Мыслитель говорил: «Если бы мы могли полюбить всеми силами, мы были бы успешны». Надземное, § 542 |
Я приветствую очередную педагогическую секцию и горячо желаю, чтобы она принесла самые высокие, мощные плоды своих трудов, чтобы она способствовала дальнейшему расцвету Нового Мира. Потому что Новый Мир будет процветать на Основах, заложенных в Живой Этике, начиная от семьи и кончая Мировой Общиной.
Люди ещё не до конца постигают значимость ими делаемого, так как польза этих трудов станет очевидной только со временем.
Н.Д.Спирина. 23.11.2002
Педагогические секции, проходившие в Сибирском Рериховском Обществе в этом году, были посвящены одной общей теме «Община», пять ступеней которой рассматривались в слове Н.Д.Спириной «Кузница мощи» («На Восходе», № 12-2001). Начинали мы с семьи и в ноябре подошли к Общине мира. На секции 23 ноября 2002 г. прозвучали интересные выступления и подборки на эту тему. Предлагаем вашему вниманию выступление О.А.Ольховой.
Побеседовать о добре — уже значит помыслить о пользе.
Н.К.Рерих
Тема «Община Мира», которой завершается цикл нашей работы, посвящённой углублённому изучению аспектов Общины, данной Наталией Дмитриевной Спириной в её работе «Кузница мощи», особенна тем, что говорить об Общине Мира мы пока можем теоретически. Если такие аспекты, как семья, коллектив (школьный, студенческий, рабочий и т.д.), Родина — знакомы всем нам, как участникам этих объединений, и у каждого есть опыт участия в этих сообществах, то мировая Община — это невыразимо прекрасное и весьма далёкое от современного мира Сообщество, представление о котором мы получили только из книг Учения Живой Этики.
Мы все понимаем, что готовить себя к Сообществу мировому, думать о дальних мирах, привлекая к ним внимание и, в конечном итоге, обретая невидимых друзей, можно только воспитав в себе качества, необходимые для Общины, которую мы должны построить на Земле.
«...Невозможно рассматривать каждое существо как независимую особь», — сказано в книге «Аум»1. «Можно понять, что вся болезнь планеты от полного раздора между теми, кто могли бы сплотиться во Благе»2.
Наша секция создана с целью собрать и объединить опыт и педагогов, и родителей, которые на процесс воспитания детей смотрят с позиции Учения Живой Этики. По крупицам мы собираем такой материал, анализируем его, обсуждаем, с тем чтобы можно было что-то рекомендовать уже в качестве опыта.
Мы с сотрудниками в Няганском Рериховском Обществе много думали над тем, с какими беседами идти в школы, на чём делать акценты. Приходили в классы, в основном в старшие, и пытались донести до детей то, что сами начинали постигать. Анализируя небольшой опыт того времени, хочу обратить внимание на три важных момента, о которых мы должны всегда помнить, проводя беседы или какие-то другие культурные мероприятия в школах:
1. Добро — взаимовыручка — взаимопомощь.
2. Сотрудничество — содружество — сорадование.
3. Соперничество — соревнование.
Бесценным кладезем сокровищ, данным ко времени, но пока, на наш взгляд, недостаточно используемым, являются «Листы дневника» Н.К.Рериха. Эти особенные тексты дают и темы бесед, и подсказывают, как развить выбранную тему, дают ответы на самые трудные вопросы — словом, там есть всё.
Н.К.Рерих утверждает: «Ребёнок может быть нелюдимым, своеобразным, подозрительным, но он не рождается ненавидящим; это тёмное свойство уже приобретается на многих примерах старших»3. «Какие-то люди берут на себя ответственность за извращение чужой жизни. Иногда, подобно средневековой инквизиции, они думают исправительствовать, но чаще всего действуют просто в тумане, в алом и чёрном тумане»4.
Вспоминается рассказ одной учительницы, которая сказала: «Я никогда не поставлю двойку ученику, если у меня плохое настроение и я чем-то взволнована или огорчена, — это мой принцип». Трогательные случаи она приводила в пример, говоря об ответной реакции детей — от забавных картинок, подложенных в журнал, до леденцов в карманах её жакета. Она, осуществляя классное руководство, никогда не знала проблем сбора родителей на классные собрания. И нам работать в её классе всегда было радостно и легко.
В своей статье «Самоотвержение зла» Николай Константинович Рерих говорит о непреложном законе — «об ограниченности и, тем самым, непрактичности зла. Но если можно говорить о какой-то самоотверженности зла, рискующего даже на погибель, лишь бы сотворить преступление и мерзость, то во сколько же раз более должно быть организовано добро, чтобы не умалять соседа и соратника! (...) Люди очень легко произносят такие слова, как дружба, содружество, сотрудничество. И всё это в основе своей с необычайной лёгкостью подвергается воздействиям зла»5.
«Для начала станьте чуточку добрее», — советует нам и Святослав Николаевич Рерих, отвечая на вопрос «с чего начать своё усовершенствование?».
В своей работе «Первое братоубийство на земле»6 Наталия Дмитриевна Спирина говорит: «Качество сорадования очень высокое — это дальнейшее расширение понимания любви к ближнему. А какая же Община может стоять без этой любви?!»
Показателен такой пример, с которым мы столкнулись недавно. Девушка-студентка, перешедшая в престижный вуз из другого учебного заведения, обнаружила скоро свои знания, и не просто знания, а готовность очень искренно помочь и поделиться ими. И этой помощью, конечно же, воспользовались, и результаты на экзаменах были соответствующими. Она очень радовалась тому, как сдают сокурсники. Но когда она сама блестяще сдала трудный предмет, радости на лице тех, кому она помогла, почему-то не обнаружила. Более того, там были видны совершенно другие чувства.
«Содружества созидательны в своей природе. Ради разрушения не может образовываться содружество. Тогда такое сходбище называлось бы совсем иначе. Содружество растёт силою сердца. Потому численность не имеет никакого значения, и это обстоятельство чрезвычайно важно для современности, когда качественность является единственным мерилом»7.
«Какими такими словами, какими разъяснениями можно внушить людям бережливость... к своим близким? (...) Зачем обнажать сердце человеческое злоречием, злоумышлением, когда для самой примитивной постройки требуется совместное усилие? В палеолитических пещерах, и там уже видим признаки совместных работ. Казалось бы, с тех пор в десятках тысячелетий принцип сотрудничества должен обосноваться и возвеличиться, а между тем и пески наступают, и испепеляются сердца человеческие. Благородно помыслили те, которые спешат предупредить ещё большее испепеление и окостенение»8.
Соревнование. Это понятие преследует ребёнка с самого раннего детства: кто лучше всех вымыл руки и быстрее съел кашу — в детском саду; кто достиг рекордно быстрого чтения — в младших классах; кто остроумнее, талантливее, находчивее... и так далее на протяжении всей жизни. Сколько невидимых, вернее, скрываемых ран наносится с самого детства этим понятием! Без него, кажется, просто не обойтись, настолько оно внедрилось в наше сознание.
«Соревнование есть одно из трудных понятий. Лишь огненное сердце понимает, сколько мер может быть положено и на светлую и на тёмную сторону. (...) Чистое понимание усовершенствования даёт соревнование. Там, где дикое необузданное сознание, там соревнование ведёт к взаимному уничтожению. Зависть гнездится около соревнования. (...) Сотрудничество должно уравновешивать непонятное соревнование. Нелегко лично уловить границу разумного соревнования. Само слово "соревнование" уже опасно, в нём выражается ревность, иначе говоря испорченная преданность. Потому, где можно, лучше заменить понятие соревнования самоусовершенствованием», — говорится в книге «Напутствие Вождю»9.
«...Вы отринете всё, что похоже на негодное соперничество, на зависть, на зарождение человеконенавистничества и предательства. Вы заботливо осмотрите доспех друга своего не для осуждения, но для радостного укрепления. И друг ваш подойдёт к вам с улыбкою, ибо он будет знать в сердце своём, что лишь во благо вы с ним будете общаться. Всё это так просто и так известно, но именно сейчас, именно это так неотложно нужно»10.
«В сотрудничестве, в содружестве, не может быть ничего отвлечённого. Всё должно быть действенно, немедленно приложимо и вдохновенно»11.
Нам очень многое придётся изменить в себе, передумать и перестрадать, прежде чем мы приблизимся к тому, о чём сказал Тютчев:
В одну любовь мы все сольёмся вскоре,
В одну любовь — широкую, как море,
Что не вместят земные берега.
1