Огненный. III. 206, 207.

17 Надземное. 519.

18 Сердце. 75.

19 Сердце. 558.

20 Сердце. 96.

21 Мир Огненный. III. 164.

22 Агни Йога. 424.

23 Мир Огненный. I. 604, 603.

24 Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 138.

25 Сердце. 504.

26 Община. 275.

27 Листы Сада Мории. Зов. 9.06.1921; Мир Огненный. II. 211.

28 См.: Мир Огненный. II. 92, 93; Беспредельность. 488.

29 Сердце. 561.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Доклады