Любите друг друга – жутко разъединение. Зов, 20.02.1921 |
1. "Систематически спаянная группа из двенадцати человек может, поистине, даже владеть мировыми явлениями. Также нужно понять, что расширение группы может ослабить её, нарушая динамику построения. Потому можно заметить Наши построения малых групп. Конечно, разные кармические условия могут привлечь разные кармические элементы. Насильственно изгнать их нельзя, но можно ускоренно изжить их. Обязанность каждого развитого участника группы осознать непрошеных гостей и напрячь волю для окончания счетов жизни" (Агни Йога. 137). Как "можно ускоренно изжить их"? Что значит "напрячь волю для окончания счетов жизни"?
Как изжить их, по-моему, говорится уже здесь. Тут и ответ на это есть: "и напрячь волю" - значит захотеть изжить этих непрошеных гостей, то есть старые кармические связи, почувствовать, что они больше не связывают вас с другим человеком, и захотеть их изжить и расплатиться с ним. Если нужно какой-то долг ему отдать - надо отдать; если надо по карме о нём заботиться, когда он беспомощен, болен, одинок, - значит надо это сделать, но с надеждой, что всё это - уплата старых долгов. То есть делать всё, что возможно, чтобы не быть больше у него в долгу. Часто ведь родственные или служебные связи - это тоже кармический долг, с которым надо как-то по-честному, по-хорошему рассчитаться.
2. Поясните на примере разницу между "осуждать" и "обсуждать".
Это на каждом шагу в жизни происходит. Осуждать - это значит видеть недостатки в человеке с определённым чувством, критиковать его, ругать его и вовсе не желать ему добра, а только выражать своё неудовольствие, то есть осуждение. А если мы обсуждаем человека - мы замечаем его недостатки, обсуждаем, как можно ему помочь избавиться от них, что они ему вредны и именно как действенно, по-дружески ему помогать освободиться от недостатков. Это обсуждение.
3. "Если человек нападает с сильным отрицательным чувством, то не препятствовать ему, не давать отпора, а ''пропустить в открытую дверь'', то есть не реагировать и проводить свою линию, а когда он опустошится - начать действовать самому. Это возможно при сохранении равновесия" ("Искры Света", вып.1, с.13).
Что значит "проводить свою линию"? Как "начать действовать самому" - что делать?
Продолжать делать то, что делаешь, невзирая на то что тебя кто-то ругает или яростно нападает на тебя. Если кто-то кидается и нападает, пропустить его, как если бы он ломился в открытую дверь. Что получается при этом? Он сам себе нос расшибает. А самому отойти в сторону и никак не реагировать. Если мы начнём отвечать тоже вспышками раздражения, злости - нападающий будет очень этим доволен, потому что получит возможность вцепиться в вас и подраться. А если мы отстраняемся, то он покричит, поругается, но ответа не получит и отойдёт. У меня такие случаи бывают. Как-то я получила письмо, ужасно ругательное письмо. Уж как меня в этом письме один - я не могу сказать "товарищ", так как он не товарищ, - гражданин поносил! Меня такой смех разобрал! Я читала обо всём, что он обо мне говорил, - причём меня не зная почти совсем - такой вздор! Я так смеялась, так веселилась! Он этого, конечно, не ожидал, и весь его запал пропал даром. Его цель была меня поразить, убить, поранить, посрамить, чтобы я упала духом. А всё, что он писал, не соответствовало действительности. Я спокойно очень к этому отнеслась. Если бы что-то в его словах было правильно, если бы я в чём-то была виновата, я это приняла бы, конечно, к сведению и постаралась бы исправить, так как я далеко не безупречна. Если во мне есть какие-то недостатки, я, наоборот, очень благодарю, если мне указывают на них, потому что ведь иногда сам себя не видишь со стороны, а другой является твоим зеркалом. Можно только благодарить, когда тебя учат. Это очень полезно.
4. Как понять фразу из книги "Озарение" (1-IX-11): "В минуты тишины Учение укладывайте на полку опыта"?
"В минуты тишины" - тут, вероятно, подразумевается такое состояние, когда в человеке всё успокаивается, всё тихо, и он, читая Учение, приобретает жизненный опыт - как жить, как мыслить, как продвигаться, - и укладывает его на полку опыта, то есть запоминает, как ему быть в тех или иных обстоятельствах. Но это должно быть в тихие минуты, а не тогда, когда бурно и внутри и вовне. То есть надо выбирать соответственно состояние и обстановку, для того чтобы укладывать Учение в своё сознание накрепко.
5. "За большинством причин всех человеческих переживаний и отягощений сознания увидите серую тень страха" ("Искры Света", вып.5, с.36).
Как преодолеть и победить страхи в себе?
Надо очень хорошо понять, чего мы боимся. Если мы боимся смерти, то её нет. Если мы надеемся на Помощь Высшую, то она не допустит, чтобы нас загубили, убили, замучили. То есть надо обращаться к Высшему в полной уверенности, что там нас защитят; ничего не бояться.
6. "От древности дошло моление о предании духа Господу. Именно нужно понять это предание духа. Если чувствуете невыносимое стеснение сердца, то передайте мысленно его Владыке" (Мир Огненный. II. 94).
А если стеснение происходит от тяжёлых земных забот и неприятностей, можно ли передавать Владыке такое стеснение сердца? Не будет ли это отягощением всей цепи Иерархии?
Нет, конечно не будет, потому что Он принимает все наши заботы на Себя, Он помогает нам. Он для этого и приходит к нам, чтобы помочь нам продвигаться по пути Света. Если нам трудно, если тяжело, если мы испытываем невыносимое стеснение в сердце, - то нужно обратиться к Владыке, обратиться к Учителю. Они здесь ради нас и готовы всегда помочь, только сомневаться не нужно в этом, а нужно с любовью обратиться.
7. "Говорю о чужих мостах и воротах. По пути встречаются чужие мосты, спешно надо проходить, не смотря вниз... Также не задумывайтесь перед чужими воротами, но требуйте прохода..." (Листы Сада М. Озарение. 1-VIII-1).
Как могут быть чужими мосты и ворота? Ведь путь твой?
Это может быть не мой, а чужой путь, и чужие ворота, и чужие мосты. Почему считать это своим путём? Надо проходить спешно то, что не наше, и идти по своему пути, идти по своему мосту, а не по мосту другого человека. Если приходится по кармическим условиям временно разделять судьбу другого, то ведь это проходит потом. Понимаешь, что это карма, что с долгами надо расплатиться и покончить с "чужими мостами".
8. Можно ли проводить семинары по Учению с людьми неуравновешенными (в данный момент находящимися в состоянии неуравновесия) или с людьми омрачёнными? Польза или вред будет от этого? Иногда уговариваешь себя прийти на занятие, думая, что это может помочь данному человеку. Надо ли себя ломать? Есть ли в этом толк? Находиться в коллективе, где тебе тяжело, или остаться в одиночестве? Пожалуйста, помогите разобраться. Что предпочесть: негармоничный коллектив и занятия по Учению или одиночество и собственная работа по Живой Этике?
Если негармоничные занятия по Учению, то какая же польза от них? Воспримут ли люди Учение в такой обстановке или нет? Вот над этим надо задуматься. В одиночестве можно очень насытить пространство, можно беспрепятственно побеседовать мысленно с этими же людьми. Это лучше, чем в раздражённом беспорядочном коллективе говорить о высоких материях.
9. "Нельзя утешаться вдохновением, можно успеть удержать сознание на степени творческого терпения и петь подобно птицам, для которых песнь есть выражение существа. Но надо изгонять пугал песни, ибо степень песни есть степень качества труда" (Община. 163).
Что следует понимать под "пугалами песни"?
То есть не нарушать песню, которая у каждого человека есть. Пусть каждая птица поёт свою песнь; что она может, то она и делает.
10. "Говорят, йог не имеет желаний, но зато он полон стремлений. Желание не действенно, ибо оно порождает ожидание. Но ожидание есть матерь неподвижности" (Агни Йога. 210).
Прошу пояснить разницу между желанием и стремлением. И почему "желание... порождает ожидание"?
Если человек чего-то желает, он будет ждать исполнения желаемого. Это естественно. А стремление - это не пассивное желание, а активное, действенное отношение, которое приводит к желаемым результатам.
11. Какая связь между понятиями "добро", "доброта", "добрые"? Ведь сказано: "Доброта есть суррогат справедливости" (Община. 67).
Это личностная, некритическая доброта, когда человек без всякого разумения добр к каждому, не думая о том, надо ли и полезно ли ему эту доброту выказывать. Бывает, что, как говорится, "иная доброта хуже воровства".
12. "Природное воспитание духа и познавание через него Мира Огненного будет простейшим решением устремления человечества" (Мир Огненный. I. 490). Что такое "природное воспитание духа"? Самосовершенствование? И почему это будет "простейшим решением устремления человечества"?
Нужно с детства воспитывать у человека сознание того, что он не только тело, но и дух; что есть и Духи Блага и что мы можем продвигаться мысля о Них и веря в Них. Дети это тоже поймут, если им это рассказать попросту.
Почему это названо "простейшим решением"? Потому что остальное было бы более трудным, а это - простое, доступное, ближайшее к нам решение. Простейшее - в смысле более доступное, полезное, незамысловатое.
13. Что такое дружба? Могут ли люди в Обществе сотрудничать, но не быть близкими друзьями? Или всё-таки дружба - условие обязательное? Ведь в жизни мы часто испытываем дружелюбие и не к друзьям.
Смотря что понимать под словом "дружба". Конечно, не обязательно близко дружить со всеми сотрудниками, с которыми в Обществе сталкиваемся. К ним надо хорошо относиться, быть расположенным, но при этом не обязательна тесная дружба, которая бывает часто и кармической и которую мы можем испытывать к людям, которые в Обществе и не находятся. Сказано: "Община может состоять из друзей". Если люди не будут между собой друзьями, какая же это община? Но смотря какая дружба: или очень тесная, интимная, связывающая, или спокойное, доброе, благожелательное отношение к людям.
14. Почему Музей Н.К.Рериха в Нью-Йорке и Международный Центр Рерихов не духовны? Это прозвучало на прошлом "круглом столе".
Видимо, потому что они больше занимаются земным устроением своих музеев, земными делами, очень хорошими и нужными, может быть. Они устраивают концерты, выставки, делают много хорошего и полезного. Но вот о чисто духовной стороне их деятельности мы от них мало слышим. Они заняты очень хорошими и полезными земными делами, и они свой музейный долг выполняют. Каждый в степени своей духовности может что-то кому-то давать. И каждый из них даёт то, что он может.
15. В чём уникальность нашего Музея? Чем его будем заполнять? И в чём духовность нашего Музея?
В будущем в Музее будут проводиться очень многие мероприятия, которые сейчас приходится проводить в чужих залах. Люди будут записываться группами на экскурсии; всё время будут идти какие-то выступления; будут приезжать с выступлениями и иногородние наши друзья из разных мест, а также и свои. Планируются выставки картин и репродукций Н.К. и С.Н. Рерихов; слайдпрограммы, лекции, концерты, научные исследования деятельности всех членов великой семьи Рерихов. Постоянно будут вестись беседы на темы Учения Живой Этики для приближения её к нашей современности, к жизни каждого дня.