Мысли на каждый день

Лишь в бою и в час нужды проявляем мы свою истинную сущность.

Рерих Е.И. Письмо от 12.11.1935

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

СТУПЕНИ ОСОЗНАНИЯ

Автор: Лотов В.И.  



Теги статьи:  Живая Этика

В.И.ЛОТОВ, доктор ф.-м.н., профессор Института математики им. С.Л.Соболева СО РАН, Новосибирск

 Сегодня мы говорим о творческом наследии семьи Рерихов. Оно глубоко и многогранно; велик вклад Рерихов в мировую культуру, изобразительное искусство, археологию, востоковедение, — об этом написано много трудов и ещё будет немало исследований. Эта часть Рериховского наследия, несомненно, является заметным вкладом в культуру, науку, искусство двадцатого столетия; она получила большую известность и международное признание ещё в первой половине двадцатого столетия.

Однако имеется ещё и другая часть Рериховского наследия. Она относится к области эзотерических знаний и потому долгое время была закрыта для распространения в нашей стране. Только в последние 10 – 15 лет мы в полной мере смогли ознакомиться с вышедшими из-под пера Елены Ивановны Рерих четырнадцатью книгами Учения Живой Этики, а также с изданиями её писем. Разумеется, современная наука ещё не готова воспринять эзотерические знания и тем более не готова отнести их к разряду научных знаний. Однако знакомство с Учением приводит к осознанию того, что именно оно стоит в центре Рериховского наследия, что все члены этой великой семьи, каждый по-своему, утверждали в жизни основы Учения.

Оценить всю глубину Учения Живой Этики невозможно. Каждый отрезок времени, переживаемый нами, даёт новые штрихи к осознанию значения этого великого Учения. Мы хотим поговорить о его значении в наши дни.

Великий Учитель Будда говорил: «Каждое мгновение имеет свою необходимость, и это называется справедливостью действия».

Как понять необходимость того времени, которое мы переживаем?

Разумеется, вопрос этот сложен, и значение происходящего со всё большей полнотой будет осознаваться только в будущем, однако некоторые грани происходящего процесса мы уже в состоянии подметить и обсудить сейчас.

Наша страна переживает трудное время. Трудное для культуры, трудное для науки. Весь двадцатый век прошёл в поисках оптимальных форм собственности. Он начался расцветом частной собственности, затем революция привела к её отмене, а в конце столетия опять произошёл возврат к частному владению. Мы прошли вперёд и назад по шкале различных форм собственности, но счастье и процветание остались ненайденными. Однако пройденный урок всё более наводит на мысль: путь к процветанию надо искать, двигаясь совсем по другой шкале, по другой координате. Не по шкале совершенствования материальных отношений, а по шкале духовного роста. И к осознанию этого приходит всё большее число людей, — сама действительность подталкивает нас к этому. В этом можно усмотреть необходимость нашего времени и тех трудностей, которые мы переживаем. Становится ясно, что без развития культуры, без утверждения нравственных основ в жизни невозможны прогресс и благополучие в обществе. Разумеется, не все и не сразу придут к этому выводу, но многие.

Назовём условно это первой ступенью осознания.

Далее неизбежно приходит следующая ступень осознания: становится ясно, что нравственность невозможно ввести законодательно, административным путём.

Какими бы строгими и совершенными ни были законы, — люди, желающие их нарушить, всегда найдутся и отыщут способ, как это сделать. Не даёт результата навязывание одним человеком тех или иных норм поведения другому человеку.

Приходит осознание того, что всё, что может сделать человек в этом направлении, — это попытаться самому сделаться чуть лучше. Стать менее эгоистичным, более доброжелательным, делающим чуть больше добрых и нужных дел для других — словом, утверждать в себе те известные качества, которые характеризуют более высокую степень духовного развития человека. Этот процесс духовного роста важен не только для конкретного человека, вместе с ним неизбежно будут меняться к лучшему и окружающие его близкие люди.

Понимать всё это могут многие, но от понимания до воплощения в жизнь ещё очень далеко. У человека может быть много целей в жизни, и все они кажутся важными; о нравственном совершенствовании вроде бы тоже не следует забывать, вот только руки не доходят, что-то постоянно отвлекает, и т.д. и т.п. Поэтому следующий шаг, который мы особо выделим, — это осознание человеком того, что духовный рост на самом деле и является главной целью человеческого существования. Эта ступень осознания трудна, она связана с переоценкой жизненных ценностей. Для восхождения на эту ступень современному человеку необходимо утвердиться в понимании целесообразности этого процесса. И вот здесь, на этом этапе, нужна доктрина, расширяющая сознание человека, объясняющая смысл человеческого существования и утверждающая нравственное совершенствование как основную цель, зовущая вперёд, к свету.

Для того чтобы человек сознательно и неуклонно шёл по этому пути, нужна преданность этой доктрине, понимание её умом и принятие её сердцем. Такой доктриной явилось Учение Живой Этики.

Учение явлено ко времени. Оно синтезирует сущность всех религий, философий и науки, объединяет и выводит на новую ступень все эзотерические знания, которые давались человечеству в разные эпохи.

В отличие от многих, если не всех предшествующих эзотерических учений, Живая Этика объясняет, зачем нужно стремиться к духовному росту. Объясняется это не с помощью малопонятных терминов «рай» и «ад», а исходя из необходимости следования эволюционному процессу; Учение раскрывает суть этого эволюционного процесса и делает это на языке, понятном любому образованному человеку. Это, на самом деле, язык науки: здесь используются понятия эволюции, энергии, различных форм материи, законы развития по спирали, закон единства и борьбы противоположностей, закон притяжения родственных энергий и многие другие. Да и построено Учение как научная теория: оно основывается на ключевых принципах, которых не так уж много. Они образуют стройную, логически непротиворечивую систему постулатов (как в математике), из которых потом выводятся все остальные положения с помощью логики рассуждений.

Часть этих постулатов признаётся всеми; одни уже получили экспериментальное подтверждение, другие пока предлагается принять на веру, но они вполне логичны, естественны и не противоречат здравому смыслу. Жизнь подтверждает эти постулаты каждым своим днём, желающий видеть это непременно увидит.

Учение даёт более широкую картину мироздания по сравнению с той, что принята современной наукой. Наряду с уже известными и в какой-то степени изученными формами существования материи Учение постулирует наличие более тонких, не видимых нам форм материи и более тонких энергий, а также сообщает о ряде свойств этих форм материи и энергии. Это предлагается принимать отчасти на веру, так как современная наука пока ещё только робко высказывает предположение о том, что космическое пространство заполнено большей частью какой-то неизвестного вида материей, и о том, что всей эволюцией видимого физического мира управляет какая-то, пока ещё не известная науке, энергия.

Учение сообщает человечеству много неизвестных науке фактов о строении космоса, о происходящих в нём энергетических процессах и динамике его развития, об истории развития человеческой цивилизации и многое другое.

Учение утверждает, что всё, что существует в космосе, находится в процессе постоянной и непреложной эволюции. Этот тезис для многих выглядит вполне естественным и понятным, однако далее следует разъяснение того, в чём же состоит процесс эволюции. И здесь оказывается, что Учение рассматривает эволюцию совсем не как привычное нам развитие тех или иных материальных, видимых форм жизни, а как процесс формирования, развития и совершенствования прежде всего не видимых нам тонкоматериальных структур. Разумеется, их развитие неизбежно повлечёт соответствующие изменения видимых форм, но это будет уже следствием.

Человек тоже является частью эволюционного процесса. Он, как и всё в космосе, состоит из разных форм материи, видимых и невидимых. Эволюция человека состоит в перенесении жизненной активности в сферы более тонких материй и энергий, в продвижении всё выше по шкале утончения энергий, — а это как раз и соответствует духовному росту. Творческий труд на благо других людей, искусство, любовь и сострадание, способность к самопожертвованию во имя других — всё это является продуктом деятельности высших энергий в человеке и должно развиваться в соответствии с эволюционным процессом. Развивая в себе эти и подобные высшие качества, человек переносит тем самым свою деятельность в диапазон более высоких энергий и более тонких форм материи (материя и энергия тесно связаны друг с другом, это хорошо известно).

Учение вселяет в человека оптимизм и надежду; оно утверждает, что человеческая жизнь не кончается с физической смертью, его тонкоматериальная структура продолжает жить и развиваться, в том числе с помощью последовательных воплощений, и этот процесс бесконечен. Иначе и быть не может, ведь эволюция человека потеряет смысл, если жизнь ограничена во времени. По мере достижения всё новых ступеней развития духа, человек обретает также новые способности, его мощь возрастает.

Эволюционному восхождению человека нет предела. Ошибочно считать, что достигнутая современным человеком ступень развития является венцом эволюции.

Учение нас учит тому, какие ценности являются истинными, а какие — иллюзорными.

Учение объясняет человеку причины всех его бед и невзгод и даёт ключ к пониманию того, как сделать жизнь лучше.

Учение утверждает творческий труд как основу эволюционного развития человека.

Учение подсказывает человечеству, что община является единственным путём эволюционного процесса.

Учение указывает на значение сердца.

Учение указывает на существование единой всеначальной энергии, овладение которой является ближайшей целью эволюции.

Учение даёт сокровенное знание об Иерархии Светлых Сил и зовёт человечество подниматься со ступени на ступень в своём восхождении к свету.

Учение указывает на ведущую роль России на данном отрезке эволюционного развития.

Принятие человеком Учения Живой Этики — ступень непростая. Но ещё труднее жить каждый день по Учению. Учение призывает нас не терять ни мгновения.

«Столько надо достичь и столь многое в себе усовершенствовать, что буквально каждое мгновение жизни можно использовать целесообразно и плодоносно. Все чувства нуждаются в обострении и в овладении ими, все качества в росте и усилении, все негодные привычки — в искоренении. Столько работы над собою и столько её впереди, что трудно представить себе, что, это осознавая, можно останавливаться из-за незнания лучшего пути, когда яро полезен каждый шаг по правильному направлению»1.

Разумеется, для сознательной и упорной работы над собой необходима соответствующая устремлённость. Учение Живой Этики придаёт огромное значение этому фактору, связывая устремление с наличием в человеке той самой всеначальной энергии, овладение которой и является одной из ближайших задач эволюционного развития.

«Устремление — ладья Архата. Устремление — единорог явленный. Устремление — ключ от всех пещер. Устремление — крыло орла. Устремление — луч солнца. Устремление — кольчуга сердца. Устремление — цветок лотоса. Устремление — книга будущего. Устремление — мир явленный. Устремление — число звёзд»2.

В образной форме эти строки Учения показывают нам всю мощь устремления, если оно явлено.

Закончим наше сообщение ещё одной выдержкой из «Граней Агни Йоги».

«Ценно каждое мгновение жизни земной, если оно целеустремлённо и в соответствии с тем, ради чего дух воплощён на Земле. Сами по себе, как самоцель, все земные дела человека лишены смысла. Но как необходимое и неизбежное условие эволюции духа они оправданны, нужны и ценны необычайно. Жизнь — это школа. Каждое мгновение её может быть использовано весьма плодотворно. Нет действий бездумных или бесцельных, следствий не приносящих. Когда каждый шаг человека осмыслен целью, к которой он продвигается, тогда правилен путь. Путником Великого Пути Мы Называем человека. И где бы он ни был и в какие бы условия ни поставила его жизнь и карма прошлого, цель всегда перед ним, и возможно всегда двигаться неуклонно к этой цели как в большом, так и в малом, то есть во всех своих действиях. Перенос целеустремлённости жизни с обычных её установок на необычные, то есть на устремление к постижению сокровенного смысла бытия человека на Земле и в мирах во всех своих оболочках, и будет единственным правильным решением проблемы существования человека в мире земном и Надземном»3.

 


1 Грани Агни Йоги. IV. 169.
2 Община. 55.
3 Грани Агни Йоги. VI. 508.


Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Доклады