Лишь малое сознание отрицает, но дух огненный всеобъемлет. Мир Огненный, ч.3, § 269 |
В письмах Елены Ивановны Рерих встречается упоминание о тождественности всех Великих Учителей. Не значит ли это, что Будда, Христос, Моисей, Магомет, Майтрейя — один Великий Дух?
Нигде не сказано, что все вышеперечисленные Великие Духи — это один Великий Дух. Наоборот, нам даётся понять, что это Великая Жертва целого ряда Величайших Учителей человечества. Все они упоминаются как Индивидуальности, но не единая Индивидуальность. Много было тех, Кто приходил помочь, каждый в своё время, и принимал на себя жертву — просвещение человечества, например Кришна, Орфей, Зороастр.
«Культура речи и слов — наука будущего. Осознание двух миров даст понимание двустороннее: понимание видимого и невидимого процесса речи и слов. (...) В слове кроется больше того, чем принято думать. Знающий многословным не будет. Также обережётся он и от воздействия слова чужого, ибо часто слова насыщены ядом» (Грани Агни Йоги. II. 210). Как оберечься от воздействия «слова чужого»?
Чтобы как-то оградиться, надо, прежде всего, понять, что человек вам сказал, разумно отнестись к этому и — или принять это слово, или от него отказаться, отвергнуть его. Но для этого надо всё-таки понять, что вам говорят. Может быть, в этом слове есть что-то полезное, а может быть, наоборот. Полностью его не принимать, отгородиться, и пусть это слово, с его ядом, возвращается к тому, кто его послал. Если вы откликнетесь хоть немного, отреагируете эмоционально — вы уже в какой-то мере это слово приняли. Если же никак не реагируете, то вы его не принимаете, отсылаете назад.
«Заградительная сеть должна постоянно насыщаться энергиями изнутри, как огненная, вечно восходящая спираль» (Мир Огненный. III. 112). Как происходит насыщение заградительной сети?
Тут сказано «изнутри». Надо подумать, какие энергии изнутри укрепляют Огненную сеть. Конечно, только самые высокие энергии: любовь, преданность, устремление, стремление к Высшему — все эти высокие энергии насыщают и укрепляют Огненную сеть. Если этого нет, никакими искусственными приёмами её укрепить невозможно.
В книге «Зов» (28.10.1921) говорится: «Осуди считаемые ущербы духа и яви восхождение в ощущении свободы духа». Что значит «осудить»?
Осудить то, что считается несовершенствами. Сначала их надо осудить в себе, понять, что в нас несовершенно, что мешает восходить, — и начать восхождение.
Наталия Дмитриевна, одни сотрудники просят, чтобы им говорили прямо о их недостатках, а другие не соглашаются с этим, говорят, что Вы никогда прямо не говорите.
Нет, говорю. Иногда говорю прямо.
Борис Николаевич [Абрамов] говорил со мной прямо, без всяких стеснений и не щадя меня. Я была ему бесконечно благодарна за это, хотя бывало больно. Бывает, что укол делают болезненно, но он помогает. И то, что я не обижалась, он ценил и говорил: «Я же понимаю, что Вы это примете».
Борис Николаевич с Вами говорил один на один?
Бывало, что один на один, а бывало, что и при нашей небольшой группе тоже говорил. Он понимал, что у других тоже могут быть такие же недостатки. О некоторых вещах, чисто личных, говорил отдельно, — то есть то, что касалось лично меня или кого-то из других учеников. Иногда обобщал, как-то разъяснял, — то есть по-разному, в зависимости от ситуации. Но, конечно, всегда с учётом уважения к личности, чтобы не оскорбить достоинство человека. Как бы он прямо мне ни говорил, я всегда испытывала к нему только признательность. Он пробуждал во мне совесть, сознание чего-то, что я недодумала, недопоняла.
«Учитель должен пояснить, что и добро имеет много степеней» (Надземное. 454). Как понять «много степеней»?
Добро бывает или очень большого масштаба, или очень маленького — добро в какой-то мелочи, в жизни, в добром слове, в каком-то маленьком поступке, а может быть в масштабе целой планеты, или государства, или какого-то большого дела. Добро многогранно и, конечно, разного размера, но всякое добро — это тем не менее добро.