Утонченность духа определяется именно степенью его почитания высших ценностей. Рерих Е.И. Письмо от 01.10.1935 |
Сейчас мы поговорим о том, что известно абсолютно всем: в чём мы живём, чем мы окружены и без чего мы вообще свою жизнь не представляем. Мы поговорим о вещах, но в аспекте «душа вещей», потому что всё имеет свою душу — особую, непостижимую для нас, неповторимую. Когда мы её чувствуем — у нас к вещам иное отношение, чем обычное, стандартное.
Можно хвалить, кому дух подсказывает правильное отношение ко всему окружающему.
Мир Огненный. II. 101
В Учении Живой Этики говорится: «Пробуйте наблюдать жизнь так называемых неодушевлённых предметов. Замечайте ваше воздействие на них»1.
«Так явленные Йоги часто заповедуют ученикам говорить с вещами. (...) Считайте счастьем, что и в земном состоянии можно приучать себя к истинному обращению с предметами. (...) Можно понять, что и наши чувства обостряются на признании жизни всего сущего, в чём мы участвуем»2.
«Окружающие предметы поддаются влиянию Тероса (то есть психической энергии. — Н.С.). Можно чувствовать, как незримо доброжелательно будут относиться вещи, если их коснётся чистое пламя»3. Человек, носитель огня, «является в то же время и благо несущим и свет всему, что его окружает: людям, животным, растениям и вещам. Эманации света, исходящие от него, несут благословение всему, чего они касаются»4.
«Во всяком предмете наряду с частями совершенными найдутся крупицы хаотические. Можно из каждой вещи вызвать к действию или совершенные, или хаотические крупицы. Кроме магических вызываний, против которых Мы говорили не раз, каждый человек сердечной энергией совершает постоянные вызывания. Когда человек думает о неудобстве предмета, он становится действительно неудобным. Когда же человек мыслит о прекрасном предмете, то совершенные частицы его начинают действовать. (...) ...Предмет как бы оживает при человеческой мысли. Стоит человеку осознать эту естественную силу, как он может благотворно применять её во всех случаях жизни. (...)
Разве не прекрасно, что самые простые люди уже могут вызывать частицы прекрасные и могут останавливать течение хаотических крупиц?»5
В книге «Община» сказано: «Можно заметить интересные опыты при фабричном труде. Каждый опытный работник знает, что машины требуют отдых. (...)
Нам приходилось делать опыты на ткацких фабриках, где имеются сотни станков и до сотни довольно опытных работников. Станки просили отдых вне разрешаемой пропорции, вне зависимости от опытности ткача. Подвергая ткачей психическому испытанию, можно было ясно видеть, что в руках, обладавших психической энергией, станки менее нуждались в отдыхе; как бы живой ток сообщался станку и удлинял его жизнеспособность»6.
«Также можно заметить, насколько около одних людей изнашиваются вещи, тогда как другие точно чем-то охраняют их. Иногда ошибочно говорят — "на нём всё горит". На самом деле как раз наоборот. Обращайте внимание на охранителей, они окажутся близкими Огню. Именно огненное начало сохраняет продолжительность существования вещей»7.
Но когда энергия направляется во зло, она становится разрушительной и народ говорит: «На воре шапка горит».
Очень интересно отношение к вещам детей. По-своему они недалеки от истины. Кукла для ребёнка живая. Она плачет, смеётся, спит, ей холодно или тепло, её можно купать и кормить, и кукла своеобразно отзывается на чувства ребёнка.
У одного маленького мальчика была игрушечная черепашка на колёсиках, которая при движении поднимала и опускала головку. Мальчик кормил её крошками хлеба и был уверен, что она их ест.
Дети своеобразно воспринимают самую суть вещей, не прибегая при этом к научным изысканиям о вибрациях и наслоениях.
У всех у нас есть любимые предметы, украшения, безделушки, которые мы держим при себе. Некоторые взрослые не расстаются со своими любимыми предметами детства, которые становятся для них чем-то вроде талисманов.
Свойством воспринимать и запечатлевать воспринятое обладает вся материя, а не только люди, животные или растения. Об этом говорит Николай Рерих в книге «Цветы Мории»:
Мы не знаем. Но они знают. Камни знают. Даже знают деревья. И помнят. Помнят, кто назвал горы и реки. Кто сложил бывшие города. Кто имя дал незапамятным странам. Неведомые нам слова.
«Стены старинных домов, помещений, замков, соборов тоже многое могли бы поведать. Кольца, ожерелья, браслеты, короны хранят в себе всё, что происходило в их присутствии. (...) Вся история Рима запечатлена на сохранившихся в нём камнях, видевших то, что в нём было. Любой предмет два последующих мгновения уже не тот же самый именно благодаря как наслоениям от внешних вибраций, так и от перемен, которые беспрерывно идут в нём самом»8.
Когда-то я видела огромные скалы на Маньчжурских сопках. Они потрясли меня своим величием. Под ними текла горная речка. Они были такие грандиозные, такие торжественные! И я написала по этому поводу стихотворение.
Скалы, громадные братья! Учите людей молчанью. Торжественность вам знакома, Хранители древних тайн. Века для вас, как минуты, Проходят грядою стройной; События дней минуют Величие ваших стен. Людские страсти и горе, Как волны реки бурливой, О ваши твердыни бьются, Откатываясь назад. А вы, огромные братья, Над всем суетливым миром Стоите неколебимо, Храня в глубине громад Ваш медленный и глубокий, Загадочный ритм жизни, Дыханье тысячелетий В массивы свои вобрав. А люди, устав от пыли И шума ненужной жизни, Придут к вам узнать молчанье, Заимствовать простоту И ту непоколебимость, Которая вам знакома, Немые древние братья, Хранители вечных тайн!
Н.Д.Спирина. Скалы
«Особо трудно людям понять огненную природу вещей. Каждый камень полон огня. Каждое дерево насыщено огнём. Каждый утёс как бы столб пламени. Кто же тому поверит? Но пока люди не осознают огненную основу природы, они не приблизятся к некоторым энергиям. (...) С сиянием каждого предмета связаны Миры»9.
Но огонь может быть как светлый — созидательный, так и тёмный — разрушительный.
«Можете представить себе благие воздействия творений человеческих, созданных руками, излучающими Свет. Эти наслоения очень прочны и сопровождают эти творения в течение всего времени их существования. Правильно некоторые предметы назывались священными. Но представление о благой ауре светоносных предметов надо расширить. Предметы искусства, насыщенные красотою, несут на себе эти благодетельные излучения, ибо Красота, Гармония и Свет — явления, неотделимые друг от друга»10.
Недавно по телевидению показывали замечательный фильм о Леонардо да Винчи, как он создавал свои произведения, и особенно «Тайную вечерю». Это настолько поразительно! Всё это было для него живое, священное. Он в это время молился, приобщался к тем великим обликам, которые изображал.
Придёт время, когда «люди наконец поймут, какие мощные воздействия их окружают. Они познают, что весь обиход их жизни проявляет великое воздействие на их судьбу. Люди научатся внимательно относиться к каждому предмету. Они окружат себя истинными друзьями и уберегутся от разрушительных влияний.
Так спасительная энергия поможет в переустройстве жизни»11.
25 июня 2000 г.
1 Агни Йога. 101.
2 Мир Огненный. II. 147.
3 Агни Йога. 577.
4 Грани Агни Йоги. I. 18.10.1960.
5 Мир Огненный. II. 147.
6 Община. 176
7 Мир Огненный. I. 86.
8 Грани Агни Йоги. II. 506.
9 Мир Огненный. III. 435.
10 Грани Агни Йоги. XII. 58.
11 Аум. 385.