Издательский центр РОССАЗИЯ                контакты          написать нам           (383) 223-27-55


Мысли на каждый день

Не нам судить, кто больше или меньше сделал, важен тот внутренний огонь, который мы вкладываем в исполнение порученной нам работы.

Рерих Е.И. Письмо от 17.08.1934
"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД



Неслучайно-случайная
статья для Вас:

Актуально


Подписаться

Музей:         
                   
                   
Книги:         

 
 
 

СОЛОМОН — ВЕЛИЧАЙШИЙ МУДРЕЦ ВСЕХ ВРЕМЁН

Автор: Малышева Наталья


* Фотослайдер листается щелчком мыши,
изображение появляется после загрузки всех кадров *

Фото 1

П.Г. Доре. ЦАРЬ СОЛОМОН. Гравюра. 1866

Фото 2

В.В. Верещагин. СТЕНА СОЛОМОНА. 1884 – 1885

Фото 3

СОЛОМОН НА ТРОНЕ СРЕДИ ЗВЕРЕЙ. Персия. Миниатюра. XVI в.

Фото 4

Царь Соломон. Фреска в Софийском соборе Новгорода. XII в.

Фото 5

Соломон и царица Савская. Витраж Страсбургского собора

Фото 6

С.Н. Рерих. ЦАРЬ СОЛОМОН. 1923

Фото 7

Н.К. Рерих. КИТАЙСКАЯ СКАЗКА (КОВЁР-САМОЛЁТ). Эскиз. 1935 – 1936

Фото 8


Теги статьи:  Соломон

Мне ли говорить о власти,
Когда всё глупое и когда всё тщеславное
к власти устремляется?!
Но Я говорю и утверждаю:
Но Наша власть — иная,
Наша Власть — Жертва!
                                          Из «Книги о Жертве»1

Соломон — третий и величайший царь единого израильского народа, герой многих легенд, величайший мудрец всех времён. Период его правления (ок. 965 – 928 гг. до н. э.) стал эпохой народного благоденствия и наибольшего расцвета Израильского царства.

Известны несколько версий жизнеописания Соломона, наиболее распространённые из которых — это работы русского писателя-богослова XIX века А.П. Лопухина2, автора «Толковой Библии, или Комментариев на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета», «Краткая история евреев» российского историка С.М. Дубнова3 и непосредственно библейский текст — Третья книга Царств, одна из частей Ветхого Завета, где описывается история объединённого Израильского царства в эпоху правления Давида и Соломона и его разделение на Иудейское и Израильское царства.

Соломон, десятый сын царя Давида, родился, по некоторым источникам, в 1033 г. до Р.Х. Нужно отметить, что единого мнения о времени рождения Соломона, его правления и ухода из жизни не существует, различные источники называют разные годы, и расхождения охватывают довольно большой период — в 100 лет.

Согласно легендам, Соломон покинул этот мир в возрасте 64 лет, на сороковом году своего царствования, при строительстве Иерусалимского храма. Особняком стоит мнение историка Иосифа Флавия, жившего в I веке н.э.: он утверждал, что Соломон прожил 90 лет, из которых правил 80.

Имя Соломон означает «мирный» — так назвали его родители, согласно пророчеству Нафана4, в знак милости Божией и в ознаменование того, что его царствование будет мирным, в противоположность царствованию Давида, сопровождавшемуся войнами.

Ещё при жизни отца Соломон был назначен его преемником и вступил на престол предположительно 15-летним юношей. Став правителем объединённого царства, он совершил жертвоприношение в Гаваоне — древнем городе недалеко от Иерусалима, где находилась главная святыня иудаизма — Ковчег со Скрижалями Завета, полученными Моисеем от Всевышнего на горе Синай.

Воспитанник пророка Нафана, Соломон от природы был одарён светлым умом и проницательностью, необычайная же мудрость была дарована ему Свыше. В Третьей книге Царств повествуется, что юному царю во сне явился Бог. В ответ на предложение просить всё, что он пожелает, Соломон просит для себя мудрости: «Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло... И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих... даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, что ты не просил, Я даю тебе, и богатство, и славу...»5

Жизнь Соломона окутана мифами и легендами, его называли мудрейшим из людей, справедливым судьёй, говорили, что он обладал способностью понимать язык птиц и зверей, имел власть над джиннами, общался с ангелами.

«И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости египтян»6. Познания его были поистине изумительны, он обладал обширными знаниями в астрологии и медицине, написал трактаты о деревьях, зверях, птицах, рыбах и пресмыкающихся.

Годы царствования Соломона были для страны мирными и богатыми и считаются золотым веком еврейской истории. От соседей в страну стекались огромные богатства. Процветала торговля. Развивались торговые отношения с Тиром, Аравией, Египтом, весьма вероятно с Вавилоном и Индией. Соломон сделал своё государство морской державой, он имел флот в Индийском океане. Строились великолепные здания и города. Мудрый правитель заменил племенное деление на территориально-административное: громадная территория Израильского царства была разделена на 12 областей, был создан разветвлённый аппарат управления.

Важную часть задач царского правления составляли судебные обязанности, и Соломон умел найти справедливое решение в самых трудных и необычных ситуациях. Он ввёл твёрдую систему налогов, трудовую и воинскую повинность, укрепил армию, создал два новых рода войск — конницу и колесницы. Начал широкую разработку медных рудников.

При Соломоне развивались и процветали ремёсла, искусства и науки. Строительное, плавильное дело, обработка металлов, искусство гравирования на драгоценных камнях, золочение, искусство скульптуры получили значительное усовершенствование. Постройка храма и царских дворцов, их богатое убранство, изящные изделия из золота, слоновой кости и дерева, музыкальные инструменты всякого рода — всё это поощряло и развивало художественный дух народа. Архитектура приобрела формы более изящные и утончённые. Астрономия сделалась наукой практической и не замедлила сделать значительные успехи. Навигация и мореплавание принесли ряд открытий, имевших большое значение для географии, астрономии и истории, знакомства с другими народами, их нравами и обычаями.

Соломон покончил с 500-летней враждой евреев и египтян, взяв в жёны царевну по имени Наама, дочь египетского фараона. Это было тем удивительнее, «что ни до, ни после Соломона ни в одном историческом источнике не упоминается о случаях, когда фараоны отдавали своих дочерей замуж за чужеземцев»7. Этот союз способствовал длительному миру между Египтом и Израильским царством и многим другим значительным событиям той эпохи.

Соломон не вёл войн, подобно Давиду. С независимыми соседними государствами он заключал мирные союзы и торговые договоры, завязывал родственные отношения с иноземными царями.

Среди народов передавались различные удивительные рассказы о Соломоне, росла молва о его мудрости. Иноземные цари, стремясь познакомиться с Соломоном лично, подносили ему щедрые дары. Царица Савская, правительница отдалённого Сабейского царства, услышав о мудрости и славе Соломона, прибыла «в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всём, что было у неё на сердце. И объяснил ей Соломон все слова её, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей»8. И царица нашла его ещё более мудрым и богатым, нежели его представляла молва.

Имя Соломона неразрывно связано с Иерусалимом, превращённым им в один из самых красивых и богатых городов своей эпохи. «В Иерусалиме скапливалось так много драгоценных металлов, что золото и серебро, по библейскому выражению, сделались как бы равноценными простому камню»9.

Царём Соломоном был построен легендарный Иерусалимский храм, куда была перенесена святыня еврейского народа — Ковчег со Скрижалями Завета. Процесс постройки храма и его убранство красочно и подробно описаны в Третьей книге Царств. Храм был воздвигнут на священной горе Мориа, которая была указана ещё его отцу — царю Давиду.

Впоследствии это грандиозное сооружение было разрушено, построен новый, Второй храм, который постигла та же участь. Сегодня об этом величественном сооружении «напоминает лишь сохранившаяся часть западной стены длиной 156 метров, окружавшей Храмовую гору»10. Она называется Стеной Плача и является местом паломничества в Иерусалиме.

Самая большая загадка, как считается, связана со словами: «Когда строился Храм, на строение употребляемы были обтёсанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в Храме при строении его»11. Легенды рассказывают, что и ангелы помогали царю при строительстве — чудесным образом тяжёлые камни сами поднимались наверх и ложились на нужное место.

В Письмах Е.И. Рерих читаем: «Джинны — духи стихий. Во всех восточных, особенно арабских, сказках джинны служат волшебникам, сумевшим их обуздать. Так, по преданию, и храм Соломона был построен джиннами. Каждое предание в основе имеет известную долю истины, так в жизни именно враги или служители тьмы помогают вознести начинания Света. Законы во всём одинаковы»12.

Н.К. Рерих писал: «...Великому Соломону даже муравьи помогали строить храм. От великих джиннов, духов воздуха и огня, до муравьёв — всё служило строению. В неустанной молитве царь Соломон безостановочно управлял силами природы для создания чудесного храма. Когда истощились силы царя, и он знал, что приблизилось время отхода в другой мир, он оставил завет джиннам без него докончить постройку. Но буйные стихийные духи дали ответ, что они повинуются царю Соломону лишь здесь, на земле, и без него они свободны от заклятия. И укрепился духом царь Соломон, и, опершись на посох, он остался в храме, призывая все силы к работе. Тут же и отошёл он, но тело его осталось неподвижным и непреклонным, чтобы не отлетели буйные джинны. (...) ...И напрягали все усилия довершить строение. И окончен храм, но Владыка недвижим. Кто же решился нарушить его устремление? Но самый меньший из сотрудников царя — муравей начал подтачивать царский посох, и когда было переточено дерево, пало тело царя, и все увидели, что дух его отошёл, но остался Великий храм»13.

Согласно одной из легенд, Соломон три года провёл в скитаниях, будучи коварно изгнанным с трона египетским жрецом Асмодеем. «Свой перстень с чудесным камнем, в котором была заложена основа мира, царь Соломон оставляет на хранение жене своей, царевне Египта. Но хитёр и искусен Египетский жрец, прибывший с царевной. Он меняет голос и облик и под видом царя овладевает перстнем. А сам Владыка обречён на долгие годы скитания, пока снова истина не восстановлена»14. По мнению некоторых исследователей, духовные поиски этого тяжёлого периода отражены в Книге Екклесиаста (Экклезиаста).

Традиционно считается, что Соломону принадлежит авторство трёх ветхозаветных книг: Книги Притчей Соломоновых, Екклесиаста и Песни Песней, а также нескольких псалмов. Книга Премудрости Соломона и Псалмы Соломона написаны гораздо позднее неизвестными авторами.

В Библии сказано о сочинении Соломоном 3000 притч, частично вошедших в текст Библии, и более 1000 песен. Удивительно, что столько веков прошло, но до сих пор мудрые мысли Соломона не теряют своей глубины и актуальности. Тексты Соломона за сотни лет несчётное количество раз переписывались, переводились на разные языки, множество исследователей занимались их толкованием, писали комментарии к ним.

Притчи, афоризмы и псалмы Соломона «отличаются той особенной простотой, которая понятна каждому и которая помогает передавать смысл сказанного, что называется, от сердца к сердцу»15.

Н.К. Рерих в очерке «Доспехи Света» говорит: «Вспомнив о значении творчества, человечество должно вспомнить и о языке сердца. Разве не этим языком созданы Притчи Соломона... ...Все заветы ведут не к разделению, не к ограничению, не к одичанию, но к восхождению, и укреплению, и очищению духа!»16.

Приведём некоторые изречения из Книги Притчей: «Примите учение моё, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею»17. «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен»18. «Скажи мудрости: "Ты сестра моя!" и разум назови родным твоим»19.

Книга Екклесиаста заметно отличается от остальных книг Ветхого Завета образом мыслей автора. Она оказывала большое влияние на умы читателей на протяжении многих столетий, являясь одной из самых популярных книг древности, о чём свидетельствуют многочисленные сохранившиеся переводы. Екклесиаст описывает картину жизни как вечного круговорота Вселенной и человека, говорит, что всё это уже было под солнцем. Много в Екклесиасте прекрасных и мудрых уроков, много назидательных советов, правил и наставлений.

«Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать; ...время разрушать и время строить; время плакать и время смеяться; ...время разбрасывать камни и время собирать камни; ...время молчать и время говорить; ...время войне и время миру»20.

Песнь Песней Соломона входит в число канонических книг Ветхого Завета. Это одна из самых лирических и драматических ветхозаветных историй, вдохновившая на создание многих шедевров мирового искусства. Надо отметить, что воззрения иудеев и христианской церкви на Песнь Песней едины — это признание в ней аллегории с высшим религиозным смыслом. «...По церковному разумению, Песнь Песней есть наивысшее из всех ветхозаветных пророчеств о Мессии, даже как бы не пророчество, а историческое изображение Христа, воплотившегося, вочеловечившегося и совершающего дело спасения человечества»21. Толкование Песни Песней оставил христианский святой Амвросий Медиоланский, живший в IV веке. По его мнению, «Суламита... есть аллегорический образ Богоматери»22. В Учении Живой Этики, в книге «Зов», мы находим ещё одно толкование легендарного образа из Песни Песней: «...Символом Суламифи... был показан Символ нечеловеческой правды...»23

Картины жизни и деяний Соломона часто изображались на витражах средневековых храмов, миниатюрах византийских рукописей, живописных полотнах художников и в многочисленных произведениях литераторов. А словосочетание «соломоново решение» уже множество веков существует как крылатое выражение.

Н.К. Рерих писал: «И разве великое имя царя Соломона не является символом целой огромнейшей психологии»24, символом несокрушимости и созидания.

В философии Соломона, «предписывающей миру незыблемость и цикличность независимо от человеческих страстей и желаний, и сейчас могут найти успокоение ищущие и сомневающиеся»25.

В одной из книг Живой Этики приводится такое высказывание Соломона: «Поставлю тебя на распутье и сделаю тебя молчащим и недвижимым, и перед тобою пойдут знаки событий. Так умеришь человеческое любопытство, так заглянешь в суждённое течение потока, ибо поверх человеческого мышления несётся мысль мира»26.

Во многих легендах упоминается загадочная чаша, принадлежавшая Соломону. Слова одного из сказаний приводит Н.К. Рерих: «Велика чаша Соломона, сделана из драгоценного камня. В ней написаны три стиха самарейскими письменами, и никто истолковать их не может»27.

Е.П. Блаватская писала: «В отношении... изу­мительного искусства [древности] имитировать драгоценные камни лектор упоминает "знаменитую вазу Генуэзского Собора", которую в течение долгих веков считали сделанной из "монолитного изумруда". (...) Впоследствии было обнаружено, что это не изумруд, а имитация. ...Учёным пришлось признать, что это не был камень, но что это такое — они не знают»28. «...Легенда гласит... что она была одною из тех драгоценностей, которую царица Савская преподнесла Соломону, и что это была та подлинная чаша, из которой Спаситель пил на Тайной Вечере»29.

Существует также много легенд о кольце царя Соломона и о связи кольца с Камнем — Сокровищем Мира, которым владел Соломон. В Учении Живой Этики сказано, что историческое сведение о почитании Соломоном особого аэролита имеет научное основание.

В книге «Криптограммы Востока» этот чудесный Камень назван «даром Ориона». «Уроил-Зена, дух воздуха, принёс царю Соломону Камень. Воскликнул дух на чуткое ухо: "Повелением Господа Сил вручаю тебе Сокровище Мира!" "Добро", — сказал царь и отнёс Камень во храм. Однако нашло мышление сохранить часть Сокровища на себе. Призвал царь Ефрема из колена Иудина, златоковача, и указал отбить часть Камня, и взять чистого серебра, и сковать перстень, и начертать на Камне чашу мудрости, пламенем просиявшую. Думал царь не расстаться с Сокровищем...»30

И ещё сказано в «Криптограммах Востока»: «Когда Сын Солнца сошёл на землю научить народы, с неба упал щит, который носил силу мира. (...) Говорят — царь Соломон вынул внутреннюю часть Камня для перстня»31. Ещё одна легенда гласит, что Бог послал к Соломону Архангела Михаила и тот вручил ему кольцо, на котором была вырезана Печать Бога, дающая власть над могучими стихийными духами — джиннами. С их помощью он и построил Великий Храм.

«Царь Соломон... по словам историка Иосифа [Флавия], приобрёл своё тайноведение в Индии через Хирама, царя Офира, — пишет Е.П. Блаватская. — Его кольцо, общеизвестное под названием "печати Соломона", знаменитое своею властью над разного рода гениями и демонами во всех популярных легендах, тоже индийского происхождения»32.

У Е.П. Блаватской в «Тайной Доктрине» есть объяснение символа, изображённого на кольце Соломона: «"Шесть Направлений Пространства" означают здесь "Двойной Треугольник", соединение и слияние чистого Духа и Материи... символами которых являются Треугольники. Этот двойной Треугольник есть знак Вишну; это есть Соломонова Печать...»33

Много в Азии преданий о царе Соломоне, и как порой неожиданны они! Так, одна из сказок «повествует, что был у Соломона и ковёр-самолёт, причём такой большой, что при желании на нём можно было поместить целую армию. Любил Соломон путешествовать на этом ковре вместе с четырьмя своими друзьями и подданными...»34.

«Соломон уже пользовался летательным аппаратом»35, — сказано в книге «Надземное». «Урусвати знает, что атлантам было ведомо воздухоплавание. (...) Малое сведение о Соломоне и его летающем корабле осталось в виде сказки, так же как и сказка о ковре-самолёте. (...) Лучшая действительность для невежд — сказка»36.

В книге Н.К. Рериха «Алтай — Гималаи» читаем: «Ни в одной песне не сказывается, отчего гора "Трон Соломона" носит это имя. Ведь это место очень древнее. Ещё Джанака, сын Ашоки, утвердил там один из первых буддийских храмов. Через семь веков храм был перестроен и посвящён Махадеве... Но откуда имя Соломона? Имя Соломона гора получила от легенды, что Соломон, желая скрываться от условностей царской жизни и тягостей двора, на ковре-самолёте с любимой женою переносился на эту гору. Опять упоминание о "летательном аппарате" Соломона. Такая же гора в Туркестане и Персии»37. «У города Ош ещё есть гора Соломона. Даже сохранились ямки, где на коленях Соломон молился»38, — записано Рерихом в путевом дневнике.

«До сих пор по просторам Азии летает царь Соломон на своём чудесном летательном приборе. Многие горы Азии увенчаны или развалинами, или камнем с отпечатками ступни великого царя, или отпечатками колен его, следами длительной молитвы. Это всё так называемые троны Соломона. Великий царь прилетал на эти горы молиться. На эти высоты он уходил от тягот царствия для возвышения Духа. Горы Соломона, тайники сокровищ Соломона, Премудрость Соломона, таинственная власть перстня Соломона, Соломонова печать с познанием света и тьмы — кому же другому столько удивления и почтения принесла Азия?

Самые таинственные предметы и образы связаны с именем Соломона. Самые оккультные из птиц считаются удоды, и эта птичка также связана легендою с царём Соломоном. (...) И другие животные служили царю. (...) Но не заоблачный Владыка царь Соломон. Он сходит к народу и, подобно другим Владыкам Востока, изменив платье, мешается в толпах, чтобы знать все тайны жизни. (...) Так всё необыкновенное, необычайное связывают народы Востока с царём Соломоном. Он восходил на горы — он спускался под землю, он встречал царей и исчезал в народных толпах. (...)

На горе Мориа сокровищница Соломона. Но не только во Храмах мудрые Соломоновы знаки. По указаниям Библии открыл инженер Хаммон в Родезии богатейшие рудники Соломона. И Соломонова звезда сохранила для математиков ценнейшие соображения. "И это пройдёт!" Так ободрил мятущееся человечество царь Соломон. И вечна в красоте своей "Песнь песней"»39.

Несмотря на великую мудрость Соломона, его жизнь не была спокойной. Были и враги, и предатели. Особенно опасным врагом Соломона был его подданный Иеровоам, по вине которого произошло разделение монархии на два царства — Иудейское и Израильское. Иеровоам был избран первым царём нового Израильского царства. Правителем же Иудейского царства стал сын Соломона — Ровоам.

Так последние годы мирного царствования Соломона были омрачены восстаниями подчинённых народов. Библия в качестве главной причины раскола объединённого Израильского царства называет гнев Всевышнего за грехи Соломона, и прежде всего его потворство культам языческих богов. Как писал Н.К. Рерих, «осталось непонятым стремление Соломона к Единому Храму, приютившему все прочие проявления молений»40.

У Елены Ивановны Рерих читаем о Соломоне: «Когда высокий Дух приходит на Землю для выполнения определённого задания, Он ничем не должен отличаться от смертных, и потому Он принимает на себя и все условия и обычаи данного времени и народа. В этом и заключается великое самоотвержение. (...) Но не бросается ли Вам в глаза... насколько всё приписываемое Ему находится в резком противоречии с Книгою Притчей Соломоновых и Екклесиастом? О Соломоне иначе как о мученике никогда не говорилось ни одним из Великих Учителей»41. И ещё из Писем Елены Ивановны: «..."И это пройдёт", можно вспомнить это мудрое изречение великого Царя, оно мне очень близко, в нём и мужество, и надежда, и великое терпение»42.

Есть ряд историков, исследователей, которые подвергают сомнению или же вообще отрицают реальность существования Соломона на том основании, что источником сведений о его жизни и правлении является Библия.

Царь Соломон понимал, что, «как бы ни был он велик сейчас во славе своей, настанет день — он уйдёт из мира, память о многих его деяниях сотрётся, и люди будут спорить, жил ли он вообще когда-нибудь на свете...»43.

«Конечно, Соломон — вполне историческая личность. Также и Храм Соломона не миф»44, — утверждала Е.И. Рерих. Она писала: «Соломон — не только живой Образ, но один из Величайших»45.


1 Листы Сада Мории. Зов. 28.09.1922.

2 Александр Павлович Лопухин (1852 – 1904) — русский православный церковный писатель, переводчик, библеист, богослов, исследователь и толкователь Священного Писания.

3 Семён Маркович Дубнов (1860 – 1941) — российский историк, публицист, общественный деятель.

4 Нафан — библейский пророк, живший во времена царей Давида и Соломона.

5 Третья книга Царств. 3: 9 – 12.

6 Там же. 4: 30.

7 Люкимсон П. Царь Соломон. М., 2012. С. 103 (Серия: Жизнь замечательных людей).

8 Третья книга Царств. 10: 2 – 3.

9 Соломон. М., 2016. С. 11 (Серия: Мудрецы Востока).

10 Там же. С. 153.

11 Третья книга Царств. 6: 7.

12 Письма Елены Рерих. Т. 2. Новосибирск, 2019. С. 412 (23.11.1937).

13 Рерих Н.К. Царь Соломон // Шамбала. М., 1994. С. 172 (Большая Рериховская библиотека).

14 Там же. С. 172.

15 Соломон. С. 7.

16 Рерих Н.К. Доспехи Света // Химават. Самара, 1995. С. 95.

17 Соломон. С. 70.

18 Там же. С. 71.

19 Там же. С. 53.

20 Соломон. С. 131.

21 Там же. С. 156.

22 Там же. С. 155.

23 Листы Сада Мории. Зов. 23.09.1922.

24 Рерих Н.К. Душа народов // Душа народов. М., 1995. С. 47 (Малая Рериховская библиотека).

25 Соломон. С. 7.

26 Агни Йога. 123.

27 Рерих Н.К. Сердце Азии. Новосибирск, 2008. С. 116.

28 Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. Т. 1. М., 1993. С. 666.

29 Там же.

30 Легенда о Камне // Криптограммы Востока. Новосибирск, 2017. С. 132.

31 Там же. С. 135.

32 Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. Т. 1. С. 209.

33 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 1. Рига, 1937. С. 168.

34 Люкимсон П. Царь Соломон. С. 73.

35 Надземное. 121.

36 Там же. 556.

37 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. Новосибирск, 2014. С. 93.

38 Там же. С. 252.

39 Рерих Н.К. Царь Соломон. С. 171 – 173.

40 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 61 – 62.

41 Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М., 2006. С. 292 (08.12.1938).

42 Там же. Т. 7. М., 2007. С. 202 (12.12.1944).

43 Люкимсон П. Царь Соломон. С. 76.

44 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М., 2001. С. 650 (18.11.1935).

45 Там же. Т. 7. С. 202 (12.12.1944).


Н.Д. СПИРИНА

СОЛОМОН

За мудрость и знанье его прославляли,
Но он отвечал на приветственный хор,
Что многая мудрость приводит к печали
И многому знанью сопутствует скорбь.

И всё суета и томление духа —
Так он говорил про утехи земли.
Прельщения плоти, веселье досуга
Его от Небес отдалить не могли.

Был блеск и богатство, могущество трона,
Всемирная слава, хвала и почёт...
И было кольцо у царя Соломона,
На нём была надпись: «И это пройдёт».

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Имена, вошедшие в историю эволюции человечества