Каждый учитель должен быть учеником сердца, без этого все наши устремления окончатся разрушением. Горе бессердечным. Надземное, 689 |
30 августа в Музее Н.К.Рериха состоялось заседание педагогической секции. В этот раз были затронуты темы, очень разные по содержанию: использование фильма студии СибРО «Живая вода» в работе со школьниками; беседа с детьми младших классов о подвиге и героизме; рассматривая картину Н.К.Рериха «Поход Игоря» (1942), пытались найти ответ на вопрос, почему Рерих обратился к этой теме в роковое для своей Родины время.
В заключение встречи было прочитано сообщение школьного преподавателя физики из Севастополя Сергея Игоревича Плывча. Он старается применять основы Учения Живой Этики в преподавании своего предмета. Педагога беспокоят вопросы сегодняшнего образования, и он поделился с нами своими мыслями: «Сейчас во всём мире остро стоит проблема школьного образования. Если в прошлом веке задачей школы являлась подготовка детей к поступлению в техникумы, вузы, получению профессии и каждый человек знал, что ожидает его, то сейчас задача школы — подготовить детей к взрослой жизни, полной неожиданных ситуаций и неопределённости, а также помочь в вопросах выбора. Нынешняя школа потеряла связь с жизнью, с современной наукой. В результате заинтересованность детей падает, они специально начинают учить те предметы, которые, как они считают, пригодятся им для поступления. Если же заставлять их изучать все предметы, то дети не выдерживают.
Решением этих проблем может быть введение основных жизненных принципов и законов в преподавание предметов. Учитель должен показать связь науки и культуры. Другими словами, ввести основы Учения в преподавание предмета.
Работа над собой, стремление к пониманию основ, применение в жизни полученных знаний, умение различать причины и следствия, вот чему должна учить физика и школа в целом».
Предлагаем материал С.И.Плывча о связи физики с Живой Этикой (в сокращении).
Сергей ПЛЫВЧ, г. Севастополь
Физика — это наука о природе, а что есть природа, как не сама жизнь. Следовательно, законы физики есть отображение законов жизни на материальном плане, а значит, если провести аналогию и обобщение, то с помощью этих законов можно показать реальность основ Учения Живой Этики и подвести детей к их пониманию. Приучая учеников мыслить в таком направлении, можно постепенно научить их самостоятельно находить аналогии, и для них физика станет наукой понимания действительности.
Каким же образом можно раскрыть основные законы бытия в преподавании физики? Ответ на этот вопрос каждый учитель находит по-своему. Рассмотрим эту связь на примере сопоставления свойств мыслей и электромагнитных волн.
В Живой Этике раскрывается огненная, энергетическая природа мысли, говорится о том, что мысль есть энергия Света1. «Огненные энергии духа неисчерпаемы, когда призваны. Они тесно связаны с мыслью. Мысль открывает затворы психической энергии»2. «Сила мысли... в огненности высшего порядка»3.
Различные приборы воспринимают определённые диапазоны электромагнитных волн. Кроме этого, человек сам является источником и приёмником некоторых видов волн. Известно физическое и биохимическое воздействие солнечного излучения на организм, воздействие радиоактивного и других видов излучений. Медицинские приборы фиксируют тепловое излучение человеческого организма, к волнам относится и человеческий голос. В книге «Мир Огненный» читаем: «Наука уже установила наличность особых организмов, которые без приёмников слышат дальнее радио. Конечно, это явление огненного порядка и открывает пути к признанию возможности восприятия мысли на расстоянии. Если закон волн звуковых понят, то возможны все углубления того же принципа»4. Таким образом, Учение позволяет рассмотреть мысль как волну, но более тонкой структуры.
Волны, различающиеся по своей природе, например механические и электромагнитные, имеют общие характеристики (частота, длина, амплитуда, направление распространения).Амплитуда — это размах колебаний, а частота связана с видом излучения (радиоволны, свет, рентгеновские лучи и т.д.).
Продолжая аналогию, можно сделать вывод, что амплитуда и частота присущи также и мысли. Амплитуда, или сила, мысли зависит от сосредоточенности человека, а частота зависит от того, на что именно настроено его сознание (прямая аналогия с радиопередатчиком). К тому же человек является не только излучателем, но и приёмником мысли, и от него зависит качество восприятия. Примерно как радиоприёмник выбирает из большого количества волн строго определённую, так и человек «среди всего многообразия мыслей и чувств и явлений, окружающих его непосредственно... может избрать те, которые хочет, и заставить сознание им созвучать. Для этого сознание настраивается на желаемой волне и звучит на неё»5.
Сознание обычного человека часто не сосредоточено на чём-то определённом, он как бы думает «обо всём и сразу». В физике подобные излучения называются шумами. Когда происходит сосредоточение на одной мысли, то организм начинает «звучать» на определённой частоте, и человек может воспринимать пространственные энергии, созвучные выбранному направлению. Таким образом происходят гармонизация и усиление энергии. В Живой Этике об этом говорится так: «...Каждая мысль есть своего рода магнит, она привлекает к себе подобное. Пространство насыщено мыслями, каждая привлекает к себе сходные по качеству»6.
Теперь рассмотрим, как же характеризуется мысль амплитудой. Амплитуда колебаний — это сила сигнала, то есть его количественное представление. Мысль одного человека, обладающую небольшой амплитудой, можно сравнить с каплей в море. Другое дело — действие коллективной мысли. Когда несколько человек мыслят согласованно, то результат возрастает многократно. Так, в Учении говорится о десятеричном усилении энергии, которое рождается из сотрудничества сознаний7. «Ничтожная мысль и следствия порождает ничтожные, но огненная мысль... рождает гигантов. Особенно сильны следствия согласованных мыслей коллектива. Даже круг из нескольких созвучных сознаний может быть очень силён, даже две согласованные ауры могут творить чудеса»8. Возвращаясь к аналогии с волнами, можно сказать, что происходит сложение волн разных людей и суммарная волна имеет гораздо большую амплитуду, чем единичная. Здесь уместно заметить, что по общему свойству всех волн энергия волны пропорциональна квадрату амплитуды — например, если две одинаковые волны складываются в фазе (то есть синхронизированы во времени и в пространстве), то амплитуда удваивается, а энергия возрастает в 4 раза. Если же сложить 10 волн, то суммарная энергия будет в 100 раз больше, чем энергия отдельно взятой волны! А если складывать волны со случайными фазами (несинхронизированные), то суммарная энергия будет гораздо меньше (см. рисунок). Подобным свойством обладают и мысли, а под синхронизацией можно понимать согласованность мыслей. В Учении Живой Этики говорится: «Закон, что две согласованные мысли в семь раз увеличивают силу»9.
Результат сложения нескольких волн с одинаковыми фазами (а) и со случайно выбранными фазами (б).
Так мы от школьного предмета физики приходим к жизненным понятиям нравственности и этики. «Может показаться странным, как может этическое понятие сотрудничества влиять на физическое понятие токов? Так может думать некто, не знающий об истинной науке, но вы достаточно знаете, насколько неделима область духа от физических законов»10.
1 Грани Агни Йоги. II. 405.
2 Там же. 331.
3 Там же. 2.
4 Мир Огненный. I. 140.
5 Грани Агни Йоги. II. 527.
6 Надземное. 350.
7 Сердце. 150.
8 Грани Агни Йоги. II. 139.
9 Листы Сада М. Озарение. 2–V–7.
10 Сердце. 139.