Четыре камня положите в основание действий ваших. Первый – почитание Иерархии. Второй – сознание единения. Третий – сознание соизмеримости. Четвертый – применение канона «Господом твоим». Озарение, ч. 2, гл. 9, п. 10 |
Н.К. Рерих. СВЯТОЙ СЕРГИЙ. 1922
На прошлом Круглом столе мы говорили о побуждении. Теперь, как бы продолжая эту тему, мы приходим к качеству готовности, которое неизменно следует за побуждением. Если мы не утвердим это качество готовности, то побуждения наши не осуществятся.
Что же такое готовность? В Учении Живой Этики сказано: «Постоянная готовность есть качество, которое нужно вырабатывать. Готовность не есть нервный порыв, не есть временное напряжение»1.
Готовность есть победа над самостью. «Готовность есть истинное мужество»2, так как при наличии этого качества человек не боится идти по пути Света, как бы ни был он труден и опасен, и выполняет свой долг, несмотря ни на что. Необходима готовность к выполнению порученного дела, даже если человек в этой области не имеет достаточного опыта. Вспомним Жанну д'Арк — простую пастушку, которая по велению Свыше повела войско на штурм Орлеана и победила.
Также нужно всегда быть готовым творить добро во всех состояниях — в этом сущность готовности.
В Учении говорится о разных видах готовности. Так, например, бывает готовность временная и постоянная, и нам указана последняя, потому что, как сказано — не ведаем ни дня, ни часа, когда нечто произойдёт.
Ценна именно полная готовность. В «Гранях Агни Йоги» о ней сказано: «Для того, чтобы готовность была полнострунной, она должна стать биполярной… И когда радость идёт, готова встретить она и горе, не теряя равновесия, а также и здоровье, и болезнь; достаток и нищету; дружелюбие и поношение; одиночество и окружение людьми; и тишину, и суетливость людскую... жизнь в теле и вне его. Словом, сознание должно быть готово ко всему и притом удерживать равновесие даже перед самой поражающей неожиданностью. Это и будет готовностью полной»3. Такая полная «готовность ко всему есть свойство (или качество) духа Архата»4.
Нужно уметь различать готовность внешнюю от готовности внутренней. Говоря о готовности внутренней, вспоминается пример Конфуция. Так, однажды, когда он «был тяжко болен, и друзья, пришедшие навестить его, полагая, что он находится при смерти, предложили ему начать читать молитвы, на что Мудрец улыбнулся и сказал: ''Моя молитва началась уже давно''. И, действительно, не была ли вся его жизнь таким непрестанным предстоянием перед... Наивысшим»5. Внешняя же готовность выражается только на словах, но не по существу, и такие люди при первом испытании отпадают подобно сухим листьям, уносимым первым осенним ветром.
В Учении говорится о том, что бывает готовность пламенная и прохладная. Первая горит при всяких обстоятельствах, и ничто её погасить не может. Прохладная же готовность проявляется только на словах и при первом испытании угасает.
Также следует воспитывать в себе радость готовности, она преумножает силы духовные и телесные, иначе «нередко готовность превращается в нечто унылое, мрачное, обречённое. (...) Подвиг утверждается, прежде всего, в радостной готовности»6.
Вспомним, в каких случаях в жизни проявляется готовность и когда она требуется.
«Следует уметь приложить это качество во всяких обстоятельствах»7. Так, должна быть готовность к терпению, к выносливости, к действию без сомнения и саможаления, ибо чем более человек готов к какому-то действию, тем он более успешен в нём. Следует помнить, что готовность создаёт своего рода магнит, который помогает притянуть и внешние возможности. Готовность сродни устремлению. Так, «при готовности к движению очищается мышление»8 и человек начинает думать о самом главном, минуя мелочи жизни.
Готовность обязывает человека приобрести дисциплину духа, так как, если он недисциплинирован, он не сможет подготовиться к своей миссии.
Также необходимо воспитать в себе готовность к опасностям и испытаниям — именно она мобилизует наши духовные и физические силы и тем самым вооружает к преодолению предстоящих трудностей.
Например, как говорил Николай Рерих — «готовность к наихудшему всегда даст возможность напрячь особые силы»9. При этом нужна готовность в сочетании с решимостью, чтобы ничто её поколебать не могло.
Существует высокая степень готовности к испытаниям, которая в Учении называется «Серебряная слеза». «Первое слово напоминает о нити серебряной, второе — о чаше терпения»10.
Готовность означает полную уверенность в том, что всё возможно преодолеть с Помощью Сил Высших, ибо Помощь льётся в избытке, но нужно быть готовым её принять. Такая готовность возжигает в сердце свет негасимый.
Следует также понять, что в наступающем веке Общины необходима готовность к сотрудничеству, без которого Общину не построить.
Также в «Живой Этике» сказано: «…готовьте людей к неизбежной напряжённости. Это не значит, что Учение влечёт к напряжению, но это нагнетение есть закон Сущего»11.
В «Гранях Агни Йоги» говорится: «…в готовности надо пребывать постоянно. Но готовность включает в себя и зоркость, и настороженность, и дозорность сознания, и постоянно горящий, неугасимый сердца огонь»12. «Открытая сердца готовность встретить суждённое время пусть будет тем ключом, который откроет врата в заповеданное будущее»13.
Именно сейчас наступает небывалая в истории человечества Новая Эпоха, чреватая неожиданными для нас событиями. Мы должны принять её достойно и не отступить перед приближающимися испытаниями. Мы знаем, что в ней произойдёт сближение миров и потому должны принять их в сознании и не считать ничего происходящего сверхъестественным, но лишь непознанным.
Самое великое ожидаемое событие — это Приход Высшего Мира в нашу жизнь, Приход Того, Кого человечество сознательно или бессознательно ждёт уже давно. И для того, чтобы принять Его достойно, необходима высокая степень готовности.
В минуту готовности духа Духовность незримо приходит; Влетают в открытое ухо Созвучия дальних миров; Сверкают открытому глазу Огни светозарного мира; И голос таинственный духа Безмолвно тогда говорит. Готовность открыть не замедлит Нежданному Вестнику двери; Готовность затеплит лампаду — Великий Приход не проспит. Готовность — как страж на дозоре, Как воин с мечом и стрелою; И щит свой поднимет готовность Для встречи пространственных битв. И будет Рука неотступно С идущим в готовности полной; И будут лучи на дозоре, И будет дорога светла Тому, кто, облекшись в готовность, Стремится к намеченной цели; Она — восхожденья основа, Открытая дверь для Т е б я .14
26 марта 2000 г.
1 Аум. 580.
2 Братство. 376.
3 Грани Агни Йоги. 1971. 647 (Новосибирск, 1997).
4 Там же. 1961. 618 (Новосибирск, 1994).
5 Письма Елены Рерих. Т. 1. Новосибирск, 2019. С. 261 (21.07.1934).
6 Надземное. 741.
7 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 388.
8 Надземное. 283.
9 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. С. 266.
10 Братство. 565.
11 Сердце. 314.
12 Грани Агни Йоги. 1969. 192 (Новосибирск, 1996).
13 Там же. 1971. 737.
14 Спирина Н.Д. Готовность // Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 280.