Тонкость чувств, тонкость понимания, тонкость выражений и действий являются единым мерилом на пути продвижения. Рерих Е.И. Письмо от 21.06.1934 |
«Как найдём слова коснуться мироздания? Как скажем об эволюции форм? Как поднять сознание к изучению оснований? Как подвинуть человечество к научному осознанию миров? Каждое осознание рождается в Красоте».
Листы Сада М. Озарение. 3-V-1
В наше напряжённое время, когда мир сотрясается от безумия саморазрушения, необходимо говорить о Красоте как спасительном начале. В сознании каждого человека глубоко заложено понимание этого начала. Пускай оно разное, и у далёкого от искусства человека будет какое-то своё ощущение красоты, но оно будет! «Дух знает, где красота».
Многие считают это понятие отвлечённым, непрактичным, в лучшем случае понимают его как приукрашенность. Такое толкование красоты, конечно же, будет несправедливым, ибо весь Космос построен именно по этому эволюционному незыблемому принципу.
Что такое Красота?
Вот, говорим мы, красивая картина, комната, небо. А где именно скрыта красота, в чём? В этих фигурах на картине, в этом свете, озаряющем комнату, в чудных формах облаков? Или она в цвете? А нет ли её в самой идее картины, в самом содержании комнаты и сущности явлений Природы?
Мы так часто схватываем внешнюю сторону явления, забывая о внутренней...
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
(Н.А.Заболоцкий)
Источник красоты находится не во внешнем виде, пустой форме, а где-то внутри, за пределом очевидных реалий. Этот сокрытый от глаз огонь, дающий любой вещи или явлению особый смысл, есть корень Красоты, её первозданная сущность. Недаром слово «красота» близко древнерусскому крес, что значит «огонь» (от кресати — «высекать огонь»).
Некоторые художники и поэты, служители прекрасного, доходили до этой сокровенной сути и, восхищаясь, воплощали её в своих произведениях. Тогда вся видимая гармония и цельность мироздания открывались им как неизбежное следствие, результат инобытийной действительности:
Нет, в каждом шорохе растенья
И в каждом трепете листа
Иное слышится значенье,
Видна иная красота!
(А.К.Толстой)
Извечная загадка красоты влекла к себе многих мыслителей и художников, но так и не нашла полного разрешения, тем самым лишь утвердив свою беспредельность и многогранность.
Кто объяснит, что значит красота? И можно ли это объяснить? Но ведь слово может быть одним из проявлений красоты. Звук, цвет, запах, форма — всё это разнообразные формы Единого Закона Бытия. И значит, через них мы можем приблизиться, приобщиться к пониманию красоты.
Красота гармонична, ибо в ней все части расположены в лучшем и единственном сочетании, которое даёт цельность и единство. Хаос царит вне Красоты: его составные части случайны и беспорядочны.
Красота целесообразна, ибо цель эволюции Вселенной не может быть безобразной, и все проявления Красоты на всех планах бытия соответствуют заданию эволюции и приближают к космическому завершению.
Красота истинна, потому что истина не может быть уродливой или посредственной, а уродство или посредственность не могут быть истиной, потому что они неестественны. А красота всегда естественна и проста. Нагромождения неестественны и искусственны. И Учение Живой Этики говорит нам: «Часто простая икона милее роскошного образа».
Красота жизненна, ибо она и есть суть и смысл жизни. Жизнь — это движение, развитие, то есть стремление к совершенству, к лучшим формам. А лучшая форма есть красота, не имеющая недостатков.
Красота вездесуща, так как вся Природа есть выражение Красоты — Красоты замысла Создателя. И лишь там, где есть человеческая надуманность для ублажения своих чувств и страстей, там нет красоты, потому что там ограниченность, сложность, неестественность.
Красота всемогуща, ибо всё в природе подчинено её законам. Неподчиняющимся её законам — вырождение и смерть.
Красота вечна, ибо смерти она не признаёт, но — постоянное совершенствование и обновление.
Красота есть единственно возможное выражение Любви Творца, светоносный покров Матери Мира.
По восточным представлениям, грядёт Новая Эпоха, в которую уже входит мир. «В дни величайшего напряжения, потрясения и обновления сознания народов, на пороге новой волны мировых событий, грозных и небывалых, при последнем неистовстве тьмы, наступает Новая Великая Эра, Эра Огненной Красоты, Эпоха Воскресения Духа, настаёт Век Сердца на нашей планете». И по признанию многих провидцев, поднимет это Знамя Нового Мира Россия. Так, Учение Живой Этики, данное миру через русских людей, говорит: «У врат Нового Мира толпы, но не знают Врат». Задача русского народа сегодня, может быть, и состоит в том, чтобы указать, вернее, показать на деле всему миру Новые Врата Красоты. «Любовью зажжёте свет красоты и действием явите миру спасение духа». «Новые проявят себя в действии, явят щит красоты и, полные любви, откроют двери стучащимся. (...) И чудо претворится, и явится мост красоты в новый путь».
Красота есть знак Нового Мира. Потому сказано Учителем: «Каждому несу талисман. Произнёсший красота — спасён будет». О том, что красота спасёт мир, было сказано впервые русским человеком. Но как красота может спасти мир, если мир не хочет спасти красоту? А в настоящее время идёт чудовищное умаление Красоты, затемнение этого высшего принципа Бытия. И если понимание любви человек уже свёл до чисто физиологического уровня, то понятие красоты ещё не успело так извратиться. Будем беречь понятие красоты, зорко распознавать, где глубина и Свет красоты, а где блеск и внешность красивости. Ведь красивость есть не что иное, как лоск цивилизации, и далека от истинной красоты. И если вы видите яркие цветные вывески, пёстро-разноцветные обёртки и рекламы, «последний писк» моды — не говорите «красота», не унижайте великого понятия, данного нам для радости духа, а не для эмоций. «Хорошо показать людям суровое правдивое суждение о явлении истинного и глубокого творчества. Худо примиряться пустой внешностью и шумихой балагана».
Неужели мало даров Красоты Создателя, что не можем отличить их от ложных подделок цивилизации? Истинная красота живёт вокруг нас, но мы, всегда чем-то занятые и невнимательные, не можем разглядеть алмазов природы. Нас окружает такая очевидность, в которой не сто'ит труда увидеть зло безобразия. Для понимания же красоты нужна чуткость и зоркость, нужно открытое сердце и неограниченное мышление. «Умение найти красоту везде и во всём, точно так же как умение видеть Бога везде и во всём, зависит от степени духовного развития человека. Чем более человек духовно развит, тем более красоты замечает он вокруг себя».
«Посмотрите внимательно на природу — нашу великую Мать и величайшего учителя. Обратите внимание, как птицы стремятся показать своё оперенье в брачный период, а бабочки и даже насекомые, разве были бы они столь удивительных форм и расцветок, если бы не их забота о своей великой эволюционной цели». «Однообразие жизни делает сущность жизни столь лишённой красоты. Как же могла жизнь людей покрываться столь скучной, однообразной одеждой, тогда как разнообразие Космоса полно красоты? Когда Космоса сочетания так разнообразны!» «Знание красоты Бытия может поднять космическую эволюцию. Много прекрасных тайн в Космосе».
«Изучить все выделения природы и осознать их красотой — значит дать людям крылья». Такие крылья также даёт человеку искусство. «Искусство, во всех его проявлениях и во всех условных формах, всегда будет началом духовным, будящим устремление к красоте, к Высшему, и в этом его главное и величайшее значение. (...) Истинное устремление к красоте приведёт нас к пониманию высшей красоты законов, управляющих Вселенной, выраженных в Совершенном Разуме и Совершенном Сердце».
«Служение Красоте и искусству есть питание оболочек своих Светом. Даже травы тянутся к Свету, тем более — дух. Значение искусства как питание духа — огромно. Искусству в жизни человеческой можно отвести первенствующее место, через него — Свет. Искусство можно назвать, в его высшем понимании, новой религией человечества. Красота — это купол Великого Храма Жизни. Красота синтетична, ибо может обнять собой всё. Можно представить себе, как Красотою оформлены все тела человека и как входит она во все его дела, мысли и чувства. Красота — это Свет, это полное отсутствие тьмы. Красота — это жизнь. Мир Новый будет строиться Красотою и основан на Красоте. Но Красота войдёт в жизнь через искусство. Потому назначение искусства велико и высоко. Те, кто сознательно служат искусству, есть служители Света».
Особенно важно уделить сегодня достойное внимание светлому искусству. «Россия процветёт искусством», — сказано ещё в 1922-м году. «...В поколениях народа первое место займут искусство и наука. Кроме того, эти два двигателя являются тем совершенным международным языком, в котором так нуждается мятущееся человечество. Творчество — это чистая молитва духа. Искусство — сердце народа. Знание — мозг народа».
«С древнейших времён мы знаем о живительной силе Искусства. Прекрасное окружение оказывает воздействие на женщину, готовящуюся стать матерью, а через неё и на ребёнка. Прекрасная музыка и песни могут успокоить человека и укротить зверя. Инстинктивно даже первобытные люди всегда стремились украсить себя и свои жилища и делали это иногда очень тщательно. Это тяготение к прекрасному исходит из самой жизни, стремящейся к эволюционному развитию в более совершенные формы, к более прекрасным и совершенным сочетаниям».
Знаем также, что произведения искусства содержат в себе целительный дар. Художник запечатлевает в созданных образах свои лучшие эманации. «Невидимая энергия, внутренняя жизнь произведения готова охватить каждого, кто способен уловить её влияние». Хотя «можно стоять в полной тьме перед прекраснейшими произведениями искусства, ибо тьма в нас». «Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением. Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию. Так каждое произведение живёт и способствует обмену и накоплению энергии». Потому, может, и помогали в трудные и опасные моменты русскому народу намоленные чудотворные иконы, излучающие животворный свет и дающие силу в борьбе.
«На какой-то момент представьте себе историю человечества без сокровищ Красоты и Знания. На какой-то момент вычеркните из памяти величественные изображения Египта и Ассирии. Давайте забудем Красоту готских примитивов, очарование буддийского искусства и классической Греции. Давайте лишим эпических героев и правителей одежд Красоты. Какими грубыми стали бы страницы истории! Воистину, ни одно героическое достижение, ни одна созидательная победа не может быть представлена без чувства Красоты».
«Образы красоты живут и пульсируют в пространстве, воздействуя на психику человека. Каждый человек — художник, каждый творит неумирающие образы красоты или безобразия, постоянно рождающиеся в его мозгу. Утверждаем служение красоте мыслью, то есть мышлением каждого дня». Не забудем слова великого Платона: «От красивых образов перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей — к красивой жизни, а от красивой жизни — к абсолютной красоте».
Ошибочно думать, что созидание Прекрасного есть удел каких-либо особенных, избранных людей. В каждой сфере жизни, в любой профессии можно творить нечто лучшее. Будь то труд портного или строителя, повара или продавца, врача или учителя, — важна мысль возвышенная, приложимая к совершенствованию качества труда. Для красоты нет недостойных и мелких ремёсел. «Даже полы могут быть вымыты прекрасно». «Каждая истинная работа имеет свою красоту». Всё обычное и рутинное преображается в свете чистого сознания Красоты. «Не все обладают способностью внешнего выражения искусства, но каждый имеет в существе своём возможность осознания Прекрасного».
И сейчас, когда вы выйдете на шумные улицы или займётесь обычными делами, пусть пересуды и минутные впечатления, вся бытовая трясина не поглотят вашего сознания. Уже по-новому возьмитесь за обычные дела свои. «Чудо совершается в жизни, откройте глаза — увидите». Красота должна сойти с подмостков сцен и выставок и войти во всей своей чистоте в жизнь естественно и убедительно, как необходимое качество любого действия. Красота действенна, она не может быть мёртвой и оживает лишь в творчестве, в труде. «Нужно привыкать к мысли, что люди беспрестанно творят».
Красиво ли мы ведём себя? — пусть постоянно спрашивает себя каждый. А что мы говорим? Не засоряем ли пространство ненужными и пустыми словами? О чём мыслим мы, находясь дома, в толпе, или когда трудимся? Какими образами окружаем себя ежеминутно?
«Красоте служить может каждый и так, как ему ближе. И поэт, и художник, и писатель — каждый служит по влечению своему. Но мыслями, чувствами, словами и поступками могут служить все. Никаких талантов не требуется, но требуется осознание цели и понимание, что путь Красоты есть путь Света».
Творите красоту. Во всём творите: на работе и в семье, с друзьями и с незнакомыми людьми, в беде и в радости. Творите неустанно, творите материально и духовно. Безобразия запретить мы не можем, но в наших силах заслонить его своим добрым творчеством. «Понесём весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой... Поиски красоты — это то, что сблизит людей и спасёт мир. Нужно в трудные минуты жизни мыслить о красоте». «Устремите уродливое к прекрасному. Как дерево обновляет листву, так люди процветают на пути добра».
Омский филиал Сибирского Рериховского Общества
В статье использованы книги Учения Живой Этики, «Грани Агни Йоги», труды Е.И.Рерих, Н.К.Рериха, С.Н.Рериха, А.И.Клизовского.