Мысли на каждый день

Нужно именно углублять путь доброжелательности. Утверждена она как сущность нашего бытия. Не забудем этот талисман ни на час.

Мир Огненный, ч.1, § 118

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2009-08)

Автор: Спирина Наталия Дмитриевна  



Теги статьи:  ответы Н.Д. Спириной

Ответы Н.Д. Спириной на вопросы присутствующих на «круглых столах» Сибирского Рериховского Общества

Что такое терпимость? Хочется узнать, каким образом применять это качество. 

Терпимость — это по отношению к другим, понимание своего несовершенства, и тогда не будет осуждения, которое очень часто присутствует в наших отношениях с другими. Надо понимать, почему с человеком происходит то или иное, понимать его положение, входить в него, и тогда, может быть, терпимость больше в нас укрепится. Терпимость к верованиям других людей, стремление найти что-то положительное в другой вере, постараться понять.

Сказано, что только предательство не может быть терпимо. Поношение Высшего, поношение религии — это то же предательство, это уже не может быть терпимо, и тут мы должны выступить как активные борцы, проявить противодействие.

Мы проявляем терпимость к детям, когда они шалят, или болтают, или делают какие-то глупости, и хотя мы воспитываем их, но всё-таки проявляем к ним терпимость, потому что это дети. Люди в большинстве своём в духовном развитии недалеко уходят от детей, поэтому приходится и тут применять терпимость.

Могут ли дети выработать терпимость к родителям, если родители проявляют нетерпимость к ним? 

Конечно, это уже гораздо трудней, потому что дети очень эмоциональны и непосредственны. Если ребёнка побили ни за что, ему очень трудно проявить терпимость к родителям. Он будет, конечно, на них негодовать, обижаться и плакать. От детей по отношению к родителям требовать терпимости очень трудно. Но бывают и такие дети, которые понимают, что, например, мать осталась одна, ей очень трудно, она раздражается иногда на ребёнка, но он ей это прощает. Когда дети понимают побуждения, то проявляют некоторую терпимость, но требовать этого от детей, конечно, не очень правомерно.

Есть выражение: «Неосуждение есть половина достижения». Как научиться никого не осуждать, ведь все в какой-то степени подвержены этому свойству? 

Нужно осуждение превратить в обсуждение. Можно обсуждать, оценивать человека, можно ему это говорить или как-то об этом упоминать, но обсуждение и осуждение — это две разные вещи. Если мы хотим освободиться от осуждения, нам надо перейти к обсуждению во имя помощи и самому человеку, и делу, и общему благу.

Иногда очень трудно отличить осуждение от распознавания ликов. Как быть в трудных случаях — и распознать, и не осудить?

Это человек должен чувствовать. Распознать — значит понять, изучить. Но когда человек осуждает, он это чувствует, значит, он неодобрительно к этому относится. Конечно, нужно обсуждать, нужно знать, но не осуждать, потому можно сказать: осуждение — осуждено. И кто из нас без греха? Потому надо терпимо относится к человеку, если возможно, помочь ему бороться, но не осуждать. Осуждение часто граничит со злословием, а злословие — это очень нежелательное явление.

Не является ли труд за зарплату чем-то корыстным?

Давайте вспомним семью Рерихов. Семья существовала только на продажу картин Николая Рериха, а картины свои он рисовал для общего блага, не только для себя. Эти картины — великое благодеяние для людей. Разве это не был бескорыстный труд? Но тем не менее, чтобы содержать семью, он эти картины продавал. Поскольку все мы находимся в физическом теле и должны и питаться, и одеваться, и детей кормить, то, если мы искренне и добросовестно трудимся, скажем, в Рериховском обществе и за это получаем какую-то минимальную зарплату, работаем без выходных, и днём и ночью, — разве это не будет бескорыстный труд? А работать абсолютно без зарплаты, бросив свою прежнюю основную работу, — значит умереть с голоду. Это же несоизмеримо! Нигде оплата труда не считается корыстной, если она не является целью. Ведь самое главное — это наши побуждения, и по нашим побуждениям о нас и судят. Если мы работаем и действительно хотим принести людям пользу, то зарплата вовсе не означает, что мы корыстно работаем.

Что такое мелкая боязливость?

Это когда человек всего на свете боится, всякой мелочи, ему кажется, что ему угрожает какая-то опасность. При этом возникает мнительность, вечный страх, что с ним что-то произойдёт, кто-то против него что-то имеет, или укусила его мошка, и это может закончиться каким-то заражением. Не знаю, помню ли я всё стихотворение, но оно очень смешное, тоже о мнительности:

Сплю или проснулся? Ночи час? утра ли?
На плечах одна ли, две ли головы?
Будто как одна. Ужель одну украли?
Где я? Еду в Прагу или близ Невы?..
 

(А. Измайлов)

Как не допускать такие качества, как предвзятость и предубеждение по отношению к людям и каким-то жизненным явлениям?

Нужно очень внимательно относиться и к людям, и к событиям жизни, стараться по справедливости понять всё это, потому что мы должны очень следить, чтобы у нас не было предвзятости. Так, мы что-то считаем плохим и никак не хотим посмотреть на это явление с другой стороны, или у нас предвзятость по отношению к людям, к какой-то национальности, к каким-то произведениям искусства — мы считаем, что это плохо, и никак не хотим увидеть другую сторону. Это и есть предубеждение. Мы бываем предубеждены очень часто в социальном смысле, по отношению к чьей-то религии или к чьему-то искусству, не хотим и не стараемся вникнуть, понять, есть ли там что-нибудь положительное. Надо внимательно относиться к себе и не утверждаться на этих свойствах, стараться найти противоположное, то, что в этом есть хорошего, допускать, что мы можем быть не правы. Это постоянная борьба, потому что мы или боимся чего-то, или предубеждены, или убеждены во вредности чего-то. Надо разобраться непредвзято, то есть по справедливости, и постараться поступать так.

Если человек совершил правильное действие, а потом засомневался, будет ли это относиться к понятию «одной рукой строить, другой — разрушать»?

Конечно, до какой-то степени это будет разрушением. Сделал какое-то доброе дело, а потом начинает думать: «А может, это нехорошо, ненужно, а может быть, это отменить?» Тогда получается результат уже какой-то сомнительный. Если решился и уверен, что это хорошо, зачем допускать такие мысли? Они и значат — строительство одной рукой, а разрушение другой.

Препятствует ли нам такое свойство, как забывчивость в быту, в мелочах? Как с ним бороться?

Конечно, забывчивость может ущерб принести и тому, кто забывает, и делам. Нужно всё время быть настороже, всё время стараться тренировать свою память, стараться давать себе задание: «Я не забуду, я запомню, я это сделаю». Вот таким образом надо бороться с забывчивостью. Всё, что надо, — записывать, чтобы не забыть, но тем не менее и тренироваться. Когда мы думаем о том, чтобы какое-то качество в себе развить, — мы стараемся вложить в это наше желание, нашу энергию, напоминать себе об этом, думать об этом, может быть, собирать параграфы из Учения по этому поводу, — словом, концентрироваться. А иначе в чём же наше совершенствование будет заключаться, если мы не будем бороться с нашими недостатками? А забывчивость, конечно, один из наших недостатков, который может повредить делам.

Что делать, если все вокруг указывают на твои недостатки, а ты сам не видишь их?

Надо призадуматься: почему-то все указывают, а я не замечаю. Вообще, нужно за всеми недостатками очень следить, тем более если кто-то говорит, да ещё не один человек. Значит, это не случайно, значит, сами мы действительно не замечаем. Ведь это зеркало — без зеркала вы не увидите, как выглядите, а отношение других — это как зеркало, в котором отражаются ваши недостатки. И надо в зеркало смело посмотреть.

А если они не правы — ну так что же, обижаться не надо, все могут ошибаться. Но нужно к этому очень прислушиваться и быть благодарным тем, кто указывает на недостатки: если даже он не прав, то всё-таки он, может быть, чем-то хотел помочь стать лучше. А если он это делает со злобными намерениями, то пусть это при нём тогда и останется.

В чём должна проявляться торжественность?

Конечно, это внутреннее состояние. Человек, наполненный торжественностью, не будет суетиться, кричать, бегать, махать руками, в общем, будет держать себя достойно, спокойно, как будто он несёт какое-то сокровище в себе, — таким образом он будет себя держать.


Терпение есть сознательное напряжение и противостояние тьме.
Сердце, 478

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Собеседования. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы