Нескупой на труд щедро получит. Община, 216 |
Только во имя культуры человечество сможет двигаться вперёд.
В самой основе этой священной для нас концепции заключается почитание Божественной Истины, Служение Добру.
Н.К. Рерих
З.Г. Лихтман (Фосдик), Е.И. Рерих, Н.К. Рерих у Дома Ленина. Новосибирск, 1926 Первый день работы конференции О.А. Ольховая зачитывает приветствие Выступает В.Е. Ларичев У книжных киосков Доклад читает М.Н. Валл Е.Б. Сапункова (Новосибирск), Е.Г. Петренко (Одесса) И.П. Магазинщикова Исполнители произведений Б.Н. Абрамова |
С 7 по 9 ноября этого года в столице Сибири проходили VIII Международные Рериховские чтения «Культура Победительница».
Традиция проведения подобных форумов насчитывает уже 33 года. В 1976 году в Новосибирске, впервые в СССР, состоялась Всесоюзная научно-общественная конференция под названием «Рериховские чтения». Основателями Чтений стали представители сибирской науки во главе с выдающимся учёным-археологом академиком А.П. Окладниковым, а также Н.Д. Спирина, к тому времени более тридцати лет изучавшая творческое наследие семьи Рерихов. Неоценимую помощь и поддержку в проведении Рериховских чтений в Сибири оказал П.Ф. Беликов, крупнейший в стране рериховед.
Эти конференции стали ярким, неординарным событием для нашей страны, открыли новую страницу в истории её культуры и показали перспективы сотрудничества науки и искусства на основе гуманистических идей семьи Рерихов.
В настоящее время растёт и ширится понимание значимости наследия этой Великой Семьи для всей планеты. Конференции рериховской тематики проходят во многих городах нашей страны и за рубежом. Осуществляется сказанное Наталией Дмитриевной Спириной в 1994 году: «Сейчас наступает эпоха Рериха. Эпоха, неразрывно связанная с возникающей культурой духа».
Восьмые Рериховские чтения, по единодушному мнению их участников, явились важной вехой на пути к объединению людей на основе Культуры. Эмблемой конференции стала Мадонна со Знаком Триединства под названием «Покровительница Творчества» (1937 г., автор Домицеле Тарабилдене. В 1997 году скульптура была передана в дар Сибирскому Рериховскому Обществу Литовским Обществом Н.К. Рериха и сейчас находится в экспозиции новосибирского Музея Н.К. Рериха).
Первый день и утреннее заседание второго дня конференции прошли в Новосибирской государственной филармонии (Дом Ленина), затем работа продолжилась в Музее Н.К. Рериха. К этим торжественным дням здание Музея было украшено большими репродукциями картин Н.К. Рериха «Мадонна Орифламма» и «Чандра Бхага».
Форум собрал значительное количество гостей и участников — в Новосибирск съехалось около 400 человек более чем из 50 городов и населённых пунктов. Помимо россиян присутствовали представители Германии, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Украины.
В состав президиума конференции вошли учёные Сибирского отделения Академии наук, давно сотрудничающие с Сибирским Рериховским Обществом, — академик В.И. Молодин, доктор исторических наук, академик РАЕН В.Е. Ларичев, доктор физико-математических наук, профессор В.И. Лотов, а также кандидат филологических наук М.Н. Валл (Германия) и исполнительный директор Сибирского Рериховского Общества О.А. Ольховая.
«Мне выпала огромная честь открыть нашу замечательную традиционную конференцию — Восьмые Рериховские чтения, — сказал в приветственном слове В.И. Молодин. — Очень символично, что мы собрались именно в этом зале. Известна фотография, где Николай Константинович Рерих сфотографирован во время пребывания в Новосибирске как раз у этого здания, построенного на средства горожан и получившего название "Дом Ленина", как его до сих пор и называют.
Мне особенно приятно сказать несколько приветственных слов, потому что я являюсь коллегой Николая Константиновича. Многим сидящим в этом зале известно, что Рерих, помимо того что был великолепным художником, философом, поэтом и великим гражданином своего отечества, был ещё и археологом. В молодости он сделал очень много для развития археологии и в начале XX века провёл ряд разведок и раскопок, прежде всего на северо-западе России. Именно Рериху принадлежит честь первых раскопок в Новгороде с последующим изучением этого замечательного памятника, здесь он начинал свои археологические исследования. Я думаю, что археология значительно обогатила Рериха в его творчестве, потому что многие сюжеты его полотен, особенно ранних, строились именно на блестящем знании археологии, этнографии и мифологии.
Позвольте мне ещё раз поприветствовать вас сегодня здесь, в Новосибирске, и пожелать всем плодотворной работы, хороших дискуссий. Я очень надеюсь, что Сибирское Рериховское Общество и далее будет проводить успешную работу по распространению идей семьи Рерихов и организовывать такие конференции, которые обогащают всех нас».
К гостям и участникам Чтений обратилась О.А. Ольховая: «Дорогие друзья! Уважаемые коллеги и единомышленники! Сотрудники Сибирского Рериховского Общества приветствуют всех участников и гостей
VIII Рериховских чтений!
Рериховские чтения прошли серьёзную проверку временем.
Форум, открывающийся сегодня, проходит в год 135-летия со дня рождения Водителя Культуры Николая Константиновича Рериха. Мы являемся свидетелями того, как в этом юбилейном году необыкновенно мощно зазвучало на планете имя Рериха. Ширится количество прогрессивно мыслящих людей, которые, восприняв зов времени, проводят в жизнь идеи великого гуманиста и мыслителя.
Рерих говорил: "Никакие указы не создадут культуру и не защитят её, если общественность будет безразлична и бездеятельна. Культура есть выражение всего народа. Защита и возвышение её есть всенародная обязанность". Николай Константинович был убеждён в том, что самые жгучие проблемы современности разрешатся, если люди осознают ценность подлинной культуры — единственного фундамента, на котором можно объединяться и созидать.
Наша конференция называется "Культура Победительница". Культурой строим. Культурой объединяемся. Культурой побеждаем.
К началу конференции в Сибирское Рериховское Общество пришло множество приветствий из разных городов России и стран мира. Спасибо всем друзьям, каждый привет сердца, который мы получаем, укрепляет наше сотрудничество, наши благие связи».
В начале Чтений в аудиозаписи прозвучало Слово основателя и Почётного председателя Сибирского Рериховского Общества Наталии Дмитриевны Спириной — «Небесный Камень» (фрагмент из радиопередачи о Николае Константиновиче Рерихе, впервые прозвучавшей 24 октября 1993 года).
Как известно, круг интересов семьи Рерихов был чрезвычайно широк. Поэтому для VIII Рериховских чтений был характерен широкий охват тем: археология и языкознание, искусство и культура, философия и религия, педагогика и музейная работа. Вместе с тем определённо чувствовалась взаимосвязь этих на первый взгляд крайне разнообразных материалов — точкой соприкосновения было наследие Рерихов.
Новосибирские археологи из Института археологии и этнографии СО РАН всегда вносили значительный вклад в программу Чтений. И это не случайно, ведь Н.К. Рерих профессионально занимался археологией, был знатоком каменного века и сделал открытия, удивившие археологическую общественность. Рерих восставал против высокомерного отношения к первобытному человеку как к существу отсталому и невежественному. Об этом напомнил в своём докладе «Небо, светила и Вселенная в мировоззрении предков» доктор исторических наук Виталий Епифанович Ларичев (Новосибирск). Он поведал об удивительных находках, сделанных в Германии и показавших, что даже неандертальцы имели календарь, а значит, поднимали глаза к небу и следили за движением светил. Виталий Епифанович рассказал и о своём недавнем исследовании астрономических сооружений времён каменного века в Северной Хакасии.
Доктор исторических наук Владимир Дмитриевич Кубарев (Новосибирск) в докладе «Протошаманы Алтайских гор» протягивает нить от мифологии неолитического человека (неолит — последняя стадия каменного века) до мироощущения современных народов Сибири. О воззрениях доисторических людей можно судить по наскальным изображениям, а также по росписям и предметам, найденным в погребениях. Хотя расшифровка наскальных рисунков (петроглифов) остаётся большой проблемой, но «случаются и удивительные совпадения, когда дошедшие сквозь века описания мифологических персонажей "читаются" в некоторых сюжетах алтайских петроглифов». Таковы, например, человеческие фигуры с шаманским посохом, встречающиеся в рисунках на скалах Калбак-Таш на берегу реки Чуи.
Доктор исторических наук Наталья Викторовна Полосьмак (Новосибирск) рассказала о результатах пятимесячной работы российско-монгольской экспедиции по раскопке могильника Ноин-Ула в Северной Монголии. Этот памятник был оставлен народом хунну (II в. до н.э. – II в. н. э.), основавшим первую в мире кочевую империю. Примером взаимопроникновения непохожих друг на друга культур, разделённых огромными пространствами, стала неожиданная находка: античная серебряная бляха с изображением греческой богини Артемиды и сатира.
О синкретизме, то есть слиянии, культур шла речь в докладе кандидата филологических наук Маргариты Николаевны Валл (Германия), озаглавленном «По тропам Ю.Н. Рериха». Цель доклада — проиллюстрировать на некоторых лингвистических «мгновениях», выбранных из капитального труда Ю.Н. Рериха «История Средней Азии», возможности языкознания при решении целого ряда этнокультурных проблем. Пути миграции народов и племён Центральной Азии, их происхождение, культура — эти вопросы требуют универсального подхода, сочетающего методы разных наук. Такой подход и лежит в основе рассматриваемого труда Ю.Н. Рериха.
Ряд докладов был посвящён художественному творчеству Н.К. Рериха. Наталья Михайловна Кочергина (Новосибирск) рассказала о собрании картин, переданных сыном художника Ю.Н. Рерихом «городу близ Алтая» и находящихся в постоянной экспозиции Новосибирского художественного музея. Эта коллекция полотен, относящихся к позднему периоду творчества Н.К. Рериха, представлена в докладе как единая сюита, лейтмотивом которой выступают горы.
«Графические иллюстрации Н.К. Рериха в дореволюционных изданиях» — так назывался доклад Андрея Петровича Соболева (Санкт-Петербург). На рубеже XIX – XX веков в России появились новые периодические издания, к оформлению которых привлекались известные художники И.Я. Билибин, К.А. Сомов и др. В их числе был и Н.К. Рерих, рисунки которого начали публиковаться в 1894 году, когда он был ещё студентом. Позднее Рерих создал иллюстрации и заставки к различного рода изданиям, выходившим в России до 1917 года, среди которых трёхтомник произведений М. Метерлинка, «Итальянские стихи» А. Блока, журналы «Весы», «Золотое руно» и другие.
Доклад Светланы Борисовны Семёновой (Москва) «Рерихи и "Амаравелла"» повествует об истории группы художников, становление которой было связано с посещением Рерихами Москвы в 1926 году. В последующие годы картины участников «Амаравеллы» выставлялись в Америке. Затем настали трудные времена, группа распалась, и только после возвращения Ю.Н. Рериха на Родину она обрела «второе дыхание».
Образ города как упорядоченного, созидательного начала, противостоящего хаосу разрушения, относится к символам, понятным всему человечеству. Это и библейский Новый Иерусалим, и «Город Солнца» Кампанеллы, и русский град Китеж, и Ауровиль современной Индии — проект города будущего. В докладе кандидата философских наук Аллы Михайловны Шустовой (Москва) «Символ Светлого Града в творчестве Н.К. Рериха» сопоставлена городская символика в культурах разных народов и прослежено, как она отражена в мировом искусстве и претворена в творчестве Мастера. В его работах город предстаёт как символ созидательного, творческого действа.
Каким должно быть в идеале государственное и общественное устройство России? Этот вопрос волновал лучшие русские умы XIX – XX веков. Научный сотрудник Музея-Института семьи Рерихов Юлия Юрьевна Будникова (Санкт-Петербург) в докладе «Социокультурные взгляды Н.К. Рериха и "русская идея"» показывает, что точка зрения Рериха на этот вопрос находится в органическом единстве с поисками русской общественной мысли. Автор отмечает, например, что в Париже с 1931 по 1939 год выходил журнал «Новый град», в котором принимали участие такие мыслители, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и др. Авторы «Нового града» видели будущий строй России как «трудовой», артельный, социалистический, отвечающий соборной традиции русского народа. Эти идеи близки и Рериху, который ратовал за широкое кооперативное движение на основах Культуры.
Конференция, посвящённая великой семье Рерихов, не могла обойти вниманием её философское наследие — Учение Живой Этики. На эту тему было сделано несколько докладов. «Принцип вмещения противоположностей в буддийской философии и в Живой Этике» — так озаглавлен доклад кандидата философских наук, доцента МГУ Егора Валерьевича Фалёва (Москва). В «Криптограммах Востока» на вопрос, заданный Будде: «С чего начинать каждое действие?» — приводится Его ответ: «С самого необходимого, ибо каждое мгновение имеет свою необходимость, и это называется справедливостью действия». Как же нащупать «нить необходимости», проходящую между двумя крайностями, или противоположностями? Это возможно при условии, что обе противоположности приняты в сознание, — только их синтез позволит почувствовать ту линию равновесия, которая и будет искомой «нитью необходимости».
Сотрудник Института математики СО РАН доктор физико-математических наук, профессор Владимир Иванович Лотов (Новосибирск) выступил с докладом «Победить себя», построенным на основе книг «Грани Агни Йоги». Как бороться с недостатками? Стоит ли поддаваться случайным настроениям собеседника? Кого следует подчинить своей воле — окружающих или самого себя? Для решения этих весьма насущных вопросов необходимо осознать, что эмоции и желания человека сконцентрированы в его астральной оболочке, которую можно и нужно подчинить себе, проявив силу воли.
Доклад «Размышления о природе Реальности» сотрудника Института ядерной физики СО РАН Михаила Владимировича Петриченкова (Новосибирск) посвящён взаимосвязи двух основополагающих законов Бытия: закона кармы (т. е. причинно-следственной связи) и закона свободной воли. Чтобы проследить эту взаимосвязь, автор предложил интересную наглядную аналогию, которая помогает понять, как влияет свободная воля человека на его судьбу.
К основным принципам Живой Этики относится также Беспредельность, иначе говоря, «развитие в бесконечность» всех понятий. Существует ли бесконечность, не является ли она никому не нужной, отвлечённой абстракцией? Кандидат физико-математических наук, сотрудник Института физики полупроводников СО РАН Алексей Владимирович Ненашев (Новосибирск) в докладе «Бесконечность в математике» показал, что принцип бесконечности применяется как рабочий инструмент в математических расчётах. Простейший пример — это вычисление Архимедом площади некоторой фигуры (сегмента параболы), где он впервые использовал сумму бесконечной геометрической прогрессии. Завершила доклад небольшая «экскурсия» по фрактальному множеству Мандельброта — эта геометрическая фигура интересна тем, что содержит в себе бесконечное разнообразие форм удивительной красоты.
Для Рерихов Алтай был местом особенным. Именно здесь, как утверждал Николай Константинович, имеются все условия для создания в будущем большого культурного центра. В августе 1926 года Центрально-Азиатская экспедиция Н.К. Рериха посетила Алтай, остановившись в старообрядческом селе Верхний Уймон на берегу Катуни. Пребыванию экспедиции на Алтае было посвящено выступление Раисы Павловны Кучугановой, директора Музея истории и культуры Уймонской долины. Она рассказала о судьбе В.С. Атаманова — проводника, знатока целебных трав, которого очень ценил Н.К. Рерих; о самобытной художнице Агашевне; о быте уймонских староверов, о красоте Алтая. В своё повествование Раиса Павловна искусно вплетала собранные ею народные сказания, притчи, пословицы.
В продолжение алтайской темы прозвучал доклад «О духовной культуре алтайского народа» Светланы Борисовны Чальчиковой, сотрудника отдела культуры администрации Онгудайского района Республики Алтай. Основной мотив сообщения — отношение алтайца-язычника к природе.
Нина Фёдоровна Василькова (Новосибирск) в докладе «Штрихи культурного строительства» рассказала о деятельности двух музеев Рериха, составляющих единое целое, — в Новосибирске и в алтайском селе Верхний Уймон (в доме В.С. Атаманова, где останавливались Рерихи).
Сообщение «Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре — международный миротворческий и научно-просветительный центр» сделала директор Музея-усадьбы Ольга Анатольевна Черкасова (Волосовский р-н Ленинградской обл.). Извара — имение отца художника в ста километрах от Петербурга. Музейный комплекс включает в себя не только здание изысканной архитектуры, но и уголок природы с удивительно богатым животным и растительным миром.
Музей был основан в 1980-е годы, и об истории его создания рассказала заслуженный работник культуры России Галина Ивановна Вавилина (Санкт-Петербург), в то время — генеральный директор Объединения музеев Ленинградской области.
В кратком обзоре невозможно упомянуть все доклады, прозвучавшие на конференции. Главное, что отметили все её участники, — это радостная, приподнятая атмосфера, сопутствовавшая работе Рериховских чтений.
На конференции был показан фильм студии СибРО «Возвышенная миссия твоя...», посвящённый Наталии Дмитриевне Спириной. Этот фильм — лишь веха на пути осмысления вклада Наталии Дмитриевны Спириной в мировую сокровищницу Культуры, дань признательности и любви наставнику и земному учителю многих людей, которым она помогла понять своё назначение.
Вечером 9 ноября в каминном зале музея собрались участники и гости конференции, и этот незапланированный «круглый стол» явился своеобразным подведением итогов трёхдневной работы. Многие из присутствующих впервые участвовали в Рериховских чтениях, проводимых в Сибири, и перед отъездом им захотелось обменяться впечатлениями. Звучали предложения об осуществлении совместных проектов, планировались новые встречи.
Разговор начала Р.П. Кучуганова: «У стариков есть такая замечательная поговорка: "Дружно не грузно, а врозь хоть брось", и ещё: "Добрый пример лучше ста слов"». Сказав в адрес организаторов тёплые и добрые слова, Раиса Павловна добавила: «Мы обязательно приедем к вам ещё и увидим новые свершения и новые дела».
А.П. Соболева, президента Исследовательского фонда Рерихов (Санкт-Петербург), впервые побывавшего в Новосибирске, больше всего порадовала «прекрасная атмосфера конференции, на которой происходит взаимное общение и обогащение, живительный обмен частичками света». Андрей Петрович сказал: «Нам доводилось слышать разные мнения о СибРО, но всегда хочется увидеть самому, вот поэтому я сюда и приехал». Выразив готовность к сотрудничеству, он говорил о возможности осуществления совместных проектов, о выставках, связанных с Пактом Рериха и Символом Знамени Мира, которые Фонд готов предоставить для экспонирования в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске.
Е.Г. Петренко, директор Одесского Дома-музея им. Н.К. Рериха, поблагодарив новосибирцев за гостеприимство, сказала: «Пусть Музей процветает и развивается. Очень рада, что здесь, в СибРО, такая интернациональная команда, собравшаяся из разных городов и республик. Радостно было встретить земляков с Украины. Действительно, у вас внутреннее с внешним не расходится. Гостеприимная Одесса для вас открыта, всегда вам будем рады».
Руководитель лектория «Новая мысль» при Институте востоковедения (Москва) А.М. Шустова поделилась: «В трудные минуты мы чувствуем, что где-то в Сибири есть дружественное Рериховское Общество; мы опираемся на вас и знаем, что вы нас поддерживаете в нашей работе. Сейчас здесь собрались представители многих городов, многих Рериховских Обществ и групп. Думается, что для всех нас очень важно обменяться опытом. Надо, чтобы иногда мы собирались за таким круглым столом и рассказывали о своей работе на ниве культуры — о том, как решаются сложные вопросы, преодолеваются разные трудности».
Л.А. Кузьмина из Комсомольска-на-Амуре говорила о практике проведения «круглых столов» на темы Учения Живой Этики, которые регулярно организует их Рериховская группа.
Большой отклик вызвало предложение Ю.Ю. Будниковой поделиться программами для школ, разработанными сотрудниками научно-издательского отдела Музея-Института семьи Рерихов совместно с педагогами Санкт-Петербурга.
О.А. Черкасова вспоминала о первом знакомстве с Сибирью, которое состоялось много лет назад: «Сибирь — особое пространство. Что поразило меня сразу — это искренность и открытость людей. Мне это очень понравилось.
Вторая встреча с Сибирью произошла в 2001 году, когда я приехала на Рериховские чтения с темой о православной культуре в творчестве Рериха; третий раз я побывала здесь в 2002 году на юбилейной конференции, посвящённой Ю.Н. Рериху. Я имела возможность видеть, как из руин поднимается музей в Новосибирске, как он постепенно обретает какие-то черты, имела возможность окунуться в атмосферу энтузиазма этой стройки. И теперь, спустя семилетие, я увидела, сколько удалось сделать и как духоносная идея была воплощена доброй волей и добрым желанием всех вас.
Бесконечна моя благодарность Наталии Дмитриевне, я очень счастлива, что дважды виделась с ней и имела возможность общения. Вчера я зримо ощутила её присутствие. Что самое главное для меня в её напутствии всем нам — она всё время возвращает нас к работе над собой, к внутренней, практической работе. И ещё. Пожалуйста, не забывайте, что жизненный путь Н.К. Рериха — от Извары до Кулу. Не забывайте, что Извара — ваш дом. Дом Рериха принимает всех, кому дорого его имя. Желаю нам всем взаимного понимания и той радости несказуемой, которую невозможно изобразить, но если она есть — она не только согревает, но и даёт силы и позволяет в трудные моменты почувствовать, что ты не один. Мы должны быть вместе, и это самое главное».
В рамках конференции состоялось несколько концертов. Первый день работы завершился музыкой Бориса Николаевича Абрамова: солисты Новосибирского академического театра оперы и балета исполнили его вокальные миниатюры.
Перед закрытием конференции прозвучал концерт фортепианной музыки, в котором приняли участие студенты и выпускники Новосибирской государственной консерватории.
Затем студенты Новосибирского музыкального колледжа Андрей Модоров и Равиль Лиров, выпускники Горно-Алтайской студии «Алтай» под руководством В.Е. Кончева, познакомили слушателей с алтайской народной музыкой и горловым пением. Юные артисты были встречены с нескрываемым интересом и большим энтузиазмом.
По окончании Рериховских чтений Сибирским Рериховским Обществом было принято решение:
– издать в 2010 году сборник материалов VIII Рериховских чтений;
– провести в 2011 году юбилейную конференцию, посвящённую 100-летию со дня рождения Н.Д. Спириной;
– очередные IX Рериховские чтения провести в 2013 году.
Подводя итог VIII Международных Рериховских чтений, хочется отметить, что определяющей для этого форума стала тема Культуры, понимаемой Н.К. Рерихом как почитание Света знания в его разнообразных достижениях.
Надежды Рерихов на лучшее будущее человечества были связаны с Сибирью. Радостно, что на Рериховские чтения в Сибирь съехались деятели культуры из разных мест не только России, но и Ближнего и Дальнего Зарубежья. Будем стремиться к тому, чтобы замечательная традиция проведения подобных форумов культуры всегда приносила их участникам радость творческого общения, служила источником зарождения новых проектов, вдохновляла на дальнейшее сотрудничество.
Материал подготовила Татьяна Бугаева
Обзор докладов сделал Алексей Ненашев
Участники «круглого стола» в каминном зале Музея Н.К. Рериха