Каждая радостная утрата есть безмерный выигрыш. Листы сада М. Озарение, ч. 2, гл. 7, п. 2 |
21 ноября церковь отмечает Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Слово Архистратиг означает военачальник или главный воевода. Сегодня мы хотим вспомнить об этом Предводителе Небесного Воинства — Заступнике рода человеческого, Победителе главы сил зла.
Михаил считается величайшим Ангелом в трёх главных религиях мира — иудаизме, христианстве и исламе. Его имя встречается уже в религии халдеев, существовавшей за несколько веков до нашей эры. Его традиционно считают победителем сатаны.
В Откровении Иоанна Богослова сказано, что именно Михаил спустился с небес с «ключом от бездны и большой цепью в руке своей»1 и связал сатанинского дракона на тысячу лет. Там же говорится: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона... И низвержен был великий дракон, древний змий...»2
Расскажем о некоторых из бесчисленных чудес, совершённых Архангелом Михаилом. Согласно библейской легенде, он вывел Лота из Содома перед уничтожением Господом этого города за грехи его жителей. Также в Писании повествуется о том, как Архистратиг Михаил вывел из темницы Апостола Петра, заключённого в неё преследователем христиан Иродом Агриппой. Этот эпизод изображён на гравюре Доре.
Ежегодно 19 сентября отмечается чудо Архистратига Михаила, совершённое во фригийском городе Хони (Колоссах) близ города Иераполя. Фригия — древняя страна в северо-западной части Малой Азии.
Во времена языческого многобожия в Иераполе люди поклонялись громадной и страшной ехидне — живой ядовитой змее. Они построили в честь этой змеи храм, где и содержали её, принося ей различные жертвы.
В то время двое из Апостолов — святой Иоанн Богослов и святой Филипп, один в Эфесе, а другой в Иераполе, — проповедовали христианство. После Эфеса Иоанн Богослов отправился в Иераполь на помощь к святому Филиппу. Там же находился и святой Апостол Варфоломей. Вместе с ними святой Иоанн Богослов послужил делу спасения людей. Сначала они вооружились против ехидны, которой безумные люди приносили жертвы, почитая эту тварь за бога. Своими молитвами они убили ехидну, а поклоняющихся ей обратили к Единому Истинному Богу, сотворившему небо и землю.
Избрав место, называемое Херотопа, они стали пророчествовать, что здесь воссияет благодать Божия, что это место будет посещать Воевода Небесных Сил, Святой Архистратиг Михаил, и что здесь будут совершаться чудеса. Всё это вскоре и сбылось.
Когда Апостолы впоследствии разошлись, по их пророчеству на том месте появилась чудотворная вода. К этому источнику стали приходить не только верующие, но и неверующие, ибо совершавшиеся там чудеса, как громогласная труба, призывали сюда всех; и все пившие и умывавшиеся из этого источника исцелялись от своих недугов, и многие, получив здоровье, крестились во имя Святой Троицы.
В это время в Лаодикии жил один эллин, грек, у которого единственная дочь была нема от рождения. Отец её очень скорбел и прилагал много старания к исцелению её немоты, но ничего не достигнув в этом, впал в глубокое уныние. Однажды во сне он увидел Ангела Божия, сияющего как солнце и сказавшего ему следующие слова:
— Если хочешь, чтобы заговорила дочь твоя, то приведи её к моему источнику, находящемуся в Херотопе, близ Иераполя, напои её водой из источника и тогда увидишь славу Божию.
Проснувшись, он тотчас же взял дочь и поспешил к чудотворной воде. Там он нашёл множество людей, черпающих воду, крещающихся в ней и получающих исцеления от своих болезней.
Он спросил их:
— Кого призываете вы, омываясь этой водой?
Те отвечали ему:
— Мы призываем имя Отца и Сына и Святого Духа, призываем в помощь и Святого Архистратига Михаила.
Тогда человек тот, возведя очи свои к небу и воздев руки, сказал:
— Отец и Сын и Святой Дух — Бог христианский, помилуй нас! Святой Михаил, слуга Божий, помоги и исцели дочь мою!
При этом он зачерпнул воды из источника и влил её с верой в уста дочери; тотчас же она ясно проговорила:
— Боже христианский, помилуй меня! Святой Михаил, помоги мне!
Все свидетели этого чуда удивлялись силе Божией и, прославляя Святую Троицу, величали помощь Святого Архистратига Михаила. Эллин же тот, видя, что дочь его исцелилась, чрезвычайно обрадовался и немедля крестился вместе со своей дочерью и всеми домашними своими, пришедшими с ним. В знак своей благодарности он построил над чудотворным источником прекрасную церковь во имя Святого Архистратига Михаила, Воеводы Небесных Сил.
В 90-й год построения этой церкви пришёл туда из Иераполя десятилетний отрок по имени Архипп; родители его были ревностными христианами и воспитали сына в благочестии. Архипп стал жить при церкви Святого Архистратига Михаила, исполняя при ней пономарскую службу.
Отрок начал руководствоваться в своей жизни таким правилом: с того времени как он поселился при церкви, служа Богу, он ничего не вкушал из мирских кушаний и питья: ни мяса, ни вина, даже хлеба он не ел, но питался одной пустынной зеленью, которую сам собирал и варил; пищу принимал он один раз в неделю и то без соли, питьём же для него служило лишь незначительное количество воды. Благодаря такому воздержанию Архипп умертвил свою плоть и в таких добродетелях неизменно пребывал с юности до самой старости, душой приобщаясь Богу и уподобляясь житию бесплотных.
Одежда Архиппа была очень бедна: он имел только две одежды из грубого волоса, из которых одну носил на теле, а другой покрывал свою постель, устланную острыми камнями. Он покрывал её одеждой для того, чтобы входившие в его жилище не видали, что он спит на острых камнях; изголовьем же для него служил небольшой мешок, наполненный тернием. Каждый год Архипп переменял свою одежду: той, которую носил на теле, он покрывал свою постель, а которая была на постели, он надевал на себя; по прошествии года он опять переменял эти одежды. Так, не имея покоя ни днём ни ночью, он умерщвлял своё тело и соблюдал свою душу от сетей вражьих.
Проходя столь тесный и прискорбный путь жизни, блаженный Архипп, взывая к Богу, молился:
— Не попусти мне, Господи, порадоваться на земле суетной радостью, да не увидят глаза мои никаких благ мира сего, и пусть не будет для меня никакой отрады в сей временной жизни. Исполни, Господи, очи мои слёз духовных, дай сокрушение в сердце моём и благоустрой пути мои, дабы мне до конца дней моих умерщвлять плоть мою и поработить её духу. Какую пользу принесёт мне сия бренная плоть моя, созданная из земли! Она, как цветок, утром расцветает, вечером же засыхает! Но дай мне, Господи, усердно трудиться над тем, что полезно для души и для жизни вечной.
Так молясь и так поучаясь, блаженный Архипп стал уподобляться Ангелу Божию, проводящему небесное житие на земле. И не о своём только спасении заботился Святой, но и о спасении других, ибо многих неверных обратил он ко Христу и крестил их.
Нечестивые эллины, видя всё это, завидовали блаженному Архиппу и, не терпя преславных чудес, являемых от святого источника, возненавидели жившего там праведного мужа. Часто они нападали на святого Архиппа, терзали его за волосы и за бороду и, повалив на землю, топтали ногами и после различных истязаний выгоняли оттуда. Но будучи твёрд духом подобно алмазу, блаженный Архипп всё это мужественно претерпевал от идолопоклонников и не отступал от святого храма, служа Богу в святости и незлобии своего сердца и заботясь о спасении душ человеческих.
Однажды нечестивые захотели убить блаженного Архиппа, но Господь, пекущийся о судьбе праведных и не дающий их в руки грешников, сохранил Своего раба от убийц: внезапно у них омертвели руки, так что они не могли ими и дотронуться до преподобного. От воды же явилось необыкновенное чудо: как только нечестивые приблизились к источнику, тотчас вышел из воды огненный пламень и, устремившись на беззаконных, отогнал их далеко от источника.
В другой раз беззаконники задумали пустить реку, протекавшую по левую сторону храма, на святое место, чтобы святой источник, смешавшись с речной водой, потерял свою чудотворную силу. Но когда они начали приводить в исполнение злой умысел свой, река по велению Божию дала своим струям иное течение и потекла по правую сторону храма. И опять нечестивые со стыдом возвратились домой.
Были там ещё две другие реки, протекавшие на некотором расстоянии от святого места. Обе эти реки, встретившись у подножия большой горы, соединялись вместе. Вселукавый дьявол внушил нечестивым людям злой умысел: он научил их пустить воды обеих рек на чудотворное место, вследствие чего должен был разрушиться храм Святого Архистратига Михаила, а вода должна была залить святой источник и потопить святого Архиппа. Местность была очень удобна для свершения этого замысла, ибо реки стекали с вершины горы, а храм находился у её подножия.
В великом множестве нечестивые направились ко храму и прокопали глубокий и широкий ров от огромного камня, находившегося около церковного алтаря храма Архистратига, вплоть до той горы, под которой реки соединялись вместе. Они также намеревались запрудить реки, чтобы накопилось как можно больше воды. Видя всё это, преподобный Архипп молился и призывал на помощь скорого предстателя Архистратига Михаила не дать погубить святое место от потопления.
Накопив воды, нечестивые устремили её по приготовленному для неё ложу на святой храм. В то время блаженный Архипп, находясь в храме на молитве, услышал голос, повелевающий ему выйти из храма. Выйдя, он увидел Великого Предстателя и Хранителя рода христианского — Святого Архистратига Михаила в образе прекрасного и пресветлого мужа. Потрясённый этим видением, Архипп упал на землю. Архангел же сказал ему:
— Не бойся, встань, подойди ко Мне сюда и увидишь силу Божию на сих водах.
Когда вода подошла близко, Архистратиг поднял правую руку и, изобразив крестное знамение на поверхности воды, сказал:
— Остановитесь там!
И тотчас воды стали на месте, как каменная стена, и поднялись в вышину, подобно великой горе. Затем Архистратиг, повернувшись ко храму, ударил жезлом в огромный камень, находившийся около алтаря, и начертал на нём крестное знамение. Одновременно послышался великий гром, земля затряслась и камень у алтаря разделился надвое, образовав громадное ущелье. После этого Святой Михаил громогласно возгласил водам:
— Войдите в сие ущелье!
И тотчас воды с шумом потекли в каменную расселину и с тех пор постоянно текли этим путём сквозь камень. Поразительно, что не только люди, но и стихии повиновались Великому Архистратигу Михаилу.
Сохранив от потопления храм и преподобного Архиппа, Святой Архистратиг Михаил взошёл на небо, а блаженный Архипп возблагодарил Бога за совершённое чудо и прославлял Архистратига Михаила за Его заступничество. Тогда все противники его устыдились, у верующих же была великая радость.
С того времени постановили праздновать день, в который совершилось это чудо. А место получило название Хони, то есть погружение, потому что там воды погрузились в камень.
На Руси самые значительные чудеса Архистратига Михаила представлены в клеймах большой иконы XV века, называемой «Архангел Михаил с деяниями», находящейся в иконостасе Архангельского собора Московского Кремля. Среди них: «Разрушение Содома», «Изведение Апостола Петра из темницы», «Чудо в Хонях» и другие. Все эти подвиги Архистратига Михаила были широко известны на Руси, а сам Он считался покровителем князей и ратной славы. Примечательно, что в «Сказании о Мамаевом побоище» — литературном произведении первой половины XV века — Архангел Михаил назван одним из главных героев Куликовской битвы 1380 года.
Одна из версий истории написания этой иконы основана на легенде о явлении Ангела Евдокии — вдове великого князя Дмитрия Донского, — что и побудило её заказать икону с изображением Ангела для дворцовой церкви Рождества Богоматери. Видение было зафиксировано в летописи 1407 года. Позже икона была перенесена в Архангельский собор Московского Кремля. На иконе Архангел Михаил изображён в алом плаще, который в византийском и русском средневековье считался символом княжеского достоинства. Грозный Лик Архистратига выражает суровую и несокрушимую устремлённость к победе над силами зла.
Не только в России почитался Архистратиг, но и на Западе. В роковой для Франции момент, когда спасительницей её была избрана простая пастушка с великой душой — Жанна д’Арк, — ей явился Архистратиг Михаил и указал возглавить войско для спасения Франции.
Вот как описывает этот эпизод Марк Твен в своей книге о Жанне д’Арк от лица своего героя: «Однажды — это было 15 мая 1428 года — я спустился с холма на опушку дубовой рощи... День был облачный, и вся поляна вокруг дерева была в густой тени. Жанна сидела на толстых, узловатых корнях бука, которые образовали подобие кресла. Руки её были сложены на коленях, голова склонена, и вся её поза выражала глубокую задумчивость; казалось, она унеслась куда-то далеко. Вдруг я увидел нечто необычайное: по траве к дереву медленно скользило белое сияние. Оно имело очертания исполинской крылатой фигуры, и белизна его была не похожа ни на какую другую белизну, известную нам, разве только на белый блеск молнии; но даже молния не могла равняться с ним яркостью; на молнию можно смотреть, а этот свет был так ослепителен, что на глазах у меня выступили слёзы. Я обнажил голову, понимая, что нахожусь в присутствии чего-то неземного. У меня захватило дух от благоговейного ужаса.
Тут случилось ещё одно чудо: в лесу до этого стояла тишина, какая наступает с приближением грозовой тучи, когда всё живое пугливо смолкает. А сейчас птичий хор вдруг залился такими ликующими трелями, что было ясно: он поёт хвалу Божеству. При первых звуках этого хора Жанна бросилась на колени, склонила голову и сложила руки на груди.
А между тем ей сияние ещё не могло быть видно. Как же она узнала о нём? По пению птиц? Так мне показалось. Значит, видение являлось ей уже не впервые? Да, очевидно, это было так.
Сияние медленно приблизилось к Жанне, достигло её и окружило несказанным великолепием. В этом неземном блеске лицо её, прежде прекрасное лишь земною красотой, чудесно преобразилось. Озарённое дивным сиянием, её грубое крестьянское платье стало подобно облачению небесных Ангелов...
Вот она поднялась с колен и стояла, всё ещё склонив голову и сплетя пальцы опущенных рук; вся пронизанная дивным светом, но, как видно, не сознавая этого, она к чему-то прислушивалась... Немного спустя она подняла голову, словно глядя в лицо кому-то исполинского роста, с мольбой воздела руки и заговорила. Я услышал, как она сказала: "Ведь я так ещё молода! Как мне оставить мать и родимый дом и идти на такое великое дело? Сумею ли я говорить с воинами и стать их соратником? Они будут оскорблять и презирать меня. Как я поведу войско в бой? Ведь я девушка, не искушённая в науке войны; я не владею оружием, не умею сесть на коня... Но если такова воля Божья..." Голос её прервался рыданиями, и я ничего больше не расслышал»3.
После этого Божественного Видения в ответ на вопросы своего друга Жанна объяснила: «То был Архангел Михаил, глава Небесного Воинства. (...) Мне являются святые в сонме Ангелов и беседуют со мной. Но они слышны только мне. Они очень дороги мне, мои Голоса, — так я их про себя называю. (...) ...Они обещали, что Франция будет спасена и снова станет великой. Но как и кем спасена — этого я не знала до сего дня. (...) Сегодня я узнала. Господь избрал для этого ничтожнейшее из своих созданий. Его велением и Его силой, а не своей, я поведу Его войска, я отвоюю Францию... (...) Я призвана — и я не отступлю, пока с Божьей Помощью не разожму тиски, которые сдавили горло Франции»4.
В тот миг, когда в огнях и ароматах, В блистаниях предстал Архистратиг, Ему вручила сердце без возврата Ты в этот страшный и блаженный миг. Архангел звал на подвиг небывалый Спасти страну от гибели, и ты, Объятая восторгом, целовала На той земле небесные следы.
Н.Д.Спирина
Е.И.Рерих в своём письме в 1934 году писала: «Также хочу напомнить Вам, что все Архангелы и Ангелы должны были пройти через человеческую эволюцию. ...И Архангел Михаил, занимая своё место среди высших Архангельских чинов, мог ходить по нашей грешной Земле, неся ей спасение. Если бы не эти величайшие Духи, давшие импульс к зарождению мысли на заре нашего земного, физического человечества и продолжавшие двигать эволюцию земного сознания на всём протяжении этого труднейшего и самого длительного процесса, то человечество земное и посейчас не вышло бы из состояния пещерных жителей. Именно Великие Архангелы и есть Семь Кумар и среди них Наивысший, о которых говорится в Восточных писаниях и в "Тайной Доктрине", пришедшие с высших миров и принёсшие величайшую жертву тем, что именно Они воплощались как великие Основатели религий и царств, философий и т.д., на всех поворотных пунктах истории планеты, чтобы ускорить эволюцию человечества. Именно Архангел Михаил сейчас на страже судьбы нашей планеты. Ему заповедана последняя битва с Князем Мира сего (о том свидетельствует и Библия)»5.
Елена Ивановна Рерих указывала, что 1936 год во всех пророчествах отмечался как год этого величайшего события — битвы и победы Архангела Михаила и всех Светлых Сил.
Труба Архангела запела Над потрясённою Землёй, Когда Заря сверкнула смелой, Неслыханною новизной. Мы шли века, тысячелетья Навстречу ей, наперекор Обманам и противоречьям, Путь преграждавшим с давних пор. Нам Мудрость вечная сияла, К Истокам Радости вела; Нас Красота сопровождала И никому не отдала!
Н.Д.Спирина. Новая Заря
А сейчас мы хотим объединить сердца и обратиться за Высшей Помощью.
Во имя Мудрости и Красоты, принесённой нам Свыше, будем просить Предводителя Великих Сил бесплотных Архистратига Михаила направить Свою Мощь и Помощь на очень трудное дело — создание в России Азиатской первого на Земле Сибирской Музея, посвящённого Николаю Константиновичу Рериху и его творчеству. Начало этой стройке уже положено.
Обратимся с сердечным воззванием к Великому Сердцу Водителя Сил Небесных покровительствовать нам в благом Деле завершения начатого.
26 ноября 2000 г.
1 Откровение Иоанна Богослова. 20: 1.
2 Там же. 12: 7, 9.
3 Твен М. Личные воспоминания о Жанне д’Арк сьера Луи де Конта. СПб., 1993. С. 57–58.
4 Там же. С. 60–61.
5 Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. 12.12.1934.