Мыслитель говорил: «Если бы мы могли полюбить всеми силами, мы были бы успешны». Надземное, § 542 |
В.П. Гурьянов. СВЯТОЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО НА КУЛИКОВСКУЮ БИТВУ. Икона. 1904
В этой статье мы затронем очень непростую и на сегодняшний день очень важную проблему.
Наступили предуказанные во всех священных писаниях времена: идёт великий отбор. Мир раскололся не по территориям, но по сердцам человеческим. Во всех странах есть люди, понимающие, что происходит: кто агрессор, а кто был вынужден взяться за оружие и отвоёвывать свой суверенитет, своё право на свободу и на саму жизнь; есть и те, кто созвучит с агрессором. Но есть и те, кто в условиях ведущейся информационной войны не могут разобраться в потоках прессы. И действительно, без глубокого знания истории, без тех знаний, которые принесли ко времени Рерихи, трудно понять, где ложь и где правда.
Многие посетители Музеев Н.К. Рериха (СибРО) приходят с наболевшими вопросами, на которые хотят получить ответ. На одной из экскурсий женщина спросила: «Почему Сергий благословил князя Дмитрия на битву с Мамаем? Ведь это же против всех христианских заповедей!» Мы, конечно, дали ей ответ, но поскольку этот вопрос звучал не раз, а сейчас, на фоне современных событий, многие так называемые добрые люди одержимы идеей «Мир любой ценой», остановимся на этом чуть подробнее.
Сначала спросим себя: а правильно ли мы понимаем христианские заповеди?
Несомненно, Преподобный Сергий не мог благословить на агрессию, на захват чужих территорий, на бойню во имя чьих-то личных интересов. Но где, в каких заповедях сказано о том, что мы не должны отстаивать свой суверенитет, своё достоинство, честь родителей, семьи, Родины?
В одном из писем Елена Ивановна Рерих, затрагивая эту тему, подчёркивает: «Ведь нам нигде не заповедано непротивление злу. И не Сам ли Великий Христос изгонял кощунников из храма?»1
На картине Н.К. Рериха «Святой Сергий Радонежский» Подвижник изображён в один из труднейших моментов в истории Руси — когда русская рать идёт на битву с войском Мамая. На переднем плане, на холме, стоит Великий Святой, в руках он держит храм — символ будущей, возрождённой Руси. А по низу картины славянской вязью художником написаны слова: «Дано Св. Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье...».
В тяжкий период истории жил и творил Великий Сергий: к тому времени Русь уже более ста лет находилась под игом Золотой Орды. Народ пребывал в страхе. А князья дошли до крайней степени нравственной деградации — ради получения ханского ярлыка на княжение брат предавал брата, шёл на него войной. Если бы не Куликовская битва, Русь могла стать одним из улусов ордынцев.
У Епифания Премудрого (первого жизнеописателя Преподобного) повествуется о том, что Сергия глубоко почитали как святого, Его ещё при жизни называли Преподобным, то есть подобным Богу, что Он пешком исходил всю Русь, от князя к князю, и голосом «тихим и кротким» увещевал их объединиться. Ему удалось убедить часть князей, и те начали объединяться вокруг молодого Московского княжества. А когда Мамай пошёл на Русь, князь Дмитрий принимает решение дать бой завоевателю. Он идёт за благословением не к митрополиту Московскому, а к «чудному старцу в заплатанной рясе» — к Сергию в пустынь.
— Всё ли ты сделал, чтобы миром решить вопрос? — спросил князя Преподобный.
— Всё, отче!
— Тогда иди и победишь! — благословил Дмитрия Сергий.
Чтобы поднять дух народа — ведь люди шли на сражение с многочисленной и опытной в военном деле Ордой, не имея боевого опыта, — Сергий делает очень важный шаг. Он постригает в великую схиму двух своих иноков, Ослябю и Пересвета, вручает им грамоту для князя и отправляет на поле битвы.
Схимники не имели права прикасаться к оружию. Однако Преподобный дал им оружие и послал вместе с князем на поле брани. Так был поднят дух народа, ведь пришло всеобщее осознание, что эта битва — священная, что они идут биться с полчищами адовыми!
— А на правое дело и живота не жаль! — так мыслит русский человек.
И они победили! Конечно, не без Высшей помощи!
Ученик Преподобного Епифаний Премудрый, очевидец тех событий, описывает, как Сергий всё время битвы простоял на коленях, в молитве — «За Победу! За Русь!» Своим духовным оком Он прозревал далёкие события, извещал братию о ходе сражения, сообщал об убитых, которых братия тут же отпевала. Всё это продолжалось до захода солнца. Наконец Сергий произнёс: «Мы победили!» Так Русь была спасена. С поля брани представители разрозненных княжеств вернулись единым народом, исполненным чувства гордости и достоинства.
Великий русский святой — Преподобный Сергий Радонежский — не просто благословил князя Дмитрия на бой с ордынцами, всю свою жизнь Он положил на то, чтобы поднять Русь с колен. «Собиратель Земли Русской, Воспитатель духа народа» — так называет Преподобного Николай Рерих.
А в церковном акафисте — гимне Преподобному Сергию Радонежскому — есть такие слова: «От Бога Данный России воевода». Это поётся о человеке, который не брал в руки оружия! Так церковь оценивает важнейшую роль Преподобного Сергия в спасении Руси от ига Золотой Орды.
Вернёмся к идее «Мир любой ценой». Какую именно цену сторонники непротивления злу готовы заплатить и каким будет полученный такой ценой мир? Обратимся к истории.
В 1941 году фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. В планах Гитлера была германизация и колонизация советских республик и почти полное уничтожение русского народа. Вот таким был бы для нас «мир»... Трусы и предатели в надежде на спасение собственной жизни были готовы и на это, но советский народ выбрал иной путь.
Наши предки отстояли Родину! Они заплатили очень высокую цену за победу, за истинный мир. Так на Руси поступали издревле. Н.К. Рерих в своих очерках пишет: «Защита Родины есть защита и своего достоинства»2. «Народ русский незлобив, но не затроньте его достоинство!»3 «Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своём. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский в своей целине необозримой выоривал новые сокровища»4.
Подчеркнём важное: для Рериха народ русский — это не национальность, это многонациональный народ, живущий на единой территории и объединённый едиными духовными ценностями! На протяжении всей своей истории Русь вбирала в себя малые народы, но, в отличие от народов-завоевателей, не делала эти малые народы своими колониями, они становились ей братьями и сёстрами. Так, в годы Великой Отечественной войны Брестскую крепость защищали воины более тридцати национальностей. И все они защищали свою единую Родину!
Обратимся к письмам Е.И. Рерих, где она делится своими мыслями о воинственности и войне.
«Во всех религиозных Учениях люди, вступившие на духовный путь, именуются Воинами. Все Бодхисаттвы и даже самое сокровенное изображение Будды имеют в руках или около себя в виде непременного атрибута Меч. Вспомним и всех наших Михаилов-Архистратигов и Георгиев-Победоносцев. (...) ...И не слышим ли мы частые упоминания о стрелах и копиях светоносных, устремляемых ими против тьмы и полчищ адовых?»5
В письме А.И. Клизовскому Елена Ивановна замечает: «Так Вы говорите о нелогичности и абсурдности лживой формулы — "Хочешь мира — готовься к войне". Формула эта, между прочим, в большинстве случаев переводилась в слегка изменённом виде — "Если хочешь мира, будь готов к войне". (...) ...Правильное и духовное понимание её есть насущная ступень в новом сознании человека своего назначения в мироздании. Именно человек призван и должен воспитывать в себе мужество вечного дозора и участия в космической битве, неустанно происходящей вокруг него. Если он не хочет, чтобы его затопили волны хаоса, он должен быть всегда готов противостоять всякому злу. Мы не можем стать непротивленцами злу, не став, в то же время, предателями всего человечества. Долг каждого духовно развитого сознания всегда быть на дозоре и по мере сил пресекать зло. (...)
..."Если хочешь добра, будь готов отразить зло". Именно, данная мысль проводится красной нитью во всех духовных Учениях. Потому изображения Бодхисаттв и наших Архистратигов снабжены мечами и копьями, как символами Их неустанной Битвы с хаосом и злом. (...)
Никто из Великих Владык не останавливался перед поднятием меча духа и даже физического действия в защиту справедливости. Иначе величайшие вожди народа, и строители, и собиратели государств, среди которых воплощались Великие Учителя, должны были бы рассматриваться как простые убийцы. Не благословил ли Преподобный Сергий князя Дмитрия против татар — продолжает Елена Ивановна —и не посылал ли он на помощь своих иноков?
Почему князь Александр Невский назван Святым?
Принято изображать Христа каким-то всепрощающим непротивленцем, но такое представление, прежде всего, кощунственно. Не сам ли Христос говорил: "Не мир пришёл я принести, но меч" (от Луки, 12, 51)»6.
«Лично мне гораздо симпатичнее мужественное самопожертвование и исполнение долга перед родиной, нежели современное движение среди цвета молодёжи одной страны, выразившееся в резолюции — "не сражаться за родину в случае войны". Вы скажете: а как же Знамя Мира? И пожалуй, у Вас явится даже сомнение, не тайная ли я сторонница войны? Нет, война для меня явление несказуемого ужаса, ибо не знаю более дикого проявления невежества. Но так как мы живём в мире, где всё ещё и прежде всего уважается физическая мощь... то мы, воспитывая сознание молодёжи... не должны лишать его мужественности и красоты исполнения долга перед своей родиной. Кто же захочет представить собой зрелище покорных овечек перед волчьей и тигровой пастью! А пасти эти протягиваются со всех незащищённых углов»7. Так писала Е.И. Рерих.
1 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 2011. С. 456 (19.06.1933).
2 Рерих Н.К. Оборона // Нерушимое. Рига, 1991. С. 212.
3 Рерих Н.К. Достоинство //Листы дневника. Т. 2. М., 2000. С. 402.
4 Рерих Н.К. Не замай! // Там же. С. 322.
5 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. С. 455 (19.06.1933).
6 Письма Елены Рерих. 1932 – 1955. Новосибирск, 1993. С. 305 – 306 (23.06.1938).
7 Письма Елены Рерих. Т. 1. Новосибирск, 2019. С. 174 – 175 (19.06.1933).