Пока человек не развил в себе совершенного чувства справедливости, ему предпочтительнее ошибаться вследствие избытка снисходительности, чем совершать малейшую несправедливость. Письма Мастеров Мудрости, 108 |
1. Поясните, пожалуйста, как научиться видеть человека многогранно?
Во-первых, надо допустить, что он многогранен, потому что не всегда мы думаем, что кто-то из наших ближних многогранен, — и наблюдать его с разных сторон. Потому что жизнь проявляет человека в разных обстоятельствах, и мы тогда убеждаемся, что действительно он многогранен, а не однозначен.
2. В 3-м выпуске «Искр Света», в записи от 22 мая 1957 года, Вы пишете: «При наблюдении над жизнью обнаруживаются определённые психофизические законы, неизвестные нам. (...) К примеру, ''сглаз''. Почему сглаз разрушает такие положительные явления, как здоровье, удача, благополучие и прочее?» В чём сущность этих законов и как они называются?
Так и называются — «психофизические законы», то есть законы той физики, которая нами ещё не изучена. Что такое «сглаз» — надо ещё изучать, то есть надо изучать влияние другого человека, его мыслей, его чувств, его глаз, даже то, как он смотрит, что он при этом думает, что чувствует. Это всё ещё подлежит изучению.
3. «Искры Света», 1-й выпуск, запись от 11 февраля 1951 года: «Тёмные стремятся нарушить спокойствие всеми мерами. Надо различать тёмный телеграф. Избираются почти беленькие. Их особенность — противоречие». В чём эта особенность тёмных заключается; что в данном случае означает слово противоречие?
Видимо, то, что они сами себе противоречат. Они говорят то одно, то другое. То что-то хвалят, то потом это же ругают. Ведут себя непоследовательно, что-то ими возглашается, почитается, а потом почему-то отрицается или отторгается. Надо наблюдать то, что человек говорит и как он действует, — так ли, как он говорит, или сам себе противоречит и делает не то, что он делал и говорил раньше.
4. «Искры Света», выпуск 1, запись от 28 января 1949 года: «Личные построения не нужны. Царство личности кончилось. Наступает царство объединения сознаний, царство коллектива». Над чем нам сейчас в первую очередь следует потрудиться в обществах в плане создания коллектива? На что обратить внимание? Ведь даже если все уже этого хотят, не всё пока получается.
Всё сразу никогда не получается, всё происходит постепенно, и нужно приближаться каждому ко всем членам коллектива, и в коллективе действовать сообща и понимать, что хочет коллектив в целом. В первую очередь надо постараться понять каждого из членов коллектива, иначе мы не объединимся. Мы будем объединяться с неизвестными или малопонятными нам людьми. Значит, сначала надо понять и потом начать объединяться с ними на тех основах, на которых они могут понять вас, на которых можно с ними объединиться. На которых никак не получается — там не нужно настаивать и портить отношения. Надо найти подход к ним.
5. Сохранится ли единение между людьми, если они прекратили совместные семинары по Учению?
Бывает, что и совместные семинары не всех объединяют, а бывает, и без этого можно объединяться. Конечно, лучше бы было проводить семинары, это ведь объединяет, когда все думают об одном и том же, размышляют, высказываются, советуются. Но и вне семинара тоже можно объединяться, единение может сохраниться в духе. Но семинары очень желательны для объединения потому, что всё-таки мы люди земные и нам надо по-земному и встречаться, и разговаривать, и смотреть друг на друга, и стараться понимать другого; так что можно по-разному объединяться.
6. Почему до встречи с Учением делаешь много недостойного? Это значит, что ты к Учению подходишь первый раз?
По-видимому, раньше человек не задумывался над какими-то моральными устоями и что-то делал неправильно. Значит, он раньше этого не осознавал и, конечно, не знакомился с положениями Учения.
7. Как преодолеть чувство неприязни к людям?
Постараться обратиться к своему сердцу. Всё-таки неприязнь, в большинстве случаев, за исключением действительно серьёзных моментов, идёт от головы. Нам что-то не нравится в человеке, — скажем, не так посмотрел, не так сделал и т.д.
Надо сперва понять, что вызывает неприязнь к данному человеку, обратиться к своему сердцу и попробовать сердцем доброжелательно отнестись к этому человеку. Это часто помогает.
8. «Искры Света», выпуск 2-3, запись от 21 апреля 1957 года: «Болеет тело, а не дух. Дух болеть не может». Почему тогда говорят о духовных язвах и здоровье духа?
Тут говорится о болезнях тела, именно телесных болезнях, которыми дух не болеет. А духовные язвы — это наши несовершенства. Это отрицательные свойства, которые приводят к разъединению — ревность, зависть, корысть, недоверие, обиды бесконечные, — всё это те язвы, которые разрушают дух.
9. Из писем Е.И.Рерих: «Только очень сильные духи могут вступать на путь Служения». Как определить, сильный ли ты дух, по плечу ли тебе ноша пути Служения или ты можешь только читать книги Учения? Что есть путь Служения?
Чтение — это только подготовка к пути Служения. А мы можем понять, готовы ли мы к Служению по тому, как мы стараемся выполнить то, что мы прочитали в книгах Учения. Если нам удастся хоть немного что-то выполнить, претворить в жизнь, то мы уже начинаем вступать на путь Служения, к которому ведут книги Учения. Каждый в своей мере, каждый в своей сфере — этих условий бесконечное многообразие, — лишь бы мы хотели быть полезными другим и Общему Делу.
10. Как избавиться от назойливых мыслей страха за своих детей? Почему они приходят?
Часто всякие негативные мысли насылаются, и тёмные, видя наши слабые места, эти мысли и насылают. Конечно, все матери и отцы очень боятся за своих детей. Они очень дорожат ими, дорожат их здоровьем, их благополучием. А тёмные, пользуясь этим, то есть некоторым неуравновесием, насылают им мысли страха за детей, боязнь, что с ними что-то случится. Эти насылки надо отвергать и предавать своих детей Высшему, и молиться за них, и думать, что с ними все будет хорошо.
11. «Искры Света», выпуск 2-3, запись от 27 октября 1957 года: «Пространственная порядочность» — поясните, пожалуйста.
«Пространственная порядочность» — это когда мы своими мыслями, чувствами и поступками не засоряем пространство. Потому что всё, что мы делаем, думаем и говорим, — всё остаётся в пространстве. Оно не исчезает, потому и призывается не засорять, не осквернять, не загрязнять атмосферу вокруг нас, потому что это воздействует очень сильно и на других.
12. При встрече с определённым человеком начинается ломота в руках и ногах. Что это может значить? После физического прикасания и некоторого присутствия этого человека сильная боль не прекращалась несколько дней и даже начиналась после разговора с этим человеком по телефону, но в меньшей степени. Что это за явление и как к этому относиться?
Я не встречала, чтобы подобное явление в Учении упоминалось. Видимо, в этом человеке есть энергии, которые почему-то с вашими не согласуются и действуют на них тяжело и отрицательно. Надо понаблюдать за этим человеком, за вашими взаимоотношениями; несогласованность может причинять боль. Надо в таких случаях осторожно общаться, постараться выяснить — в чём, собственно, дело.
13. Пожалуйста, скажите, в чём может заключаться Служение делу Владыки, если человек по каким-либо причинам не находится в СибРО и не может реально помогать строительству Музея Рериха? И с другой стороны, если кто-то находится в Обществе, значит ли это, что он служит делу Владыки, делу Света?
Служение Свету так обширно, так безгранично, что можно и находясь в Обществе служить ему, и не находясь ни в каком Обществе, своими мыслями, чувствами, повседневными делами, — а такие возможности предоставляются нам всегда, каждый день, — имеем возможность посеять что-то доброе или злое. Мыслями, чувствами, словами, делами.
14. Если кто-то находится в Обществе, значит ли это, что он служит делу Владыки, делу Света? Конечно, понятно, что не место красит человека, но всё-таки СибРО — это особое место, значит, и внутреннее состояние тех, кто в нём находится, должно быть особое. Значит ли это, что эти люди особенные, то есть лучше других?
Мы на это надеемся, конечно, но гарантировать не можем. Одно местонахождение ещё не определяет человека.
15. Записка: В Писании пищей ангельской называются духовные слова, которыми наслаждается душа и внимает ум, и как пищей тело, так словом укрепляется душа. Сладость слов вкусив, Давид, дивясь, говорит Богу: «Как сладки гортани моей слова Твои, лучше мёда устам моим, повелениями Твоими я вразумлён, потому ненавижу всякий путь лжи». Так и мы насыщаемся здесь пищей духовной, слаще мёда она устам нашим, иначе не съезжалось бы сюда столько народу. Низкий вам поклон всем, особенно Наталии Дмитриевне за всё!
Спасибо!
24.09.2000 г.