Пусть каждый научится радостной отдаче, только в таком давании рождается истинная радость. Надземное, 477 |
Рихард Яковлевич был человеком тонкой натуры. Красота влекла его с юных лет. Уже в раннем возрасте он начал задумываться о подлинном смысле жизни. Когда ему было 9 лет, он написал письмо Льву Толстому в надежде получить ответы на мучившие его вопросы. Позже обращался к Янису Райнису, Рабиндранату Тагору и Ромену Роллану. Его университетская дипломная работа была посвящена метафизическому аспекту Красоты.
В душе своей он чувствовал близкую связь с Грецией и Востоком. Переводил стихи восточных поэтов Саади и Дж. Руми. Занимался переводами философских трудов Вивекананды, Бхагавадгиты и др. Переводил на латышский язык произведения Рабиндраната Тагора, позже участвовал в работе над изданием избранных сочинений индийского поэта и философа, писал о нём статьи. В 1922 году вышел первый поэтический сборник Рихарда Рудзитиса, названный «Песни Человека», через несколько лет — переводы греческой лирики «Мелодии пчёл», в 1933 году — сборник «Прекрасной душе».
В 1929 году Рериховское общество в Латвии обратилось к нему за помощью в переводе книги «Листы Сада Мории» на латышский язык. После этого Рихард Яковлевич активно включился в работу Общества. Он вёл переписку с Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами, руководил издательской деятельностью. Готовил к печати и свои произведения: «Николай Рерих — Водитель Культуры», «Сознание Красоты спасёт», «Братство Грааля». Рудзитис — автор многих статей о Николае Рерихе и Учении Живой Этики. В 1936 году он стал председателем Латвийского общества Рериха.
Непростые испытания выпали на его долю. В 1948 году он, как и многие члены Общества, был арестован и осуждён на 10 лет. Отбывал срок в лагерях Коми. Все архивные материалы и библиотека его были уничтожены, за исключением немногих писем Рерихов, которые ему удалось спрятать. Но даже в лагере поэтическая натура брала своё, помогала выжить в тяжёлых условиях — домой он привёз новые стихи, поэмы, эссе, записанные химическим карандашом на клочках ткани, которые были вшиты в арестантский бушлат. Освободился Рихард Яковлевич в 1954 году. После возвращения занимался переводами научных и литературных произведений.
В 1957 году произошла долгожданная встреча с Юрием Николаевичем Рерихом, вернувшимся из Индии в Советский Союз. Рихард Яковлевич писал: «За десятки лет этот день для нас был величайшим»1. Открылись новые пути, появились надежды на будущее. Состоявшиеся выставки картин Н.К. Рериха окрылили и придали новые силы. По рекомендации Ю.Н. Рериха он написал очерк «Космические струны в творчестве Николая Рериха». Преодолевая недомогание, много работал над завершением своих начатых произведений, собирал разрозненные стихи, правил рукописные варианты и готовил к печати. Подготовил сборник легенд для детей «По солнечной тропе», написанный ещё в лагере. Всё это время вёл дневник.
В мае 1960 года произошла его встреча со Святославом Рерихом и его супругой Девикой Рани, знакомство с картинами С.Н. Рериха: «Первое впечатление — нечто "невыразимо прекрасное". Ослепительное сверкание чистых красок. Портреты "говорят", как живые. Ликующая природа Южной Индии. Всё наполнено великой динамикой, невыразимой тоской стремления. Даже в тяжёлом труде — устремление и красота»2. К сожалению, вскоре эта радость была омрачена внезапной кончиной Ю.Н. Рериха. Для Рихарда Яковлевича это стало большим потрясением — уходила «часть жизни и души». Но он не думал о себе: «...ещё динамичнее надо работать над завершением книг. Надо переводить на русский. Как много новых, зажжённых сердец ожидает»3. В июне он записывает в своём дневнике: «Снова в пути. Снова взор впитывает красоту планеты. В молодости я любил каждый цветок, былинку придорожную, всё казалось стоящим восхищения, одухотворения. Сейчас сердце горит: хочу всю красоту мира, всё благое, мудрое вобрать в себя, преобразить свою сущность. Как бесконечно много незаметной красоты, сколь беспредельны вершины знания»4.
Пятого ноября 1960 года его сердце не выдержало — Рихарда Яковлевича не стало. За день до своего ухода он написал короткое пронзительное письмо живущему в Таллинне исследователю творчества Н.К. Рериха Павлу Фёдоровичу Беликову, которое хочется привести полностью:
«4 ноября 1960.
Дорогой Павел Фёдорович!
Вот я и вернулся. Как будто снова посмотрел в окно Неведомого, чего-то очень реально близкого, но и сказочного.
Ждём Вас. С сердечным приветом
Р[ихард] Р[удзитис].
Достаньте Лит[ературную] газ[ету] 29. X, Москва. [№] 8, Молодая гвардия [№№] 6 и 10»5.
П.Ф. Беликов в своём кабинете. Куусалу, Эстония. 1960
В 1961 году к годовщине со дня ухода П.Ф. Беликов написал посвящение Р.Я. Рудзитису, озаглавленное «К 5 ноября 1961 г.»:
«Кто чтит богов, тот к богам идёт;
К предкам идут служащие предкам,
К духам идут приносящие жертву духам;
Кто жертвует Мне — ко Мне приходит.
(Бхагавадгита. Гл. IX–25)
В день скорбной годовщины расставания с Рихардом Яковлевичем — обратимся к своему сердцу. Ведь от сердца к сердцу шли помыслы ушедшего, и его жизненный путь озарялся Светом зажжённых им сердец.
Поддерживать этот свет друг в друге — лучшая память тому, кто многие годы являл пример несокрушимого устремления.
Верой и устремлением была выкована ценнейшая цепь обширного взаимодействия.
Сотрудничество, а не пустынножительство завещано нам. В сотрудничестве — подвиг Нового Мира. Только в действии выявляются преданность и Служение.
Память о Рихарде Яковлевиче особенно нужна и дорога нам. Она пробуждает стремление к самому действенному сотрудничеству.
Множество животрепещущих нитей сходилось к сердцу ушедшего, и в его благородном устремлении многообразие мыслей и характеров обретало монолитность.
Именно так воздвигаются ступени Будущего.
Неутомимые строители расстаются, чтобы вновь встретиться на более высших ступенях. <...>
Пусть жизненный путь Рихарда Яковлевича будет нам вечным напоминанием о том, что отдавая всё — мы Всё получаем, что только тот "Кто жертвует Мне — ко Мне приходит".
П. Беликов»6.
1 Рудзитис Р. Встречи с Юрием Рерихом. Минск: УП «Лотаць», 2002. С. 11.
2 Рудзитис Р. Встречи с Юрием Рерихом. С. 167.
3 Там же. С. 203.
4 Рудзитис Р. Дневник. Зрелые годы (1930 – 1960). Минск: Звёзды Гор, 2003. С. 707.
5 Автограф. Ксерокопия. 1 л. РДФ СПбГМИСР. НВ-2569. Публикуется впервые.
6 Автограф. Ксерокопия. 1 л. РДФ СПбГМИСР. НВ-7028. Публикуется впервые.