Мысли на каждый день

Великие Владыки видят и оценивают каждое приношение на пользу Их Дела. А ведь важно лишь Их одобрение. Когда эта истина твердо живет в сознании, то никакие обиды не могут укорениться в сердце.

Рерих Е.И. Письмо от 01.10.1937

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Искусство мышления в школе

Автор: Бахтызин Александр  



Теги статьи:  работа с детьми

«Мысль! Великое слово! Что же составляет величие человека, как не мысль?» — писал А.С.Пушкин. В Учении Новой Эпохи мысль понимается как всенаполняющая космическая субстанция и сила: «В Новом Веке Мысль есть пространство... Мысль есть жизнь, и жизнь движима мыслью. Мысль есть энергия. Мысль создаёт Миры. Мысль есть молния. Струны пространства подчинены Мысли, и не существует препятствий для сосредоточенной человеческой Мысли».

Блез Паскаль как-то сказал, что все беды человечества происходят оттого, что человек не может оставаться один в пустой комнате. Парадоксально! Человек — единственное на планете существо, именуемое Homo sapiens, — за миллионы лет своего беспокойного существования так и не научился мыслить по-настоящему! «Огромная часть человечества вообще не мыслит. Нельзя считать мышлением обрывки беспорядочных, смутных дум». Не раз на страницах книг Учения Живой Этики упоминается о необходимости введения в школьные программы уроков Искусства мышления: «...Следует твердить об искусстве мышления». «Искусство мышления отринуто, и нигде о нём не указано в школах». «Искусство мышления должно быть развиваемо в школах».

Надо признать, что мыслительный аппарат ученика в современной школе формируется однобоко и неправильно. В педагогических кругах бытует мнение, что мышление ребёнка развивается само по себе при изучении нового материала, повторении, контрольных работах и выполнении установленных домашних заданий. Весь мыслительный труд сводится к работе вычислительной машины, в которую нужно вложить порцию информации, хранить её там неопределённое время и иногда вызывать к жизни. Автоматизация и интеллектуализация учебного процесса лишь закрепощают свободную от рождения мысль в оковы готовых формул, избитых фраз, закоснелых понятий и определений.

«Нужно в школах установить науку о мышлении не как отвлечённую психологию, но как практические основы памяти, внимания, сосредоточенности и наблюдательности. Конечно, кроме названных четырёх областей науки мышления многие качества требуют развития — чёткость, быстрота, синтетичность, оригинальность и другие».

Области мышления и качества его проявления могут лечь в основу тематики курса Искусства мышления в школе. Сосредоточение, внимательность и наблюдательность, воображение и интуиция, память и мечта, а также атрибуты мысли, такие как чёткость, быстрота, глубина, чистота, простота, логичность, сердечность и другие, — всё это необходимые компоненты единого интегрированного курса.

Множество тех или иных сторон жизни мысли могут быть затронуты на уроках Искусства мышления. Например, беспредельность, материальность и неразрушимость мысли, посыл и восприятие мысли, навязчивые мысли, самовнушение, телепатия, мыслетворчество и т.д. Учителю необходимо привлекать как можно больше занимательного и научного материала, руководствуясь возрастными и психологическими возможностями детей. Это могут быть притчи, сказки, рассказы на соответствующие темы, художественно-иллюстративный материал и музыка.

Несомненным достоинством урока является привлечение новейших научных достижений в области изучения мысли в физике, химии, физиологии, психологии, философии. Фотоснимки следов человеческой мысли просто обязательны: их нужно отслеживать в периодической и научной печати и собирать. Однако именно практическая направленность делает урок жизненно необходимой учебной дисциплиной, и первейшим методом реального овладения мыслью является упражнение.

«...Главная основа Нашей внутренней жизни есть упражнение мышления. Заблуждается, кто полагает, что после известного уровня мышление не может быть развиваемо. Мышление от начала должно быть воспитываемо и затем постоянно развиваемо». Конечно же, следует понимать упражнение в широком смысле. Оно может быть выражено в форме игры, задания, личного наблюдения или эксперимента.

«Каждое искусство нуждается в упражнении. Также мышление должно быть усилено упражнением. Но такое углубление не должно быть тягостным и скучным, потому руководитель такого предмета должен быть истинным просвещённым». Действительно, учителю надобно приложить большое старание к тому, чтобы дети в усилиях своего сознания не почувствовали тягости и слабости. Принцип «по сознанию» — главнейшая заповедь учителя. Почувствовать меру в такой необычной и тонкой работе очень важно.

Первоочередной задачей учителя является очищение сознания детей. «Совсем не так легко научиться мыслить. Трудно развить напряжение мысли, но ещё труднее достичь высокого качества помысла». «Учитель должен наставлять учеников к продолжительному мышлению о прекрасном».

Конечно, не следует понимать Искусство мышления узко, только как отдельный предмет в школе. Оно может и должно быть развиваемо во всех учебных дисциплинах на всех уроках. Ведь каждый учитель может донести до детей хотя бы частицу знания о значении и силе мысли в жизни каждого человека.

Материалы педагогической секции
Сибирского Рериховского Общества,
состоявшейся 29.09.2001.

В статье использованы книги Учения Живой Этики.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Дети и Живая Этика